Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 13:07, курс лекций
История Беларуси – это наука, изучающая исторические процессы на белорусской территории. История зародилась одной из первых наук. Она зародилась, когда человек начал говорить. История воспитывает патриота, гражданина. До 1990г. территория Беларуси входила в состав различных государств. Не зная историю этих государств, невозможно знать историю Беларуси. Курс «Истории Беларуси» охватывает историю Беларуси от древнейших времен до наших дней. Он отражает историю той части человечества, которая на протяжении тысячелетий населяло территорию современной Беларуси.
История Беларуси
1. История Беларуси
как наука, ее предмет,
История Беларуси – это наука, изучающая исторические процессы на белорусской территории.
История зародилась одной из первых наук. Она зародилась, когда человек начал говорить. История воспитывает патриота, гражданина.
До 1990г. территория Беларуси входила в состав различных государств. Не зная историю этих государств, невозможно знать историю Беларуси.
Курс «Истории Беларуси» охватывает историю Беларуси от древнейших времен до наших дней. Он отражает историю той части человечества, которая на протяжении тысячелетий населяло территорию современной Беларуси.
Человеческое общество на территории Беларуси прошло следующие периоды своего развития.
Первобытное общество. 40 тыс. лет до н.э. – 5в. н.э. Этот период делиться на 3 этапа – каменный (40 тыс. лет до н.э. – 2 тыс. до н.э.), бронзовый (2 тыс. лет до н.э. – начало 1 тыс. до н.э.), железный (начало 1 тыс. до н.э. – 5 в. н.э.) века.
Средневековье. конец 5в.н.э. – 15в. Выделяются два этапа: начало перехода к классовому обществу и возникновение государственности на территории Беларуси (конец 5в. н.э. – 1 половина 13в.); развитие феодальной системы (середина 13в. – 15в.).
Новое время. 16в. – начало 20в. Делится на 2 этапа: оформление феодальной системы и назревание ее кризиса (16 – конец 18в.); генезис и укрепление капитализма, созревание кризиса буржуазного общества (конец 18 – 1917г.).
Новейшее время – с 1917г. до наших дней.
2. Методология истории Беларуси.
Методология – инструмент, с помощью которого можно узнать различные исторические процессы в то или иное время на различных территориях. С 6-7 вв. до н.э. Беларусь оказалась в поле зрения древнейших историков.
Методология провиденциализма. Она считает, что исторический процесс направляет кто-то свыше (Бог). Она была популярна в древние времена и в 18-19-х веках.
Методология волюнтаризма. Вытесняет методологию провиденциализма. Она считает, что исторические процессы находятся в руках великих людей. Прослеживается уже в летописях. Великие люди делают все под влиянием Бога. Постепенно она выходит на первый план. Исторический процесс отдается в руки выдающихся личностей.
И та, и другая методологии оттесняют народные массы от исторических процессов. Они становятся слепым орудием в руках Бога, или выдающихся личностей. Это обедняет историю.
В 18 – начале 19в. французскими просветителями была разработана методология, в соответствии с которой развитие экономики и политики целиком и полностью зависело от его (народа) образованности. Другие просветители пытались связать это с тем, что темпы развития зависят от менталитета и т.д., но эти воззрения были постепенно вытеснены.
Методология географического детерминизма. (19в.). Ее сторонники считают, что развитие на конкретной территории зависит от географических условий. В 19в. этот подход заменяется глубоким анализом. Одни и те же условия на разных ступенях развития играют как тормозящую, так и подталкивающую роль. Развитие человека шло более интенсивно в экстремальных условиях. Это обусловлено борьбой за выживание.
Концепция Тойнби: влияние природной среды и реакция общества на ее изменения строго детерминированы. Природная среда делает как бы вызов обществу и в зависимости от ответа развитие может ускоренным, замедленным или деградирует.
Ответы могут быть разные. Человек может попытаться приспособиться к новым условиям. Начнутся изменения материальной и духовной культуры, менталитета, человек может исчезнуть. Если изменения условий будут медленными и постепенными, гармоничными с изменениями народа, этнос будет иметь возможность приспособиться и это приведет к ускоренному развитию. Если же изменения будут ускоренными, то общество будет деградировать, либо вымрет.
Уход на другую территорию с похожими природными условиями. Если плотность населения невысока, то развитие этноса замедлиться, а затем стабилизируется и будет идти теми же темпами. Такой ответ приведет к затуханию развития, но этнос сохраняется. Если же плотность населения высока, и переселение вызовет войны, то это приведет к непредсказуемым последствиям. В результате поражения наступит депопуляция.
