Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2014 в 08:50, курсовая работа
Актуальность. Конституция Российской Федерации (1993 г.), провозглашает права и свободы человека и гражданина, обеспечения их защиты и реализации. Предусмотренных положения требуют не только устойчиво применять их на практике, но и дальнейшее их развитие. Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена необходимостью комплексное, многогранное и глубокое изучение всех аспектов и особенностей института свободы собраний как инструмент прямой демократии, а также совершенствование законодательства Российской Федерации Об общественных мероприятий. Курс на создание правового государства, укрепление демократических принципов управления Общества немыслимо без конституционные положения, что человек и его права являются высшей ценностью (ст. 2 Конституции РФ). Однако, декларированное Конституцией Российской Федерации (статья 31), право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование было не урегулирован законодательно, до принятия Федерального закона от 19 июня 2004 г.
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
|
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Конституционное право |
Тема |
Конституционное право на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований |
Фамилия студента |
|
Имя студента |
|
Отчество студента |
|
№ контракта |
Актуальность. Конституция Российской Федерации (1993 г.), провозглашает права и свободы человека и гражданина, обеспечения их защиты и реализации. Предусмотренных положения требуют не только устойчиво применять их на практике, но и дальнейшее их развитие. Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена необходимостью комплексное, многогранное и глубокое изучение всех аспектов и особенностей института свободы собраний как инструмент прямой демократии, а также совершенствование законодательства Российской Федерации Об общественных мероприятий. Курс на создание правового государства, укрепление демократических принципов управления Общества немыслимо без конституционные положения, что человек и его права являются высшей ценностью (ст. 2 Конституции РФ). Однако, декларированное Конституцией Российской Федерации (статья 31), право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование было не урегулирован законодательно, до принятия Федерального закона от 19 июня 2004 г.
В нынешних условиях Россия стала, будет совещания и является важным и основным элементом жизни общества, одной из форм непосредственного участия граждан в управлении государственными и общественными делами. Это политическое право - это означает прямой и обратной связи между гражданами, общественными объединениями, с одной стороны, и государственными органами - с другой.
Сегодня проведение публичных мероприятий на инициативу граждан по-прежнему не понимает, как проявление крайних форм демократии. В этих условиях особую значимость достижения и навыки обобщения реализации воли встреч, собранные другими государствами, его применение в современном российском праве на проведение публичных мероприятий и фактической деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.
Объектом работы является общественные отношения, складывающиеся в сфере конституционного права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований.
В качестве предмета курсовой работы выступает правовое регулирование общественных отношений, которые возникают в процессе реализации конституционного права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований.
Целью настоящей работы служит анализ конституционного права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований.
Задачами курсовой работы является:
- раскрыть правовое содержание конституционного права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований;
- рассмотреть формы публичных мероприятий: права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований;
- проанализировать этапы проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований;
- охарактеризовать организацию и основания прекращения права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований.
Основными методами научного исследования являются: императивный, диспозитивный, сравнение, анализ результатов (продуктов) деятельности, исторический и др.
При написании настоящей работы были использованы следующие источники: Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 и др. В качестве дополнительных источников написания использовалась учебная литература, таких авторов, как: Л.Н. Анисимов, А.Б. Венгеров, В.В. Никулин и др. Также в работе использовались материалы судебной практики.
Практическая значимость заключается в том, что представленный материал можно использовать при написании рефератов, контрольных и курсовых работ, а также при подготовке к семинарским и практическим занятиям, так и преподавателям высших гуманитарных учебных заведений относительно юридических дисциплин.
1.1 Правовое содержание конституционного права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований
Преобразования в политической системе российского общества в последнее десятилетие различными способами позволили наполнить общественные отношения новым реальным содержанием в виде различных, в большинстве своем качественно положительных, институтов современной демократии. Это, прежде всего, касается передачи всей полноты власти его единственному носителю - многонациональному российскому народу. Кроме того, получили развитие и другие институты демократии, сопутствующие властеобразующим, одному из которых - праву граждан России на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования (далее по тексту обобщенно "право на публичные мероприятия") посвящено настоящее исследование.
При этом основное внимание хотелось бы уделить раскрытию правового содержания данного права, поскольку сегодня, именно, от понимания правовой сути этого политико-правового явления гражданами России и их представителями - депутатами, представительными и другими должностными лицами, возможно:
во- первых, наполнить его цивилизованным в рамках мировых стандартов правовым содержанием;
во-вторых, обеспечить реальный механизм его реализации перечисленными выше субъектами.
