Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:44, курсовая работа
Созданная Петром военно-феодальная бюрократическая абсолютистская империя и её основные политические институты пережили своего создателя на два столетия. В годы правления Петра при доминирующей роли государства был осуществлен резкий скачок в хозяйственной жизни страны, последовательно проводилась политика меркантилизма в промышленности и в торговле, была осуществлена финансово-денежная реформа, усовершенствовались административная и податная системы, неуклонно укреплялись центральные и местные органы власти и управления, значительно расширилась законодательная деятельность государства. Особой заботой монарха являлось укрепление армии и развитие флота. Петровские реформы были направлены на максимальную централизацию в правлении государством при его решающем влиянии на жизнь всех слоев общества, что нашло выражение в её всесторонней регламентации.
Целью моей работы является подробное рассмотрение причины реформ Петра I, непосредственно самих реформ, а также: выделение их значения для страны и общества.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Внутреннее и международное положение России в конце XVII в. Причины преобразований, их задачи ………………………………………...4
Начало царствования Петра ……………………………………...4
Первые самостоятельные акции Петра. Азовские походы и Великое посольство………………………………………………………..5
Предпосылки, цели и характер петровских реформ……………7
Глава 2. Реформы Петра I …………………………………………….………..9
Реформы государственного управления…………………….…...9
Административные реформы и реформы местного
управления………………………………………………………………...14
Судебная реформа………………………………………………...15
Военная реформа……..…………………………………………...18
Система экономических реформ………………………………….21
Церковная реформа……………………………………………....23
Преобразования в сфере культуры и духовной жизни ….…....24
Социальная политика……………………………………………...33
Роль и значение петровских преобразований……………...........34
Заключение ………………………….. ………………………………....……..35
Список использованной литературы ………………………………………...37
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет»
Факультет управления и социологии
Кафедра менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «История управленческой мысли»
на тему: «Реформы Петра I»
Выполнила: студентка 15 группы
очного отделения
Васина Ксения Андреевна
Руководитель:
Кандидат экономических наук, доцент
Гайдукова Наталья Сергеевна
ТВЕРЬ 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Внутреннее и международное положение России в конце XVII в. Причины преобразований, их задачи ………………………………………...4
Глава 2. Реформы Петра I …………………………………………….………..9
управления……………………………………………………
Заключение ………………………….. ………………………………....……..35
Список использованной литературы ………………………………………...37
Введение
Я считаю, что эта тема сегодня актуальна, как никогда. Ведь, чтобы понять, что происходит с нами, с Россией, сегодня, нужно заглянуть в прошлое, прочувствовать настроение той эпохи, когда страна подверглась глобальной ломке во всех сферах своей жизни.
В настоящее время Россия переживает период реформирования экономических и общественно − политических отношений, сопровождающегося противоречивыми результатами и полярно противоположными оценками в различных слоях российского общества. Это вызывает обостренный интерес к реформам в прошлом, к их истокам, содержанию и результатам. Одной из самых бурных и самых плодотворных реформаторских эпох является эпоха Петра I. Поэтому возникает желание вникнуть в существо, характер процессов иного периода ломки общества, изучить подробнее механизмы изменений в огромном государстве. Особый интерес вызывают реформы, связанные с зарождением в нашей стране новой культуры и нового быта под воздействием европейского влияния.
Два с половиной столетия историки, философы и писатели спорят о значении Петровских преобразований, но вне зависимости от точки зрения того или иного исследователя все сходятся в одном − это был один из самых важных этапов истории России, благодаря которому всю ее можно разделить на «допетровскую» и «послепетровскую» эпохи. В российской истории трудно найти деятеля, равного Петру по масштабам интересов и умению видеть главное в решаемой проблеме. Конкретная же историческая оценка реформ зависит от того, что считать для России полезным, что − вредным, что − главным, а что − второстепенным.
Эпоха правления Петра 1 (1682 − 1725) явилась поистине переломным моментом в истории России. Реформы царя-преобразователя охватили все сферы государственно-политической и общественной жизни страны, определив на длительную перспективу её развитие по пути великодержавия.
