Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 00:42, реферат
Изучение памятников права очень важно для понимания сущности действующих норм в Русском государстве в настоящее время. Одним из крупнейших памятников права является Русская Правда, в которой отражены особенности правовой культуры древнерусского общества, сведения о правовом статусе основных групп населения, знания о действовавших в то время нормах брачно-семейного, гражданского и уголовного права, правил судопроизводства.
Введение
ГЛАВА 1. Русская Правда
1.1 Правовое положение социальных групп
1.2 Гражданское право
1.2.1 Обязательственное право
1.2.2 Право собственности
1.2.3 Семейно-наследственное право
1.3 Особенности уголовного права в период Русской Правды
ГЛАВА 2. Суд и судебный процесс
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
ГЛАВА 1. Русская Правда
1.1 Правовое положение социальных групп
1.2 Гражданское право
1.2.1 Обязательственное право
1.2.2 Право собственности
1.2.3 Семейно-наследственное право
1.3 Особенности уголовного права в период Русской Правды
ГЛАВА 2. Суд и судебный процесс
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Введение
Изучение памятников права очень важно для понимания сущности действующих норм в Русском государстве в настоящее время. Одним из крупнейших памятников права является Русская Правда, в которой отражены особенности правовой культуры древнерусского общества, сведения о правовом статусе основных групп населения, знания о действовавших в то время нормах брачно-семейного, гражданского и уголовного права, правил судопроизводства.
Ее
основы дают нам возможность раскрыть
истоки и причины появления
ГЛАВА 1. РУССКАЯ ПРАВДА
До наших дней дошло более ста списков Русской правды, которые можно представить в трех основных редакциях: Краткой, Пространной и Сокращенной из Пространной.
Самая главная - Краткая Правда состоит из Правды Ярослав, Правды Ярославичей, Покона вирного и Урока мостников.
Пространная Правда разделяется на Суд Ярослава и Устав Владимира Мономаха. Сокращенная редакция появилась в середине XV в. из переработанной Пространной редакции.
Источниками
кодификации явились нормы
В Русской Правде применяется формальный способ решения вопроса: из реальной жизни или правового источника (обычая, судебной практики и т.п.) брался конкретный казус, решение которого Русская Правда определяла сама. Однако, при этом мотив решения мог быть разным: сугубо формальными на основании закона, нравственным или сословным (для разных социальных групп были установлены разные права).
2.1 Правовое положение социальных групп
В Русской Правде содержится ряд ном, определяющих правовое положение отдельных групп населения. Все феодальные общества были строго стратифицированы, то есть состояли из сословий, права и обязанности, которых четко определялись законом, как неравные по отношению друг к другу и к государству. Иными словами, каждое сословие имело свой юридический статус и круг определенных законом прав.
Сословие феодалов, составляя боевую силу княжеских дружин, несмотря на все свои материальные выгоды, могло потерять жизнь - самое ценное - проще и вероятнее, нежели бедное сословие крестьян. Класс феодалов формировался постепенно. В него входили князья, бояре, дружина, местная знать, посадники, тиуны. Феодалы осуществляли гражданское управление и отвечали за профессиональную военную организацию.
В Русской Правде содержится ряд норм, определяющих правовое положение отдельных групп населения. Особое место занимает личность князя. Он рассматривается в качестве физического лица, что свидетельствует о его высоком положении и привилегиях.
Правящий слой древнерусского общества не был однородным, состоял из разных социальных групп и был достаточно открытым для пополнения. Пополнялся он, в основном, из двух общественных слоев: старой родовой аристократии (князей, старейшин, жрецов) и верхушки общины (разбогатевших общинников, выборных должностных лиц). Представители политической элиты группировались вокруг княжеского двора, составляя костяк управленческого аппарата, княжеский совет и дружину.
К высшему привилегированному классу общества относились следующие категории лиц: бояре, княжьи мужи, огнищане и тиуны.
На всех этих людей закон распространял две важнейшие привилегии: защита их жизни повышенной мерой ответственности нормы; особый порядок распоряжения наследством.
В церковных уставах за насилие над боярскими женами и дочерьми устанавливаются высокие штрафы от 1 до 5 гривен серебра. Также ряд статей защищает собственность феодалов, устанавливая штраф за нарушение земельной межи, за разорение пчельников, боярских угодий, за кражу ловчих соколов и ястребов.
Основная масса населения разделялась на свободных и зависимых людей, существовали также промежуточные и переходные категории. Городское население делилось на ряд социальных групп: боярство, духовенство, купечество, низы» (ремесленники, мелкие торговцы, рабочие и пр.). В науке вопрос о его правовом положении в должной мере не решен из-за недостатка источников.
Известно
лишь, что городские общины уплачивали
подати князю, за что получали различные
льготы (право на самоуправление и
суд).
Трудно определить, в какой степени население русских городов пользовалось городскими вольностями, аналогичными европейским.
Свободные жители городов пользовались правовой защитой Русской Правды, на них распространялись все статьи о защите чести, достоинства и жизни. Особую роль играло купечество. Оно рано начало объединяться в корпорации (гильдии), называвшиеся сотнями. Обычно «купеческое сто» действовало при какой-либо церкви. «Ивановское сто» в Новгороде было одной из первых купеческих организаций Европы.
