Источники римского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 13:47, курсовая работа

Краткое описание

Римское право - это система права, сложившаяся в наиболее развитом государстве древнего мира - Древнем Риме, и ставшая основной для правовых систем большинства современных европейских государств. Римское право с полным основанием занимает видное место в ряду юридических дисциплин. Соответственно история возникновения римского права – первое с чего начинается его изучение. Без нее римское право его последней стадии, римское право Юстиниановского Свода (то есть название «чистое римское право»), а тем более римское право Новой Европы (то есть название «современное римское право») было бы абсолютно непонятно.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3

1. Исторические системы развития римского права…………………………...8

1.1 Квиритское право……………………………………………………………….8

1.2 Преторское право…………………………………………………………...…..9

1.3 Право народов…………………………………………………………………..10

2. Источники римского права………………………………………………...…..13

2.1 Обычное право. ………………………………………………………………..13

2.2 Законы…………………………………………………………………………..16

2.3 Деятельность юристов……………………………………………………......18

2.4 Сенатусконсульты. Конституции…………………………………………...20

2.5 Эдикты магистратов…………………………………………………………..21

3. Кодификация римского права. Кодексы…………………………………….23

4. Кодификация Юстиниана……………………………………………………..25

5. Постановление императора……………………………………………………29

Заключение…………………………………………………………………………30

Список использованной литературы……………………………………………32

Приложение 1……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа ''Римское право''.doc

— 276.00 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

По курсу: “История государства и права зарубежных стран”

 

 

На тему: “Источники римского права”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                         Выполнил: Абашин Вячеслав Викторович

 

                                                               Специальности: Юриспруденция

  

                                                                           Проверил: канд.юридич.наук, доцент

                                                                               Придаткин Александр Васильевич

                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2012

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

По курсу: “История государства и права зарубежных стран”

 

 

На тему: “Источники римского права”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                         Выполнил: Абашин Вячеслав Викторович

 

                                                                       Специальности: Юриспруденция

  

                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2012

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………3

 

1. Исторические  системы развития римского права…………………………...8

 

1.1 Квиритское  право……………………………………………………………….8

 

1.2 Преторское  право…………………………………………………………...…..9

 

1.3 Право народов…………………………………………………………………..10

 

2. Источники  римского права………………………………………………...…..13

 

2.1 Обычное  право. ………………………………………………………………..13

 

2.2 Законы…………………………………………………………………………..16

 

2.3 Деятельность юристов……………………………………………………......18

 

2.4 Сенатусконсульты. Конституции…………………………………………...20

 

2.5 Эдикты магистратов…………………………………………………………..21

 

3. Кодификация  римского права. Кодексы…………………………………….23

 

4. Кодификация  Юстиниана……………………………………………………..25

 

5. Постановление императора……………………………………………………29

 

Заключение…………………………………………………………………………30

 

Список использованной литературы……………………………………………32

 

Приложение 1……………………………………………………………………….33

Введение

 

Римское право - это система права, сложившаяся в наиболее развитом государстве древнего мира - Древнем Риме, и ставшая основной для правовых систем большинства современных европейских государств. Римское право с полным основанием занимает видное место в ряду юридических дисциплин. Соответственно история возникновения римского права – первое с чего начинается его изучение. Без нее римское право его последней стадии, римское право Юстиниановского Свода (то есть название «чистое римское право»), а тем более римское право Новой Европы (то есть название «современное римское право») было бы абсолютно непонятно.

Актуальность  темы определяется тем, что римское право приобрело общечеловеческую ценность тем, что оно постепенно из национального права одной народности превратилось в универсальное, общее право всего античного мира. С этой точки зрения исследование процесса данного превращения и составляет главнейшую общую задачу истории римского права.

Историческая судьба римского права стала фундаментом  правового развития народов континентальной  Европы. Явившись базисом, на котором веками формировалась юридическая мысль, римское право изучается и теперь, как теория гражданского права, как правовая система.

