Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 22:54, курсовая работа
Многонациональность России была всегда тесно связана с многообразием политических форм объединения народов. Сложность формы государственного единства нашей страны зависела от отношений с населявшими государство нерусскими народами, на закономерности её внутреннего развития влияли и взаимоотношения с соседними странами, такими, например, как Польша. Тем не менее, государство российское оставалось достаточно прочным и жизнеспособным.
Актуальность темы исследования заключается в том что, последнее время политической модой стали рассуждения о неизбежности распада больших многонациональных государств, о том, что не следует волноваться, если отдельные народы и территории пожелают жить самостоятельной жизнью, и надо дать им независимость. Процесс будто бы это естественный и неизбежный. Менее радикальными, но не менее разрушительными для единства России, являются и рассуждения о том, что самостоятельность отдельных частей государства может быть чуть ли не безграничной, вплоть до предоставления им международной правосубъектности и верховенства внутреннего законодательства над общегосударственным.
Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Исторические особенности развития польского царства
1.1.Проблема статуса территорий будущего Царства Польского перед присоединением к Российской империи………………………………………...4
1.2. Основные источники права конституционного королевства……………...6
Глава 2. Государственный механизм Царства Польского и его связь с государственным механизмом Российской империи
2.1.Государственный механизм Царства Польского…………………………..13
2.2. Характеристика органов власти и управления княжества……………….17
Глава 3. Польские земли на рубеже XIX и XX веков
3.1. Деление и административное устройство польских земель……………...20
3.2. Народ и его общественные организации…………………...………….28
Заключение……………………………………………………………………...35
Список использованной литературы………………………………………..39
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Исторические особенности развития польского царства
1.1.Проблема статуса территорий будущего Царства Польского перед присоединением к Российской империи………………………………………...4
1.2. Основные источники права конституционного королевства……………...6
Глава 2. Государственный механизм Царства Польского и его связь с государственным механизмом Российской империи
2.1.Государственный механизм Царства Польского…………………………..13
2.2. Характеристика органов власти и управления княжества……………….17
Глава 3. Польские земли на рубеже XIX и XX веков
3.1. Деление и административное устройство польских земель……………...20
3.2. Народ и его общественные организации…………………...………….28
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………..39
Введение
Многонациональность России была всегда тесно связана с многообразием политических форм объединения народов. Сложность формы государственного единства нашей страны зависела от отношений с населявшими государство нерусскими народами, на закономерности её внутреннего развития влияли и взаимоотношения с соседними странами, такими, например, как Польша. Тем не менее, государство российское оставалось достаточно прочным и жизнеспособным.
Актуальность темы исследования заключается в том что, последнее время политической модой стали рассуждения о неизбежности распада больших многонациональных государств, о том, что не следует волноваться, если отдельные народы и территории пожелают жить самостоятельной жизнью, и надо дать им независимость. Процесс будто бы это естественный и неизбежный. Менее радикальными, но не менее разрушительными для единства России, являются и рассуждения о том, что самостоятельность отдельных частей государства может быть чуть ли не безграничной, вплоть до предоставления им международной правосубъектности и верховенства внутреннего законодательства над общегосударственным. Всякие попытки государства бороться за свою целостность и единство объявляются в таком случае чуть ли не преступлением, нарушением международных норм, которое требует немедленного ответа мирового сообщества. Интересный и противоречивый опыт существования в составе Российской империи конституционного Царства Польского (1815 - 1830) позволяет правильно оценить с новых позиций возможность существования сложной формы государственного единства и пределы этой возможности. Отношения России и Польши всегда были непростыми. Знание истории этих отношений необходимо для их продуктивного развития в настоящем и будущем.
Научная новизна заключается — в комплексном исследовании статуса Царства Польского, формирования и реализации в конституционный период.
Объект исследования – правовой статус царства Польского.
Предмет исследования- механизмы государственной политики царства польского и Российского государства.
Цель курсовой работы изучить государственный механизм Царства Польского
Задачи курсовой работы:
- Рассмотреть проблемы статуса территорий будущего Царства Польского перед присоединением к Российской империи;
- Изучить основные источники права конституционного королевства;
- Охарактеризовать органы власти и управления княжества.
Методы исследования являются общенаучные и частно- научные методы: хронологический, системно-структурный, логический, сравнительно-правовой, формально-юридический и иные методы научного познания, обращенные к историко-правовой тематике.
