Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 21:21, контрольная работа
1. Историческая периодизация древнего мира. Культура собирательства и охоты – наиболее продолжительный этап развития человечества. Культура первобытного общества: ее смысл, элементы и функции. Переход от присваивающего к производящему хозяйству.
Первый этап в развитии человечества первобытнообщинный строй занимает огромный период времени с момента выделения человека из животного царства (около 35 млн. лет назад) до образования классовых обществ в различных регионах планеты (примерно в IV тыс. до н.э.). Его периодизация основана на различиях в материале и технике изготовления орудий труда (археологическая периодизация).
Тема: Культурные достижения
человечества первобытной эпохи.
1. Историческая периодизация древнего
мира. Культура собирательства и охоты
– наиболее продолжительный этап развития
человечества. Культура первобытного
общества: ее смысл, элементы и функции.
Переход от присваивающего к производящему
хозяйству.
2. Орудия труда и основные
технические достижения. Образы
и сюжеты первобытного
Для верхнего палеолита характерно наличие
разнообразных по форме, более совершенных
по обработке и специализированных по
назначению орудий труда, знаменующих
собой скачок в развитии производительных
сил.
Отделка орудий труда стала более совершенной,
так как теперь улучшилась и техника ритуала.
С силой нажимался концом упругой костяной
палочки или кремневым отжимом на край
камня, люди быстро скалывали одну за другой
длинные и узкие чешуйки камня.
Появилась новая техника изготовления
пластин – они скалывали не с дисковидного,
как раньше, а с призматического по форме
нуклеуса (гальки).
Стало другим и направление ударов, которыми
отделялись пластины. Теперь они направлялись
не наклонно, а вертикально, от одного
конца нуклеуса к другому. Это позволило
резко расширить ассортимент мелких каменных
орудий.
На стоянках верхнего палеолита находят
резцы, скребки, тесла, ножи, прополки,
острые наконечники копий, острог, дротиков,
копьеметалки, гарпуны, иглы с ушками,
костяные жезлы с отверстиями (известные
по названием «жезлы вождей») – приспособления
для выпрямления древка дротиков, ножей,
стрел.
Из перечисленных предметов важнейшими
орудиями труда были резец и скребок. Резец
люди создали для производства орудий.
Его использовали для изготовления орудий
из твердых материалов – кости, рога. Скребками
обрабатывали мягкие материалы – кожу,
дерево.
Основным оружием охотников стало копьё.
Основным материалом служил кремень.
Некоторые орудия для удобства и усиления
действия снабжались оправами и рукоятками.
Рукоять к кремню привязывали. Материалом,
заменявшим верёвки, скорее всего, была
нарезанная тонкими полосами кожа, но
абсолютно точно сказать невозможно –
не сохранилось ни кусочка кожи, так же
как и дерева, остался только камень.
Ученые обнаружили немало свидетельств
того, что в период верхнего палеолита
люди применяли различные, в том числе
и механически действующие ловушки и западни
для добычи животных. Это ямы-ловушки с
вбитыми в дно заострёнными копьями, ловчие
изгороди и даже сети.
Древние люди строили землянки, как правило,
большого размера, рассчитанные на несколько
десятков человек. Крыши земляной были
конические, состояли из жердей или костей
крупных животных (например, бивней мамонтов),
прикрывали сверху ветвями или шкурами
животных.
Археологами обнаруживаются и специальные
углубления в землянках – хранилища для
особо ценных вещей – скульптурок женщин
и животных, украшение из клыков хищников,
орудий и оружия (например, наконечники
копий) отличного качества.
Древнейшую посуду выдалбливали из дерева,
плели из прутьев. Если нужно было принести
воды – плетёнку обмазывали сырой глиной.
Однажды плетёнка случайно попала в огонь,
прутья сгорели, а глина стала твёрдой.
Так люди научились делать глиняную посуду.
Корзины, коврики плели из листьев, прутьев,
коры растений. Попадались растения стебли,
которых были похожи на нити – это лён,
конопля. Из таких нитей начали делать
грубые, толстые ткани, но одежда была
для них удобной. Попробовали делать нити
из овечьей шерсти – появились шерстяные
ткани.