Созданная Петром военно-феодальная бюрократическая абсолютистская империя и её основные политические институты пережили своего создателя на два столетия. В годы правления Петра при доминирующей роли государства был осуществлен резкий скачок в хозяйственной жизни страны, последовательно проводилась политика меркантилизма в промышленности и в торговле, была осуществлена финансово-денежная реформа, усовершенствовались административная и податная системы, неуклонно укреплялись центральные и местные органы власти и управления, значительно расширилась законодательная деятельность государства. Особой заботой монарха являлось укрепление армии и развитие флота. Петровские реформы были направлены на максимальную централизацию в правлении государством при его решающем влиянии на жизнь всех слоев общества, что нашло выражение в её всесторонней регламентации.
Целью моей работы является подробное рассмотрение причины реформ Петра I, непосредственно самих реформ, а также: выделение их значения для страны и общества.
Курсовая работа изложена на 38 страницах.
Глава 1. Внутреннее и международное положение России в конце XVII в. Причины преобразований, их задачи
После государственного переворота в августе 1689г. власть в стране перешла к сторонникам 17-летнего царя Петра Алексеевича (формально делившего власть со своим братом, сыном Алексея Михайловича от Марии Милославской царевичем Иваном, до смерти последнего в 1696г.). Петр, став после отстранения Софьи самостоятельным правителем, на первых порах не проявлял интереса к государственным делам. Фактическое же управление страной осуществляли родственники и приближенные матери царя Петра Натальи Кирилловны Нарышкиной – П.К. Нарышкин, Т.Н. Стрешнев, Б.А. Голицын, а также родственник первой жены Петра Е.Ф. Лопухиной (свадьба с ней состоялась в январе 1689г.). Сам же царь предпочитал проводить время в «нептуновых да марсовых потехах»: устраивал военные учения и маневры, строил «потешны» суда на Плещеевом озере под Ярославлем.
В первые годы своего правления юный Петр окружил себя способными и энергичными помощниками и специалистами, особенно в военной области. Среди «служилых иноземцев», живших в то время в Немецкой слободе (Кукуе), выделяли ближайший друг царя Ф. Лефорт, опытный генерал П. Гордон, талантливый инженер Я. Брюс и др. А из русских приближенных постепенно формировалась сплоченная группировка сподвижников царя, сделавших впоследствии блестящую административную карьеру: А.М. и Ф.А. Головины, Г.И. Головкин, братья П.М. и Ф.М. Апраксины, А.Д. Меншиков, А.А. Курбатов, А.И. Репинин. С их помощью Петр устраивал маневры «потешных» войск (будущих гвардейских полков − Преображенского и Семеновского). Особое внимание Петр уделял становлению отечественного флота. В мае 1692г. на Плещеевском озере был спущен на воду маленький ботик, который построен при непосредственном участии царя, а в следующие два года приближенные и Петр дважды совершали длительные поездки на Белое море. В городе Архангельск было положено начало строительству первых русских морских судов. В 1694г. во время настоящего морского похода, устроенного Петром, на одном из кораблей впервые был поднят российский красно-сине-белый флаг.
. За петровскими военными забавами скрывались далеко идущие планы добиться выхода России к морю. Внешняя торговля через Архангельский порт из-за короткой зимней навигации и не была круглогодичной. Пётр сделал ставку на выход к Черному морю. Таким образом, он вернулся к идее Крымских походов, в которых потерпел неудачу князь В.В Голицын. Первый Азовский поход начался весной 1695г.: русские войска под началом Петра отправились на речных кораблях к Дону и Волге на юг. Подойдя летом к османской крепости Азов, они преступили к её осаде. Однако поход окончился неудачей: сказалась низкая выучка русских войск, но главным недостатком явилось отсутствие флота, способного изолировать крепость с моря, откуда гарнизон Азова беспрепятственно получил подкрепления. Зимой 1696г. развернулась подготовка к новому походу. В Воронеже началось строительство первого русского флота. К весне были готовы 2 корабля, 23 галеры, 4 брандера и 1300 стругов, на которых 40-тысячное русское войско в мае 1696г. вновь осадило Азов. После блокады с моря 19 июля крепость, не дожидаясь штурма, сдалась. Флоту нашли удобную гавань – Таганрог, стали строить порт. Главный положительный результат Азовских походов состоял в том, что Россия получила теперь возможность организовывать теперь нападения на Крымский полуостров с моря, а это ослабляло угрозу набегов крымцев. Но все же выход в другие моря был в России по-прежнему закрыт. Керченский пролив, Босфор и Дарданеллы находились под контролем Турции, и сил для борьбы с ней у России было явно недостаточно. Пётр приказал строить новые корабли (52 судна за два года) на средства купцов и помещиков.