Анализ источников и использованной литературы: являются труды отечественных и польских исследователей, нормативные акты российского законодательства, законодательства Царства Польского. Использовались материалы, опубликованные в дореволюционных изданиях "Русский Архив", "Сборник Российского исторического общества".
Практическое значение результатов исследования. Материал, собранный и обобщенный автором, и выводы работы могут быть использованы для дальнейшего изучения проблем складывания формы государственного единства нашего Отечества в прошлом и настоящем, а как же в процессе преподавания истории отечественного государства и права. Знание истории отношений русского и польского народов может быть полезным и для развития связей между ними в современный период.
Глава 1. Исторические особенности развития польского царства
1.1.Проблема статуса территорий будущего Царства Польского перед присоединением к Российской империи
В итоге разделов к царской России отошли литовские,
белорусские, украинские земли с значительной частью польского населения, на них осевшей; Австрия, кроме южной Малой Польши вмести с Краковым и северным с Люблином, захватила западно-украинские земли со Львовым и Галичем.
Пруссия аннексировала Великую Польшу, Королевскую Пруссию, а также значительную часть Мазовии, включая Варшаву. Таким образом, этнически польские земли оказались под властью России, Австрии и Пруссии. В I, II, III, разделах Речи Посполитой к России отошло около 462 тыс. кв. км Территории и 5,5 млн. населения, к Австрии – 129 тыс. кв. км и 4
млн. человек, к Пруссии – территория, превышавшая 131 тыс. кв. км, и
население в 2,6 млн. человек. В соответствии с трактатом 1795 года название «польское королевство» было «раз и навсегда упразднено». Гарантом этого стала Пруссия, которой, как уже говорилось, досталась столица Польши – Варшава.[2;23-45c.]
Следствие разделов. Польские земли оказались разделенными между
феодальными государствами, формами правления которых был различный в каждой из трех стран просвещенный абсолютизм. Это было на руку помещикам, получившим гарантии своих социальных и имущественных позиций в сильных и политически стабильных государственных системах. В XIX веке, начиная с революции 1848 года в Австрии и Пруссии, а в XX
веке – с революции 1905-1907 гг. в России, во всех этих странах идет
формирование помещичье-буржуазного, конституционного государства. В сфере социально-экономического устройства оно гарантировало удовлетворение интересов правящих классов, в особенности привилегированных помещичьих слоев, т.е. тех крупных земельных собственников, которые превратились в организаторов капиталистического сельскохозяйственного производства. В сфере политической жизни благодаря своеобразному «конституционализму» устанавливается тесная связь главы государства – монарха с крупными земледельцами. Определенная часть польских помещиков шла на соглашение с захватчиками. В Галиции тому же способствовало присвоение местным
землевладельцам аристократических титулов графов и баронов.
Наряду с тем вскоре обозначились первые признаки духовного подъема, просветительские устремления во имя национальной культуры. Этому должно было служить созданное в 1800 году в Варшаве Общество любителей наук, объединяющее ученых и почитателей наук.
Анализируя причины, побудившие императора Александра I принять решение о пересмотре итогов разделов Речи Посполитой и создании в составе империи особого польского королевства (царства). Появление в составе Российской империи Царства Польского явилось результатом сложного взаимодействия многих факторов. Возможности для этого появились только в результате победоносной для России войны с Наполеоном. Только тогда сложилась благоприятная международная обстановка для пересмотра итогов разделов Польши, что и было закреплено Венскими соглашениями. В принятии Александром I такого решения главное значение имели следующие факторы:
- желание российского императора сделать западную границу России более безопасной, создав государственные образования с особым статусом, позволяющим с одной стороны, добиться лояльности населения новых областей к российской власти, а с другой - отодвинуть границу подальше от центральных областей империи и увеличить свои владения в Европе;
-симпатии Александра I к судьбам поляков и Польши, что окажет определённое влияние на статус Царства Польского в составе Российской империи;
- либеральные взгляды русского императора, его представления о роли конституционных учреждений в развитии государства, желание императора, сохранив национальные особенности и дав конституционное правление полякам, добиться их привязанности интересам российского государства;
- позиции европейских держав и национально-патриотические чувства самих поляков.
