Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 09:47, контрольная работа
Цель данной работы заключается в том, чтобы попытаться систематизировать известный материал и представить его в более-менее цельном виде, используя исторические факты, статистические данные, аналитические выкладки известных авторов, допуская при этом и собственные суждения.
Достижение цели исследования определило решение следующих задач:
Проанализировать государственно-политическое развитие России;
Изучить социально – экономические преобразования России;
Показать духовная жизнь и развитие культуры России;
Введение………………………………………………………………………….….3
1. Государственно – политическое развитие………………………………….….4
1.1. Первые шаги новой российской государственности……………………..…4
1.2. «Октябрьское» противостояние и выборы в Государственную Думу……..6
1.3. Президентская Россия………………………………………………………....8
1.4. В. В.Путин – преемник Б. Н.Ельцина………………………………………....11
2. Социально – экономические преобразования…………………………………13
2.1. На пути к рыночной экономике……………………………………………....13
2.2. Социально – экономические последствия «шокотерапии»………………....15
2.3.Основные направления социально-экономического развития РФ с 2000 года….16
3. Духовная жизнь и развитие культуры…………………………………………17
4. Геополитическое положение и внешняя политика России…………………...23
Заключение…………………………………………………………………………28
Список используемой литературы………………………………………….…….32
РОССИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1. Государственно – политическое развитие………………………………….….4
1.1. Первые шаги новой российской государственности……………………..…4
1.2. «Октябрьское» противостояние и выборы в Государственную Думу……..6
1.3. Президентская Россия…………………………
1.4. В. В.Путин – преемник Б. Н.Ельцина………………………………………....11
2. Социально – экономические преобразования…………………………………13
2.1. На пути к рыночной
экономике……………………………………………....
2.2. Социально – экономические
последствия «шокотерапии»……………
2.3.Основные направления
3. Духовная жизнь и развитие культуры…………………………………………17
4. Геополитическое положение и внешняя политика России…………………...23
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………….…….
Введение
Современный этап отечественной истории является одним из самых драматических в XX веке, сравнимым лишь с некоторыми наиболее острыми и переломными в судьбе страны. Падение коммунистического режима, межнациональные конфликты, распад СССР, утрата влияния и престижа на мировой арене, становление новой политической системы с элементами демократии, рост преступности, экономический кризис - вот что определяет облик событий, произошедших в нашей стране, начиная с августа 1991 года.
Как ни парадоксально, но именно этот период нашей истории вызывает наибольшие трудности в изучении. Прежде всего, данная проблема исходит из состояния самой исторической науки. С ее позиции тенденции и закономерности указанного этапа еще не обозначились четко. Нужно время, чтобы отследить, проанализировать огромный фактический материал, достоверные данные, чтобы глубже и полнее определить сущность и характер состоявшихся социально-экономических и политических процессов. Тем не менее, научные исследования этого отрезка истории уже начались достаточно активно, о чем свидетельствуют многочисленные публикации. Облегчает ситуацию тот факт, что после августа 1991 г. сменились у власти политические группы, и поэтому сняты некоторые ограничения на отдельные конкретные источники.
Цель данной работы заключается в том, чтобы попытаться систематизировать известный материал и представить его в более-менее цельном виде, используя исторические факты, статистические данные, аналитические выкладки известных авторов, допуская при этом и собственные суждения.
Достижение цели исследования определило решение следующих задач:
Проанализировать государственно-политическое развитие России;
Изучить социально – экономические преобразования России;
Показать духовная жизнь и развитие культуры России;
Проанализировать геополитическое положение и внешнею политику России.
Объектом исследования выступает государственно-политическое, социально – экономические, культурное развитие России на этапе 1990-2002 гг.
1. Государственно – политическое развитие.
1.1. Первые шаги новой российской государственности.
Принятие Декларации о государственном суверенитете России в ходе I съезда народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г. стало важнейшей вехой в обновлении российской государственности и становлении ее институтов власти и управления, независимых от структур Союза ССР. I съезд народных депутатов РСФСР избрал на пост Председателя Верховного Совета Республики Б. Н. Ельцина, ставшего лидером обновляющейся России.
Ровно через год, 12 июня 1991 г., в рамках укрепления высшей исполнительной власти и в соответствии с утвержденным IV съездом народных депутатов РСФСР Законом о Президенте, Б. Н. Ельцин был избран всенародным голосованием на этот пост. В первом же туре выборов его кандидатура получила поддержку около 60% избирателей, принявших участие в голосовании.
После событий августа 1991 г., когда российское руководство своими решительными действиями предотвратило реализацию планов ГКЧП, фактически вся полнота государственно-политической власти перешла от союзного Центра в республики. Президент, Правительство и Верховный Совет России получили возможность для реализации радикальных государственно-политических и социально-экономических преобразований в стране. Этого требовало кризисное состояние как экономики, так и общества в целом.
