Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 04:17, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История Республике Беларусь".
1. ИГПРБ
– это наука об изучении одной из сторон
прошлого нашего народа, в частности государственно-прававой
надстройки беларуского народа в определенный
промежуток времени. Предметом изучения
ИГПРБ являться общие закономерности
и особенности возникновения, становления
и развития государства и права белорусского
народа. Задачи: 1) Изучение конкретных
причин и конкретного процесса возникновения
и развития государства и права у белорусского
народа в определенное время; 2) Точное,
систематическое изложение основных факторов
и событий изменения в государстве и праве;
3) Научное объяснение государственно-правовых
явлений и выявление основных тенденций
их развития. ИГПРБ, выполняя свои задачи,
использует различные методы. ИГПРБ
помогает вырабатывать и формировать
профессиональное мышление.
3.
Классовая структура общества в этот период
еще четко не сложилась. Шло формирование
двух основных классов: класса феодалов
и класса феодально-зависимых людей. В
силу многоукладности экономики существовали
такие социальные группы как холопы, челядь
и свободные люди. Последние не находились
в зависимости от феодалов, а выполняли
повинности и платили феодальную ренты
в пользу государства. Социальная структура
общества была довольно пестрой: князья,
бояре, духовенство, купцы, ремесленники,
сильные мужи, служанцы, крестьяне, простые
люди, холопы и т.д. Но даже в начальный
период феодальных отношений феодально-зависимое
население уже уплачивало подати или дань
и выполняло различного рода повинности
в пользу феодала или государства. Общественный
строй делился на классы (феодалы, феодально-зависимое
население) и социальные группы (князья,
бояре, духовенство, сильные мужи, купцы,
ремесленники, простые люди, служанины,
крестьяне, холопы, челядь, и др.).
4.
В старые времена для вызначэння назвы
дзяржавы было некальки тэрминау. У летаписах
и иншых письмовых крыницах дзяржавы называюцца
такими тэрминами, як – «зямля» «горад»
«княства» «воласть». Кожное старажытная
дзяржава мела свой палитычны цэнтр, або
старэйшы горад. Яго именем называлася
уся дзяржава и Яго жыхары: палачане, дручане,
лукамляне, меняне и тп. Змены у вытворчых
адносинах у 9-10 ст. выкликали каранные
змяненни у дзяржауным и палитычным ладзе.
Гэтаму садзейничала таксама новая идэалогия
класса феодалов, што складавалася, якую
падтрымливала праваслаунае духавенства.
Усе гэта прыводзила, што дробныя дзяржавы-княствы
абъядновывалися пад пратэктарам больш
моцных дзяржау обо нават зливалися з
ими. Таксама и больш моцныя дзяржавы уступали
уступали памиж сабой у саюзы и абъяднанни,
утвараючы сваеасобливыя федэрацыи и
конфедырации. На тэрыторыи Беларуси у
9-13 ст. иснавали некальки буйных дзяржау-княствау,
сярод якихнайбольшае значэнне мели Полацкае,
минскае, тураускае, пинскае и др.
Гэтыя княствы утварали саюзы памиж сабой
оба з иншыми княствами, и бывала что ваевали
памиж сабой. У 12 ст. першачарговае значэнне
сярод княствай належала Полацкаму княству.
Яго тэррыторыя была каля 40-50 тыс. кв. км.
Систэма органай улады и киравання у дзяржавах
княствах 9-13ст. на тэр. Рб была таго э тыпу
што и у иншых старажытных дзяржавах. Вышэйщими
органами были князь, савет, веча.Функции
органау цэнтральнага киравання выпауняли
такия асобы як пасадник, тысяцки, ключник,
падвойски, цивун а таксама вышэйшыя прадстауники
царквы – епискап и игумены. Князь быу
галоунай асобай ва усей систэме киравання,
ен стаяу на чале дзяржавы и усих выканаучых
органау, меу права вырашаць усе бягучыя
пытанни дзяржаунога киравання. Правам
выдання новых законау князь не валодау.
Княжацкая дума не мела пастаяннага склажду.
Веча – найбольш старажытны орган дзяржаунай
улады. Удзел у палит. Жыцци сих паунапрауных
людзей быу неабходны для нармальнай дзейнасти
дзяржавы, органы улады пастаянна шукали
падтрымку у насельництва. Усе пытанни
на вечавых саюзах вырашалися бальшинством
голосов.