Первобытные люди научились измерять
время по числу суток, однако большие отрезки
для них измерять было трудно. Они обратили
внимание на внешний вид Луны на ночном
небе. Луна бывает похожа то на серп, то
на половину круга, то на полный круг. Первобытные
люди сумели вычислить число дней, за которое
Луна меняет свой облик. Время стали измерять
не только числом суток, но и числом лунных
месяцев.
Счёт лет, которым мы пользуемся, связан
с почитанием Иисуса Христа. Христианская
религия, вера в Иисуса Христа распространилась
по странам. Один из верующих предложил
вести счёт лет от рождения Христа. 753-й
год – год рождения Христа, первый год.
Люди придумали взять суковатое бревно,
чтобы тащить его по полю, так дело идёт
быстрее, но слишком много сил требуется
для пахотной работы. Человек начал использовать
тягловых животных, чтобы они тащили бревно.
Так возник плуг. В плуг запрягали быков.
Современная антропология не даёт окончательного
и достоверного представления о времени
и причинах перехода от человека умелого
к человеку разумному, равно как и об отправной
точке его эволюции. Очевидно лишь, что
человек прошел в своём биологическом
и социальном развитии долгий и весьма
извилистый путь.
С появлением человека современного вида
связано бурное развитие производительных
сил и общественных отношений, которое
ускоряется по сравнению с предыдущим
этапом в десятки и сотни раз. Но это происходит
не сразу. Только специалист может отличить
первое каменное орудие, которым пользовался
при своём появлении человек разумный,
от орудий его предшественника – неандертальца.
Человек разумный совершенствует технику
обработки камня, расширяет применение
новых материалов – кости и рога. Всё это
серьёзные сдвиги в развитии производства,
но они ещё не указывают на какие-либо
существенные качественные изменения
в сфере духовной и материальной культуры
– изменения, которые могли бы послужить
трамплином для гигантского по сравнению
с предыдущим этапом скачка, сделанного
в последующие периоды.
Единственным качественно новым археологическим
материалом, появляющимся вместе с новым
биологическим видом человека, является
изображение – скульптурное, графическое,
живописные геометрические знаки и также
образы, созданные по подобию предметов,
существующих в природе.
Памятники палеолитического, мезолитического
и охотничьего неолитического искусства
показывают, на чем в тот период сосредоточилось
внимание людей. Росписи и гравюры на скалах,
скульптуры из камня, глины, дерева, кости,
рисунки на посуде посвящены исключительно
сценам охоты на промысловых животных.
Первые произведения первобытного изобразительного
искусства относятся к Ориньякской культуре
(поздний палеолит), названного по пещере
Ориньяк (Франция). С этого времени широко
распространились женские фигурки из
камня и кости и гипертрофированными формами
тела и схематизированными головами –
прародительницы. Весьма интересно, что
в одном и том же памятнике позднего палеолита
обычно представлены не однотипные женские
статуэтки, а разные по стилю. Так же для
этого периода характерны верные природе
скульптурные изображения животных из
бивня мамонта, из кости и глины, смешанной
с костной золой. Часто такие фигурки изображали
мамонта, бизонов, лошадей, оленей и других
животных, в том числе и хищников.
И наскальные рисунки, и фигурки помогают
нам уловить самое существенное в первобытном
мышлении. Духовные силы охотника направлены
на то, чтобы постичь законы природы. От
этого зависит сама жизнь первобытного
человека. Охотник до малейших точностей
изучил повадки дикого животного, именно
поэтому художник каменного века так убедительно
сумел показать их.
Сам человек не пользовался таким вниманием,
как внешний мир, поэтому так мало изображений
людей в самой древней пещерной живописи
и так безлики в полном смысле слова палеолитической
скульптуры.
Главной художественной особенностью
первобытного искусства была символическая
форма, условный характер изображения.
Символами являются как реалистические
изображения, так и условные. Часто произведения
первобытного искусства представляют
собой целые системы сложных по своей
структуре символов, несущих большую эстетическую
нагрузку, с помощью которых предаются
самые разнообразные понятые ими человеческие
чувства.
