Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 12:58, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение особенностей Табели о рангах и ее историческое значения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) проследить историю создания «Табели о рангах» Петра Великого;
2) рассмотреть «Табель о рангах» как исторический документ и с правовой точки зрения
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………… .3
1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ «ТАБЕЛИ О РАНГАХ»……………………………5
1.1 Преобразование государственной службы……………………………………… 5
1.2 Создание «Табели о рангах»………………………………………………………. 8
2. ФОРМИРОВАНИЕ БЮРОКРАТИЧЕСКОГО АППАРАТА…………….11
2.1 Основные принципы формирования бюрократического аппарата………………11
2.2 Эволюция «Табели о рангах»……………………………………………………….14
2.3 Знаки отличия новой бюрократии и их значение………………………………….15
3. ХАРАКТЕРИСТИКА «ТАБЕЛИ О РАНГАХ»…………………………….19
3.1 Особенности «Табели о рангах» в сравнении с зарубежным законодательством ……………………………………………………………………………………………19
3.2 «Табель о рангах» как НПА…………………………………………………………22
4. ИТОГИ РЕФОРМЫ - «ТАБЕЛЬ О РАНГАХ»………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….35
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российская академия народного хозяйства
и государственной службы
при Президенте Российской Федерации»
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
Факультет государственного и муниципального управления
Кафедра истории и культуры
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине:
История государственно управления в России
на тему:
Табель о рангах.
Автор работы:
студент 112 группы 1 курса
Петрушин А.И.
Подпись_______________________
Проверил:
Кандидат исторических наук, профессор
Перепелкина А.Н. Оценка________________________
Хабаровск
2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.1 Преобразование государственной службы……………………………………… 5
1.2 Создание «Табели о рангах»………………………………………………………. 8
2.1 Основные принципы формирования бюрократического аппарата………………11
2.2 Эволюция «Табели о рангах»……………………………………………………….
2.3 Знаки отличия новой бюрократии и их значение………………………………….15
3.1 Особенности «Табели о рангах»
в сравнении с зарубежным законодательством
………………………………………………………………………………
3.2 «Табель о рангах» как НПА…………………………………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….35
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Табель о рангах - законодательный акт, определявший порядок прохождения службы чиновниками. Его изучение для понимания эволюции государственной службы имеет неоценимое значение. В частности, появление Табели о рангах стало важной вехой в развитии государственной службы в России, поскольку была окончательно отменена пагубная система местничества и открыт доступ на высокие посты людей незнатного происхождения. Петровская "Табель", определяя место в иерархии государственной службы, в некоторой степени давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий. "Дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать"[1]- гласила одна из описательных статей закона.
Табель о рангах представляет собой не просто исторический документ, некогда выпущенный в России и служивший основой для классификации и регламентации государственных служащих, но и основой для дальнейшего развития важнейшей идеи о рациональной регламентации государственного управленческого аппарата.
Важность изучения Табели о рангах и ее роль в Российской империи подчеркивается тем обстоятельством, что Табель о рангах, хотя несколько раз реформировалась в свете новых веяний времени, просуществовала, тем не менее, вплоть до 1917 года.
Целью данной работы является рассмотрение особенностей Табели о рангах и ее историческое значения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
«Табель о рангах» является одним из важнейших нормативно правовых актов, созданных при Петре I. Кроме этого, она является важным этапом в развитии российского права в целом. Практически все авторы, пишущие о Петре Первом, часто затрагивают эту тему: Анисимов Е.В., Баггер Х.А., Буганов В.И., Мавродин В.В., Павленко Н.И.. - историки, пишущие не только о Петре I, а и о формировании российской государственности. Так же затрагивают эту тему: Ключевский В.О., Платонов С.Ф., Титов Ю.П.. - исследователи, пишущие не историю России, а историю чиновничьего мира и формирование бюрократии, не могут не затронуть эту тему, так как «Табель о рангах» является важной ступенью в истории развития бюрократического аппарата в России. Только лишь после нее стала постепенно формироваться бюрократия в современном понимании этого слова.
1.1 Преобразование государственной службы
В XVII в. боярство стало постепенно утрачивать свое былое значение. Изо всех сил оно старалось «удержаться на плаву». «Два раза остатки боярства пытались захватить в свои руки дела государства: в конце 1681года, накануне самой отмены местничества»[2], т. е. законодательного разрушения своей служебной организации. Второй раз в 1730 году – «предпринята была попытка овладеть центральным управлением посредством олигархически составленного Верховного тайного совета. Против попытки верховников поднялось дворянство»[2].
Отмена местничества в 1682 году явилась лишь началом преобразования государственной службы в России. Необходимо было упорядочить новую систему назначений, отрегулировать производство в чины таким образом, чтобы государственная служба сплачивала, а не разобщала складывающуюся бюрократию - опору развивающегося абсолютизма. Попытка установить новую систему чинов, предполагавшая внесение изменений в структуру государственных органов, была предпринята еще в царствование Федора Алексеевича в проекте Устава о служебном старшинстве бояр, окольничих и думных людей по 34 статьям, где ясно прослеживается стремление правительства привести систему чинов в соответствие с требованиями времени. Проект не был проведен в жизнь, он интересен как один из путей решения вопроса. То, что преобразования в этой области назрели, было видно и для современников. Так, князь Щербатов, современник петровских преобразований, писал, что, "хотя местничество было уничтожено, порядок не заведен, ибо в бояре и в окольничие производились по-прежнему по знатности родов, а не по заслугам"[7]. Такую практику полностью не преодолел и Петр I. Хотя царь и выдвигал своих единомышленников на высшие государственные посты, в ряде случаев даже он не мог пойти против устоявшегося правила: например, в начале Северной войны главнокомандующим был назначен представитель знатного боярского рода Б.Ф. Шереметьев.