Одновременно России необходимо было найти а Европе союзников в её борьбе с Османской империей. В 1697г. русской дипломатии удалось заключить наступательный союз против Турции с Австрией и Венецией и она намеревалась укрепить этот союз вовлечением в него других Европейских государств, прежде всего морских держав – Голландии и Англии. Так родилась идея Великого посольства (март 1697 – август 1698г.), которое должно было посетить столицы ряда европейских государств. Великими послами были назначены генерал-адмирал Ф.Я Лефорт, генерал Ф.А. Головин, начальник Посольского приказа и думный дьяк П.Б Возницын. Всего в посольство вошло 250 человек, в том числе 35 волонтеров (среди которых под именем Петра Михайловича находился сам царь), намеревавшихся обучиться кораблестроению на зарубежных верфях. За полтора года пребываний за границей Пётр с посольством посетил Курляндию, Голландию, Англию и Австрию, встречался с владетельными князьями и монархами, изучал корабельное дело и другие ремесла. Пришедшее летом 1698г. из Москвы известие об очередном стрелецком бунте вынудило царя вернуться в Россию.
Международные отношения в Европе в это время складывались не в пользу продолжения войны с Турцией, и своей главной цели Великое посольство не достигло. Вскоре, 14 января 1699г., России, как и другим странам – членам «Священной лиги», пришлось пойти на примирение с Османской империей, заключение которого состоялось в Карловцах. Однако великое посольство стало для Петра длинной академией, и полученный опыт он использовал в проведении реформ как во внутренней, так и во внешней политике. Оно на длительный период определило задачу борьбы России со Швецией за обладание Балтийским побережьем и выходом к морю.
Переориентация внешней политики к началу XVII в. с южного направления на северное совпало с временем с огромными преобразованиями, охватившими все сферы жизни страны. Подготовка к войне со Швецией послужила импульсом для глубоких политических и социально-экономических реформ, которые и определили в конечном счете облик Петровской эпохи.
Истоки преобразований эпохи Петра Великого следует искать в предыдущем, 17-столетии. В результате деятельности первых Романовых был преодолен глубочайший социально-экономический и политический кризис государства и общества, вызванный событиями Смутного времени, и к концу века наметилась тенденция европеизации России, а также чётко обозначились предпосылки будущих реформ. Важнейшими из них являлись: активизация внешней политики и дипломатической деятельности Российского государства; интенсивное развитие внутренней и внешней торговли, связанное с дальнейшим осуществлением реформы «посадского строения», принятием «Уставной таможенной грамоты»(1653) и «Новоторгового устава»(1667); реформирование и совершенствование финансовой и налоговой систем; переход от ремесленно-цехового производства к мануфактурному с использованием элементов наемного труда и простейших механизмов. Кроме того, важнейшей из предпосылок грядущих преобразований стала тенденция к абсолютизму верховной власти, дальнейшее укрепление российского самодержавия, что выразилось в легитимизации титула «самодержавец», укреплении административной централизации, отмирании Земских соборов как органов сословного представительства др. Огромное значение имело также оформление общегосударственного законодательства (Соборное уложение 1649г.) с учетом европейских законодательных актов и дальнейшее совершенствование кодификации. Среди ключевых предпосылок реформаторской деятельности Петра следует назвать реорганизацию и совершенствование вооруженных сил – создание полков иноземного «нового строя», изменения в порядке комплектования и набора в полки, реформа военно-окружной системы. Наконец, огромную роль сыграло постепенное размежевание российского общества под влиянием западноевропейской культуры и церковной реформы Никона, появление в нем национально-консервативного и западнического течений.