После распада СССР в декабре 1991 г. перед руководством России в сфере государственного строительства важнейшим являлось решение вопроса о сохранении территориальной целостности страны. Уже с 1990 г. автономные республики в составе РСФСР повысили свой статус до уровня союзных, что значительно расширило их суверенные полномочия. В условиях экономического кризиса между регионами России усилились центробежные тенденции, налицо было разрушение традиционных хозяйственных связей. Это создавало для России реальную угрозу повторения судьбы Союза ССР. После длительных переговоров и дискуссий 31 марта 1992 г. большинство субъектов Российской Федерации подписали в Кремле Федеративный Договор. Данный документ разграничивал предметы ведения и полномочия между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации. К числу субъектов Федерации были отнесены республики в составе РФ, края, области, автономные образования и города Москва и Санкт - Петербург. От подписания Федеративного Договора воздержались лидеры Татарстана и Чеченской республики, заявившие о своем полном суверенитете и независимости от федеральных властей.
Как показали последующие события, подписание Договора не оказало должного влияния на укрепление государственного единства России. В повестку дня был поставлен вопрос о принятии новой Конституции Российской Федерации.
В течение 1993 г. важнейшим фактором государственно-политического развития страны стало все более обостряющееся противостояние двух высших институтов государственной власти - исполнительной в лице Президента и его аппарата и законодательной - в лице руководства Верховного Совета России. В основе соперничества этих главных политических группировок на высшем уровне федеральной власти лежало различие в подходах к развитию конституционного процесса, осуществлению стратегии и тактики переходного периода и реализации основных положений рыночных реформ в стране. Президент и его аппарат вели настойчивую борьбу за укрепление центральных органов исполнительной власти и расширение начавшихся радикальных социально-экономических преобразований. В то же время руководство Верховного Совета РФ во главе в Р. И, Хасбулатовым, опираясь на оппозиционно настроенное большинство депутатского корпуса, настаивало на белее плащом и сбалансированном переходе страны к рынку при доминирующей роли государственного регулирования.
В качестве оптимального пути выхода из сложившейся ситуации Президент Росси Б. Н.Ельцин в январе 1993 г, предложил заключить конституционное соглашение с руководством Верховного Совета РФ. В связи с возникшими по этому поводу дебатами он выдвинул идею о вынесении вопроса о конституционном кризисе на всенародное обсуждение (референдум). В адрес Президента были выдвинуты обвинения в превышении полномочии и поставлен вопрос о его отстранении от должности. Однако было найдено компромиссное решение: большинством голосов принял решение о проведении Всероссийского референдума. На референдум выносились вопросы о доверии Президенту и поддержке его курса реформ, о доверии Председателю Верховного Совета и российскому депутатскому корпусу,
Выраженная на референдуме, который состоялся 25 апреля 1993 г., поддержка реформаторского курса, проводимого Президентом (из 62% граждан, принявших участие в голосовании, большинство высказалось за доверие высшей исполнительной власти), стала той основой, которая позволила Б. Н.Ельцину продолжить обсуждение проекта Конституции России.
Для подготовки текста новой Конституции летом 1993 г. в несколько этапов, с участием представителей как государственных органом, так и общественных организаций проходило Конституционное совещание созванное по инициативе Президента.
1.2. «Октябрьское» противостояние и выборы в Государственную Думу.
21 сентября 1993г. Б. Н. Ельцин выступил
по телевидению с обращением
к народу. Он объявил об упразднении
Верховного Совета и съезда
народных депутатов, а также о
формировании двухпалатного
Однако к утру 4 октября1993 г, в соответствии с распоряжениями Правительства и указом Президента об обеспечении в Москве режима чрезвычайного положения к «Белому дому» были стянуты танковые части Кантемировской дивизии, которые произвели обстрел здания Верховного Совета и уже во второй половине дня с помощью спецподразделений «Белый дом» был взят штурмом, а главные политические оппоненты Президента (Хасбулатов, Руцкой, Макашов, Баранников и др.) арестованы. В ходе кровавых событий официально погибло как минимум 150 человек.
Таким образом, в ходе октябрьских событий 1993 г. противостояние законодательной власти Президенту было силовым путем ликвидировано. В соответствии с Указом Президента 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Федеральное Собрание. Одновременно был проведен референдум по проекту новой Конституции России, получившей одобрение большинства из участвовавших в голосовании граждан России. По итогам выборов 1993 г. партийный состав Государственной Думы сложился следующим образом: из 450 мест наибольшее число депутатских мандатов получили представители пропрезидентского блока «Выбор России» (лидер — Е. Т. Гайдар). У него оказалось 96 мест с учетом депутатов, избранных по территориальным округам. Наибольшее число мест по партийным спискам получила Либерально-демократическая партия В. В. Жириновского-70. Компартия России - Г. А. Зюганов, набрала 65 мандатов, Аграрная партия России - 47. Остальные избирательные блоки и партии «Яблоко», Партия российского единства и согласия, ДПР и «Женщины России») получили от 14 до 21 места. Оппозиционный состав Государственной Думы определил ту политическую атмосферу, в которой начался новый этап государственного строительства в России.
