Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 22:22, контрольная работа
Театр — это ни с чем несравнимое искусство, его специфика заключается в изображении событий, которые как бы непосредственно происходят перед зрителем; зритель становится их свидетелем и соучастником, что определяет особую силу идейного и эмоционального воздействия театра. Проходят годы, столетия, а театр остается самым любимым и востребованным видом искусства. И кто бы мог подумать, что сегодняшний красивый театр начинался со скоморошества. История русского театра делится на несколько основных этапов. Начальный, игрищный этап зарождается в родовом обществе и заканчивается к XVII веку, когда вместе с новым периодом русской истории начинается и новый, более зрелый этап в развитии театра, завершаемый учреждением постоянного государственного профессионального театра в 1756 году.
театр в дореволюционной России
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Театр — это ни с чем несравнимое искусство, его специфика заключается в изображении событий, которые как бы непосредственно происходят перед зрителем; зритель становится их свидетелем и соучастником, что определяет особую силу идейного и эмоционального воздействия театра. Проходят годы, столетия, а театр остается самым любимым и востребованным видом искусства. И кто бы мог подумать, что сегодняшний красивый театр начинался со скоморошества...
История русского театра делится на несколько основных этапов. Начальный, игрищный этап зарождается в родовом обществе и заканчивается к XVII веку, когда вместе с новым периодом русской истории начинается и новый, более зрелый этап в развитии театра, завершаемый учреждением постоянного государственного профессионального театра в 1756 году.
Термины «театр», «драма» вошли в русский словарь лишь в XVIII веке. В конце XVII века бытовал термин «комедия», а на всем протяжении века -»потеха» (Потешный чулан, Потешная палата). В народных же массах термину «театр» предшествовал термин «позорище», термину «драма» - «игрище», «игра». В русском средневековье были распространены синомичные им определения - «бесовские», или «сатанические», скоморошные игры. Потехами называли и всевозможные диковинки, привозившиеся иностранцами в XVI - XVII веках, и фейерверки. Потехами называли и воинские занятия молодого царя Петра I. Термину «игрище» близок термин «игра» («игры скоморошеские», «пировальные игры»). В этом смысле «игрой», «игрищем» называли и свадьбу, и ряженье. Совершенно иное значение имеет «игра» в отношении музыкальных инструментов: игра в бубны, в сопели и т. д. Термины «игрище» и «игра» в применении к устной драме сохранились в народе вплоть до XIX - XX веков.
Русский театр прошел иной путь формирования и развития, чем театр европейский, восточный или американский. Этапы этого пути связаны со своеобразием истории России – ее экономики, смены социальных формаций, религии, особого менталитета россиян и т.д.
Ни в одной стране театр не играл такой роли, как в России. Если для «тишайшего царя» театральные представления были только придворной забавой, «жалостной» пли «прохладной», то для его сына, великого Преобразователя, они уже сделались могучим средством проведения европейского просвещения в некультурную русскую среду. Идея общедоступного, народного театра, шедшая навстречу исконным привычкам к скоморошьим «играм», сразу же пустила глубокие корни в народную жизнь. Уже в первые десятилетия XVIII в. она была жадно подхвачена низшими, полуинтеллигентными слоями населения и вызвала ряд попыток демократизации театра, которые к половине этого века создали Волкова. И с тех именно пор театр занял свое доминирующее положение в русской жизни.
В развитии отечественного театрального
искусства огромную роль играла деятельность
Московского художественного
Важнейшими центрами оперной культуры оставались Мариинский театр в Петербурге и Большой театр в Москве. Большое значение приобрела и деятельность «частных сцен» - прежде всего «Русской частной оперы», которая была основана в Москве известным меценатом С.И.Мамонтовым. Она сыграла значительную роль в художественном воспитании великого певца Ф.И.Шаляпина.
К началу XX в. все более широкое мировое признание завоевывает русская музыка (как классическая, так и современная). В это время продолжал творить великий мастер оперного искусства композитор Н.А.Римский-Корсаков. В области симфонической и камерной музыки создавали подлинные шедевры А.К.Глазунов, С.В.Рахманинов, А.Н.Скрябин, М.А.Балакирев, Р.М.Глиэр и др.
Поистине всемирную
Театр - это чудесный мир, который посредством сценических таинств рассказывает о человеке, о проблемах сегодняшних дней, о днях давно минувших и будущих.
Процесс творческих взаимоотношений актера и режиссера -важная проблема, и чтобы к ней подойти правильно, нужно обязательно определить, что есть режиссер и что актер, каковы их роли и творческие задачи.
До сих пор интерес русского народа к театру не угасает.
В этом я вижу актуальность данной работы, потому что искусство вечно и обязательно нужно знать не только современность, но и историю нашей культуры.
Цель курсовой работы в изучении истории театра с дореволюционный период. На мой взгляд, интересным аспектом будет проследить развитие театра с его зарождения до революционных новшеств в театральной деятельности.
Для достижения цели были выставлены следующие задачи:
-изучить период зарождения
-изучить эволюцию театра от древности до начала 20 века.
-определить изменения в
-изучить становление новых
-выявить особенности этих
Степень разработанности темы. В трудах П.П. Пекарского, В.Н. Всеволодского-Гренгросса, П.Н. Беркова, Л.М. Стариковой и др., освещается история русского театра XVIII века, так же эти вопросы рассмотрены в работах Н.В. Дризена «Материалы к истории русского театра», в «Истории русского театра» под редакцией В.В. Калаша и Н. Е. Эфроса, в книге О. Чаяновой «Театр Маддокса в Москве», в сборнике материалов «Ф.Г. Волков и русский театр его времени», в книгах В.П. Погожева «Столетие организации Императорских Московских театров» и С.В. Танеева «Из прошлого императорских театров».