Цель данной работы - выявить источники познания римского права. Для ее достижения необходимо решить следующие задачи: ознакомиться с понятием римского частного права, изучить его исторические системы, определить виды источников частного права, рассмотреть проект кодификации римского права. На всем протяжении истории общества не встречается другой системы частного права, достигшей такой детализации и столь высокого уровня юридической формы и юридической техники, как римское частное право. Римское частное право является предельным выражением индивидуализма и наибольшей свободы правового самоопределения имущих слоев свободного населения. К началу нашей эры уже давно исчезли пережитки первобытно - общинного строя, проявления семейной общности имущества. В центре частного права стоит единоличный субъект собственности, самостоятельно выступающий в обороте и единолично несущий ответственность за свои действия. Индивидуализм в римском частном праве - это индивидуализм домохозяина, рабовладельца, ведущего хозяйство и сталкивающегося на рынке с другими такими же хозяевами. Последовательное проведение этих начал, имеющих огромную ценность для господствующего класса общества, основанного на эксплуатации, сочеталось в Риме с находящейся на весьма высоком уровне формой выражения юридических норм.

 

 

-3- 

Точность формулировок, ясность построения и аргументации и глубокая жизненность, конкретность и практичность права и вместе с тем полное соответствие всех юридических выводов интересам господствующего класса - все это является отличительными признаками частного римского права. Недаром многие римские юридические выражения и формулы перешли в века. Римское право занимает в истории человечества совершенно исключительное место: оно пережило создавший его народ и дважды покорило себе мир.

Зародилось оно в далекой глубине времен - тогда, когда Рим представлял еще едва заметное пятно на территории земного шара, маленькую общину среди многих других подобных же общин средней Италии. Как и весь примитивный склад жизни этой общины, римское право являло собою тогда несложную, во многом архаическую систему, проникнутую патриархальным и узко-национальным характером. И если бы оно осталось на этой стадии, оно, конечно, было бы давным-давно затеряно в архивах истории.

Но судьба вела Рим  к иному будущему. Борясь за свое существование, маленькая государство Рим постепенно растет, поглощая в себе другие соседние государства, и крепнет в своей внутренней организации. Чем далее, тем все более и более расширяется ее территория, распространяется на всю Италию, захватывает близлежащие острова, перебрасывается на все побережья Средиземного моря, - и на сцене истории появляется огромное государство, объединяющее под своею властью почти весь тогдашний культурный мир. Рим стал синонимом мира. Вместе с тем Рим изменяется и внутренне: старый патриархальный строй рушится, примитивное натуральное хозяйство заменяется сложными экономическими отношениями, унаследованные от древности социальные перегородки стесняют. Новая жизнь требует наивысшего напряжения всех сил, всех способностей каждого отдельного индивида. В соответствии с этим римское право меняет свой характер, перестраиваясь по началам индивидуализма: свобода личности, свобода собственности, свобода договоров и завещаний делаются его краеугольными камнями. Отношения военные и политические приводят Рим и к сношениям экономическим.

Между тем, еще задолго  до появления Рима на сцене всемирной истории на побережьях Средиземного моря шел оживленный международный торговый обмен: Египет, Финикия, Греция, Карфаген давно уже находились друг с другом в постоянных торговых отношениях. Рим неизбежно втягивался в этот международный оборот, и по мере того, как он делался центром политической жизни мира, он становился также центром мирового торгового оборота.

На его территории непрерывно завязывались бесконечные  деловые отношения, в которых  принимали участие торговцы разных национальностей; римские магистраты должны были

 

 

-4-

разбирать споры, возникающие  из этих отношений, должны были вырабатывать нормы для разрешения этих споров. Старое римское национальное право  для этой цели не годилось; необходимо было новое право, которое было бы свободно от, всяких местных и национальных особенностей, которое могло бы одинаково удовлетворить римлянина и грека, египтянина и галла. Нужно было не какое-либо национальное право, а право всемирное, универсальное. И римское право проникается этим началом универсальности; оно впитывает в себя те обычаи международного оборота, которые до него веками вырабатывались в международных сношениях, и оно придает им юридическую ясность и прочность.