Еще указом 1701г. было категорически определено, что «все служилые люди с земель службу служат, а даром землями никто не владеет»[1]. Здесь под землями имелись в виду поместья. Но затем указом 1704 года к ним были приравнены в правовом отношении и вотчины.
Всеми этими мероприятиями Петр Великий не предполагал создать класс людей, превращающих государственную службу в доходную профессию и отождествляющих себя с правительством, свои личные выгоды и интересы корпорации с пользой и интересами государства. «Преобразователь не щадил чиновничество, не замедлившее воспользоваться своим привилегированным поведением в ущерб и во вред народу» [4]. 24 декабря 1713 года лицам всех званий, и великих, и малых, запрещается брать посулы и пользоваться казенными доходами под предлогом торга, подряда и т. п.; за нарушение закона виновный «жестоко на теле наказан, шельмован, всего имения лишен и из числа добрых людей извержен и смертию казнен будет»[5]. Сами обыватели обязаны обличать таких преступников «не выкручиваясь тем, что страха ради сильных лиц или что его служитель»[5]. Не ограничиваясь указами, правительство преследовало взятки и казнокрадство «особыми печатными объявлениями, которые оповещались народу чтением в церквах»[5]. Тем не менее, уже в июне 1720 года Нестеров докладывал царю, что поступило множество жалоб на губернаторов, вице-губернаторов и других должностных лиц.
Правовой статус дворянства
был существенно изменен
Это положение Указа вызвало наибольшее недовольство со стороны дворян (оно было отменено уже в 1731 году).
«Функция государственной службы объединяет дворянство в политически и юридически консолидированную группу»[6].
«Петр разработал целую систему превращения просто дворян в служилых людей, ибо вне службы их жизнь, в сущности, царем не мыслилась. Следствием этого стала практика обязательного обучения дворянских детей, ибо без элементарного образования нельзя было служить. Причем Петр, как и всегда, действовал весьма решительно. Указ от 20 января 1714 года уникален в русской истории: дворянину, не постигшему основ знаний, необходимых для службы, запрещалось жениться...»[6].
В ходе реформ государственного управления появляются новые чины, которые царь раздавал, основываясь главным образом на личных качествах назначаемых. «Местничались» теперь не только потомки древних боярских родов, но и новая знать, причем именно споры последней вынудили царя в 1719 году издать указ о пресечении местничества в коллегиях.
«Под вопли родителей дворянские отроки отправлялись за счет государства (отсюда применяемый к ним термин «пенсионеры») за границу, где они обучались специальностям. В отечестве эти функции выполняли Морская, Инженерная, Артиллерийская академии... Однако самой важной школой дворян была гвардия – Преображенский и Семеновский полки, где они были обязаны служить с малых лет». Они служили с людьми из низших классов общества, которые поступали по рекрутским наборам. «От его личных способностей и усердия зависело выбиться в офицеры; личная заслуга выдвигала в офицеры и простого крестьянина-солдата»[7].
Более того, Петр стремился преградить продвижение по службе тем дворянам, которые не служили рядовыми, в самом нижнем чине, не прошли школы гвардии. 26 февраля 1714 года был издан соответствующий указ. Тот же принцип зафиксирован в воинском Уставе 1716 года: «Шляхетству российскому иной способ не остается в офицеры происходить, кроме что служить в гвардии». Ни один дворянин не мог стать офицером, если не был солдатом; но любой офицер, кто бы он ни был по происхождению, становился дворянином.
Самодержавию
были нужны не только солдаты и
офицеры, но и чиновники учреждений.
Генеральный регламент
В Генеральный регламент была внесена глава, которая предполагала обучать дворянских детей канцелярскому делу. С 1722 года для дворянских детей была введена специальная канцелярская должность – камер-юнкер, «исполнять которую надлежало без послаблений»[1].
К концу первой четверти XVIII века сложились предпосылки создания новой системы формирования бюрократического аппарата, одной из которых является отсталость старых принципов
1.2 Создание «Табели о рангах»
Табель о рангах создавалась приблизительно с 1719 по 1722 год. Однако первые шаги, подготовлявшие появление этого документа, относятся к более раннему периоду. В донесении Якова Брюса Петру I, датированном 13 июля (года нет, по предположению Н.А. Воскресенского, не ранее 1702 года), говорится об отсылке царю описания к чинам, которые были у «агленского короля у артиллерии на войне и во время миру»[14].
Основная работа по сбору материала легла на Иностранную коллегию. Изучалось законодательство о чинах Англии, Франции, Голландии, Дании, Пруссии. В подготовительных материалах имеются как подлинные тексты иностранных законов, так и их переводы на русский язык. Наиболее подходящими были сочтены законодательства Дании (1699 и 1717 гг.) и Пруссии (1705 и 1713 гг.). Некоторые из этих актов (английский, датский, прусский) относили к классам в общей последовательности не только должностных лиц разного типа, но и обладателей родовых титулов (графов, баронов) и просто дворян («которые вотчины в том государстве и землях имеют»), лиц, имевших духовные и ученые звания, кавалеров орденов (орденов Святого Духа, Слона, Черного Орла и др.). Ни обладатели родовых титулов, ни дворяне-помещики в Табель о рангах не попали. Дворяне оказались вне главной служебной иерархии и для попадания в нее должны были поступать на государственную службу. Не упускалась из виду и русская практика: сохранился текст "Показаний древнейших русских чинов гражданских и придворных с изъяснением каждого"[1], подготовленный по приказу Петра. Важную роль сыграло и предшествующее петровское законодательство.