Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 09:27, курсовая работа
Целью данной работы раскрыть особенности культуры, философии самурайства и её основные черты. В рамках данной работы необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть кодекс бусидо как основу философии самураев.
- рассмотреть военное дело самураев.
- рассмотреть обряд харакири как часть воинской культуры.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Бусидо - философия самураев………………..………….…………...10
Глава 2. Военное дело …………………………………………………………..22
Глава 3 Обряд харакири………………………………………………………....42
Заключение ………………………………………………………………………50
Список использованной литературы…………………………………………...52
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Стерлитамакская
им. Зайнаб Биишевой»
Кафедра всеобщей истории
КУРСОВАЯ РАБОТА
по истории средних веков
Культура и философия самурайского сословия в Японии
Сарваров Ш. З.
Проверил:
ассистент
Чичко Т. В.
План
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Бусидо - философия самураев………………..………….…………...10
Глава 2. Военное дело …………………………………………………………..22
Глава 3 Обряд харакири……………………………………………………….
Заключение ………………………………………………………………………50
Список использованной литературы…………………………………………...
Человеческая жизнь изменяется из тысячелетия в тысячелетие, из века в век, изо дня в день. Меняется и форма управления обществом, и способы производства необходимых ему вещей, и коммуникативные средства общения.
Единственной же неизменной вещью на протяжении существования человеческого общества остается его психология: моральные нормы, этические принципы в отношениях между людьми. Для рассмотрения данных отношений как нельзя лучше подходит уникальнейшее сословие по сравнению со всеми другими, существовавшими ранее. Это сословие самураев Японии.
Данная работа посвящена изучению специфики формирования, культуры и философии самураев.
Тема работы является актуальной, так как влияние просуществовавшего более тысячи лет и канувшего в историю военного сословия было настолько сильно в Японии прежних лет, что без него невозможно понять историю, традиционную культуру, да и любую грань сегодняшней жизни современной Японии.
Целью данной работы раскрыть особенности культуры, философии самурайства и её основные черты. В рамках данной работы необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть кодекс бусидо как основу философии самураев.
- рассмотреть военное дело самураев.
- рассмотреть обряд харакири как часть воинской культуры.
Но изучении культуры самураев интересна не только с исторического, но и с философского аспекта. Ведь слово самурай символизируется не только с воином-профессионалом, искусно уничтожающим любую цель. Но вспоминаем и о самурайском кодексе чести Бусидо, и о легкости противостояния человека смерти, а в то же время и о передаче своей жизни ей посредством традиционного обряда сэппуку.
В данной работе необходимо использовать формационно-материальный подход изучения истории, основанный на идее линейного исторического прогресса, так как нас интересует культура и философия самураев, ее роль в жизни и деятельности самурайского сословия. Этот подход к изучению истории используют и в наше время, так как у него есть убедительная способность логически грамотно и формально определить то или иное историческое событие. Основой метода является принцип историзма, а широком смысле – всемирно-исторической теории исторического процесса. В соответствии с работой «Многоконцептуальная Россия» формационный подход является основным пока направлением всемирно-исторической теориип, предметом изучения которой общемировое историческое развитие прогресса человечества1.
Проблема истории зарождения и развития самурайства получила определенное историческое освещение в трудах как советских и постсоветских историков, так и западных. Вопросом происхождения и зарождения сословия самураев в Японии, его развитием, идеологией и культурой занимались многие историки. Слово "самурай" (сабурай), образованное от глагола старо японского языка "сабурахи", имеет в японском словаре древнего языка следующее толкование: "служить великому человеку, человеку высшего сословия"; "служить хозяину, защищать хозяина". Самураем называли в Японии слугу знатного лица, служащего его интересам, охраняющего его поместье, имущество и его самого. Самураев можно в качестве примера сравнить со скандинавскими хускарлами XI в., которые рассматривались в социальной организации как слуги или дружинники, служащие только при дворе феодала.
Самурайство зародилось в VIII в. на востоке и северо-востоке Японии. Его основу составили беглые крестьяне и вольные отходники, искавшие земли и воли на тревожной границе с айнами. Подобно донским и запорожским казакам, они проводили жизнь в непрестанных походах и стычках с мятежными аборигенами, верой и правдой защищая государственные границы. Окончательно же сословие оформилось лишь к XII в. Кроме того, как и раньше, так и сейчас японское общество чтит средневековых воинов, выражая это в проведении многочисленных праздников, посвященных самурайской истории. Как и прежде, эти праздники, рассчитанные на воспитание молодежи в духе самурайских традиций, ежегодно напоминают о прошлом сословия воинов.
Кроме того, самураи существенно отличались от рыцарства европейских стран времён средневековья экономическими позициями, своим специфическим этическим учением бусидо, религиозными воззрениями. В остальном самураи в общих чертах были схожи с западноевропейскими воинами. Самурайство так же, как и рыцари Европы, занимали особое место в социальной структуре общества, считая верность сюзерену главной добродетелью воина, а военное дело - основным и единственным занятием любого благородного человека, с пренебрежением относились к трудовой деятельности. Самурайство, как сословие, просуществовало свыше семи веков, и было формально отменено после 1868 г. ( вернее, было изменено его качественное состояние в соответствии с духом времени и буржуазными преобразованиями). Тем не менее традиции самураев, выработанные в течении длительного времени, не исчезли. Традиционные черты, присущие самурайству средневековой Японии, были обновлены и трансформированы, став основой японской идеологии.