Решение о создании Царства Польского с особым статусом в составе империи было принято не ранее 1809 года, когда русский император понял неизбежность конфликта с Наполеоном и начал поиск новых союзников для борьбы с ним. Создание в 1807 году, согласно Тильзитскому договору, Варшавского герцогства было не только не выгодно России, но и представляло серьёзную угрозу для неё, поэтому версия некоторых исследователей о появлении Варшавского герцогства по инициативе Александра I, видевшего в этом первый шаг в реализации своих "польских" планов, недостаточно убедительна. Форма включения польских земель в состав империи, их правовой статус, территориальный состав определялись русским императором в ходе войны 1812 - 1814 годов и зависели прежде всего от внешнеполитических факторов. После создания Царства Польского, русский император продолжил поиски оптимальных взаимоотношений между новым образованием и центральным правительством, причём место ведущих факторов в этом процессе получили уже внутриполитические причины, связанные как с самим Царством Польским, так и с изменениями во внутренней политике империи.[3;76-83c.]
1.2. Основные источники права конституционного королевства
XIX век принес все возрастающее число правовых
положений, издаваемых в форме законов, императорских или королевских
декретов, постановлений, патентов и указов, а также распоряжений и
постановлений центральных и местных органов администрации, что объясняется увеличением и усложнением функции государственной власти. Первое место в иерархии правовых норм заняли конституционные нормы, но для граждан и их союзов самыми существенными были подзаконные акты, непосредственно относящиеся к личной и общественной жизни. XIX век положил начало многим, неизвестным до тех пор или ранее необособленным отраслям права – административного, трудового и т.д.
Правовая осведомленность опиралась на правительственные издания и
личные собрания актов. Относительно первых следует впрочем отметить, что
дорога, ведущая к выработке положения обязательности только тех норм,
которые объявлены в вестниках законов и распоряжений, была достаточно
долгой. В начале XIX века в этих вестниках публиковались лишь некоторые
акты.
Для ознакомления с русским законодательством в области
государственного и административного, и в особенности судебного права,
обращались к разным изданиям, выходившим на русском языке в Петербурге и Варшаве. Первое место среди них занял «Свод законов Российской Империи», введенный в 1832 году и неоднократно обновляемый (издавался вплоть до 1910 года).
Постановления Венского конгресса. Конгресс, который собрался в Вене в 1814 году, осуществил новый, четвертый, раздел польских земель.
Определенным в тот момент границам суждено было удержаться до завершения первой мировой войны (до 1918 г.). Польский вопрос встречал многочисленных противников, однако его нельзя было обойти. Так, представитель Великобритании добивался состояния, которое было перед III разделом Речи Посполитой, либо по крайне мере приближенного к этому.
По договору от 3 мая 1815 г., заключенному Россией, Пруссией и
Австрией, было зафиксировано согласие о том, что Австрия получает так
называемою Восточную Галицию, утраченную ею в 1809 году, а также Западную. Краков с его округом был объявлен Вольным городом под протекторатом трех империй с октроированной ими конституцией. Пруссия получила западную часть Варшавского княжества, Названную Великим Познаньским княжеством. Из оставшихся земель Варшавского княжества было организовано Польское Королевство (Царство). Оно должно было быть «неразрывно связано с Россией по конституции» в форме унии, олицетворяемой особой императора России, получавшего титул короля Польши. Королевству надлежало быть государством с
ограниченной суверенностью. По желанию Александра I трактат предусмотрел возможность присоединения к Королевству некоторых земель давнего Великого Княжества Литовского. Для польского шляхетства по обе стороны границы обещание это имело первостепенное значение, и на этом строился расчет «пропольской политики» Александра I.
Принципы Конституции Королевства. «Основы» ее Александр I подписал еще в Вене. Составленные кругом политиков, среди которых был князь Адам Чарторский, так и сенатор Николай Новосильцев, они «гарантировали» Польскому Королевству государственность, национальные права и свободы. Одновременно был обозначен классовый и патримониальный характер рождающегося детища. Запроектировано было, что «неся исключительно землевладельцами», а также, что «дух законов, служащих интересам землевладельцев-крестьян, будет дышать отеческой заботой и иметь целью постепенно довести этот класс до действительно хорошего состояния». Сверх этого «будет исключено из прав, доселе существовавших, все то, что может ограничивать права, обретенные костелом».[7;102-134c.]
По подсказке петербургских советников Александр I ограничил в
последней редакции Конституции положения о свободах и ввел формулировки, которые делали возможным дальнейшие автократические изменения, Подписал он Конституцию в Варшаве 27 ноября 1815 г.
Если речь идет о позиции трона, то польская Конституция 1815 года была
составлена в том же духе, что и конституционная хартия Людовика XVIII,
октроированная в 1814 году. Александр I и Новосильцев позаботились об объединении некоторых элементов английского государственного устройства с консервативными монархическими принципами.
Информация о работе Правовой статус царства Польского в составе Российской Империи