Состояние государственного управления СССР накануне войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2015 в 22:00, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение особенностей государственного управления в годы Великой отечественной войны (1941 - 1945).
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть государственное управление накануне Великой Отечественной войны
2. Проанализировать государственного управления в годы Великой отечественной войны.
3. Выявить причины успехов и неудач политики государственного управления
4. Сделать вывод по рассмотренной теме.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Состояние государственного управления СССР накануне войны……………………………………..
Состояние государственного управления СССР к началу Великой Отечественной войны характеризуется следующим…………………………………………………………………………………..
Состояние политической системы………………………………………………………………………………………………….
Начало Великой Отечественной войны. Перестройка органов управления
Ставка Верховного главнокомандующего…………………………………………………..
Государственный комитет обороны……………….
Госплан СССР…………………………………………………..
Советы и государственное строительство………………
Компартия……………………
Методы Мобилизационной политики
Карательно – репрессивные органы…………………

Заключение………………………

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по гос.управлению.docx

— 52.63 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………………………………………………………..

  1. Состояние государственного управления СССР накануне войны……………………………………..
    1. Состояние государственного управления СССР к началу Великой Отечественной войны характеризуется следующим…………………………………………………………………………………..
    2. Состояние политической системы………………………………………………………………………………………………….
  2. Начало Великой Отечественной войны. Перестройка органов управления
    1. Ставка Верховного главнокомандующего…………………………………………………..
    2. Государственный комитет обороны……………….
    3. Госплан СССР…………………………………………………..
    4. Советы и государственное строительство………………
    5. Компартия……………………
  3. Методы Мобилизационной политики
    1. Карательно – репрессивные органы…………………

 

Заключение………………………

Библиографический список…………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

История государственного управления России - наука историческая. Она является частью истории российского общества и стоит в одном ряду с историей общественной мысли, историей развития производительных сил, историей искусств и т. д.  
История государственного управления России изучает не только закономерности, но и особенности государственно-правовых явлений в их целостности, единстве, хронологической последовательности, взаимосвязи и взаимозависимости. Особое место в Истории государственного управления России занимает государственное управление в годы Великой Отечественной войны.  Великая Отечественная война явилась колоссальным испытанием для нашего государства и общества. Сегодня важно обратиться к истории государственного управления в годы минувшей войны, чтобы осмыслить исторический опыт.

Актуальность данной темы заключается в следующем :

углубленное и комплексное изучение темы деятельности чрезвычайных центральных органов государственной власти в военное время позволяет полнее представить и оценить сущность, цели, задачи, приоритеты и особенности системы чрезвычайного государственного управления СССР в исследуемый период, увидеть основные направления, формы и методы работы чрезвычайных структур по руководству страной и армией. 
 
Целью данной работы является изучение особенностей государственного управления в годы Великой отечественной войны (1941 - 1945).

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач: 
1. Рассмотреть государственное управление накануне Великой Отечественной войны 
2. Проанализировать государственного управления в годы Великой отечественной войны.

3. Выявить причины успехов и  неудач политики государственного  управления

4. Сделать вывод по рассмотренной теме. 

Объектом исследования данной работы является государственное управление в России. 
Предметом исследования данной работы является государственное управление в годы Великой отечественной войны (1941-1945 гг.)

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1941 года по 1945 год.

 
Историографический обзор. Среди современных трудов, отражающих исследуемую тему, как наиболее предметные и содержательные, необходимо выделить работа: Комарова Н.Я. «Государственный Комитет Обороны постановляет. Документы. Воспоминания. Комментарии» (1990), Горькова Ю.А. «Государственный Комитет Обороны постановляет. 1941-1945» ( 2002), Мерцалова А. и Мерцаловой Л. «Сталинизм и война» (1998), в которых достаточно глубоко и полно демонстрируется работа центрального государственного аппарата и, прежде всего Государственный комитет обороны, в военные годы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Состояние государственного управления СССР  на кануне войны.

 

    1. Состояние государственного управления СССР к началу Великой Отечественной войны характеризуется следующим.

Формирование модели государственного управления СССР определила Конституция СССР 1936 года, которая узаконила сложившиеся в стране командно-административные методы управления.

