Культурная политика Елизаветы Тюдор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 10:15, курсовая работа

Краткое описание

Выдающееся положение истории в культуре английского Возрождения было обусловлено определенной фазой процесса формирования национального самосознания широчайших масс народа. Хотя этот процесс благодаря стечению ряда обстоятельств начался в Англии сравнительно рано, чему в немалой степени содействовало соперничество со времени Генриха II Плантагенета двух корон — английской и французской, столкновения с Шотландией, экспансия в Ирландию и др., завершился он, по сути, только в XVI в. Этот факт нашел разностороннее отражение — и в создании мифа о национально-британском характере правящей династии Тюдоров, и в успехе дела церковной реформации, хотя и начатой королем, но поддержанной большинством населения страны, в глазах которого папство уже давно олицетворяло чуждую, иноземную власть, к тому же выкачивавшую из страны немалые средства, и в торжестве английского языка не только над латынью — в богослужении, но и над французским в королевской канцелярии, в обиходе придворных и в аристократических кругах.

Содержание

Глава 1- Основные направления внутренней и внешней политики............ 3
1.1. Внешняя политика Елизаветы ............................................................. 3
1.2. Внутренняя политика Елизаветы ........................................................ 7
Глава 2 - Драматургия...................................................................................... 9
2.1. Кристофер Марло...................................................................................... 9
2.2. Роберт Грин................................................................................................ 15
2.3. Томас Кид.................................................................................................. 19
Глава 3 - Роль театра в общественной жизни Англии того времени. У. Шекспир........................................................................................................... 20
Заключение....................................................................................................... 25

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая про Тюдор 2.docx

— 197.42 Кб (Скачать файл)

Тема курсовой: «Культурная политика Елизаветы Тюдор»

 

Содержание

 

 

Глава 1- Основные направления внутренней и внешней политики............

3

    1. Внешняя политика Елизаветы .............................................................

3

    1. Внутренняя политика Елизаветы ........................................................

7

Глава 2 - Драматургия......................................................................................

9

2.1. Кристофер Марло......................................................................................

9

2.2. Роберт Грин................................................................................................

15

2.3. Томас Кид..................................................................................................

19

Глава 3 - Роль театра в общественной жизни Англии того времени. У. Шекспир...........................................................................................................

   20

Заключение.......................................................................................................

25


 

 

 

 

 

 Английская культура в XVI в.

Уже в первой половине XVI в. стало очевидным быстрое развитие национальной культуры, складывавшейся в ходе образования английской нации. Гуманистическое движение в Англии очень своеобразно: английские гуманисты  не только выступали против феодального  мировоззрения, но и раньше чем где-либо начали критиковать складывающиеся буржуазные отношения.

В первый период английского  Возрождения (с конца XV до середины XVI в.) английские гуманисты, знатоки  древних языков, античной литературы и философии, приобрели большое  влияние в Кембриджском и Оксфордском  университетах. Наиболее известные  ученые-гуманисты начала XVI в. — Гросин и Джон Колет, ученость и дружба которых оказали большое влияние на Эразма Роттердамского.

Самым выдающимся гуманистом Англии XVI в. был Томас Мор (1478–1535), автор «Утопии», подвергший беспощадной  критике английские порядки эпохи  первоначального накопления и явившийся  родоначальником утопического социализма.

Для второго периода английского  Возрождения (вторая половина XVI в.) характерен необычайно яркий расцвет литературы. Это эпоха крупнейших поэтов: Филипп Сидней (1554–1586) пишет пасторальный роман «Аркадия»; Эдмунд Спенсер (1552–1599) — поэму «Королева фей»; сэр  Уолтер Рэли (1552–1618), пират, мореплаватель, поэт и историк («Всемирная история»), кончивший свою жизнь на эшафоте, возглавляет лондонский кружок гуманистов.

Это эпоха расцвета английского  театра. Помимо бродячих трупп актеров, появляются постоянные театры (в Лондоне  «Глобус», «Занавес», «Театр» и др.).

В эту пору творит гениальный драматург Вильям Шекспир (1564–1616). Его  драматургия — вершина литературы Возрождения. Комедии Шекспира («Укрощение строптивой», «Двенадцатая ночь») жизнерадостны  и исполнены веселья. Сложнейшие противоречия эпохи выражены в трагедиях  «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Отелло» и др. Замечательны исторические драмы  Шекспира («Ричард III» и др.).