Этнос пытается использовать изменения природной среды в своих интересах, но в новых условиях. Этот ответ наихудший – приводит к депопуляции.
Таким образом. Тойнби попытался проанализировать эти ответы. Но он не дал ответа, почему разные этносы по-разному реагируют на изменения природной среды.
Попытку этого ответа сделал Л.Н. Гумилев, разработавший методологию: отдельно взятый этнос или человек является субъектом истории. Он рождается, живет и умирает. Он примерно определил срок жизни этноса – 1300 лет. Поведение этноса определяется также как и поведение человека. Рождение этноса может происходить не на всех территориях и не всегда, а происходит в сочетании двух ландшафтов. Ландшафт – совокупность всех природных явлений (море – побережье, лес – степь, горы – долина). Чем больше сочетаний ландшафтов, тем больше возможности для жизни этноса. Рождение этноса происходит во время геомагнитного излучения космических лучей. Первый признак рождения этноса – наличие пассионарий (люди, лишенные самосохранения). Чем больше пассионариев в этносе, тем активнее его поведение. Молодость этноса – это эпоха войн, борьбы с природой. Чаще первое, в результате чего истребляются пассионарии. Если этнос не погибает в пассионарный период, то это обеспечивает ему зрелось (это лучший период этноса, пассионарии еще есть. Но есть и труженники). С ослаблением пассионарий этнос скатывается в старость, появляются субпассионарии (люди, готовые жертвовать чужими жизнями). Пассионарность – приходящий фактор. После старости этноса приходит депопуляция, распад. Признаки: интерес к истории, потеря инстинкта материнства, падение рождаемости. Этнос развивается, дожидается нового пассионарного этноса.
Марксистская методология. имеет несколько причин. Огромное количество литературы написано историками-марксистами. В современной исторической науке марксистская методология очень популярна, широко распространена. Суть: главное достижение марксизма – это то, что прежде чем заниматься наукой и политикой, деторождением человек должен поесть, для этого он должен работать. То есть во главе угла стоит экономика. Маркс выделил 5 способов производства и 5 формаций: первобытное общество, рабовладельческое, феодальное, капитализм, коммунизм. Каждая формация – более высокая ступень развития, за счет более высокой производительности труда, которая обеспечивает большим количеством избыточного продукта. Что позволяет части членов общества не заниматься производством, а заниматься управлением, политикой, экономикой, искусством, что стимулирует генетические изменения, развитие мозга. Это в свою очередь влияет на экономику.
Главным действующим лицом экономики является народ. Он и является главным субъектом исторического процесса. Роль личности также велика, однако она ограничена одним фактором: выражает ли она народные желания и устремления. Для полной победы более развитой формации необходимо, чтобы в этой формации была выработана более высокая производительность труда. В недрах общественно-экономической формации имеет важное значение собственность (частная, общественная). Частная собственность – эта та, которая приносит доход. Общественная – феодализм, коммунизм, первобытное общество. Частная - капитализм. Общественная собственность ведет к справедливому распределению произведенного продукта. Частная собственность дает возможность собственнику присваивать большую часть, что ведет к ожесточению двух полярных групп. Переход формации в формацию с другим видом собственности возможен только через революцию или реформу революционного типа. Двигателем исторического процесса (по Марксу) является классовая борьба. В любом обществе существуют классы-антагонисты (пользующиеся благами и создающие их), исключение составляют первобытное общество и коммунизм. Государство регулирует отношения между классами, улучшением положения, Наделяет благами. В благоприятных условиях человеческое общество может развиваться ускоренно.
3. Классификация
источников по истории
Любая наука основана на изучении своих собственных источников. Исторические источники – это документы и материалы, которые возникли в тот момент, когда происходили события или близко к нему, и могут дать более или менее объективное их толкование. Основные исторические источники делятся на 6 основных групп: археологические, этнографические, лингвистические, устные, письменные и кино-фото-фоно.
На территории Восточной Европы самые ранние памятники письменности датируются 10в., поэтому большое значение имеют другие источники.
Археологические источники – это материальные следы прошлого, обнаруженные и интерпретированные нами. Археологические источники позволяют историку делать выводы о древнейшем периоде. Их достоинство – массовость. Что позволяет делать более или менее объективные выводы; дают возможность изучать экономику, общественные отношения, материальную культуру. Их недостатки – являются немыми, их необходимо заставить говорить и от их интерпретации зависит абсолютно все; они чрезвычайно субъективны, т.к. многие изделия, обряды выявляются в единичном количестве; мы не в состоянии точно сказать – были ли эти изделия типичны. Археологические источники – категория весьма трудно интерпретируемая.