5
У старажытнасцти пануючым было звычаевае
права. Прычем в каждом отдельном государстве
было свое звычаевое право.Источником
которго было обычное неписанное право,
источником которого служили обычаи, возникшие
из общественных отношений и санкционированные
государством. Оно складывалось по мере
формирования государства, которое, прежде
всего, поддерживало выгодные господствующему
классу правила поведения, что привело
к тому, что право и праведливость стали
несовместимы. По мере усиления социальной
напрчяженности в обществе и его феодализации
возникла необходимость в более четкой
регламентации всех сторон общественной
жизни, что можно было осуществить только
с помощью писанного права, нормы которого
в некоторой степени ограничивали произвол
феодальной администрации. Характерными
чертами раннефеодального права были
формальное равноправие свободных людей
и мягкость наказаний. Но и в это время
право предусматривало определенные привилегии
феодалов и закрепляло полное бесправие
рабов. Писанное право сначало не заменяло
обычное право. Оно действовало наряду
с ним, дополняло его, или имзменяя отдельные
нормы. Первыми нормативными акты писанного
права были грамоты князей, договоры. Спалучэнне
старых нормау звычаевага права и новай
правотворчасци асаблива выразна видать
у судзебнику 1468 года и статуте 1529. Развицце
и умацаванне феадальных адносин атрымала
адлюстраванне у нормах цывильнага и крыминальбнага
права У сямейным праве у старажытнасци
галоунае значэнне надавалася шлюбу.З
развиццем феадальных адносин, и асаблива
з насаждением хрысцянства, адбылися некаторыя
змены у сямейным праве. Духавенства дамагалася
устанаулення царкоунай формы шлюбу з
абавясковым вянчаннем у царкве, вызначэннем
права атрамання у спадчыну – Тольки для
дзяцей ад бацькоу, якия знаходзилися
у царкоуным шлюбе.
8. Дальнейшее
развитие производственных сил, упрочнение
феодальных производственных отношений
вызывали углубление общественного разделения
труда. Это объективно повлекло за собой
ускоренное развитие городов и торговли,
что, в конечном счете, предопределило
процесс ликвидации обособленности государства-княжеств
и их объединение. В восточной Европе в
первой половине 13 в началась агрессия
с севера –запада католических орденов
и меченосцев, а с юго-востока – татар.
Русские, литовские, украинские княжества
с древнейших времен находились в постоянных
торговых и политических отношениях, объединение
государств-земель поддерживалось всеми
слоями общества. Процесс становления
великого княжества литовского как суверенного
государства начался в конце 12 века с объединения
некоторых белорусских и литовских княжеств,
и продолжался в 13-14 веках, когда в его
состав вошли украинские и некоторые русские
княжества. Столицей нового славянского
государства в 12-13 в. Был Новогрудок, а
с 14в – Вильня.В 12-13 вв. территория делилась
на 2 части: центральную и земли граничащие.
Центральную часть составляли Ошмянская,
Браславская, Берестейская, виленская
и др. земли. К граничащим Ветебская, Волынь,
Жмудь, киевская и др. земли. В центральной
часьи ВКЛ распологался основной массив
государственных великокняжеских земельных
владений, а также владения крупных феодалов.Земли,
образовавшие ВКЛ сохраняли свои прежние
границы.
9.
Под воздействие развития феодальных
отношений социальная структура общества
усложнилась: помимо оформления основных
классов – феодалов и феодально-зависимого
населения – сложилась новая социальная
общность – феодальное сословие- шляхта,
духовенство, мещане, возникли новые социальные
группы населения (крестьяне осадные,
крестьяне-бояре и др.). Великий князь не
принадлежал ни к одному из феодальных
сословий, но его правовой статус был самым
высоким. Он обладал всей полнотой имущественных
и личных прав, а также обладал большим
объемом политических прав. Особенностью
общественного строя ВКЛ являлось наличие
различного статуса православных и католических
феодалов, православного и католического
духовенства, что создавало дополнительную
социальную напряженность в обществе.
Привелей 1432 г. Уровнял права феодалов
православных с феодалами – католиками,
тем самым заложив основу юридического
оформления сословий щляхты, объединив
в этом сословий всех феодалов независимо
от вероисповедания. Привелей от 22 февраля
1387 года закрепл. правовое сословие духовенства,
когда имения и проживающее в них феодально-зависимое
население освобождаются от податей и
повинностей в пользу государства. Крестьяне
как и прежде составляли основную массу
феодально-зависимого населения, но правовое
положение их значительно ухудшилось.