Свою роль также сыграла чистка 1937- 1938 гг., в ходе которых были уничтожены многие видные руководители органов управления всех сфер деятельности. [3]

В такой атмосфере система государственного управления в любом ее звене не могла быть высокоэффективной, поскольку обстановка подозрительности и страха порождала неуверенность, сковывала инициативу, выдвигала в руководители пассивных исполнителей директив вышестоящих органов. Все это пагубно отразилось и на управлении Вооруженными Силами страны в предвоенный период и в годы войны. В центральном аппарате и военных округах шла лихорадочная перестановка руководящего состава.[4]

Перед Великой Отечественной войной советское руководство предприняло ряд шагов по укреплению обороноспособности страны. К 1939 году сложилась кадровая система комплектования и организации войск, была расширена сеть военных учебных заведений, приняты меры по оснащению войск новой техникой. Политбюро приняло специальное постановление, обязывавшее директоров крупнейших заводов ежедневно информировать ЦК о выпуске продукции военного назначения.

В мае 1940 года из-за упущений в управлении войсками в ходе советско-финской войны было принято решение о смене руководства Наркомата обороны.

Решению управленческих задач способствовали также меры, направленные на укрепление трудовой и производственной дисциплины. Были приняты Указы Президиума Верховного Совета СССР:

- от 26 июня 1940 г. «О  переходе на восьмичасовой рабочий  день и семидневную рабочую  неделю и о запрещении самовольного  ухода рабочих и служащих с  предприятий и учреждений»;

- от 10 июля 1940 г. «Об  ответственности за выпуск недоброкачественной  или некомплектной продукции  и за несоблюдение обязательных  стандартов промышленными предприятиями».

Данные указы предусматривали уголовную ответственность за опоздание на работу и переход рабочих с одного предприятия на другое, за выпуск недоброкачественной продукции.

Угроза военного нападения заставила советское руководство усилить общесоюзные институты управления, централизовать властные полномочия в общесоюзных органах. Целями повышения авторитета государственного управления служили меры по укреплению Совнаркома СССР. Был обновлен состав Комитета Обороны. Постановлением СНК и ЦК ВКП(б) от 21 марта 1941 г. было образовано Бюро СНК СССР. Вновь образованный орган обладал всеми правами Совнаркома, и его постановления издавались в качестве постановлений СНК. Создание Бюро СНК значительно повысило оперативность управления. Если полный состав СНК должен был собираться ежемесячно, то Бюро заседал раз в неделю, а при необходимости и чаще.

Однако к началу войны многое из намеченного осталось неосуществленным. Материально-технические и организационные меры по укреплению обороны не обеспечили должного отпора врагу на начальном этапе войны.

 

 

    1. Состояние политической системы.

 

В условиях нарастающей угрозы войны Советское правительство вело ускоренную подготовку всей страны к возможным грядущим испытаниям. Удельный вес расходов на оборону в государственном бюджете, равный 12,7% в годы второй пятилетки, в третьей увеличился почти в два раза. В середине 30-х годов вооружение и стратегические концепции Красной Армии, оснащавшейся по мере успехов индустриализации современной боевой техникой, вполне соответствовали передовым представлениям в этой области. Однако потребности обороны требовали более решительных мер.  
В 1936 году решением восьмого Чрезвычайного съезда Советов СССР был образован Народный комиссариат оборонной промышленности. В целях координации всех мероприятий по вопросам обороны страны 27 апреля 1937 года вместо Совета труда и обороны при Совнаркоме СССР создается Комитет обороны. Через год при нем учреждается Военно-промышленная комиссия, которая занималась вопросами мобилизации и подготовки всей промышленности страны к обеспечению выполнения планов и заданий Комитета обороны по производству вооружений для армии и флота. По мере расширения объема задач военной промышленности и усложнения руководства ею, в январе 1939 года Наркомат оборонной промышленности был преобразован в четыре отдельных ведомства – наркомат авиационной промышленности, наркомат судостроительной промышленности, наркомат вооружений и наркомат боеприпасов. Каждый из них имел подчиненные предприятия и свои главные

управления, строительные тресты, проектные организации, высшие и средние учебные заведения, фабрично-заводские училища для подготовки квалифицированных рабочих массовых профессий. Именно в период с конца 1939 года до лета 1941 года были созданы многочисленные образцы простой в обращении и высокоэффективной военной техники, зачастую превосходящие аналогичные образцы вооружения западных держав и Германии, в частности. К этому времени Советский Союз располагал мощной военно-промышленной базой, которая стала прочным фундаментом военного производства в тяжелые годы Великой Отечественной войны.  
3 декабря 1935 г. приказом НКО СССР № 176 в Красной Армии вводились новая форма одежды и знаки различия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Начало Великой Отечественной войны. Перестройка органов управления.

