Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 15:15, курсовая работа
Стресс (стресс-реакция) (англ. stress — напряжение), особое состояние организма человека и млекопитающих, возникающее в ответ на сильный внешний раздражитель. В русском языке термин «стресс» употребляется также для обозначения и самого раздражителя — физического (холод, жара, повышенное или пониженное атмосферное давление, ионизирующее излучение), химического (токсичные и раздражающие вещества), биологического (усиленная мышечная работа, заражение микробами и вирусами, травма, ожог психического (сильные положительные и отрицательные эмоции), а также их комбинаций (синонимы: стрессор, стресс-фактор, стресс-стимул, стресс-воздействие).
Задание 2
Замечания руководителя 3
Введение 5
1 Стадии адаптационного синдрома, или стресса 7
2 Формирование естественного кодекса поведения 18
3 Приемы, сводящие психическую ранимость к минимуму 20
4 Индивидуальное задание 23
Заключение 27
Список литературы
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Воронежский
государственный технический
Инженерно-экономический факультет
Кафедра «Управление в социальной сфере и медицине»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Концепция современного естествознания»
на тему:
______________________________
______________________________
Выполнил «__»_______20__г., _________ студент группы ЭЗ-____,
Подпись
_____________________
Ф.И.О
Руководитель «__»__________20__г. ________ _____________________
_____________________
Ф.И.О
Член комиссии «__»____________20__г. _______ _____________________
Нормоконтроль «__»__________20__г. ________ _____________________
Работу сдала на проверку «__»________20__г.
Работу
защитил «__»________20__г.
Номер зачетной книжки № __________
2011
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Воронежский
государственный технический
Инженерно-экономический факультет
Кафедра «Управление в социальной сфере и медицине»
Задание
на курсовую работу по дисциплине
«Концепции современного естествознания»
на тему:
______________________________
______________________________
Перечень вопросов, подлежащих разработке
1 ______________________________
______________________________
2 ______________________________
______________________________
3 ______________________________
______________________________
4 Индивидуальное задание
Сроки написания курсовой работы
Начало «______» ______________ 20 ___ г.
Окончание «______» ______________ 20 ___ г.
Дата выдачи задания «______» ______________ 20 ___ г.
Дата защиты «______» ______________ 20 ___ г.
Руководитель «__»_______ 20__г. __________ ______________
Задание получил __________Студент ____________
Замечания руководителя
Содержание
Задание
Замечания руководителя
Введение
1 Стадии адаптационного синдрома, или стресса 7
2 Формирование естественного кодекса поведения 18
3 Приемы, сводящие психическую ранимость к минимуму 20
4 Индивидуальное
задание
Заключение
Список литературы
Введение
Стресс (стресс-реакция) (англ. stress — напряжение), особое состояние организма человека и млекопитающих, возникающее в ответ на сильный внешний раздражитель. В русском языке термин «стресс» употребляется также для обозначения и самого раздражителя — физического (холод, жара, повышенное или пониженное атмосферное давление, ионизирующее излучение), химического (токсичные и раздражающие вещества), биологического (усиленная мышечная работа, заражение микробами и вирусами, травма, ожог психического (сильные положительные и отрицательные эмоции), а также их комбинаций (синонимы: стрессор, стресс-фактор, стресс-стимул, стресс-воздействие). Иногда термин «стресс» употребляют (не вполне правомерно) по отношению к низшим животным, не имеющим развитой системы нервной и гормональной регуляции, к растениям и даже сообществам организмов (в экологии), когда они подвергаются экстремальным воздействиям.
Концепция стресса была разработана канадским физиологом Г. Селье (см. СЕЛЬЕ Ганс), который впервые применил этот физический термин в биологии в 1936. Согласно Селье любой достаточно сильный внешний стимул (стрессор), физический или психический, вызывает состояние стресса, проявляющееся в определенном неспецифическом (т. е. не зависящем от характера стрессора) ответе организма млекопитающего, названном им общим адаптационным синдромом (см. АДАПТАЦИОННЫЙ СИНДРОМ) (ОАС). Понятие стресса шире, чем ОАС, который иногда рассматривается как клиническое проявление стресса; так, у человека с нарушенными функциями эндокринных желез и у крысы с удаленными надпочечниками возможен стресс без ОАС. Основные механизмы стресса — гормональные. Главным морфологическим признаком сформировавшегося ОАС является так называемая классическая триада: разрастание коры надпочечников, уменьшение вилочковой железы (см. ВИЛОЧКОВАЯ ЖЕЛЕЗА) и изъязвление желудка. Селье описал и местный адаптационный синдром (например, воспаление), возникающий в органах и тканях в ответ на сильное или разрушительное раздражение.
