Кризис государственной власти и распад Советского Союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 20:03, курсовая работа

Краткое описание

Практический отказ в России в конце 80-х - начале 90-х годов XX века от господствующей до этого марксистко-ленинской идеологии и административно-командных методов управления экономикой и обществом, признание общечеловеческих ценностей и достижений мировой общественно-политической мысли, демократизация всего российского общества обозначили задачу переоценки прошлого опыта.
Актуальность исследования обусловлена социально-политическими преобразованиями российской государственности – ликвидацией советской системы государственного управления, распадом Советского Союза и, как следствие, созданием новых органов власти в РФ, то есть историко-политической динамикой, наблюдаемой в конце XX столетия в стране и радикальным образом изменившей российскую государственность в целом.

Содержание

1. Система государственного управления СССР в 80-е – 90-е г.г.

1.1. Государственное устройство по Конституции 1977 года.
1.2. Нарастание кризиса государственного управления СССР на рубеже 90-х годов
1.3. Попытки реанимирования советской системы

2. Распад Советского Союза и разрушение партийно-советской системы власти
2.1.Устранение КПСС из системы управления страной

2.2 Переход государственной власти в условиях распада СССР

2.3.Последствия распада СССР

Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая .ручная работа.doc

— 423.00 Кб (Скачать файл)
 
 

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ОБЛАСТНОЙ

УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ  ЭКОНОМИКИ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 

Кафедра социальных наук и  государственного управления 
 
 

       
 
 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА

     по  дисциплине: "История государственного управления"

     на  тему: 

     Кризис  государственного управления и распад Советского Союза 
 

Студентка 3 курса  34 учебной группы                       

 Добровольская  Анастасия Александровна

Научный руководитель: Бруз Владимир Виленович 
 
 

     Москва 2011

     Содержание 

      1. Система государственного управления СССР в 80-е – 90-е г.г. 

    1.1. Государственное устройство по Конституции 1977 года.

    1.2. Нарастание кризиса государственного управления СССР на рубеже 90-х годов

  1.3. Попытки реанимирования советской системы

 

2.   Распад Советского Союза и разрушение партийно-советской  системы  власти

     2.1.Устранение КПСС из  системы   управления  страной 

     2.2 Переход государственной власти в условиях распада СССР 

     2.3.Последствия распада СССР

      

     Заключение

     Список  использованной литературы

     Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Практический  отказ в России в конце 80-х - начале 90-х годов XX века от господствующей до этого марксистко-ленинской идеологии  и административно-командных методов управления экономикой и обществом, признание общечеловеческих ценностей и достижений мировой общественно-политической мысли, демократизация всего российского общества обозначили задачу переоценки прошлого опыта.

     Актуальность  исследования обусловлена социально-политическими  преобразованиями российской государственности – ликвидацией советской системы государственного управления, распадом  Советского Союза и, как следствие, созданием новых органов власти в РФ, то есть историко-политической динамикой, наблюдаемой в конце XX столетия в стране и радикальным образом изменившей российскую государственность в целом.

     В данной курсовой работе будет идти речь о выяснении объективных и субъективных причин кризиса государственного управления, явившихся одними из факторов, приведших к распаду СССР. Будет показано, что представляли собой высшие, центральные и местные органы государственного управления в СССР на рубеже 70-х - 80-х гг. ХХ в. Почему они оказались в состоянии кризиса. Какие меры в системе государственного управления были предприняты для выхода из кризиса во второй половине 80-х гг. Как это в конечном итоге связано с распадом СССР.

     Проблемам государственной власти в России посвящены многие современные исследования В.М. Баранова, В.М. Ведяхина, И.А. Исаева, Г.В. Мальцева, В.Е. Чиркина, Л.М. Энтина и целого ряда других ученых. Отдельным вопросам государственной власти посвящено значительное число теоретических работ, однако комплексных исследований трансформации государственной системы управления в России от советской к современной крайне мало.

     Объектом  исследования является система государственного управления в СССР в период с 1977 по 1991 года

     Предметом исследования является процесс трансформации  государственной системы управления, как следствие, приводящей к распаду СССР.

     Целью работы является теоретическое  осмысление кризиса государственного управления с конца70х, как процесса ликвидации советской системы государственного управления, распада Советского Союза.

       Цель данного исследования достигается  путем решения следующих задач:

     - охарактеризовать систему управления советским государством с конца 70х-начала 90х годов;

     - выявить особенности государственного управления в СССР в 1980-х гг.;

     - отразить процесс устранения КПСС из  системы   управления  страной;

     -показать  политические преобразования и процессы, оказавшие влияние на разложение системы управления СССР

     - обозначить основные аспекты  государственного управления после августа 1991 года;

     -отразить  последствия распада СССР

     При решении задач использовались современные методы научного познания. Опираясь на исторический и логический методы, использовались теоретические формы рассмотрения и изложения материала. Исследование проводилось на основе логической последовательности: от общего к частному, от предыдущего к последующему. Использовался также общенаучный метод анализа и синтеза. Это предопределило выбор системного подхода в качестве ведущего частнонаучного метода.

     Работа базируется на трудах истрориков, специализирующихся в области теории права и государства. Особый интерес представили работы, касающиеся трансформации системы государственного управления в 90х годах ХХ века, авторов Ковалева А.М., Косолапова Р.И., Кувалдина В., Пихоя Р.Г., Марковой Е.А., Ноздрачева А.Ф. и других.

