Роль личности Столыпина в истории России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 21:09, контрольная работа

Краткое описание

По предмету «История отечества» нам было предложено написать контрольную работу по любому историческому деятелю. Что ж, это очень здорово, когда самой можно проявить инициативу. Уважаемые мной Кутузов и Петр I сразу отпали, т.к. полгруппы моих «боевых товарищей» по академии выбрали именно их. Тогда мой выбор пал на человека, который близок мне по духу и получаемой мной профессии. Это – Петр Аркадьевич Столыпин.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по истории Столыпин.docx

— 48.29 Кб (Скачать файл)

Введение

По предмету «История отечества» нам было предложено написать контрольную работу по любому историческому деятелю. Что ж, это очень здорово, когда самой можно проявить инициативу. Уважаемые мной Кутузов и Петр I сразу отпали, т.к. полгруппы моих «боевых товарищей» по академии выбрали именно их. Тогда мой выбор пал на человека, который близок мне по духу и получаемой мной профессии. Это – Петр Аркадьевич Столыпин.

В данной работе будут рассмотрены  исторические условия, в которых  протекала его деятельность, так как нельзя жизнь одного человека вырвать из контекста российских и мировых событий. Также рассмотрим главные задачи, какие ставил перед собой Столыпин и способы их воплощения. Так же интересны будут и личные качества этого исторического лица.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экономическое и  политическое положение в России

в конце 19 - начале 20 в.в.

На рубеже 19 и 20 в.в. общество вступило в новую фазу своего развития: капитализм стал мировой системой.

В начале 90-х гг. 19 в. в России начался промышленный подъем, который продолжался несколько лет и шел очень интенсивно. Особенно высокими темпами развивалась тяжелая промышленность, которая к концу века давала почти половину всей промышленной продукции в ее стоимостном выражении. По общему объему продукции тяжелой промышленности Россия вошла в число первых стран мира.

Промышленный подъем был  подкреплен хорошими урожаями в течение  нескольких лет. Оживление в промышленности сопровождалось бурным железнодорожным строительством. Дороги связали богатые сырьем окраины с промышленными центрами, индустриальные города и земледельческие губернии - с морскими портами. Главной причиной промышленного подъема 90-х гг. явилась экономическая политика правительства, одной из составных частей которой стало установление таможенных пошлин на ввозимые в Россию товары и одновременно устранение препятствий на пути проникновения в страну иностранный капиталов. В экономической политике царизма конца 19 - начала 20 в.в., было немало сильных сторон. В те годы Россия уверенно завоевала позиции на рынках Дальнего и Среднего Востока, тесня там своих соперников. Однако эта политика оставалась внутренне противоречивой. И не только потому, что в ней преобладали административные меры, и недооценивалось значение частного предпринимательства. Главное заключалось в том, что самому курсу правительства не хватало сбалансированности между потребностями промышленности и сельского хозяйства. Несбалансированность хозяйства стала одной из причин экономического кризиса начала 20 столетия, который затем сменился длительной "депрессией" 1904-1908 г.г. С 1909 по 1913 г.г. начинается экономический подъем. В результате прошедшего кризиса слабые, маленькие предприятия разорились, ускорился процесс концентрации промышленного производства. В 80 - 90 г.г. временные предпринимательские объединения замещаются крупными монополиями, картелями, синдикатами. Одновременно с этим идет укрепление банковской системы. В начале века Россия являлась среднеразвитой страной. Наряду с высоко развитой индустрией в экономике страны большой удельный вес принадлежал раннекапиталистическим и полуфеодальным формам хозяйства - от мануфактурного до патриархально-натурального. Русская деревня как в зеркале отражала пережитки феодализма: крупные помещичьи землевладения, отработки, являющие собой прямой пережиток барщины. Крестьянское малоземелье, община с её переделами тормозили модернизацию крестьянского хозяйства. Социально-классовая структура страны отражала характер и уровень её экономического развития. Наряду с формированием классов буржуазного общества (буржуазия, мелкая буржуазия, пролетариат), в нем продолжали существовать и сословные деления - наследие феодальной эпохи. Буржуазия занимает ведущую роль в экономике страны 20 века. До этого она не играла какой-либо самостоятельной роли в общественно-политической жизни страны, так как она была полностью зависима от самодержавия и оставалась аполитичной и консервативной силой.

Дворянство, которое сосредоточило  более 60% всех земель, было главной опорой самодержавия, хотя в социальном плане  оно теряло свою однородность, сближаясь  с буржуазией. Крестьянство включало около 75% населения страны.