Современниками Шекспира были талантливейшие драматурги Марло (1564–1593), автор трагедий («Тамерлан Великий», «Мальтийский еврей»), и Бен Джонсон (1573–1637), автор комедий («Вольпоне», «Варфоломеевская ярмарка»).

Вторая половина XVI в. —  это время больших успехов  в развитии науки: физик Вильям Гильберт (1540–1603) пишет трактат о магнитных  телах, а медик Джон Гейль — сочинение об огнестрельных ранах; в эту эпоху творит знаменитый философ Френсис Бэкон (1561–1626); появляются многочисленные сочинения по истории и географии Англии (Хаклюита, Гаррисона, Кэмдена, Стоу, Нордена и др.).

XVI век — это век больших  достижений и в области архитектуры как в городе, так и в деревне. Первые 25 лет XVI века явились в архитектурном отношении непосредственным продолжением средневековья. Именно в эти годы английская готика была доведена до великолепия (капелла Генриха VII в Вестминстере, капелла св. Георга и Виндзорский замок, церковь в Лавенгэме и др.). Но скоро намечается пристрастие знати к иностранным стилям, итальянскому и французскому.

Влияние нового ренессансного  стиля видно в архитектуре  знаменитого дворца Гэмптон Корт, в надгробии Генриха VII в Вестминстере и в отдельных частях капеллы Королевского колледжа в Кембридже.

Единственным большим  общественным зданием елизаветинского  времени была королевская Биржа  работы фламандского архитектора Анри де Па. Однако иностранное влияние  в елизаветинский период не изменило сколько-нибудь радикально характера  английского национального зодчества. Слава архитектуры елизаветинского времени — в великолепных частных дворцах и особняках богачей и знати, с уходящими в облака башнями, и в более скромных, но не менее интересных в архитектурном отношении домах сельских дворян. Елизаветинский помещичий дом нетрудно узнать по некоторым определенным чертам: высокие остроконечные крыши, витые трубы, большие окна со средниками и переплетами, геральдические узоры над дверьми, дубовые панели в комнатах, центральный зал (холл) с высокой крышей и переплетом балок.

В этой архитектуре наблюдается  слияние некоторых классических образцов с традиционным английским планом. Строители этих домов и  дворцов — англичане, хотя известно о них очень мало. Наиболее знаменитыми  были Джон Торп и Роберт Смитсон.

Итоги и особенности развития английской абсолютной монархии в XVI в.

С первого десятилетия XVII в. в Англии начали складываться предпосылки  буржуазной революции. Социально-экономическое  развитие страны — первоначальное накопление, успехи мануфактурного производства, рост буржуазии и формирование многочисленной категории наемных рабочих —  шло в XVI в. такими быстрыми темпами, что период, когда абсолютная монархия была необходима для обеспечения  этого развития, оказался необычайно коротким и вся система и средства управления большой централизованной монархией не успели сложиться.

Английские государи XVI в. не имели ни совершенного бюрократического аппарата, который мог бы сравниться с французским, ни постоянной армии, подобной той, что была во Франции  уже в XV в. Хотя Тюдоры и имели  определенную тенденцию обходиться без сословного представительства, что было вполне закономерно, они  не ликвидировали парламент и  до конца XVI столетия действовали, считаясь с его требованиями. Власть монархии над церковью, специфичная для Англии, обусловливалась заинтересованностью в реформации прогрессивных кругов дворянства и буржуазии.

Абсолютная монархия, будучи по своей природе государством феодальным, при всей гибкости своей социальной политики защищала все же кровные  феодально-дворянские интересы в первую очередь. Это стало ясным уже  к концу XVI в., когда политика абсолютизма  начала мешать передовым слоям общества. Особенно же это обстоятельство стало  очевидным при первых Стюартах (Якове I, Карле I). Тогда оказалось, что абсолютная монархия уже сыграла свою историческую роль, обеспечив централизацию страны, полицейский режим по отношению  к народу, необходимую внешнюю  политику, условия для морской  торговли и колонизации.

В первой половине XVII в. отдельные  конфликты и столкновения парламента с короной перерастут уже в  подлинно предреволюционную обстановку.

Бурное развитие промышленности, торговли, расцвет национальной культуры — науки, театра, литературы, архитектуры  — свидетельство таких сдвигов, которые неизбежно подводили  страну к революционному взрыву.

