Торгово-предпринимательская деятельность в Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 11:47, реферат

Краткое описание

Славянские племена в VI – VIII вв. заселили обширную часть Центральной и Восточной Европы. Восточная ветвь славянства распространилась к VIII – IХ в.в. в основном по великой Русской равнине от Черного моря и почти до Финского залива.
Можно выделить четыре основных части восточных земель: Озерная (Новгород, озеро Ильмень); Западная Двина (Полоцк); бассейн Днепра (Киев); верховье Волги (Ростов Великий).

Вложенные файлы: 1 файл

История Российского предпринимательства.docx

— 251.58 Кб (Скачать файл)

Тема 1. Предпринимательство в средневековой  Руси (IX – XVII вв.)

1.1. Торгово-предпринимательская  деятельность в Древней Руси 

 Славянские племена  в VI – VIII вв. заселили обширную  часть Центральной и Восточной  Европы. Восточная ветвь славянства  распространилась к VIII – IХ  в.в. в основном по великой  Русской равнине от Черного  моря и почти до Финского  залива.

 Можно выделить четыре основных части восточных земель: Озерная (Новгород, озеро Ильмень); Западная Двина (Полоцк); бассейн Днепра (Киев); верховье Волги (Ростов Великий).

Неблагоприятные природно-климатические  условия, соседство с основными  путями миграции кочевых племен с  Востока на Запад по степям Прикаспия  и северного Черноморья наложили след на формирование хозяйственной  культуры восточных славян.

 Леса, покрывающие в  тот период основную часть  Среднерусской равнины, значительно  затрудняли занятия земледелием.  Господствовавшая тогда подсечно-огневая  система требовала огромных физических  затрат и коллективных усилий, но зато давала возможность  получать много хлеба. 

Большое значение в жизни  славянских племен играли реки. Они  были центрами хозяйственной жизни, на их берегах строились города. Реки давали пищу, служили основными  транспортными путями, вовлекая окраинные  славянские земли в экономические  связи с другими странами.

 Южные степи были  во многом враждебны нашим  предкам, так как являлись «большой  дорогой» для половцев, печенегов,  хазар и других кочевых племен. Для защиты от их набегов  славяне были вынуждены строить  военные поселения. С другой  стороны, кочевники не только  разоряли славянские селения,  но и служили связующим звеном  между оседлыми цивилизациями,  распространяя материальную культуру  различных народов. 

 Постепенное продвижение  на север Европейской части,  освоение новых земель, где было  сравнительно короткое лето и  длинная, суровая зима, требовали  определенной приспособленности  жизненного цикла наших предков,  влияло на формирование таких  черт характера, как умение  чрезмерно напрягать свои силы  в короткий летний период и  потом отдыхать в период вынужденного  осеннего и зимнего безделья. Эти черты характера русского  человека замечательно описал  известный историк В.О. Ключевский (Ключевский В.О. Русская история.  М.: Мысль, 1990г. с.326 – 327)

Колонизация огромных европейских  пространств славянами не носила агрессивного характера, не сопровождалось грабежами и истреблением соседних народов. Терпимость и миролюбие  привело к установлению добрососедских отношений с малочисленными соседями (меря, чудь и др.).

Образование древнерусского государства в 882 г. во многом было обусловлено  предпринимательским духом восточных  славян.

Понятие предпринимательство было введено в обиход Адамом Смитом и означало вид деятельности, направленной на получение прибыли и связанной сриском. Эти главные моменты присутствуют во всех позднейших определениях предпринимательства.  

Оно может подразделяться на: торговое, промышленное, банковское и прочие виды; быть коллективным или  индивидуальным; по масштабам относится  к мелкому, среднему и крупному. Однако предпринимательская деятельность не каждому удается, не все способны идти на разумный, оправданный риск ради получения прибыли.

Для развитой стадии предпринимательства  характерны тесная связь с рынком, кооперация и разделение труда, самоокупаемость, отсутствие принуждения, свобода выбора способа действий, использование  при необходимости наемного труда.

В средние века, когда господствовало натуральное хозяйство, рыночные отношения  были слабыми, существовало внеэкономическое принуждение, можно наблюдать лишь начальный этап развития предпринимательства. Хотя он и сыграл определенную роль в становлении в буржуазном обществе предпринимательства в «чистом» виде. Древнейшим и главным видом  предпринимательской деятельности наших предков была торговля. Торговлей  занимались купцы-люди, оформившиеся на Руси в особую профессиональную группу и ставшие затем отдельным  сословием.

 Формирование классовых  отношений, укрепление княжеской  власти привели к накоплению  излишков натуральных продуктов  в руках князей и их дружинников,  которые собирали дань с местных  племен. Существовало два вида  дани — полюдье, когда с  ноября по апрель князь с  дружиной ходили пославянским  землями собирали меха (скору), мед,  воск и другие товары. Второй  вид дани назывался повози, когда  крестьяне сами на лошадях  привозили товары на княжеский  двор.

