Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 10:18, контрольная работа
Цель работы – выяснить основные особенности психологических знаний, с разновидностями и методами психологии, дать понятие о психологии человека с точки зрения естествознания
Введение……………………………………………………………………………3
1. Психическая деятельность человека………………………………………..4
1.1. Сознание человека…………………………………………………………...7
1.2. Функции сознания человека………………………………………………..9
2. Структура сознания человека………………………………………………..10
2.1. Память, эмоции, воля, мышление, интеллект, способности…………...11
Заключение………………………………………………………………………...18
Литература…………………………………………………………………………20
Введение
Сегодня, когда научно - психологические знания становятся неотъемлемой частью бытовой культуры, когда профессиональные психологи начинают влиять на течение индивидуальной жизни людей, многие вопросы, связанные с исполнением и получением психологических знаний, приобретают значение не только для людей науки, но и для нас обычных граждан.
Психологическая информация, получаемая в науке, приобретает иное звучание в контексте бытовой жизни. Она лишается существующей в науке зависимости от содержания интеллектуальных усилий конкретного человека, приобретает характер возможной ценности.
Тема работы является важной и актуальной в наши дни, так как вокруг всё развивается, развивается мир, а значит и человек должен идти вперёд. Познание себя, своих способностей, мышления, развитие индивидуальности, должны помогать, человечеству продвигаться дальше.
Изучение психологии человека с точки зрения естествознания и есть одно из составляющих успеха и прогресса.
Цель работы – выяснить
основные особенности психологических
знаний, с разновидностями и методами
психологии, дать понятие о психологии
человека с точки зрения естествознания
1. Психическая деятельность человека
Материальным носителем психической деятельности человека является
центральная нервная система. Психическая деятельность человека отличается от деятельности соматических систем целым рядом особенностей и, прежде всего специфической формой отражения действительности, а также сложной
интегрирующей функцией. Это особый, более высокий уровень функциони-рования живой системы. Природа в ходе эволюции создала такую систему, которая интегрирует и координирует деятельность различных органов и механизмов. В ЦНС (в спинном и головном мозгу) существует субординация различных отделов мозга и постоянные функциональные связи между ними. Каждый отдел несет на себе строго специфическую функциональную нагрузку. Высшая инстанция управления сосредоточена в коре больших полушарий головного мозга. Она осуществляет не только общее руководство, но и строго специфические функции. Каждый ее отдел несет на себе свойственную только ему функциональную нагрузку.
В целом можно выделить три основных блока головного мозга, обеспечиваю-щих осуществление психической деятельности:
1) блок регуляции
тонуса и бодрствования (
2) блок получения,
переработки и хранения
мозга, включающие зрительные, слуховые и общечувствительные области);
3) блок программирования,
регуляции и контроля
(передние отделы
полушарий, расположенные
В своей совокупности три перечисленных функциональных блока
обеспечивают
регуляцию взаимодействия человека
с окружающей средой.
Основными из этих процессов являются:
- гомеостаз, т.е. поддержание необходимого для жизнедеятельности человека
внутреннего состояния организма (дыхание, кровообращение, терморегуляция,
пищеварение, сон, бодрствование и т.д.);
- эмоции, через которые проявляются тревога, боль, стресс, болезни,
удовольствие, радость,
т.е. все положительные и
- обучение и память, связанные с реакцией отражения, которые формируют
внимание человека, его волю, оказывают воздействие на его интересы и потребности.
И.П. Павлов все проявления высшей нервной деятельности человека объяснял работой нескольких систем головного мозга.
Первая инстанция - подкорковые системы, работа которых вызывается
безусловными агентами из внешнего мира или внутренней среды организма.
Вторая - большие полушария головного мозга, исключая лобные доли и
воспринимающие словесный раздражитель отделы. Она носительница
непосредственных впечатлений - ощущений, восприятий и представлений. Это
первая сигнальная система.
Третья - обобщает сигналы, поступающие из двух первых. Это - вторая
сигнальная система. Здесь происходит восприятие словесных раздражителей и
замена приходящих сюда непосредственных сигналов действительности речью.