Роспись и гравюры на скалах, скульптуры
из камня, глины, дерева, рисунки на сосудах
посвящены исключительно сценам охоты
на промысловых животных. Главным объектом
творчества палеолитического мезолитического
и неолитического времени были звери. И наскальные рисунки и фигурки помогают
нам уловить самое существенное в первобытном
мышлении. Духовные силы охотника направлены
на то, чтобы постичь законы природы. От
этого зависит и сама жизнь первобытного
человека. Охотник до мелочайших тонкостей
изучил повадки дикого зверя, именно поэтому
художник каменного века так убедительно
сумел показать их. Сам человек не пользовался
таким вниманием, как внешний мир, поэтому так мало изображений людей в пещерной
живописи и столь близки в полном смысле
слова палеолитические скульптуры.
Культура в эпоху палеолита. Некоторые искусствоведы выделяют три
этапа изобразительной деятельности в
эпоху палеолита. Каждый из них характеризуется
качественно новой изобразительной формы. Натуральное творчество – композиция из тушь, костей, натуральный
макет. Включает в себя следующие моменты:
обрядовые действия с тушей убитого зверя,
а позже с его шкурой, наброшенной на камень или выступ
скалы. В последствии появляется лепная
основа для этой шкуры. Элементарной формой
творчества была звериная скульптура.
Следующий второй этап – искусственно-изобразительная
форма включает искусственные средства создания
образа, постепенное накопление «творческого»
опыта, которое выразилось в начале в полно
объемной скульптуре, а затем в барельефном
упрощении.
Для третьего этапа характерно дальнейшее
развитие верхнепалеолитического изобра
Особая область первобытного искусства
– орнамент. Он применялся очень широко уже в палеолите.
Геометрическим узором покрыты браслеты,
всевозможные фигурки, вырезанные из бивня
мамонта. Геометрический орнамент – основной
элемент Мизинского искусства. Этот орнамент
состоит в основном из множества зигзагообразных
линий.
Культура в эпоху мезолита
и неолита. Земледельцы гораздо реже, чем охотники,
изображали животных, зато с увеличением
украшали поверхность глиняных сосудов.
В эпоху неолита и бронзовый век подлинный
рассвет пережил орнамент, появились изображения.
Передающие более сложные и отвлеченные
понятия. Сформировались многие виды декоративно-прикладного
искусства – керамика, обработка металла.
Появились луки, стрелы и глиняная посуда.
На территории нашей страны первые металлические
изделия появились около 9 тыс. лет назад.
Они были кованные – литье появилось гораздо
позднее.
Культура бронзового века. Начиная с бронзового века яркие изображения
зверей почти исчезают. Всюду распространяются
сухие геометрические схемы. Например,
профили горных козлов, высеченные на
утесах гор Азербайджана, Дагестана, Средней
и Центральной Азии. Люди затрачивают
на создание Петроглифов все меньше усилий, наспех процарапывая
на камне мелкие фигурки. И хотя кое-где
рисунки пробивают и в наши дни, древне
искусство никогда не возродится. Оно
исчерпало свои возможности. Все его высшие
достижения в прошлом.
Важным видом первобытного искусства
являлись песни и пляски. Танцы, в большинстве
своём подражательные, представляли собой
воспроизведение ритма трудовой деятельности
– имитацию сцен собирательства, охоты,
рыболовства и т.д. Были также военные
танцы, которые обычно исполнялись перед
походом.
Танец зародился в мадленскую эпоху и
был непосредственно связан с песенной
и инструментальной музыкой. Первобытная
песня состояла из ритмованной речи. Основой
явился речитатив, а мелодия возникла
позже.
Следует отметить, что первобытные люди
создали все виды музыкальных инструментов
– ударные (из кости, дерева, натянутого
куска кожи), струнные или щипковые (их
прототипом являлась тетива лука), духовые
(из полого дерева и трубчатой кости). Особенно
широкое распространение получили трещотки
и барабаны.
Очень рано у первобытных людей начал
развиваться и фольклор. Раньше всего
появились легенды о прошлом, мифы, позднее
– сказки, песни, эпос, загадки, пословицы.
Неотъемлемой частью культуры является
религия. К древнейшим по своему происхождению
формам религии относятся: анимизм, магия,
фетишизм, тотемизм, эротические обряды,
погребальный культ.