Произошло правовое оформление их крепостной
зависимости, усилилась эксплуатация
и т.д. Особую роль в закрепощении крестьян
сыграл обще-земкский привилей Казимира
1447 г. Согласно арт.12 феодал получил право
суда над своими крестьянами.
68. Разработка
и принятие конституции БССР1978 г. Проходила
в соответствии с общепринятыми стадиями
правотворческого процесса. Были созданы
конституционная комиссия высшего законодательного
органа – Верховного совета БССР для
подготовки проекта новой конституции
в 1977 г. И Редакционная комиссия – по подготовке
окончательного текста проекта Конституции
в 1978г. Конституция БССР 1978 г. Имея много
общего с конституцией 1937 г. Отличается
от последней и структурой и содержанием.
В новой конституции БССР, помимо глав
и статей есть еще четко названные разделы,
что облегчает пользование текстом, значительно
большее количество статей (172 вместо 122)
и статьи о правах, свободах и обязанностях
помещены во втором разделе Конституции
БССР 1978 г. Тогда как аналогичные статьи
в Конституции БССР 1937 г содержался в восьмой
главе. Структура и содержание К. БССР
1978 г. Отражают ту демократическую тенденцию
в развитии всех сфер общественной и государственной
жизни, которая наметилась в СССР в середине
50х г.Большие изменения глубоко демократического
характера внесены по вопросу прав, свобод
и обязанностей граждан во втором разделе
К. БССР «Государство и личность». Впервые
на конституционном уровне закрепляется
право граждан на участи в управлении
государственными и общественными делами
(ст. 46), право на жилье (ст.42), право на гос.
Охрану здоровья (ст.40), право на пользованием
достижением культуры ( ст. 44), право обращаться
с жалобами на действие должностных лиц
(ст. 56). Новым в конституции является и
положения, кусающие экономической системы
(глава 2), где наряду с гос. И колхозно-коперативной
собственностью впервые конституционно
закрепляется собственность профсоюзных
и общественных организаций (ст. 10). За
общественными организациями впервые
закреплялось право участвовать в решении
политических, хозяйственных и социально-культурных
вопросов, а также право законодательной
инициативы. Демократичным является и
положение , согласно которому значительно
расширяется круг лиц, участвующих в управлении
государством благодаря снижению возраста,
дающего право быть избранным в верховный
совет БССР – с 21 года до 18 лет (ст. 85).
59.
Массовая реабилитация началась в 1954 г.,
а фактические материалы получили освещение
в СМИ с середины 80х г., но даже сегодня
цельного исследования по вопросам массовых
репрессий нет. Тоталитарный режим тяжело
отразился и на белорусском народе. Особое
место в нем занимают политические репрессии
1930-1940 г. В их основе лежало ложное теоретическое
утверждение Сталина об обострении классовой
борьбы. Репрессии направлялись против
сотен тысяч людей. Мужчины и женщины разных
национальностей, слоев общества, профессий,
образования были зачислены в ряды «врагов
народа» жертвами репрессий являлись
граждане БССР, СССР, иностранных государств,
лица без гражданства, привлеченные на
территории РБ судебными или несудебными
органами по политическим, социальным,
национальным и другим мотивам к уголовной
ответственности. В Общем в 30- 40е г. В БССР
по политическим мотивам было репрессировано
свыше 600 тыс. человек. Основную часть дел
рассматривали внесудебные органы (83,3%).
1) Комиссия НКВД СССР и прокурор СССР (образованы
в 1934 г). 2)Комиссия в составе 3 человек.
Во главе которой стоял начальник управления
НКВД, а также входили представители партийных
органов и прокуратуры (окончат. Сформир.
К 1934г). 3) Объединенное гос. Политическое
управление (образовано в 1923 г) и др.Основные
статьи УК БССР, по которым возбуждались
уголовные дела: 1) 63 ст. УК – измена Родине
(8.81%). 2) 64 ст. УК – подготовка вооруженного
восстания (7.3%). 3) 66 ст. УК – Оказание помощи
иностранной буржуазии (4.94%). 4) 68 ст. УК
– шпионаж (38.04%) 5). 76 ст. УК – Организация
деятельности против советской власти
(28.94%).
53.
Всебелорусский чрезвычайный съезд Советов
проходивший 9-15 января 1924 года, поручил
ЦИК БССР подготовить в соответствии с
конст. Союза ССР и изменившимся территориально-
Информация о работе Шпаргалка по "Истории Республике Беларусь"