Итак, рассмотрим правовую базу, регламентирующую право граждан России на осуществление публичных мероприятий. Данное право является конституционным, основа его юридического содержания сегодня первично закреплена в статье 31 Конституции Российской Федерации 1993 г. Включение в текст Основного закона соответствующей нормы было вполне закономерно, поскольку чуть ранее законодателем на различных уровнях были сделаны попытки прямого правового регулирования этого права на территории Российской Федерации (Указ Президиума Верховного Совета СССР о порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР от 28 июля 1988 г. (далее Указ от 28 июля 1988 г.), Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г., Указ Президента РФ N 524 о порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования от 25 мая 1992 г. (далее Указ N 524). Принятие вышеназванных документов по сути было вызвано только тем, что в условиях "перестройки" манифестации, проводимые по инициативе граждан, приняли массовый характер и исполкомы местных Советов Свердловска, Ленинграда, Москвы и других городов и областей поспешили принять временные правила организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, в основе которых закрепили разрешительный порядок реализации этой субъективной свободы, тем самым возникло противоречие между нормой Конституции и положениями указанных актов, которое законодатель попытался снять сначала на Союзном (Указ от 28 июля 1988 г.), а затем на российском ( Указ N 524 и другие ) уровне.
Анализ указанных актов ведет к выводу, что, по сути, правовое регулирование права на публичные мероприятия осуществляется только Указом от 28 июля 1988 г., в качестве нормы Указа N 524 содержат только ссылки. Как указано в постановлении N 524, чтобы гарантировать право граждан на проведение публичных мероприятий, которые мы должны исходить из положений декларации прав и свобод человека и гражданина на праве граждан собираться свободно и без оружия, проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и пикеты при условии предварительного уведомления властей1.
В соответствии с декларацией осуществление этого права не должно нарушать прав и свобод других лиц запрещается использование этого права для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, этнической, классовой или религиозной ненависти, пропаганды насилия и войны. Таким образом, было установлено, что до принятия соответствующего закона следует руководствоваться Указом от 28 июля 1988 г.
Применимые нормы Союзного законодательства кратко сводятся к следующему:
- о встрече, демонстрации, уличного шествия или демонстрации (деятельности) - заявление Исполнительного органа; утверждение может относиться не достигших восемнадцатилетнего возраста, уполномоченных трудовых коллективов, учреждений, кооперативных и других общественных организаций, органов общественной самодеятельности и отдельных групп граждан;
- заявка подается в письменной
форме не позднее, чем за десять
дней до намеченной даты
- исполнительный орган
- мероприятие должно
- государственные и
- исполнительный орган
- человек, который нарушил указанный порядок, несут административную или уголовную ответственность. Материальный ущерб, причиненный в ходе мероприятия участники должны быть компенсированы. Представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления органы могут дополнительно регламентировать порядок проведения этих мероприятий, принимая во внимание местные условия. Этот порядок не распространяется на собраниях трудовых коллективов и общественных объединений осуществляется в соответствии с законами, уставами и положениями2.
Из содержания Указа показывает, что регулирование является предметом, скажем, процедурной стороной закона " о массовых мероприятиях " и определяются, главным образом, механизм осуществления этой деятельности, кроме того, имеются четкие процедуры их проведения. Материал, который определяет Концептуальные основы структурных элементов права на публичное мероприятие, не разглашаются. Поэтому возникают вопросы: что означают термины "встречи", "встреча", "уличное шествие, демонстрация, пикетирование"? Каковы отличительные признаки этих явлений?" Эти и другие вопросы остаются без ответа. Единственное, что вы можете сделать в этой ситуации самим попробовать найти смысл этих терминов, и, как наставить их на уровень общественной, а не государственной общения, то есть, использовать в качестве правил поведения.
Несколько слов скажем, про другие нормативные акты, которые, так или иначе регулирующих право граждан на проведение публичных мероприятий:
В части ограничения этого права: в Закон Российской Федерации "о чрезвычайном положении" от 17 мая 1991 г. (ст. 22) допускается запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций и других массовых мероприятий на период чрезвычайного положения;
В части установления ответственности за нарушение законодательства о проведении массовых мероприятий:
Ответственность за нарушение порядка организации и проведения публичных мероприятий происходит в зависимости от характера нарушения административного или уголовного судопроизводства (статьи 166-1 кодекса РФ об административных правонарушениях и ст. 149 Уголовного кодекса).
Таким образом, в рамках предмета преступления, по логике этих достаточно "сложные", статьи, следует понимать:
1) должностные лица, которые должны
обеспечить проведение
2) другим лицам (организаторов, лидеров,
подстрекавших к совершению