Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2015 в 22:00, реферат
Целью данной работы является изучение особенностей государственного управления в годы Великой отечественной войны (1941 - 1945).
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть государственное управление накануне Великой Отечественной войны
2. Проанализировать государственного управления в годы Великой отечественной войны.
3. Выявить причины успехов и неудач политики государственного управления
4. Сделать вывод по рассмотренной теме.
Введение……………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Состояние государственного управления СССР накануне войны……………………………………..
Состояние государственного управления СССР к началу Великой Отечественной войны характеризуется следующим…………………………………………………………………………………..
Состояние политической системы………………………………………………………………………………………………….
Начало Великой Отечественной войны. Перестройка органов управления
Ставка Верховного главнокомандующего…………………………………………………..
Государственный комитет обороны……………….
Госплан СССР…………………………………………………..
Советы и государственное строительство………………
Компартия……………………
Методы Мобилизационной политики
Карательно – репрессивные органы…………………
Заключение………………………
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Заключение………………………
Библиографический список…………..
Введение
История государственного управления
России - наука историческая. Она является
частью истории российского общества
и стоит в одном ряду с историей общественной
мысли, историей развития производительных
сил, историей искусств и т. д.
История
государственного управления России изучает
не только закономерности, но и особенности
государственно-правовых явлений в их
целостности, единстве, хронологической
последовательности, взаимосвязи и взаимозависимости.
Особое место в Истории государственного
управления России занимает государственное
управление в годы Великой Отечественной
войны. Великая Отечественная война явилась
колоссальным испытанием для нашего государства
и общества. Сегодня важно обратиться
к истории государственного управления
в годы минувшей войны, чтобы осмыслить
исторический опыт.
Актуальность данной темы заключается в следующем :
углубленное и комплексное изучение
темы деятельности чрезвычайных центральных
органов государственной власти в военное
время позволяет полнее представить и
оценить сущность, цели, задачи, приоритеты
и особенности системы чрезвычайного
государственного управления СССР в исследуемый
период, увидеть основные направления,
формы и методы работы чрезвычайных структур
по руководству страной и армией.
Целью данной работы является
изучение особенностей государственного
управления в годы Великой отечественной
войны (1941 - 1945).
Достижение
данной цели предполагает решение следующих
задач:
1. Рассмотреть
государственное управление накануне
Великой Отечественной войны
2. Проанализировать
государственного управления в годы Великой
отечественной войны.
3. Выявить причины успехов и
неудач политики
4. Сделать вывод по рассмотренной теме.
Объектом исследования
данной работы является государственное
управление в России.
Предметом исследования данной работы является
государственное управление в годы Великой
отечественной войны (1941-1945 гг.)
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1941 года по 1945 год.
Историографический
обзор. Среди современных трудов,
отражающих исследуемую тему, как наиболее
предметные и содержательные, необходимо
выделить работа: Комарова Н.Я.
«Государственный Комитет Обороны постановляет.
Документы. Воспоминания. Комментарии»
(1990), Горькова Ю.А.
«Государственный Комитет Обороны постановляет.
1941-1945» ( 2002), Мерцалова А. и Мерцаловой
Л. «Сталинизм и война» (1998), в которых достаточно
глубоко и полно демонстрируется работа
центрального государственного аппарата
и, прежде всего Государственный комитет
обороны, в военные годы.
Формирование модели государственного управления СССР определила Конституция СССР 1936 года, которая узаконила сложившиеся в стране командно-административные методы управления.
Свою роль также сыграла чистка 1937- 1938 гг., в ходе которых были уничтожены многие видные руководители органов управления всех сфер деятельности. [3]
В такой атмосфере система государственного управления в любом ее звене не могла быть высокоэффективной, поскольку обстановка подозрительности и страха порождала неуверенность, сковывала инициативу, выдвигала в руководители пассивных исполнителей директив вышестоящих органов. Все это пагубно отразилось и на управлении Вооруженными Силами страны в предвоенный период и в годы войны. В центральном аппарате и военных округах шла лихорадочная перестановка руководящего состава.[4]
Перед Великой Отечественной войной советское руководство предприняло ряд шагов по укреплению обороноспособности страны. К 1939 году сложилась кадровая система комплектования и организации войск, была расширена сеть военных учебных заведений, приняты меры по оснащению войск новой техникой. Политбюро приняло специальное постановление, обязывавшее директоров крупнейших заводов ежедневно информировать ЦК о выпуске продукции военного назначения.
В мае 1940 года из-за упущений в управлении войсками в ходе советско-финской войны было принято решение о смене руководства Наркомата обороны.
Решению управленческих задач способствовали также меры, направленные на укрепление трудовой и производственной дисциплины. Были приняты Указы Президиума Верховного Совета СССР:
- от 26 июня 1940 г. «О
переходе на восьмичасовой
- от 10 июля 1940 г. «Об
ответственности за выпуск
Данные указы предусматривали уголовную ответственность за опоздание на работу и переход рабочих с одного предприятия на другое, за выпуск недоброкачественной продукции.
Угроза военного нападения заставила советское руководство усилить общесоюзные институты управления, централизовать властные полномочия в общесоюзных органах. Целями повышения авторитета государственного управления служили меры по укреплению Совнаркома СССР. Был обновлен состав Комитета Обороны. Постановлением СНК и ЦК ВКП(б) от 21 марта 1941 г. было образовано Бюро СНК СССР. Вновь образованный орган обладал всеми правами Совнаркома, и его постановления издавались в качестве постановлений СНК. Создание Бюро СНК значительно повысило оперативность управления. Если полный состав СНК должен был собираться ежемесячно, то Бюро заседал раз в неделю, а при необходимости и чаще.