Признаки ОАС формируются в течение нескольких суток от начала достаточно длительного воздействия стрессора в ходе трех стадий стресс-реакции: стадии тревоги (например, шок), в которой происходит мобилизация защитных сил организма (резко уменьшается количество гранул в коре надпочечников, содержащих запас гормонов — кортикостероидов (см. КОРТИКОСТЕРОИДЫ)), стадии устойчивости (количество гранул значительно превышает исходное) и стадии истощения, которая возникает при слишком сильном или слишком длительном воздействии, а также в том случае, когда адаптивные силы организма недостаточно велики. На стадии истощения количество гранул вновь уменьшается, стресс-реакция принимает болезненный, патологический характер.
Таким образом, ОАС возникает в ответ на стрессор, т. е. фактор, вызывающий нарушение (или угрозу нарушения) баланса физиологических систем организма — относительного постоянства его внутренней среды (К. Бернар (см. БЕРНАР Клод)), или гомеостаза (см. ГОМЕОСТАЗ) (У. Кеннон (см. КЕННОН Уолтер Брэдфорд)).
1 Стадии адаптационного синдрома, или стресса
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики - для обозначения «внешней силы, приложенной к объекту и вызывающий его деформацию». У них позаимствовал этот термин канадский физиолог Ганс Селье, всю жизнь исследовавший защитные реакции, возникающие у человека при действии внутренних и внешних раздражителей. Впервые понятие «стресс» появилось в его труде 1956 года «Стресс в нашей жизнь» и, согласно теории Селье, обозначало психическое напряжение, возникающие у человека под давлением трудных условий - как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Гансу Селье пришлось почти пять лет доказывать скептически настроенным коллегам по всему миру уместность употребления этого технического слова в медицине. И когда его, наконец, внесли во все словари, оказалось, что человечество только и ждало названия для своих душевных и телесных расстройств .
Стресс (от англ. «stress» — напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Особенно от стресса страдает нервная и иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса »
В психологической литературе также активно обсуждаются понятия стрессодоступности и стрессоустойчивости, так как именно они во многом определяют, возникнет ли у человека Дистресс в ответ на определенное событие.
Стрессоустойчивость характерна для физически здоровых, эмоционально стабильных личностей с активной жизненной позицией, с низкой тревожностью и адекватной самооценкой.
Стрессодоступность в основном характерна для пассивных, зависимых, высокотревожных или склонных к депрессивным и ипохондрическим реакциям личностей.
Стрессодоступность повышается при недостатке сна, физической или психической истощенности, после перенесенной болезни и т.д. Несомненно, играют роль сила и длительность самого стрессорного воздействия.
Причины возникновения стресса
Причиной
возникновения стресса может
стать любая ситуация, на которую
человек реагирует сильным
Итак, выделим источники стресса:
1. Психологическая
травма или кризисная ситуация
(потеря близких людей,
2. Мелкие ежедневные неурядицы;
3. Конфликты либо общение с неприятными людьми;
4. Препятствия,
которые не дают Вам
5. Ощущение постоянного давления;
6. Несбыточные мечты либо слишком высокие требования к себе;
7. Шум;
8. Монотонная работа;
9. Постоянное обвинение, укор самого себя в том, что вы чего-то не достигли либо что-то упустили;
10. Обвинение себя во всем плохом, что произошло, даже если это произошло не по Вашей вине;
11. Напряжённая работа;
12. Финансовые трудности;
13. Сильные позитивные эмоции;
14. Ссоры
с людьми и, особенно с
Мы видим, что стресс могут вызвать как положительные эмоции, такие как рождение ребенка, замужество (женитьба) так и отрицательные - потеря работы, смерть близкого человека. Ситуации, провоцирующие стресс, могут носить и незначительный характер (долгое ожидание в очереди или в пробке).
Автор теории стресса Ганс Селье определяет его как совокупность стереотипных запрограммированных реакций, первично подготавливающих организм к физической активности (к сопротивлению, борьбе, бегству). Это, в свою очередь, обеспечивает условия наибольшего благоприятствования в борьбе с опасностью. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает только тогда, когда влияние тех или иных факторов (стрессоров) превосходит приспособительные возможности человека. При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определённые гормоны, вследствие чего изменяется режим работы многих органов и систем организма (изменяются его защитные свойства, учащается ритм сокращений сердца, повышается свертываемость крови). Организм подготовлен к борьбе, готов справиться с опасностью, приспособиться к ней - в этом и состоит основное биологическое значение стресса.
Различают
физиологические и