Юридически и экономически независимой группой были также смерды - общинники (они уплачивали налоги и выполняли повинности только в пользу государства), составлявшие основную массу населения Киевской Руси.
В науке существует ряд мнений о смердах, их считают свободными крестьянами, феодально-зависимыми, лицами рабского состояния, крепостными и даже категорией сходной с мелким рыцарством. Но основная полемика ведется по линии: свободные или зависимые (рабы).
Дани, полюдье и прочие поборы подрывали устои общины, и многие ее члены, чтобы уплатить дань сполна и самим как-нибудь просуществовать были вынуждены идти в долговую кабалу к своим богатым соседям. Долговая кабала стала важнейшим источником формирования экономически зависимых людей. Они превращались в челядь и холопов, гнувших спины на своих хозяев и не имевших практически никаких прав. Одной из таких категорий были рядовичи (от слова «ряд» - договор) - те, кто заключал договор о своем временном холопском положении, а жизнь его оценивалась в 5 гривен. Быть рядовичем было не всегда плохо, он мог оказаться ключником или распорядителем.
Наряду
со смердами на Руси существовали боле
сложные юридические фигуры - закупы.
Краткая Правда не упоминает закупа,
зато в Пространной Правде помещен
специальный устав о закупах.
Закуп - человек, работавший в хозяйстве
феодала за “купу”, то есть заем, в
который могли включаться различные
ценности: земля, скот, деньги и прочее.
Этот долг следовало отработать, причем
не существовало нормативов. Объем
работы определялся кредитором. Поэтому
с нарастанием процентов на заем,
кабальная зависимость
Холоп
- наиболее бесправный субъект права.
Его имущественное положение
особое: все, чем он обладал, являлось
собственностью господина См. И.А. Исаев.
История государства и права
России. М. 2002. С 20. Его личность как
субъекта права не защищалась законом.
В судебном процессе холоп не мог
выступать в качестве стороны. Закон
регламентировал различные
2.2 Гражданское право
В области гражданско-правовых отношений Русская правда довольно точно определяет и различает разные институты и области вещных и обязательственных прав. Закон защищает права собственности и владения, регулирует права пользования и распоряжения имуществом.
Однако, наиболее разработанной является сфера обязательственных отношений.
2.2.1 Обязательственное право
Обязательство
представляет собой правоотношение,
в силу которого лицо, нарушившее интересы
другого лица, обязано совершить
определенные действия в пользу потерпевшего.
Отличия гражданско-правового
В древности существовало два вида обязательств из правонарушений (деликтов) и договоров, причем первые, видимо, возникли раньше. В Русской Правде обязательства из деликтов влекут ответственность в виде штрафов и возмещения убытков. Договорные обязательства оформляются в систему при становлении частной собственности, но понятия абстрактного понятия договора еще не существует. Позднее под договором стали понимать соглашение двух или нескольких лиц, в результате которого у сторон возникают юридические права и обязанности. В Древней Руси существовало несколько разновидностей договоров: купли-продажи, займа, кредитования, личного займа.
Древнему праву известны два вида ответственности по договорам: личная и имущественная (в историческом отношении более поздняя и развитая). В Русской Правде доминирует ответственность имущественная. Однако закуп в случае нарушения условий обязательств мог обращаться в полного холопа, злостный купец-банкрот также обращался в рабство. При неразвитости рабства зарождается принцип, согласно которому не выполнивший обязательств, становился зависимым от кредитора на тот срок, в течение которого отрабатывал ему весь объем долга и убытков.
В IХ--ХII вв. письменная форма договоров еще не развилась, они совершались, как правило, в устной форме. Для устранения последующих взаимных претензий, при заключении сделок должны были присутствовать свидетели, но суд принимал и любые другие доказательства, удостоверяющие договоры. Число известных Русской Правде сделок еще не очень значительно.
В
обиходе договор купли-продажи
был самым распространенным. Продавались
имущество (движимое и недвижимое) и
холопы, причем продаже последних
в законодательстве того времени
уделяется весьма большое внимание.
В Русской Правде регламентировался
не столько сам договор купли-
Продажа недвижимости, видимо, ранее всех начала оформляться письменными актами (дошедшие до нас датируются начиная с ХП в.).
В
XII-XV вв. проявились три тенденции
развития обязательственного права. Во-первых,
развитие товарно-денежных отношений
привело к появлению новых
видов договоров (дарение, залог, поручительство)
и умилению имущественной ответственности
сторон в обязательствах. Нарушение
обязательств из правонарушений постепенно
смещается в область уголовно-
2.2.2 Право собственности
В
феодальном обществе право собственности
в среде феодалов определяется их
взаимной связью и связью с государством,
то есть системой вассальной зависимости,
а в крестьянской среде системой
запретов на распоряжение. От различий
этих отношений зависит и различия
в статусе собственности. В дореволюционных
исследованиях шло в основном
обсуждение вопросов о существовании
родовой и частной