Весной к Киеву приплывали огромные долбленые лодки из Смоленска, Чернигова, Новгорода, пока была высокой  вода, дозагружались в Киеве товарами, и купцы плыли вниз по Днепру с  вооруженной дружиной и княжескими послами к Константинополю и  другим греческим городам. Этот путь стали называть «из варяг в  греки». Он пролегал через Неву, Ладожское  озеро, Волхов, Ловать и Днепр.

Взаимоотношения с Византией  не всегда были мирными. С IХ по середину ХI вв. киевские князья совершили шесть  походов на Константинополь. Они  большей частью вызывались стремлением  Руси восстановить или поддержать торговые сношения с южным соседом. Походы завершались, как правило, подписанием  торговых договоров.

Об особенностях торговли русских купцов в Константинополе  свидетельствует, например, договор 907 г., заключенный князем Олегом с византийскими  императорами (их было тогда два  — Лев и Александр). В нем  прежде всего было обусловлено, чтобы  торговые люди, прибывавшие в Византию из Руси, не «творили пакости», не занимались вместо торговли грабежом и насилием. Видимо, в целях предосторожности приезжавшим купцам разрешалось  жить только в предместье, у монастыря  св. Мамы, но не в самой столице. Они  предварительно переписывались греческими властями и могли войти в город  только через одни, специально для  этого выделенные, ворота. Ставилось  также условие, чтобы купцы и  их слуги были без оружия; входить  в город они могли группой  не более 50 человек, в сопровождении  «царева мужа», т.е. местного чиновника. Наконец, русским купцам не разрешалось  зимовать в пределах Византии. Вероятно, византийцы побаивались прибывших, даже приходивших на законных основаниях.

 Уже в этих договорах  купцов, торговавших за границей, называли «гости». Эта была  элита русского купечества, просуществовавшая  до первой четверти XVIII в. 

Наряду с Византией, русские  купцы торговали с Хазарским  каганатом, возникшим в VII в.( его  власть простиралась от Крыма и Каспия до средней Волги; столицей Хазарии  был город Итиль в устье  Волги, рядом с современной Астраханью); со странами Востока.

Главными предметами торговли русского купца являлись хлеб, мед, воск, меха. Следует заметить, что  меховая одежда была в большой  моде при дворе халифов и у  богатых арабов. Со своей стороны, восточные купцы предлагали украшения, вина и пряности, пользовавшиеся устойчивым спросом на Руси. Кроме того, через  хазар на Русь поступало серебро  и серебряные арабские деньги дирхемы, которые имели широкое распространение  в Киевской Руси. Путь по Волге называли «из варяг в хазары».

Примерно в Х I в., ко времени  уже довольно широких деловых  операций с участием арабских, византийских и западноевропейских купцов, возрастает значение Киева как центра посреднической торговли между Западом и Востоком. Транзитная торговля через южную  Русь еще более оживилась после  того, как норманны и венгры перекрыли  пути по средиземноморью и Южной  Европе.

 В 988 г. Русь приняла  православное христианство, это  возвысило ее авторитет среди  других народов Европы и Азии.

Принятие христианства в  форме византийского православия  как нельзя лучше отвечало реалиям  сложной хозяйственной жизни  славян. Для греческой православной веры не был характерен религиозным  фанатизм и отчуждение от мирян, с  которыми церковь жила одной жизнью. Служба велась на церковнославянском языке, понятном населению, священники не давали обета безбрачия, и даже было предпочтительнее, если они выходили из семейных мужчин; монахи активно  трудились и, как люди наиболее образованные, являлись распространителями новых  производственных навыков в строительстве, ремеслах, земледелии. Точно выбранной  с экономических позиций религии  впоследствии не потребовались реформы, как это произошло с католичеством, поскольку православие не подавляло, а развивало предпринимательский  интерес. Русская церковь относилась к торговле покровительственно. Христианские храмы предпочитали строить в  наиболее людных местах: в местах торгов у стен городов — на погостах (от слова «гостьба» — торговля). Туда сходились звероловы, смолокуры, ремесленники и прочие «промышленники». В подвалах церквей хранился необходимый  для торговли инвентарь, складировались товары, сберегались торговые договоры. Монастыри вели самостоятельную хозяйственную жизнь. Церковь брала на себя ответственность за поддержание порядка в торговле, провозглашая каждый обман в сделках грехом.

На первых порах торговля проходила прямо в храмах. Позднее  она была вынесена на обширные прицерковные площади. В день ее открытия перед  храмом поднимался крест или флаг. Это означало, что торг охраняется церковью или княжеской властью. Непременным участником торга был  мытник — сборщик торговой пошлины, называемой «мыто».

Торговля была как ярмарочная (обычно сезонная), так и базарная (регулярная, по выходным и праздничным  дням). В самом Киеве насчитывалось 40 церквей и 8 рынков. Рынок — торг, торжище, торговище — занимал  центральное место в русском  городе. Здесь проходили народные собрания, делались все важнейшие  сообщения (в том числе закликались  распоряжения князя), узнавались новости. Торговые операции могли осуществляться на рынке только при свидетеле  — весовщике, собиравшем весовой  сбор в пользу местного князя. Пользоваться собственными весами торговцам не разрешалось. Официальные меры длины (локоть и  т.д.), а так же коромысловые весы хранились в церквях под надзором епископов.