В XVII веке отставание России от уровня развития западноевропейских государств было весьма значительным, несмотря на обозначившуюся тенденцию к сокращению этого разрыва. Государству нужна была сильная личность, которая обладала бы не только верховной властью, но и пониманием необходимости перемен, энергией, смелостью и решительностью, умом и талантом преобразователя. И такой государственный деятель появился на исторической на исторической арене в лице Петра I.
Вся государственная деятельность Петра Великого условно делится на два периода: 1695 − 1715 и 1715 − 1725гг.
Важнейшей особенностью реформаторской деятельности первого периода является её обусловленность прежде всего задачами внутреннего переустройства, которые были продиктованы нуждами ведения Северной войны. Реформы проводились в основном насильственными методами и сопровождались активным вмешательством государства в дела экономики. Отсутствие опыта, военные неудачи, давление старого консервативного аппарата власти придали многим реформам непродуманный, поспешный характер.
Во второй период, когда военные действия были уже перенесены на территорию противника, реформы стали более планомерными и последовательными.
Преобразования оформлялись законодательными указаниями царя (их количество за первую четверть 18 века составляло более 2,5 тыс.). Однако это вовсе не противоречит тому факту, что реформаторская деятельность Петра носила в основном насильственный характер.
В целом Петровские реформы были подчинены интересам не отдельных сословий, а всего государства – его процветанию, благополучию и приобщению к западноевропейской цивилизации. Оси служили осуществлению своеобразной революции сверху и шаг за шагом формировали в России систему абсолютной монархии – типа государственной власти, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. При абсолютизме достигается высшая степень централизации, создается разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция, а деятельность сословно-представительных органов фактически прекращается.
Глава 2. Реформы Петра I
2.1. Реформы государственного управления
С начала 18 века деятельность Боярской думы постепенно затухает, а на смену ей приходит (с 1700г.) Ближняя канцелярия, называвшаяся также Консилией министров, которая представляла собой боярскую комиссию из числа думцев – руководителей приказов и была признана осуществлять оперативное руководство аппаратом управления. Этот орган стал предшественником созданного в 1711г. правительствующего Сената – высшего государственного учреждения с чрезвычайно широкими административными, судебными, а иногда и законодательными прерогативами. Его создание было связано с отъездом Петра из столицы и мотивировалось необходимостью иметь такое временное учреждение «для всегдашних наших отлучек», которые отмечались в царском указе. В состав Сената лично Петром было назначено 9 человек − сенаторов. Трое из них были представителями родовитой знати (князья М.В. Долгорукий, Г.И. Волконский и П.В. Голицын), трое являлись членами боярской думы (Т.Н. Стрешнев, И.А. Мусин-Пушкин, Г.А. Племянников) и еще трое были из дворян (М.А. Самарин, В.А. Апухтин, Н.П. Мельницкий). Сенаторские решения принимались коллегиально, на общем собрании и скреплялись подписями всех сенаторов. Огромным делопроизводством ведала канцелярия Сената, возглавляемая обер-секретарем. Функции Сената в первые годы его образования были весьма широки и разнообразны. В его ведение были переданы дела Разрядного и поместного приказов, он ведал явкой дворян на службу и заботился о сборе и расходовании государственных средств. Он также являлся органом надзора за разветвленным бюрократическим аппаратом. Для этого с 1711г. в центре и на местах были учреждены должности провинциальных и городовых фискалов. Они доносили обо всех фактах нарушения законов, взяточничестве и казнокрадстве, наносящих ущерб интересам государства. Ими руководил обер-фискал, входивший в структуру Сената. Доносы фискалов Сенату ежемесячно докладывала Расправная палата – высшее апелляционное судебное присутствие из четырех судей и двух сенаторов. Петр поощрял фискалов, освободивши их от подати, подсудности местным властям и даже ответственности за ложные наветы.