Тактика допроса несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 13:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – выработка практических и теоретических навыков по производству допроса несовершеннолетних.
В соответствии с поставленной целью в процессе исследования данной курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
изучить общие положения законодательства и криминалистической теории проведения допроса несовершеннолетних;
изучить тактические особенности производства допроса несовершеннолетних путем выявления тактических приемов, используемых на каждом этапе допроса несовершеннолетних;
проанализировать психологические особенности несовершеннолетнего, которые необходимо учитывать следователю при производстве допроса.

Содержание

Введение………………………………………………………………..….......3
Глава I. Общие положения допроса несовершеннолетн........................…..5
Глава II. Тактические особенности производства допроса несовершеннолетних…………………………………………………………….....9
1. Подготовка к проведению допроса. …………………………………....9
2. Тактика получения показаний от несовершеннолетнего……………....14
3. Фиксация хода и результатов допроса несовершеннолетних……….....20
Глава III. Психологические особенности при проведении допроса несовершеннолетних………………………………………………………….…..24
Заключение……………………………………………………………….…..28
Список использованной литературы……………………..……………..….30

Вложенные файлы: 1 файл

taktika_doprosa_nesovershennoletnih.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

____________________________________________________________

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ВЛАДИМИРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ»

Кафедра криминалистики

Учебная дисциплина – Криминалистика

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ТЕМА: «Тактика допроса несовершеннолетних»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Курсант 4Б курса 47 учебной группы

рядовой внутренней службы

Калюкарин А.А.

 

 

Научный руководитель: преподаватель кафедры Криминалистики майор внутренней службы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Владимир 2013

Оглавление

Введение………………………………………………………………..….......3

Глава I. Общие положения допроса несовершеннолетн........................…..5

Глава II. Тактические особенности производства допроса несовершеннолетних…………………………………………………………….....9

1. Подготовка к проведению допроса. …………………………………....9

2. Тактика получения показаний от несовершеннолетнего……………....14

3. Фиксация хода и результатов допроса несовершеннолетних……….....20

Глава III. Психологические особенности при проведении допроса несовершеннолетних………………………………………………………….…..24

Заключение……………………………………………………………….…..28

Список использованной литературы……………………..……………..….30

 

Введение

Актуальностью данной темы является то, что в криминалистическом аспекте допрос – это процессуальное действие, заключающиеся в получении органом расследования в соответствии с правилами, установленными уголовно-процессуальным законом, показаний от допрашиваемого об известных ему фактах, входящих в предмет доказывания по уголовному делу1.

О значительной роли допроса также  свидетельствуют данные, полученные в ходе изучения следственной практики: на производство всех видов допроса  уходит более 60 % всего рабочего времени  следователя2, что позволяет сделать вывод о центральном месте данного следственного действия, без которого не обходится ни одно производство по уголовному делу.

Таким образом, сущность допроса данной категории участников уголовного процесса раскрывается через процессуальные, тактические и психологические основы его производства. Для умелого производства допроса несовершеннолетнего следователь должен обладать совокупностью тактических приемов, используемых при допросе несовершеннолетнего, без знания которых допрос несовершеннолетнего может оказаться неэффективным, неполным, безинформационным.

Объектом изучения курсовой работы являются общественные отношения, возникающие по поводу допроса несовершеннолетних.

Предметом изучения является совокупность норм регулирующих тактику допроса несовершеннолетних, а также практический опыт органов следствия.

Цель курсовой работы – выработка практических и теоретических навыков  по производству допроса несовершеннолетних.

В соответствии с поставленной целью  в процессе исследования данной курсовой работы необходимо решить следующие задачи:

  • изучить общие положения законодательства и криминалистической теории проведения допроса несовершеннолетних;
  • изучить тактические особенности производства допроса несовершеннолетних путем выявления тактических приемов, используемых на каждом этапе допроса несовершеннолетних;
  • проанализировать психологические особенности несовершеннолетнего, которые необходимо учитывать следователю при производстве допроса.

Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из трех глав, вторая глава разделена на три параграфа.

Глава I. Общие положения допроса несовершеннолетних

Допрос относится к числу  наиболее распространенных процессуальных средств, с помощью которого получают наибольший объем доказательственной информации, устраняют противоречия в системе доказательств. Рассматриваемое следственное действие является как наиболее распространенным, так и наиболее сложным3.

Общие положения проведения допроса  как следственного действия регламентированы статьями УПК РФ. Рассмотрим основные из них.