Уже первобытный человек (Homo sapiens) был способен создавать
изображения, обладавшие изумительной
выразительностью, чему мы являемся свидетелями
и сегодня, когда рассматриваем многие
хорошо сохранившиеся пещерные рисунки
древнейших времен. Эти первобытные графические
формы передачи информации можно охарактеризовать
как первые попытки создания языковой
системы, основанной на изображениях.
Примитивные пещерные рисунки 2500—1000 гг.
до н. э. выражают человеческий опыт в форме
рисунков, знаков и орнаментов. Эти древние
изображения фиксируют некоторые представления,
исторические события, а также выполняют
утилитарные функции конкретного сообщества
обитателей пещер. Некоторые историки
полагают, что целью этих древних пещерных
произведений было также использование
их в качестве учебных пособий, а именно
для обучения юношества навыкам выслеживания
добычи и религиозным ритуалам.
К древнейшим по своему происхождению
формам религии относятся: магия, фетишизм,
тотемизм, эротические обряды, погребальный
культ. Они коренятся в условиях жизни
первобытных людей.
Магия. Наиболее древней формой религии является
магия, представляющая собой ряд символических
действий и ритуалов с заклинаниями и
обрядами. Первобытные магические обряды
трудно ограничить от инстинктивных и
рефлекторных действий, связанных с материальной
практикой. Исходя из этой роли, которую
играет магия в жизни людей, можно выделить
следующие виды магии: вредоносная, военная,
половая (любовная), лечебная и предохранительная,
промысловая, метеорологическая и прочие,
второстепенные виды магии.
Психологический механизм магического
акта обычно в сильной степени предопределен
характером и направленностью совершаемого
обряда. В одних видах магии преобладают
обряды контактного типа, в других – имитативного.
К первым относятся, например, лечебная
магия, ко вторым – метеорологическая.
Корни магии тесно связаны с человеческой
практикой. Таковы, например, охотничьи
магические пляски, представляющие обычно
подражания животным, зачастую с употреблением
шкур животных. Может быть, именно охотничьи
пляски запечатлены в рисунках первобытного
художника в палеолитических пещерах
Европы. Наиболее устойчивое проявление
промысловой магии – охотничьи запреты,
суеверия, приметы, поверья.
Фетишизм. Разновидность магии – фетишизм – поклонение неодушевленным предметам,
которым приписываются сверхъестественные
свойства. Объектами поклонениями - фетишизма
– могут быть камни, палки, деревья, любые
предметы. Они могут быть как естественного
происхождения, так и созданные человеком.
Формы почитания фетишей так же разнообразны:
от принесения им жертв до вкалачивания
в них гвоздей с целью причинить боль духу
и тем самым вернее заставить исполнить
адресованную ему пользу.
Вера в амулеты восходит к первобытному фетишизму и
магии. Она была связана с конкретным предметом.
Которому предписывалась сверхъестественная
магическая сила, способность охранять
его владельца от несчастий и болезней.
В Сибири неолитические рыболовы подвешивали
к сетям каменных рыб.
Фетишизм широко распространен и в современных
религиях, например, поклонение черному
камню в Мекке у мусульман, многочисленным
«чудотворным» иконам и мощам в христианстве.
Тотемизм. В истории религий многих древних народов
важную роль играло поклонение животным
и деревьям. Мир в целом представлялся
дикарю одушевленным; деревья и животные
не составляли исключения из правила.
Дикарь верил, что они обладают душами,
подобными его собственной, и соответственно
общался с ними.
Когда первобытный человек называл себя
именем животного, именовал его своим
«братом» и воздерживался от его умерщвления,
такое животное называлось тотемным. Тотемизм – это вера в кровнородственные
связи между родом и определенными растениями
или животными (реже – явлениями природы).
От тотема зависела жизнь всего рода и
каждого его члена в отдельности. Люди
верили и в то, что тотем непостижимым
образом воплощается в новорожденных
(инкарнация). Обычным явлением были попытки
первобытного человека воздействовать
на тотем различными магическими способами,
например, для того, чтобы вызвать изобилие
соответствующих зверей или рыб, птиц
и растений и обеспечить материальное
благосостояние рода. Вероятно, что именно
с тотемизмом связаны и известные пещерные
рисунки и скульптуры эпохи верхнего палеолита
в Европе.
Информация о работе Культурные достижения человечества первобытной эпохи