Наемные рабочие, в начале 20 века, составляли около 17 млн. человек. Этот класс был не однороден. Большая  часть рабочих состояла из недавно  пришедших в город крестьян, еще  не потерявших связь с землёй. Ядром  этого класса стал фабрично-заводской  пролетариат, насчитывавший более  трёх миллионов человек. Политическим строем в России оставалась абсолютная монархия. Хотя в 70ых годах 19 века был сделан шаг по пути превращения государственного строя в буржуазную монархию, царизм сохранил все атрибуты абсолютизма. Высшим судебным органом был Сенат. Исполнительная власть осуществлялась двумя министерствами, контролируемыми комитетом министров. Особой проблемой в эти годы был национальный вопрос. Около 57% населения России были не русского происхождения, они подвергались всякого рода дискриминации со стороны русских чиновников. В этих отношениях Россия не только притесняла те или иные народы, но и сталкивала их между собой. Многие под давлением русскоязычного населения эмигрировали в ближайшие страны Запада, причём заметную часть эмигрантов составляли люди, которые целью своей жизни ставили борьбу с царизмом. В эти же годы Россия вмешивается в борьбу за передел рынков сбыта. Война между Россией и Японией за господство на рынке сбыта в Китае, закончившаяся поражением России, четко показала неподготовленность русской армии и слабость экономики. С поражением в войне в стране нарастает революционная ситуация (1905-1907 г.г.). России требовались как политические, так и экономические реформы, которые смогли бы укрепить и оздоровить экономику. Вожаком этих реформ должен был быть человек, для которого важна была судьба России. Им стал Пётр Аркадьевич Столыпин.

Столыпин Петр Аркадьевич (1862-1911 г.г.), государственный деятель, Председатель Совета Министров России (1906-1911г.г.). Столыпин был выдающимся русским государственным деятелем с сильной державной волей, превыше всех своих интересов ставившим интересы России. Однако в силу воспитания и образования многие жизненные воззрения Столыпина имели западный оттенок, и поэтому его политические взгляды не всегда отражали интересы России. Столыпин родился в Дрездене. Детство и раннюю юность провел в основном в Литве, на лето, выезжая в Швейцарию. Учился в Виленской гимназии. Окончил Петербургский университет. Служил в западных губерниях вплоть до сорока лет, т. е. большую часть жизни прожил вне центральной исторической России и, когда в 1903г. стал саратовским губернатором, чувствовал себя там как бы иностранцем. В самом деле, в коренной России Столыпин был не чаще, чем в Германии, которую считал «идеалом для многих культурных стран».

Большие организаторские  способности и решительность  Столыпина проявились во время революции 1905 г. Твердо и энергично он подавил все бандитские выступления революционеров и навел порядок в своей губернии. 26 апреля 1906 г. царь назначает Столыпина министром внутренних дел, а менее чем через три месяца Председателем Совета Министров, сохранив за ним и прежний пост. Всю свою государственную политику Столыпин предлагал строить на аграрной реформе, на умиротворении крестьянства и улучшении его жизни. Аграрная реформа, получившая впоследствии название столыпинской, основывалась на разрушении одного из главных устоев русской жизни - крестьянской общины.

Столыпинская реформа  подготавливалась плохо, в спешке, сам  ее творец сельского хозяйства почти  не знал, таким же было большинство  людей, проводивших новую аграрную политику. Так, главным теоретиком нового столыпинского землеустройства стал датчанин А.А. Кофорд, приехавший в Россию в возрасте 22 лет и не знавший русского языка. Ближайшим сподвижником Столыпина в аграрной реформе считался А.В. Кривошеин, юрист по образованию, до своего назначения практически не владевший спецификой русского сельского хозяйства. Разрушение общины велось как государственная кампания без соответствующей подготовки и напоминало большевистскую коллективизацию. Появился даже лозунг: «Уничтожьте общину!» Демонтаж тысячелетнего института осуществлялся как политическое мероприятие.

Но главная заслуга  Столыпина состояла не в аграрной реформе (здесь итог его деятельности был отрицательным), а в энергичных действиях для подавления революционеров, в укреплении государственного аппарата, выдвижении на передний план государственной  работы коренных национальных интересов. За короткий срок он сумел наладить эффективную систему борьбы с  террористическими бандформированиями. К 1908 г. более 90% террористов либо были ликвидированы, либо бежали за границу. Введенные по его инициативе военно-полевые суды стали мощным орудием возмездия для всех антирусских сил, посягавших на сотрудников русского государственного аппарата. Также решительно он ограничил деятельность думской оппозиции, умерив пыл ее неконструктивной критики, дав понять, что ее злопыхательные и клеветнические нападки не останутся безнаказанными.

Столыпиным были подготовлены также проекты реформы организации  правопорядка в России. В частности, планировалось повысить численность  полицейских в стране до норм, принятых в мировой практике. Однако силы разрушения всячески препятствовали прохождению  этого проекта в законодательном  органе страны.

В последний год жизни  Столыпин по поручению царя лично  следит за подготовкой специального доклада о деятельности российских масонских организаций и их связях с международным иудейским и  масонским центрами. На осень 1911 г. планировалось специальное совещание по масонскому вопросу. Однако 1 сентября 1911 г. в Киеве Столыпин был тяжело ранен иудеем Д.Г. Богровым и скончался в больнице.