К археологическим источникам близко примыкают антропологические источники. Занимаются изучением человека, его останков с древнейших времен. Краниология – наука о черепах. Человеческий череп содержит огромную информацию о прошлом, родословной этого человека, его потомки вносят свою коррективу в его строение. Черепа были разделены на три типа: долигоцефалы (длинноголовые), брахитоцефалы (круглоголовые), мезоцефалы (среднеголовые). Кроме этого используется еще более 100 показателей. Каждому этносу соответствует свой тип черепов.
Белорусы – умеренные долигоцефалы. Русские – типичные мезоцефалы. Украинцы – мезоцефалы. Это заключается в том, какие народы были ассимилированы: русские – финно-уграми, украинца – тюрками, белорусы – балтами. Внутри каждого вида – подвиды: полесский, восточный, северный и т.д. Краниологические данные помогают внести в науку объективные показатели. Которые позволяют проследить историческую линию.
К археологическим источникам
примыкаю палеоботанические и
Также примыкают этнографические источники (народоописание). Этнографы пытаются создать картину быта, одежды по предметам быта, дошедшим до нас.
К этнографии примыкает фольклористика – изучение устного народного творчества. Это история народа, рассказанная самим народом. Самые ранние былины записаны в Архангельской и Новгородской областях. Три типа былин киевского типа: обожествление князя Владимира, князь-эксплуататор (заставляет совершать подвиги богатырей, посылает на смерть), обыкновенный пьяница (князь).
К ним близко примыкают лингвистические источники – анализ лексики языка и анализ названий. Дает возможность выяснить контакты с носителями каких языков были более близкие контакты и в какое время (в белорусском языке – 40% балтийских слов, что говорит о балто-славянском обществе). Особое значение – названия водных объектов (гидронимические источники).
4. Письменные
источники и их важнейшие
Письменные источники делятся на несколько типов.
Древнейший тип – надписи на стенах, предметах быта (середина 10в.).
Берестяные грамоты – обнаружены в Витебске и Мстиславле (12в.).
Летописи – представлены большим количеством сводов. «Повесть временных лет» составлена из более древних летописей (закончена в 12в.). Ранние летописи носили общерусский характер, фиксировали все события, которые происходили в их регионах. Белорусские летописи не обнаружены. Следы Полоцкой летописи прослеживаются в Ипатьевской, Туровской, Софийской летописях.
Древнейшие белорусские летописи датируются 14в. (литовско-белорусские летописи) – краткие летописи, события излагаются по годам, практически без комментариев.
Далее – пространные летописи («Хроники Быховца», «Летопись ВКЛ»).
Наряду с погодным принципом приходит принцип сюжетный (жизнеописания знаменитых людей, пространные события). Эти летописи отличаются специфическим языком (латинский шрифт, полонизмы, латинизмы, германизмы). Летописи называются по месту нахождения. Выделяется «Беркулабовская летопись» – писалась народным языком, освещает не только крупные события.
Поздние летописи (17-18вв.) – «Могилевская летопись», «Витебская летопись» – кризис летописного жанра.
Достоинства: обстоятельная характеристика политических событий, написаны на языке эпохи. Недостатки: не содержат информации о культурных, экономических событиях. Содержание необходимо тщательно анализировать из-за влияния властей (подтасовки исторического материала), неверные сведения из-за недостаточной информированности.
Публикация летописных источников. Наиболее широкая публикация летописей – «Полное собрание русских летописей» - около 40 томов. Летописи опубликованы на языке подлинника, с комментариями, с указанием разночтений. Наиболее ценные публикации по истории Беларуси – «Полное собрание русских летописей» – 1, 2, 7, 32, 35 тома. Новгородские летописи изданы еще и самостоятельно – имеют синхронный перевод и указатели (1950). «ПВЛ» – с большими комментариями (1950) – 2 тома. «Памятники литературы древней Руси» - около 10т., издательство конца 1970-1980-х годов. Тома не имеют нумерации, только названия (1 кн. – «Литература 11в.»). Белорусско-литовские летописи изданы в Беларуси – «Беларускія летапісы і хронікі» (вошли лучшие) – текст только в переводе (перевод литературный). Имеются отрывки в «Хрестоматии по старыжытная беларуская літаратуры», «Хрестоматия по древнерусской литературе».