Хотя формально самурайство и было отменено во второй половине 19 века, фактически японское общество сегодня буквально дышит многими принципами военного сословия прежних веков. Именно поэтому данный аспект и сегодня интересует многих исследователей. Проблема самурайства получила определенное историческое освещение в трудах отечественных историков. Вопросы сюзеренитета и иерархии в японском обществе достаточно полно рассмотрены в монографии Сила-Новицкой Т. Г. «Культ императора в Японии». В ней прослежена история культа императора в Японии с древности до наших дней, рассматриваются догматика и эволюция доктрины монархизма; анализируется культ императора в современной Японии. Книга помогает лучше понять истоки и особенности японского национализма, механизм взаимодействия официальной идеологии и массового сознания.
Особый интерес представляет работа Спеваковского А. Б. «Самураи - военное сословие Японии». Это наиболее полное и точное описание жизни самураев времен образования данного сословия, а также здесь мы можем наблюдать проблемы наследия самураев сегодня. Помимо обычных, общеизвестных фактов Спеваковский рассматривает и подробно объясняет особенности самурайской идеологии, обрядовую специфику, систему военной подготовки.
Определенное внимание
привлекает книга под
История формирования идеологии самураев весьма подробно нашла свое отражение в монографии Мещерякова А. Н. «Древняя Япония: буддизм и синтоизм: проблема синкретизма». Здесь рассказывается о национальной японской религии, а также о пути проникновения буддизма на религиозную почву страны Восходящего солнца. Приводятся как проблемы соприкосновения двух религий, так и пути их решений, которые были найдены. Монография Стивена Тёрнбулла «Самураи. Военная история» посвящён истории японского воинского сословия с момента его зарождения до падения во второй половине 19 века. Книга Стивена Тёрнбулла - одно из лучших обобщающих исследований по данной теме. Как и должно быть в военной истории здесь имеются описания битв и кампаний, которые тесно переплетены с политикой, экономикой, религией, личными амбициями и страстями японских правителей и полководцев. Заслугой автора является также ещё и то, что он очень удачно сумел показать роль самурайства в истории Японии. Публикация Успенского М.В. «Самураи восточной столицы. История преданных вассалов» - это издание для желающих познакомиться более подробно с взглядами и традициями самураев, точкой зрения народа в их отношении. Книга сосредоточила половину своих достоинств в гравюрах Итиюсая Куниёси, которые помогут воссоздавать облик людей того времени. Работа Конрада Н.И. «Очерк истории культуры средневековой Японии» блестяще оформлена цветными фотографиями памятников искусства и портретов деятелей культуры. Не мало в этой работе говорится и о бусидо. Игнатович А.Н. в своей монографии «Буддизм в Японии» рассказывает о проникновении буддизма в Японию. А также про возникновение явления синкретизма в японской религии.
Часть информации о истории
японской религии содержится в сети
Интернет: [http://www.jinja.or];
на этом сайте можно найти информацию
о религии синто [http://www.kalachakranet.org]
По истории религии Японии интересна монография Светлова Г.Е. «Путь богов: Синто в истории Японии». В своей работе автор рассказывает о синтоизме - одной из трёх важнейших религий Японии. Светлов Г.Е. показал какую роль играло синто в истории Японии, и как религия трансформировалась на протяжении столетий. Внимание уделено и такому явлению как синкретизм.Достойна внимания ещё одна монография - Светлова Г.Е. «Колыбель японской цивилизации». Исследователь рассказывает в своей книге не только об истории Японии в целом, но и об истории культуры и религии, где немаловажное место занимают самураи.
Коллективный работа Арутюнова С.А. и Светлова Г.Е. «Старые и новые боги Японии» представляет собой очерк истории и современного состояния японских религий. В ней в форме, доступной для широкого читателя, изложено развитие основных японских религий - синтоизма и буддизма - с зари японской истории до новейшего времени. В специальных главах рассказывается о народных верованиях, о роли религии в современной жизни страны, о новых религиях.Также интересна монография всё того же Арутюнова С.А. «Айны - Народы Восточной Азии». В своей работе он рассказывает о народности айнов, живших в юго-восточной Азии и мигрировавших в раннем неолите в Японию. К концу 19 века айны были полностью ассимилированы японцами. Автор рассказывает о борьбе айнов с японцами, о культуре айнов, их религии и быте. Также автор описывает обычаи и обряды этой народности. Ведь именно благодаря борьбе японцев и айнов возникло сословие самураев в Японии.Очень интересным является исследование Искендерова А. А. «Тоётоми Хидэёси». В своей работе автор даёт общую характеристику всех сторон жизни самурайства 15-16 века. Также этот историк очень хорошо объясняет идеологию сословия, которая хорошо показана в кодексе самурайской чести - бусидо.К современным исследованиям самурайства можно отнести книгу Гвоздева С.А. «Самураи. Путь меча». Его труд охватывает практически все стороны жизни самураев, включая и социально-культурный аспект.История формирования идеологии самураев весьма подробно нашла свое отражение в монографии Мещерякова А. Н. «Древняя Япония: буддизм и синтоизм: проблема синкретизма». Здесь рассказывается о национальной японской религии, а также о пути проникновения буддизма на религиозную почву страны Восходящего солнца.
Глава 1.Бусидо - философия самураев.
Одним из следствий образования сословия воинов было оформление специфического мировоззрения самураев - бусидо - неписаного кодекса поведения самурая в обществе, представлявшего собой свод правил и норм "истинного", "идеального" воина. Бусидо, первоначально трактовавшееся как "путь коня и лука", в последствии стало означать "путь самурая, воина". Кроме того, слово "до" переводится ещё и как "долг", "мораль", что имеет классической философской традицией Китая, где понятие "путь" является некой этической нормой (дао-дэ)2.
Информация о работе Культура и философия самурайского сословия в ЯПОНИИ