ВВЕДЕНИЕ

 

Век XVI — век сложный и противоречивый, тем не менее он, в частности на английской почве, предстает как целостная и вполне определенная эпоха, не похожая на другие. Это эпоха тюдоровской Англии. Ее хронологические рамки — 1485—1603 гг. Понятие «тюдоровская Англия» обозначает специфическую систему экономики, власти и культуры. Ее историческое своеобразие заключалось в том, что в ней воплотился переходный период: от «старой, веселой Англии» — страны феодальной — к Англии      «железного века» — стране буржуазной, капиталистической. Неудивительно, что XVI век не только унаследовал противоречия феодальной поры, но и явился свидетелем вторжения в общественную жизнь противоречий новых, еще более острых, связанных с зарождением капитализма. Последние привели к неожиданному результату: они вызвали волну «феодальной реакции». Правда, она смогла лишь на время и далеко не во всех сферах общественной жизни затормозить развитие буржуазных отношений. Тем не менее феодальная реакция XVI в. была реальностью, которую, увы, вопреки очевидности, часто «не замечают»,— может быть, потому, что это была реакция особого рода, ибо она поднялась на капиталистических «дрожжах». Социальная суть ее такова: получатели феодальной ренты стремились приблизить ее движение к механизму рынка в такой же мере, в какой значительная часть денежных людей стремилась обзавестись феодального характера доходами. В результате лорды, заботившиеся прежде всего о прибыльности   своих имений, превратились в тиранов по отношению к держателям их земли, а толстосумы стали приобретать  за   «дурно  пахнувшие»   деньги  престижное феодальное богатство: поместья, парки, должности и т. п., а вместе с ними — дворянские титулы и привилегии. Процесс «облагораживания» верхушки городской олигархии (смешанные браки титулованных отпрысков и купеческих дочерей играли здесь немалую роль) и разбогатевших йоменов приводил к укреплению и росту дворянства. В самом деле, в 1558 г. 46% пэров Англии обладали этим титулом в первом или втором поколении, в 1628 г. они составляли 57%. Между 1574 и 1603 гг. в рыцарское достоинство было возведено 332 человека. Численность дворянства возрастала в полтора раза быстрее численности всего населения 1. Естественно, что, включая в свои ряды наиболее преуспевавшие элементы третьего сословия, дворянство оказывалось самым процветающим сословием в стране. В значительной мере это процветание связано было с выгодно сложившейся для дворянства конъюнктурой рыночных цен и земельных рент. Покровительствовали ему и Тюдоры, видевшие в неродовитом дворянстве противовес непокорной старой знати, оплот короны в борьбе с ней.

Английское общество XVI в. представляло собой пусть противоречивую, но все же некую систему, находившую выражение и в политике, и в мировоззрении, и в поведении современников. Известно, например, что в Англии XVI в. восторжествовал абсолютизм. Однако в самом этом факте нет ничего специфически английского: ведь то же самое в ту же пору наблюдалось и во Франции. Но если Франция пришла к этому, фактически уничтожив сословное представительство в лице Генеральных штатов, то в Англии та же цель была достигнута при сохранении парламента, более того — при его содействии, в сотрудничестве с ним. Другими словами, парламент — институт, призванный служить противовесом королевской воле, удерживать королевскую прерогативу в «законных рамках»,— своей деятельностью узаконивал неограниченную практически власть Тюдоров. Одно это говорит о том, насколько английский абсолютизм был противоречив с «конституционной» точки зрения. О том, какие глубокие конфликты были заложены в подобной системе, свидетельствует правление первых двух Стюартов. Между тем при Тюдорах эта система функционировала в основном безотказно. В самом деле, какой же громадной властью должен был обладать Генрих VIII (1509—1547), чтобы осуществить в стране «волей парламента» реформацию церкви, присвоить себе на территории Англии высшую церковную власть, прежде принадлежавшую папе римскому, закрыть сотни монастырей, изгнать из них толпы монахов и конфисковать их громадные земельные владения.

Но вот на английском престоле оказалась дочь Генриха VIII, Мария Тюдор (1553—1558), поставившая своей целью вернуть Англию в лоно римско-католической церкви,— и парламент с таким же энтузиазмом санкционировал ее действия. Когда после смерти Марии Тюдор на Престоле оказалась Елизавета I, парламент в третий раз (менее чем за полстолетие) узаконил королевскую волю — изменил вероисповедание ее подданных: отныне они снова стали англиканами.