1.3. Президентская Россия.
С конца 1993 г. обновленное Российское государство вступило в новую фазу своего развития. Принятая 12 декабря 1993 г. на Всероссийском референдуме пятая в истории страны Конституция Российской Федерации провозгласила формирование новой системы государственно-политического устройства, подведя черту под советским периодом истории России. Конституция РФ является документом переходного периода. Вся полнота государственной власти в Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации, имеющим чрезвычайно широкие полномочия, совместно с органами законодательной (двухпалатный парламент—Федеральное Собрание), исполнительной (Правительство РФ) и судебной власти, действующих самостоятельно. Система органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно, в соответствии с основами конституционного строя России.
Президент как глава государства является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; он же является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России. Президент назначает с согласия нижней палаты парламента — Государственной Думы — Председателя Правительства РФ, а также его заместителей и федеральных министров, принимает решение об отставке Правительства. Представляет Думе кандидатуру Председателя Центрального банка РФ, а также кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов, кандидатуру Генерального прокурора России. В полномочия Президента входит формирование Совета Безопасности, Администрации Президента РФ, назначение и освобождение полномочных представителей Президента и высшего командования Вооруженных Сил. Президент России имеет право распускать Думу и назначать новые выборы в случае троекратного отклонения Думой предложенной Президентом кандидатуры на пост премьер-министра. Президент РФ избирается сроком на 4 года. Отрешение его от должности, хотя и предусмотрено Конституцией, но весьма сложно, поскольку конкретный механизм этой процедуры не отработан. Вместе с тем само декларирование такого положения Конституции уже не позволяет сделать власть Президента абсолютной.
Нижняя палата Федерального Собрания — Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых на срок 4 года. Депутаты работают в парламенте на постоянной основе. В отличие от нижней палаты, Совет Федерации — верхняя палата парламента — формируется из представителей субъектов Федерации (по одному от законодательной и исполнительной власти).
Впервые в истории России в Основном Законе содержатся гарантии прав и свобод человека, а также механизм их защиты, соответствующий общепринятым мировым правовым нормам. В Конституции провозглашается право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать сферу деятельности и профессию, вступать в трудовые споры, включая такую их форму, как забастовка. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина - обязанностью государства.
Следующим шагом в установлении диалога между ветвями исполнительной и законодательной власти явилась подготовка и подписание 28 апреля 1994г. Договора об общественном согласии. Его участниками стали представители федеральных органов власти, субъектов Федерации, руководители, политических партий, общественных движений и других организаций.
В течение 1994—1995 гг. Президент и правительство начали известный отход от радикального либерализма к идеям национально-государственного характера при сохранении рыночной направленности реформ и стремления к союзу с западными демократиями. Результатом такого отхода стала военная операция в Чечне по наведению в мятежной республике конституционного порядка, которая закончилась фактически поражением правящего режима, не сумевшего ее организовать и обеспечить.
В декабре 1995 г. состоялись выборы в Государственную Думу, которые принесли успех только 4 политическим силам: КПРФ - 157 мандатов, правительственный блок «Наш дом - Россия» - 55, ЛДПР - 51 и «Яблоко» - 45. Левоцентристское большинство депутатов (230 из 450) избрало на пост Председателя Государственной Думы коммуниста Г. Селезнева.
Зима и весна 1996 г. в политической жизни России ознаменовались беспрецедентной агитационной кампанией в поддержку Б. Н.Ельцина и проводимого им курса радикальных преобразований. На прошедшем 3 июля втором туре выборов убедительную победу одержал Б. Н. Ельцин, за которого проголосовали 53,8% избирателей, или около 37% от общего списка имеющих право голоса россиян. Таким образом, более трети наших сограждан выступили за поддержку проводимого курса социально-экономических реформ.
Начало 1997г. ознаменовалось новыми подходами во внешней и внутренней политике правительства России. Весной 1997 г. по всей стране состоялись акции протеста против снижения уровня жизни населения. В октябре 1997с в Государственной Думе встал вопрос о возможности вотума недоверия правительству Черномырдина. В 1997г. в 13 избирательных округах состоялись довыборы в Государственную Думу по мажоритарной системе. Представители оппозиции получили 54% думских мандатов. На губернаторских выборах 40% региональных руководителей сохранили свои посты, но 30% губернаторских постов заняли представители оппозиции. На выборах в местные думы из 1000 депутатов представители оппозиции составили 34%, остальных уверенно контролировала власть.