Методологически курсовая работа основывается на принципах историзма, выработанных отечественной театроведческой школой. Работа опирается на труды ведущих российских и зарубежных историков, теоретиков, практиков театра, посвященные истории русского и европейского театрального искусства, драматургии. В данной работе, имеющей историко-теоретический характер, принята комплексная методика, обусловленная проблематикой исследования.
Предметом курсовой работы является русский театр.
Объектом курсовой работы является исторические особенности русого театра в дореволюционный период
Практическая значимость курсовой работы заключается в возможности использовать данное исследование при изучении истории русского театра.
Новизна работы заключается в том, что данное исследование более структурировано и рассматривает узкий исторический период в контексте происходящих изменений как в жизни театра, так и в жизни общества.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка литературы. Во введении рассмотрены актуальность работы, степень изученности вопроса, выставлена цель и задачи исследования.
В 1 главе курсовой работы дана общая характеристика зарождения театральных действий на Руси, как прообраза театра.
Во 2 главе изучен театральный период 17-18 веков, рассмотрены различные виды театров и выявлены их особенности и отличия.
В 3 главе охвачен период с конца 19 века до начала 20 века. Рассмотрен дореволюционный период в театре и дана характеристика этого периода.
В заключении сделаны выводы по теме работы.
Список литературы содержит источники, которые были использованы во время работы над курсовой.
ГЛАВА 1. ЗАРОЖДЕНИЕ ТЕАТРА НА РУСИ
ГЛАВА 2. РУССКИЙ ТЕАТР В
3.1. Новые течения в театральной мысли и сценические искания в предреволюционный период (1905-1917)
3.2. Становление «нового театра»
ГЛАВА 3. НОВАЯ ВЕХА ТЕАТРАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
3.1. Московский художественный
3.2. Театр Комисаржевской в Санкт-Петербурге
3.3. Музыка и балет: новые веяния
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЗАРОЖДЕНИЕ ТЕАТРА НА РУСИ
Изначально театр начинался с народного театра.
Народный театр - это:
1) театр, бытующий в народе в формах, органически связанных с устным народным творчеством (например, Балаган, Вертеп, Петрушка, Скоморохи).
2) Непрофессиональный
3) Профессиональный театр,
Балаган- жанр демократичного ярмарочного спектакля - грубоватое, часто - комическое зрелище с сатирическими мотивами, основанное на рифмованных прибаутках, балагурстве, и снабженное различными шумовыми эффектами. В чистом виде также просуществовал с XVIII в . до начала XX в . Получил свое название от постройки-балагана. Временная постройка для народных увеселительных, ярмарочных зрелищ (театральных представлений, райков, «комнат смеха», выставок «уродов», передвижных зверинцев, торговых палаток и т.п.).
Балаган - ярмарочный театр, вид народного театра в ряде европейских стран 16—XVIII в в. Возник в средневековье, развившись из шутовских обществ (Франция), камер риторов (Нидерланды), кружков мейстерзингеров (Германия). Жанром ярмарочного театра стали пантомимы1, фарсы2, моралите , фастахтшпили4, представления которых строились на искусстве импровизации. Это были представления часто сатирического плана, с элементами гротеска и буффонады5, наполненные грубоватым юмором. На ярмарках выступали также канатные плясуны, жонглеры, дрессированные животные - прототипы цирковых актеров.
Наибольшее распространение
В России ярмарочный театр зародился на народных гуляньях: на масленицу, Рождество, святки. Ярмарки и народные гулянья занимали заметное место в жизни городского населения. В Москве излюбленными местами гуляний были Девичье поле, Марьина роща, Новинское, Разгуляй. В Петербурге - Адмиралтейская площадь, набережные Невы и Фонтанки, где ставились катальные горки, балаганы, где разыгрывали арлекинаду, показывали свое искусство фокусники, жонглеры, акробаты, давали представления кукольные театры.
Вертеп - кукольный театр, особый вид театрального представления, в котором вместо актеров (или наряду с актерами) действуют куклы.
Истоки кукольного театра - в языческих
обрядах, игрищах с овеществленными
символами богов, олицетворяющих силы
природы. К первым обрядовым куклам
можно отнести изображения
Скоморохи - бродячие актеры,одна из древнейших форм мирового народного театра, до сих пор распространенная во всех странах Европы и Востока.
Искусство бродячих актеров берет свое начало в обрядовых действах и ритуалах. Уже в 5 в. до н.э. были известны греческие представления странствующих актеров-любителей, разыгрывающих бытовые и сатирические сценки. Бродячие актеры под разными именами и названиями (мимы, гистрионьг, ваганты, скоморохи, жонглеры, шпильманы, менестрели, масхарабозы, кызыкчи, франты и т.д.) существуют столько же времени, сколько и вся цивилизация3. В определенном смысле их можно назвать душой народа: представления кочующих актеров отвечали культурным запросам самых широких масс. Всегда и во все века они представляли собой оппозицию официальной власти - светской или клерикальной, и на протяжении всей истории их существования власть в той или иной форме боролась со странствующими комедиантами, порой — чрезвычайно жестоко. Особенно трагичной судьба странствующих актеров складывалась в средние века: в Европе вагантов отправляли на костер; в России скоморохам вырывали языки, а то и сажали на кол; на востоке применяли не менее изощренные казни. Отношение христианской церкви к скоморохам особенно наглядно выражено в запрете хоронить их в освященной земле наряду с самоубийцами, что считалось в христианстве самым тяжким грехом.