Далее. В XVI в. в Англии не только сохранялся средневековый сословный строй со строго фиксированными (вплоть до цвета и покроя одежды) правами и обязанностями отдельных сословий и рангов, но спесь и гордыня, местничество, казалось, никогда не были более вызывающими. В то же время ни в одной из европейских стран доступ в ряды знати не был более легким, чем в тюдоровской Англии. Йомен Бейлс из Чарлтона впервые появился в деревне при Генрихе VIII, во втором поколении этот род уже украсил свою фамилию припиской «джентльмен», а в 1643 г. заменил ее титулом «баронет». Йомен Томас Вент между 1543 и 1551 гг. скупил всю землю виллы Косби (более 1000 акров) и тем самым приобрел статус джентльмена. Его сын построил себе дворец, сохранившийся до сих пор. На фоне подобного восхождения по сословной лестнице йоменов уже не выглядит из ряда вон выходящим случай, когда графский титул приобрел лондонский купец и финансист Лайонел Крэнфилд 2.

Ни в одной стране Европы XVI в. правосознание с такой последовательностью не фиксировало принцип «нерушимости незапамятного обычая» в регулировании поземельных отношений, как в Англии. Вместе с тем нигде в это столетие поземельные отношения не переживали столь крутой ломки в рамках и на почве «незапамятного обычая». «...Нигде на свете,— пишет В. И. Ленин, цитируя К. Маркса,— капиталистическое производство ... не расправлялось так беспощадно с традиционными земледельческими порядками, нигде оно не создавало для себя таких совершенных (адекватных=идеально соответствующих) условий, нигде не подчиняло себе этих условий до такой степени. Англия в этом отношении — самая революционная страна в мире» 3.

Итак, перед нами своеобразная, ни с какой  другой не сравнимая эпоха в истории  этой страны. В ней уходящие в прошлое, но еще очень живучие феодальные начала общественной жизни — в экономике, социальном обиходе, политике и идеологии — переплелись с началами зарождающимися, капиталистическими.

В этой живой нераздельности и вместе с тем глубокой противоречивости общества переходной поры заложены конфликты  поистине трагедийного масштаба. Наиболее острым и очевидным был антагонизм классовый, социальный. Никогда прежде поляризация нищеты и роскоши не обнаруживалась столь безусловно, никогда раньше столь большие массы людей не жили систематически на грани безысходной нужды и голода, в то время как представители немногих десятков знатных родов проматывали огромные состояния 4. Для сравнения можно привести следующие данные. Наемный рабочий в XVI в. мог заработать тяжелым трудом максимум 15—20 ф. ст. в год — это был жалкий прожиточный минимум рабочей семьи. В то же время средний годовой доход пэра составлял 5 тыс. ф. ст. Вот как выглядела расходная часть бюджета такого лорда за год:

 

Кухня и винный погреб    1500—2000 ф. ст.

Конюшня и псарня              500 ф. ст.

Личные расходы лорда                          500 ф. ст.

Расходы жены и других членов семьи  1000 ф. ст.

Богоугодные раздачи и милостыня      100 ф. ст.

 

Никогда раньше не строились и с такой  роскошью не обставлялись столь обширные помещичьи усадьбы, не распространялось столь широко поветрие на чужестранные моды. Пример расточительности подавала сама королева Елизавета I. После ее смерти только за часть ее гардероба была выручена по тому времени громадная сумма — 30 тыс. ф. ст. Обжорство в среде знати являлось нормой сословного этикета. И все это — когда толпы таких же «свободнорожденных» англичан, одетых в лохмотья и вечно полуголодных, лишенных крова и источников существования, бродили по дорогам Англии в поисках хлеба и ночлега. Неудивительно, что XVI в. был отмечен в этой стране рядом крупных крестьянских восстаний и городских мятежей, начиная ٌ так называемого «благодатного паломничества» на севере Англии (1536) и восстания Роберта Кета в Норфолке (1549) и кончая восстанием в среднеанглийских графствах (1607). Какие же нужны были мощные политические, идеологические и этические скрепы, чтобы общественный строй тюдоровской Англии мог не только функционировать, но еще и выдавать себя едва ли не за общество «всеобщего благоденствия».

Информация о работе Культурная политика Елизаветы Тюдор