Допрос - это следственное действие, состоящее в получении показаний  подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля и эксперта.

Основанием для вызова и допроса  любого лица в качестве свидетеля  является наличие сведений (фактических  данных), позволяющих полагать, что ему может быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела. В совокупность фактических данных для принятия решения о допросе входят как доказательства, так и сведения оперативно-розыскного характера. Закону не противоречит принятие решения о вызове лица для допроса в качестве свидетеля на основе одной лишь негласной оперативной информации4.

Вызов свидетеля и потерпевшего на допрос осуществляется повесткой. Вызов лиц, не достигших 16 лет осуществляется через законных представителей либо через администрацию по месту его работы или учебы.

Обстановка допроса должна исключать  психологическое воздействие на допрашиваемого в виде угрозы применения насилия или иных незаконных мер.

Общие правила производства следственных действий: а) удостовериться в личности допрашиваемого (желательно делать это на основе документов); б) назвать и прокомментировать его правовое положение, разъяснить права, обязанности (что допрашиваемый не вправе делать) и ответственность; в) довести до сведения допрашиваемого цель и основания вызова на допрос, предмет его показаний, порядок допроса, в том числе протоколирования и применения дополнительных средств фиксации показаний5.

Каждый допрос в зависимости  от сложившейся следственной ситуации имеет свою специфику, однако, несмотря на это, существуют общие положения тактики производства допросов любого вида, которые реализуются при проведении рассматриваемого следственного действия.

К числу общих положений тактики  производства допроса относятся следующие.

Активность – наступательность допроса, превосходство инициативы следователя в достижении объективных  результатов, использование эффективных  тактических приемов, которые не только  стимулируют мыслительную деятельность допрашиваемого, но и вынуждают его давать объективную информацию.

Целеустремленность – предполагает проведение следственного действия  с заранее определенной и проработанной  целью, для получения конкретной информации, а не второстепенных, имеющих  косвенное отношение к предмету допроса, сведений. Целеустремленность предполагает знание следователем предмета допроса, стремление к поставленной цели, умение реализовать тактические приемы в строго заданном направлении.

Объективность – непредвзятой, беспристрастной позицией следователя, отсутствием заинтересованности по собственному усмотрению сокращать полученные показания, изменять их содержание в соответствие с собственными убеждениями о расследуемом событии. Следователь не имеет право навязывать допрашиваемому свою собственную позицию, равно как и задавать наводящие вопросы.

Полнота – как общетактическое  положение состоит в том, что  следователь дословно, в высшей степени  насыщено, с деталями воспроизводит  показания допрашиваемого.

Особенности  и процессуальный порядок допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого регламентируется статьей 425 УПК РФ, несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля статьей 191 УПК РФ.

В отличие от установленного ст.ст. 46, 47, 76, 164, 173, 187-190 УПК РФ общего порядка  допроса, при допросе несовершеннолетнего необходимо соблюдать следующие отличительные особенности:

  1. Допрос несовершеннолетнего не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день;
  2. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого обязательно участвует защитник, который вправе задавать вопросы несовершеннолетнему, по окончанию допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей, подписать протокол допроса. А при допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля вправе присутствовать его законный представитель.
  3. Обязательно должен участвовать педагог или психолог в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, находящегося в возрасте от 14 до 16 лет, а также в случаях, когда несовершеннолетний страдает психическим расстройством или отставанием в психическом развитии. При допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля закон называет три случая участия педагога: если свидетель (потерпевший) не достиг возраста 14 лет (обязательный случай участия); если свидетель (потерпевший) не достиг возраста 18 лет и имеет физические или психические недостатки (обязательный случай участия); если свидетель (потерпевший) достиг возраста 14, но не достиг возраста 18 лет (по усмотрению следователя)6.

С.П. Щерба отмечает, что под расстройством  психики подразумевается, например врожденный дефект центральной нервной  системы, органические поражения мозга  или его остаточные явления, сенсорные  дефекты зрения, слуха, речи, когда  психические аномалии являются вторичными, производными от физических недостатков7.

Независимо от того, кто заявил ходатайство об участии педагога или психолога в допросе, следователь  обязан еще до начала допроса решить вопрос о привлечении педагога или психолога к проведению допроса. Закон не определяет, в каких случаях в допросе принимает участие педагог, а в каких – психолог, это решение принимает следователь.