     Структура работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования и состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка литературы, и 3х приложений 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.Система  государственного  управления СССР  в 80-е – 90-е  г.г. 
     
     

    1.1.Государственное устройство по конституции 1977 года.

Конституция законодательно зафиксировала построение в СССР общества «развитого социализма» и утверждала принципы общенародного государства.

В Конституции  законодательные функции закреплялись за Верховным Советом СССР, состоявшим из палаты Совета Союза и палаты Совета Национальностей.

Совет Национальностей состоял из 32-х депутатов от каждой союзной республики,  11-и  депутатов от  каждой  автономной республики,  5-и  депутатов от  каждой  автономной  области и по одному депутату от каждого автономного округа.2

 Совет Союза состоял из того же числа депутатов, что и Совет Национальностей, только избирался по избирательным округам с равной численностью населения. 

________________________________________________________________________________________________

  1А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина История России Учебник      Третье издание, переработанное и дополненное Москва 2008, с.-443.

     2  Конституция СССР 1977 года. Гл.15, статья 110.  

Верховный совет возглавлял всю стройную систему Советов сверху до низовых сельских и районных советов депутатов. Советы являлись органами общего руководства, а непосредственное управление осуществляли выборные исполнительные комитеты, которые непосредственно руководили хозяйственной, культурной жизнью, здравоохранением, образованием, органами МВД и т.д.

При Верховном  Совете был постоянно действующий  орган — Президиум Верховного Совета СССР. Президиум Верховного Совета СССР избирается из числа депутатов  в  составе  Председателя  Президиума  Верховного Совета, Первого заместителя Председателя, пятнадцати заместителей Председателя — по одному от каждой союзной республики.  Секретаря Президиума  и  двадцати одного члена Президиума Верховного Совета СССР.3

_______________________________________________________________________________________________________

Конституция СССР 1977 года, гл.15, ст. 120

 В  своей деятельности Президиум  толковал законы, издавал указы, организовывал работу постоянных комиссий, ратифицировал мирные договоры.

Согласно  статье 122,Конституции СССР от 1977 года, Президиум Верховного Совета СССР, выполнял следующие функции:

     1) назначает выборы в Верховный  Совет СССР;

     2) созывает сессии Верховного  Совета СССР;

     3) координирует  деятельность  постоянных   комиссий   палат Верховного Совета СССР;

     4) осуществляет  контроль  за соблюдением  Конституции СССР и обеспечивает соответствие конституций и законов союзных республик Конституции и законам СССР;

     5) дает толкование законов СССР;

     6) ратифицирует и денонсирует  международные договоры СССР;

     7) отменяет  постановления  и   распоряжения Совета Министров СССР   и   Советов   Министров   союзных   республик   в   случае несоответствия их закону;

     8) устанавливает  воинские  звания,  дипломатические ранги и иные специальные  звания; присваивает высшие  воинские  звания, дипломатические ранги и иные специальные звания;

     9) учреждает  ордена  и медали  СССР;  устанавливает почетные  звания СССР;  награждает орденами  и  медалями  СССР;  присваивает почетные звания СССР;

     10) принимает в гражданство СССР; решает вопросы о выходе из гражданства СССР и лишении  гражданства  СССР,  о  предоставлении убежища;

     11) издает  общесоюзные  акты  об  амнистии  и  осуществляет помилование;

     12) назначает и отзывает дипломатических  представителей СССР в иностранных государствах и при международных организациях;

     13) принимает верительные и отзывные  грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств;

     14) образует Совет обороны СССР  и  утверждает  его  состав, назначает и сменяет высшее командование Вооруженных Сил СССР;

     15) объявляет  в  интересах   защиты СССР военное положение  в отдельных местностях или по всей стране;

     16) объявляет общую или частичную  мобилизацию;

     17) в период между сессиями Верховного Совета СССР объявляет состояние  войны в случае военного нападения на СССР или в случае необходимости выполнения международных договорных обязательств по

взаимной  обороне от агрессии;

     18) осуществляет     другие     полномочия,    установленные Конституцией и законами СССР.

    

Высшим  исполнительным органом управления и исполнительной власти являлось правительство  — Совет Министров СССР, образуемый Верховным Советом нового очередного созыва. По Конституции 1977 года Совет  Министров СССР  образуется  Верховным Советом СССР  на  совместном  заседании  Совета  Союза  и  Совета первых заместителей и заместителей Председателя,  министров СССР, председателей государственных комитетов СССР.

Совету  Министров СССР  был обязан решать  все вопросы государственного управления,  отнесенные к ведению  Союза ССР, поскольку они не входили, согласно Конституции, в компетенцию Верховного Совета СССР и Президиума Верховного Совета СССР.

   

 В  пределах своих полномочий Совет  Министров СССР: 

1) обеспечивает   руководство    народным    хозяйством    и социально-культурным строительством; разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению роста благосостояния и  культуры  народа,  по развитию  науки  и техники,  рациональному использованию и охране природных ресурсов,  по укреплению денежной и кредитной  системы, проведению   единой   политики  цен,  оплаты  труда,  социального обеспечения,  организации государственного страхования  и  единой системы учета и статистики;  организует управление промышленными, строительными,     сельскохозяйственными     предприятиями      и объединениями, предприятиями транспорта и связи, банками, а также иными организациями и учреждениями союзного подчинения;

Информация о работе Кризис государственной власти и распад Советского Союза