На социальной лестнице представители  купечества стояли следом за боярством, дружинниками и чиновниками князей. Согласно «Русской Правде» Ярослава Мудрого их жизнь оценивалась  в 40 гривен серебра либо в 10 гривен —  по договору Новгорода с немецкими  городами 1191 – 1192 гг.

В ХI – XII вв. широкое распространение  получила торговля в кредит, о чем  свидетельствует «Русская Правда». Кроме того, в Киеве и других древнерусских городах процветало ростовщичество. Иногда размеры ростовщического  процента превышали все разумные пределы, что вызывало обоснованное возмущение должников. В 1113 г. это привело  к восстанию в Киеве. После  этого Владимир Мономах ограничил  размеры ростовщического процента, облегчив положение должников, в  том числе из купеческой среды, и  гарантировал первоочередный возврат  долга гостям из других городов Руси и иноземцам.

С середины XI в. характер купеческой торговли меняется. Половцы и турки- сельджуки перехватили пути на юг и на восток. Торговые связи Западной Европы и Ближнего Востока вновь  перемещаются в Средиземноморье. Торговое значение Киева падает, на первое место  с усилением значения деловых  связей по Балтике и Волге выходят  Новгород, Полоцк, Смоленск, Владимир-на-Клязьме. На изменение направлений торговой деятельности повлиял и подъем ремесленного производства в русских городах. Видное место в ассортименте купцов, в том числе и гостей, занимают изделия русских мастеров.

 На зарубежные рынки  вывозились главным образом меха, рабы, воск, мед, лен, полотно, серебряные  изделия. Ввозились, как и в  другие средневековые страны, предметы  роскоши, драгоценные камни, пряности, краски, ткани (шелк, сукно, бархат), благородные и цветные металлы  (серебро, олово, свинец, медь), кони. В целом ввозимые товары предназначались  для состоятельных людей. Вместе  с тем значительная часть импорта  поставлялась ремесленниками (металлы,  краски) и крестьянами (лошади). Предметы  украшения, в том числе бусы  из двухслойного стекла, изготовлявшиеся  в восточных странах, покупались  на Руси горожанами и сельскими  жителями.

Говоря о торговле в  Киевской Руси, нельзя не указать на то, что наши предки пользовались в  основном иностранными деньгами. В VIII – Х вв. это были арабские дирхемы, поступавшие из Хазарии, но в конце  Х – начале XI вв. их поступление  на Русь прекратилось.

Причинами такого прекращения  были, во-первых, прекращение торговли по Волге из-за разгрома Хазарского каганата, а, во-вторых, прекращение  чеканки серебра на Востоке в XI . («Серебряный кризис»).

 Крайне редкими в  этот период были монеты Византийской  империи — серебряные «милиарисии»  и золотые «солиды». ( Именно эти  последние серьезно повлияли  на создание древнейших русских  монет.)

Первая попытка создать  русскую монету была предпринята  только в конце Х в. Вероятно, главную  роль играли политические мотивы, т. е. провозглашение тем самым суверенитета нового государства. Инициатором был  великий князь Владимир I. Это  были «злотники» и «серебренники». В ХI в. в обращении появились  серебряные монеты князя Ярослава, серебренники Святаполка и др. Они  также в основном имели политическое значение.

На златниках и сребренниках Владимира на обратной стороне —  его имя и изображение Иисуса Христа, на другой — портрет князя  и родовой знак.

 Злотники весили 4 грамма. Этот вес стал потом под  именем золотника единицей русского  веса. Но все эти деньги выпускались  недолго и в небольшом количестве.

 Торговое значение  имели европейские серебряные  монеты, проникавшие в ХI –  в начале XII вв. на территорию Руси  через Литву и Новгород. Это  были серебряные денарии из  германских городов и государств, поступавшие в ходе торговли  по западным торговым путям. 

На местных рынках долгое время применялись деньги — серебряные слитки, «гривны». Кроме весового понятия  гривна постепенно приобретает денежно-счетное  значение, то есть начинает приравниваться к определенному числу монет.

Итак, Русь знала гривну —  единицу веса, гривну серебра, т.е. кусок  серебра в 1/2 фунта весом (новгородская гривна) и гривну кун, т.е. денежную гривну, определенное количество монет. Вес  гривны кун со временем менялся, но всегда был меньше фунта. Известно, что гривны кун дробились на более  мелкие единицы: 20 ногат, 25 кун, 50 резан. Самой меньшей денежной единицей была векша. Предполагают, что в гривне кун содержалось 100 векш.

Первый рубль появился на свет в ХIII веке. Это был удлиненный брусок серебра весом приблизительно в 200 грамм, грубо обрубленный по концам. Разрубленный пополам он стал называться полтина (половина), а деленный на 4 части — четверть. От слова  «гривна» позднее образовалось слово  «гривенник», т.е. одна десятая доля рубля.

Информация о работе Торгово-предпринимательская деятельность в Древней Руси