Однако к началу войны многое из намеченного осталось неосуществленным. Материально-технические и организационные меры по укреплению обороны не обеспечили должного отпора врагу на начальном этапе войны.
В условиях нарастающей угрозы
войны Советское правительство вело ускоренную
подготовку всей страны к возможным грядущим
испытаниям. Удельный вес расходов на
оборону в государственном бюджете, равный
12,7% в годы второй пятилетки, в третьей
увеличился почти в два раза. В середине
30-х годов вооружение и стратегические
концепции Красной Армии, оснащавшейся
по мере успехов индустриализации современной
боевой техникой, вполне соответствовали
передовым представлениям в этой области.
Однако потребности обороны требовали
более решительных мер.
В 1936 году решением восьмого Чрезвычайного
съезда Советов СССР был образован Народный
комиссариат оборонной промышленности.
В целях координации всех мероприятий
по вопросам обороны страны 27 апреля 1937
года вместо Совета труда и обороны при
Совнаркоме СССР создается Комитет обороны.
Через год при нем учреждается Военно-промышленная
комиссия, которая занималась вопросами
мобилизации и подготовки всей промышленности
страны к обеспечению выполнения планов
и заданий Комитета обороны по производству
вооружений для армии и флота. По мере
расширения объема задач военной промышленности
и усложнения руководства ею, в январе
1939 года Наркомат оборонной промышленности
был преобразован в четыре отдельных ведомства
– наркомат авиационной промышленности,
наркомат судостроительной промышленности,
наркомат вооружений и наркомат боеприпасов. Каждый
из них имел подчиненные предприятия и
свои главные
управления, строительные
тресты, проектные организации, высшие
и средние учебные заведения, фабрично-заводские
училища для подготовки квалифицированных
рабочих массовых профессий. Именно в
период с конца 1939 года до лета 1941 года
были созданы многочисленные образцы
простой в обращении и высокоэффективной
военной техники, зачастую превосходящие
аналогичные образцы вооружения западных
держав и Германии, в частности. К этому
времени Советский Союз располагал мощной
военно-промышленной базой, которая стала
прочным фундаментом военного производства
в тяжелые годы Великой Отечественной
войны.
3 декабря 1935 г.
приказом НКО СССР № 176 в Красной Армии
вводились новая форма одежды и знаки
различия.
Перестройка государственного управления происходила в сложнейших условиях поражения первого периода войны , неясности быстро изменяющейся ситуации, отсутствия полной информированности руководства страны.
В первый день войны 22июня 1941 года Президиум Верховного Совета СССР принял указ « О военном положении». 29 июня ЦК ВКП(б) и СНК СССР обратились к советским и партийным органом с директивой, в которой были изложены мероприятия государства по борьбе с захватчиками. С началом войны приняты правительственные постановления о мобилизации военнообязанных по 14 военным округам, о введении о действие мобилизационных планов, о переводе движения на железных дорогах на военный график.
Первоочередной задачей была перестройка военного управления. 23 июня 1941 года постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) создана Ставка Главного командования Вооруженных сил СССР под председательством наркома обороны, маршала Советского Союза С.К. Тимошенко. С 8 августа после назначения И.В. Сталина Верховным главнокомандующим – Ставка Верховного главнокомандования. С 10 августа Генеральный штаб из коллегиального органа Наркомата обороны стал рабочим органом Ставки. На Ставку было возложено руководство всей боевой деятельностью Вооруженных сил СССР.
Функции Ставки Верховного главнокомандования:
Военные округа западных районов были преобразованы во фронты.
30 июня Постановлением Президиума Верховного Совета СССР , СНК СССР и ЦК ВКП(б) был образован Государственный комитет обороны (ГКО), в руках которого сосредоточивалась вся полнота власти и государстве, его решения должны были беспрекословно выполняться всеми партийными, советниками, военными и комсомольскими органами, всеми гражданами СССР в соответствии с законами военного времени. ГКО подчинена Ставка. Председатель ГКО был назначен И.В. Сталин. В составе ГКО было 5 человек, затем 9. Всего за годы войны ГКО было принято почти 10000 решений. ГКО опирался на:
Рабочими органами ГКО по военным вопросам были Наркомат обороны ( руководил резервами и военными округами внутренних районов СССР) и наркомат военно-морского флота ( руководил флотами и флотилиями). В1942 году центр тяжести в деятельности ГКО переносится на развитие военной экономики. При ГКО по мере надобности в ходе войны создавались различные комиссии, комитеты, бюро, действовавшие в зависимости от обстоятельств временно или постоянно. В числе постоянных органов было, например, Оперативное бюро ГКО, образованное в декабре 1942 году и осуществлявшее контроль текущей работы всех наркоматов оборонной промышленности, черной и цветной металлургии, электростанций, угольной, нефтяной и химической промышленности, НКПС. Оно же согласовывало производственные планы этих наркоматов, наблюдало за их выполнением, устанавливало порядок снабжения оборонных предприятий сырьем, материалами и оборудованием. Между членами Оперативного бюро были распределены обязанности по руководству важнейшими участками обороной промышленности.
Координация работы всех видов транспорта – железнодорожного, речного, морского, воздушного, автомобильного – с февраля 1942 года занимался другой постоянный орган ГКО – Транспортный комитет.
Информация о работе Состояние государственного управления СССР накануне войны