Таким образом, процедура производства допроса несовершеннолетнего в основном подчиняется общим процессуальным положениям проведения рассматриваемого следственного действия, за исключением отдельных отличительных черт, касающихся организации и хода допроса. Что касается тактики проведения допроса несовершеннолетнего, то в данном случае необходимо использовать совсем другой комплекс тактических приемов и операций, так как несовершеннолетние – это особые участники уголовного судопроизводства, к которым необходим иной подход, чем ко взрослым лицам.

Глава II. Тактические особенности производства допроса несовершеннолетних

Допрос как следственное действие в криминалистической теории подразделяется на несколько этапов. Шурухнов Н.Г. предлагает следующие этапы: подготовка к допросу, установление психологического контакта с допрашиваемым, свободный рассказ допрашиваемого, постановка вопросов допрашиваемому, ознакомление допрашиваемого протоколом и (или) видеозаписью его показаний8. В данной главе перед нами стоит задача охарактеризовать перечисленные этапы при допросе несовершеннолетнего и выявить характерные особенности и тактические приемы проведения данного следственного действия.

  1. Подготовка к проведению допроса

Признав необходимым допросить несовершеннолетнего следователь должен надлежащим образом подготовиться к этому. Подготовка заключается: в тщательном изучении личности подлежащего допросу несовершеннолетнего и круга его близких и знакомых; в разрешении вопроса о том, кто, кроме следователя, будет участвовать в следственном действии; в выборе места для производства допроса; в подготовке и формулировании вопросов, которые следует задать допрашиваемому, и, наконец, в определении способа вызова несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего на допрос9.

СВ. Матвеев предложил следующую систему наиболее значимых и необходимых элементов подготовки к допросу несовершеннолетних: 1) тщательное изучение лицом, производящим допрос, материалов уголовного дела; 2) изучение следователем личности допрашиваемого; 3) определение места допроса; 4) определение круга лиц, в нем участвующих; 5) способы вызова на допрос; 6) составление плана допроса10.

Для успешного допроса необходимо располагать основными данными о несовершеннолетнем: об условиях его жизни и воспитания, уровне развития, связях, интересах, особенностях характера и т.д. Таким образом, согласимся с мнением А.Н. Васильева и Л.М. Карнеевой, считающих, что изучение личности несовершеннолетнего занимает центральное место в организации его допроса11.

При изучении личности несовершеннолетнего в первую очередь следователю требуется выяснить, способен ли несовершеннолетний дать достоверные показания по важным для дела обстоятельствам (особенно это касается малолетних)12.

Также следователь выясняет следующие характеристики личночти несовершеннолетнего:

– в каких условиях живет и  воспитывается ребенок (состав семьи, отношения между родителями, отношение родителей к ребенку, с кем ребенок проводит свободное время, посещает ли детские учреждения);

– каковы уровень и особенности  интеллектуального развития ребенка  в отношении сверстников – степень овладения речью, умеет ли рассказывать о том, что слышал или видел; легко ли вступает в общение со сверстниками и взрослыми; легко ли запоминает сказки, стихи; каким практическим умениям обучается, легко ли он их усваивает;

– наблюдателен ли ребенок, насколько  он сообразителен, точен ли в рассказах и любит ли их дополнять вымышленными подробностями; какие игры предпочитает; в отношении детей школьного возраста, кроме названного, – как усваивает учебный материал, какие испытывает трудности в учении; адаптирован ли к школьному режиму; о чем предпочитает читать, чем увлекается;

– насколько ребенок информирован об определенных сторонах жизни (в зависимости  от содержания дела и цели предполагаемого  допроса ребенка);

– каковы основные черты характера  ребенка (общителен он или замкнут, застенчив, легко ли вступает в контакт с незнакомыми людьми, пуглив или смел; находчив или склонен теряться в незнакомых ситуациях; активен или пассивен; уравновешен или легко возбудим; упрям или уступчив; насколько самолюбив и раним, часто ли плачет; скромен или любит быть в центре внимания; способен ли контролировать свое поведение; часто ли ссорится со сверстниками и что является причиной ссор; какое место занимает в своем коллективе; как к нему относятся сверстники; имеет ли дурные наклонности или вредные привычки и какие именно;

– как развит физически; страдает ли хроническими заболеваниями; имеются  ли дефекты органов чувств, в первую очередь зрения и слуха (эти сведения могут быть получены от медицинских  работников школы или детского сада);

– имеются ли у ребенка дефекты речи (заикание, плохое произношение) или другие физические недостатки, которых он стыдится, какие темы разговора неприятны ему или могут сильно взволновать;

Информация о работе Тактика допроса несовершеннолетних