Так возникало то римское  право, которое стало затем общим  правом всего античного мира. По существу творцом этого права был, таким образом, весь мир. Рим же явился лишь тем лаборантом, который переработал рассеянные обычаи международного оборота и слил их в единое, поразительное по своей стройности, целое. Универсализм и индивидуализм - основные начала этого целого.

Мастерски разработанное  в деталях беспримерной юриспруденцией классического периода, римское  право нашло себе затем окончательное завершение в знаменитом своде - императора Юстиниана, и в таком виде было завещано новому миру.

Железный колосс, державший  в своих руках судьбы мира, дряхлел: разнообразные народности, входившие  в состав всемирного римского государства, тянулись в разные стороны; с границ напирали варвары - новые претенденты на активное участие в мировой истории.

Наступил момент, они  хлынули могучими потоками и затопили весь античный мир. Настала беспокойная  эпоха великого переселения народов, и кажется, что вся богатая  культура древности погибла навсегда, что порвались все связи между  старым и новым, что история вовсе зачеркивает страницы прошлого и начинает писать все заново.

Но это «кажется»  обманчиво. Ha некоторое время, действительно, ход общечеловеческого культурного  развития как будто приостанавливается; влившийся большою массой новый  человеческий материал нуждается в предварительной обработке. Несколько веков проходит в беспрерывных передвижениях новых народов, в их взаимных столкновениях; пришельцы еще не могут освоиться на новых местах, двигаются, устраиваются. Много ценного, конечно, погибает при этом из античной культуры, но не все. Мало-помалу беспокойный период переселения и устроения проходит. Новые народы начинают вести более или менее спокойную жизнь, развиваются, и еще через несколько столетий наступает момент, когда все, что было продумано и создано античным гением, делается понятным и ценным его наследникам. Наступает одно за другим возрождение античного права, античной культуры, античного искусства.

 

-5-

Естественное экономическое  развитие новых народов приводит их также мало-помалу к международным торговым отношениям. Снова, как в старом мире, на почве международного обмена сходятся друг с другом представители разных национальностей, и снова для регулирования этого обмена возникает нужда в едином общем праве, праве универсальном.

Снова экономический  прогресс требует освобождения личности от всяких феодальных, общинных и патриархальных пут, требует предоставления индивиду свободы деятельности, свободы самоопределения. И наследники вспоминают о заброшенном  ими завещании античного мира, о римском праве, и находят в нем как раз то, что было нужно.

Римское право делается предметом изучения; оно начинает применяться в судах; оно переходит  в местное и национальное законодательство, - совершается то, что носит название рецепции римского права.

Во многих местах «Свод Юстиниана» делается прямо законом. Римское право воскресло для новой жизни и во второй раз объединило мир. Все правовое развитие западной Европы идет под знаком римского права вплоть до настоящего времени: лишь со времени вступления в действие нового общегерманского гражданского уложения - лишь с 1 января 1900 г. исчезло формальное действие “Юстиниановского Cвода” в тех частях Германии, в которых оно еще сохранялось. Но материальное действие его не исчезло и теперь: все самое ценное из него перелито в параграфы и статьи современных кодексов и действует под именем этих последних.

Римское право определило не только практику, но и теорию.

Непрерывное многовековое изучение римского права, в особенности  остатков римской юридической литературы, формировало юридическое мышление Западной Европы и создавало сильный класс юристов, руководителей и деятельных помощников во всякой законодательной работе. Объединяя Европу на практике, римское право объединяло ее и в теоретических исканиях: юриспруденция французская работала все время об руку с юриспруденцией немецкой или итальянской, говорила с ней на одном и том же языке, искала разрешения одних и тех же проблем.

Так возникала на почве  римского права дружная общая  работа всей европейской юриспруденции, продолжавшая работу мыслителей античного мира: факел, зажженный каким-либо римским Юлианом или Папиньяном, через бесконечную цепь сменявшихся рук, дошел до современных ученых всех наций. Такова историческая судьба римского права.

Явившись синтезом всего юридического творчества античного мира, оно легло затем в качестве фундамента для правового развития новых народов, и в качестве такого фундамента, общего для всех народов Западной Европы, оно изучается повсеместно - в Германии, Франции, Италии, Англии и т. д.

Информация о работе Источники римского права