 

    1. Ставка Верховного главнокомандующего.

Перестройка государственного управления происходила в сложнейших условиях поражения первого периода войны , неясности быстро изменяющейся ситуации, отсутствия полной информированности руководства страны.

В первый день войны 22июня 1941 года Президиум Верховного Совета СССР принял указ « О военном положении». 29 июня ЦК ВКП(б) и СНК СССР обратились к советским и партийным органом с директивой, в которой были изложены мероприятия государства по борьбе  с захватчиками. С началом войны приняты правительственные постановления о мобилизации военнообязанных по 14 военным округам, о введении о действие мобилизационных планов, о переводе движения на железных дорогах на военный график.

Первоочередной задачей была перестройка военного управления. 23 июня 1941 года постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б)  создана Ставка Главного командования Вооруженных сил СССР под председательством наркома обороны, маршала Советского Союза С.К. Тимошенко. С 8 августа после назначения И.В. Сталина Верховным главнокомандующим – Ставка Верховного главнокомандования. С 10 августа Генеральный штаб из коллегиального органа Наркомата обороны стал рабочим органом Ставки. На Ставку было возложено руководство всей боевой деятельностью Вооруженных сил СССР.

Функции Ставки Верховного главнокомандования:

  • Стратегическое планирование и осуществления военных операций,
  • Руководство фронтами, армиями, их взаимодействием в выполнении боевых задач,
  • Снабжение армии боеприпасами, техникой, продовольствием, снаряжением и т.д.,
  • Кадровая политика , создание резерва армии и флота и др.

Военные округа западных районов были преобразованы во фронты.

    1. Государственный комитет обороны.

30 июня Постановлением  Президиума Верховного Совета  СССР , СНК СССР и ЦК ВКП(б) был образован Государственный комитет обороны (ГКО), в руках которого сосредоточивалась вся полнота власти и государстве, его решения должны были беспрекословно выполняться всеми партийными, советниками, военными и комсомольскими органами, всеми гражданами СССР в соответствии  с законами военного времени. ГКО подчинена Ставка. Председатель ГКО был назначен И.В. Сталин. В составе ГКО было 5 человек, затем 9. Всего за годы войны ГКО было принято почти 10000 решений. ГКО опирался на:

  • Аппарат СНК СССР
  • Уполномоченных ГКО на местах, которыми, как правило, были секретари партийных комитетов крупных промышленных предприятий,
  • Местные чрезвычайные органы – городские комитеты обороны, в функции которых входили : руководство оборонительными сооружениями, создание народного ополчения, организация производства и ремонта боевой техники и вооружения. Там, где они были созданы (Горький , Ростов, Севастополь, Сталинград, Тула и др., всего около 60), деятельность исполкомов Советов прекращалась. В состав городских комитетов обороны входили представители советских и партийных органов, руководящие работники органов НКВД и военного командования.

Рабочими органами ГКО по военным вопросам были Наркомат обороны ( руководил резервами и военными округами внутренних районов СССР) и наркомат военно-морского флота ( руководил флотами и флотилиями). В1942 году центр тяжести в деятельности ГКО переносится на развитие военной экономики. При ГКО по мере надобности в ходе войны создавались различные комиссии, комитеты, бюро, действовавшие в зависимости от обстоятельств временно или постоянно. В числе постоянных органов было, например, Оперативное бюро ГКО, образованное в декабре 1942 году и осуществлявшее контроль текущей работы всех наркоматов оборонной промышленности, черной и цветной металлургии, электростанций, угольной, нефтяной и химической промышленности, НКПС. Оно же согласовывало производственные планы этих наркоматов, наблюдало за их выполнением, устанавливало порядок снабжения оборонных предприятий сырьем, материалами и оборудованием. Между членами Оперативного бюро были распределены обязанности по руководству важнейшими участками обороной промышленности.

Координация работы всех видов транспорта – железнодорожного, речного, морского, воздушного, автомобильного – с февраля 1942 года занимался другой постоянный орган ГКО – Транспортный комитет.

Информация о работе Состояние государственного управления СССР накануне войны