 

 

 

 

 

 

Задачи, которые  стремился решать П.А.Столыпин 

Оказавшись во главе правительства, Столыпин затребовал из всех ведомств те первоочередные проекты, которые  давно были разработаны, но не были осуществлены. В итоге 24 августа 1906 г. Столыпину удалось составить более или менее целостную программу умеренных преобразований. В ее начале приводится ряд осуществленных террористических актов и говорится о том, что мероприятия программы направлены на решительную борьбу с терроризмом и революцией, дабы не допустить в стране паники. Обосновывается необходимость введения военно-полевых судов, потому что "обыкновенное судебное производство не вполне приспособлено к обстоятельствам настоящего времени и не дает возможности достаточно быстрой репрессии за преступления, выходящие из ряда обыкновенных". (П.А. Столыпин. Программа реформ. Т. 1. - М., 2003. - С. 29). Также в программе предлагался ряд мероприятий, направленных на улучшение жизни в стране.

Столыпин разделил предполагаемые реформы на две части. Одни нужно  было претворять в жизнь немедленно, не дожидаясь созыва новой Думы, на основании статьи 87 Основных законов, проекты других необходимо было подготовить  и внести для обсуждения и принятия в Государственную думу. К числу  первых относятся решение вопроса  земельного и землеустроительного, некоторые неотложные мероприятия  в области гражданского равноправия, свободы вероисповедания и мероприятия, касающиеся еврейского вопроса.

Ко вторым относятся следующие  законопроекты:

- о свободе вероисповедания;

- о неприкосновенности  личности и о гражданском равноправии,  в смысле устранения ограничений  и стеснений отдельных групп  населения;

- об улучшении крестьянского  землевладения;

- об улучшении быта  рабочих и, в частности, о  государственном их страховании;

- о реформе местного  управления, которое предполагается  организовать таким образом, чтобы  губернские и уездные административные  учреждения были поставлены в  непосредственную связь с преобразованными  органами самоуправления, включающими  и мелкую земскую единицу;

- о введении земского  самоуправления в Прибалтийском,  а также Северо- и Юго-Западном крае;

- о введении земского  и городского самоуправления  в губерниях Царства Польского;

- о преобразовании местных  судов;

- о реформе средней  и высшей школы;

- о подоходном налоге;

- о полицейской реформе,  направленной, между прочим, к слиянию  общей и жандармской полиций;

- о мерах исключительной  охраны государственного порядка  и общественного спокойствия,  с объединением нынешних различных  видов исключительной охраны в одном законе".

Эта программа указывает  на то, что Столыпин и его правительство  серьезно взялось за реформирование страны. Меры, описанные в ней, были необходимы.

Эти законопроекты касались всех сфер жизни общества. Населению  страны предлагалось дать такие права  и свободы, реализация которых привела  бы к созданию гражданского общества в России (введение неприкосновенности жилища и личности, разрешение свободно передвигаться и выбирать место  жительства, обеспечение тайны переписки  и телефонных разговоров, отмена подушной подати, круговой поруки и многое другое).

Законопроекты, касающиеся реформирования судебной системы, обеспечили бы практически такой суд, какой  в нашей стране сейчас. Это введение условного осуждения, состязательного  начала, защиты на предварительном следствии, условного досрочного освобождения, выдачи преступников по требованию какого-либо иностранного государства. Из всего перечисленного законом стал только проект об условном досрочном освобождении.

В сфере местного самоуправления предполагалось ввести земское и  городское самоуправление в новых  регионах Российской империи, укрепить вертикаль власти, создать Совет  для объединения всех ведомств и  усиления связи с самоуправлением. В уездах также предусматривалось  объединение многочисленных учреждений (присутствий) в одно целое под  властью начальника уезда, назначаемого министром внутренних дел. Также  предполагалось усовершенствовать  систему финансовых хозяйств земств и городов.

В аграрном вопросе Столыпин склонялся к идее разрушения общины, потому что она очень удобна для  революционной пропаганды, а если появятся крестьяне, которые имеют  свой участок земли, их, будет труднее  склонить к бунту или к революции.

Проект правительственной  программы аграрных преобразований предусматривал:

- передачу малоземельным крестьянам на выгодных условиях всех пригодных для земледелия казенных земель;

- выкуп, в случае недостатка казенных земель, за счет государства у частных землевладельцев добровольно продаваемых ими земель для удовлетворения земельной нужды всей малоземельной части крестьянства;

- продажу приобретенной за счет государства земли нуждающимся в ней малоземельным крестьянам по доступным ценам; запрещение продажи земель, передаваемых государством малоземельным крестьянам, как и надельных земель, лицам других сословий;

- облегченный порядок продажи крестьянами, желающими переселиться или заняться каким-либо неземледельческим промыслом, принадлежащих им наделов;

- улучшение способа землепользования крестьян на ныне принадлежащих им землях посредством расселения желающих устранить чересполосицу надельных земель и сведение мелких полос в более крупные земельные участки;

Информация о работе Роль личности Столыпина в истории России