Вторая сигнальная система свойственна только человеку. Слово не только
обозначает сигналы действительности, но и дает возможность обобщать предметы и явления по существенным признакам, т.е. позволяет отражать мир в понятиях, суждениях, умозаключениях. В анатомии человеческого мозга новорожденного, еще не включенного в сферу общественной жизни, уже есть необходимые предпосылки для предстоящего развития человеческой психики. Ни один вид живых существ такими признаками социализации не обладает. Если бы ребенок рождался на свет как существо биологическое, не имеющее специфически человеческих признаков в структурной организации его мозга, и становился человеком только под воздействием социального окружения, то можно было бы допустить, что и детеныш обезьяны, помещенный в социальную среду с первого дня после его рождения, должен был бы “очеловечиться”. Но на практике ничего подобного не происходит. Дело в том, что еще в зародыше мозга человека закладывается “матрица” будущего мозга человека. Но для того, чтобы на ее основе сформировались психические свойства человека, необходимы социальная среда, общественные факторы.
Естествознание рассматривает сознание как высшую инстанцию психической
сферы человека,
которая придает
целенаправленный
характер. Подобно другим уровням живой
системы, сознание имеет свою внутреннюю
структуру: оно включает в себя ощущение,
восприятие, представление, память и т.д.
Без этих психических процессов оно функционировать
не может.
Сознание человека (психология) — это сформированная в процессе
общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.
Из теории психоанализа пришло представление, что психика включает в себя
собственно сознание,
бессознательное и
влиянием различных личных факторов и обстоятельств жизни, затем они
вытесняются в сферу бессознательного и могут стать причиной психических
заболеваний.
И, наконец, существует сверхсознание, или творческая интуиция, первоначальный этап творчества, не контролируемый ни сознанием, ни волей. Оно обеспечивает выдвижение и обоснование гипотез, поисковую деятельность
человека. Такая активность возникает в процессе взаимодействия личности с миром культурных ценностей, накопленным опытом человечества, из которого неосознанно выделяются средства или связи, способствующие решению творческих проблем.
Стержнем сознания, способом его существования является знание. Сознание
принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием
сознания, содержанием мыслей человека является весь мир, все его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.
Сознание не добавление к психике человека, а сама субъективная сторона
психики, осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание
ограниченной
связи с другими лицами и вещами,
находящимися вне начинающего сознавать
себя человека, и одновременно осознание
природы.
1.2. Функции сознания человека:
1. Отражательная: Сознание организует познавательные процессы
(восприятие, представление, мышление), а также организует память.
2. Оценочная: Сознание принимает участие в формировании части эмоций и
большинства чувств. Человек на уровне сознания оценивает большинство событий и самого себя.
3. Креативная: Творчество невозможно без сознания. Многие произвольные
виды воображения организуются на сознательном уровне: изобретательство,
художественное творчество.
4. Рефлексивная: Разновидностью сознания является самосознание —
процесс, при помощи которого человек анализирует свои мысли и поступки,
наблюдает за собой, оценивает себя и т. д. Одно из значений слова «рефлексия» — это способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. Кроме того, данным термином еще обозначается механизм взаимопонимания, то есть
осмысления человеком того, как мыслят и чувствуют другие люди, с которыми он взаимодействует.
5. Преобразующая: Человек сознательно определяет большинство своих целей
и намечает путь к их достижению. При этом он часто не ограничивается совершением мысленных операций с предметами и явлениями, а выполняет и
реальные действия с ними, преобразуя окружающий мир в соответствии со своими потребностями.
6. Времяобразующая: Сознание отвечает за формирование целостной
временной картины
мира, в которой есть память о
прошлом, осознание настоящего и представление
о будущем. Этим сознание человека отличается
от психики животных.
В современной науке существуют различные описания структуры сознания и
составляющих его элементов. Чаще всего это зависит от мировоззренческих
предпочтений исследователя и тех задач, которые он стремится решить. Так,
например, известный философ А. Г. Спиркин предлагает выделять в структуре
сознания три основные сферы: когнитивную (познавательную), эмоциональную и волевую. Содержание когнитивной сферы составляют познавательные способности, интеллектуальные процессы получения знаний и результаты познавательной деятельности, т.е. сами знания. Традиционно в структуре сознания выделяют две основные познавательные способности человека: рациональную и сенситивную.
Рациональная познавательная способность — это способность человека к
формированию понятий, суждений и умозаключений, именно она считается ведущей в когнитивной сфере.
Сенситивная познавательная способность — это способность к ощущениям, представлениям и восприятию, которые выступают основой для рациональных знаний. Помимо интеллекта и сенситивной способности, в познавательную сферу входят внимание и память. Память обеспечивает единство всех сознательных элементов, а внимание дает возможность концентрироваться на
каком-то определенном
объекте. Внимание — это сосредоточенность,
избирательная познавательная направленность
сознания, нацеленная на определенный
объект, значимый в настоящее время.