Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 18:09, контрольная работа
Цель исследования: изучить теоретические основы социокультурного проектирования, рассмотреть их принципы, проанализировать состояние социокультурной среды, выделив конкретные проблемы и обозначив варианты их решения.
Задачи исследования:
1) Изучить сущность понятия социокультурного проектирования.
2) Ознакомится с принципами социокультурного проектирования.
3) Проанализировать тенденции развития социокультурной среды
4) Обобщить содержание социокультурных проблем и варианты их проектных решений.
Введение.
Глава 1. Теоретические основы социокультурного проектирования.
1.1. Сущность понятия социокультурного проектирования.
1.2. Задачи и принципы социокультурного проектирования.
Глава 2. Проектная инновация деятельности библиотек.
2.2. Социокультурный менеджмент и маркетинг.
2.3. Социокультурная деятельность библиотек.
Заключение.
Список литературы.
Белорусский государственный университет культуры и искусств
Факультет информационно – документных коммуникаций
Кафедра менеджмента
Библиотека в системе социокультурного
проектирования
курсовая работа
Минск, 2011
1
План:
Введение.
Глава 1. Теоретические основы социокультурного проектирования.
1.1. Сущность понятия социокультурного проектирования.
1.2. Задачи и принципы
социокультурного
Глава 2. Проектная инновация деятельности библиотек.
2.2. Социокультурный менеджмент и маркетинг.
2.3. Социокультурная деятельность библиотек.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
Актуальность исследования.
В современных социально-
Библиотекам отводится особая роль в формировании
нового человека — человека XXI века. Сегодняшняя
библиотека — это один из самых доступных
для широких масс центров культуры, общения
с книгой. Библиотеки могут влиять на общественное
сознание, культуру, представление людей
о жизни, о самих себе, оказывая существенное
влияние на формирование и развитие культурно-информационной
среды.
Библиотеки занимают ведущие позиции
в решении глобальной задачи построения
информационного общества. Участие и активное
влияние библиотек и библиотечно-информационных
технологий отчетливо проявляется в базовых
требованиях, определяющих движение Республики
Беларусь к информационному обществу.
К ним относятся: формирование единого
информационно-
Совокупность этих факторов определяет,
что библиотека вступает в стадию усложнения
как собственно информационно-библиотечного
обслуживания, так и функциональной направленности
библиотечной деятельности, которая становится
многоаспектной, динамичной, разнообразной.
Рождаются новые направления и формы библиотечной
деятельности, способствующие удовлетворению
потребностей пользователей библиотек,
усложняющихся под влиянием интеллектуализации
социально-экономической жизни Белоруссии.
СТЕПЕНЬ ИЗУЧЕННОСТИ ПРОБЛЕМЫ.
Библиотека как культурный феномен, как социальное явление рассматривается в трудах Х.Л. Борхеса, П. Клоделя, У. Эко. Значительный вклад в развитие философии библиотеки внесли Н.Ф. Федоров, А.Н. Ванеев, А.В. Соколов, Т.Б. Маркова, М.Ю. Опенков.
В работах преобладает
анализ отдельных сторон, аспектов,
явлений новой реальности. В целом
ряде исследований библиотека моделируется
как социальный институт, однако при
этом используются различные методологические
подходы. С гуманистических позиций
рассматривает современную
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ – библиотека как элемент социокультурной инфраструктуры современного общества.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – современная модель библиотеки, обеспечивающая перспективы ее развития как необходимого обществу социального института.
Цель исследования: изучить теоретические основы социокультурного проектирования, рассмотреть их принципы, проанализировать состояние социокультурной среды, выделив конкретные проблемы и обозначив варианты их решения.
Задачи исследования:
1) Изучить сущность понятия
2) Ознакомится с принципами
3) Проанализировать тенденции
4) Обобщить содержание социокультурных проблем и варианты их проектных решений.
Методы исследования: при написании курсовой работы были использованы социокультурные принципы и исследовательские методы, которые базируются на требованиях объективного и всестороннего анализа
процессов и явлений общественного развития. Также используются собственно-научный метод познания для систематизации и анализа информации и метод наблюдения.
Глава1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
1.1. Сущность
понятия социокультурного
Одной из основополагающих характеристик “человека
культурного” является его
способность к проективной
Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.
По способу (методу) проектирования можно выделить философско-теоретическое проектирование — конструирование моделей мира и человека на основе рационального мышления; духовно-ценностное проектирование — создание в рамках религиозно-этических систем идеала, воплощающего представление конкретной культуры о человеческом совершенстве; художественное проектирование “второй реальности” с помощью образа, знака, символа и др.
По объекту проектирование может быть социальным (создание моделей общественных явлений, социальных институтов, новых форм социального устройства и общественной жизни, разработка систем управления, законов и т.д.); педагогическим (создание моделей и образов идеального человека в рамках этических и педагогических систем, самопроектирование личностью своего развития); инженерным (проектирование “второй природы” из материала “первой”) и др.
задачи, предполагаемые средства
их решения. Мероприятие, акция, программа
будут эффективными лишь в том
случае, если в их основу будет положен
идеальный замысел —
Следовательно, успешность
деятельности специалиста социально-
По объекту проектирование может быть социальным (создание моделей общественных явлений, социальных институтов, новых форм социального устройства и общественной жизни, разработка систем управления, законов и т.д.); педагогическим (создание моделей и образов идеального человека в рамках этических и педагогических систем, самопроектирование личностью своего развития); инженерным (проектирование “второй природы” из материала “первой”) и др. « Социальное проектирование можно рассматривать как форму социального управления; научно обоснованное конструирование системы параметров будущего социального объекта или качественно нового состояния существующего объекта».[1; c. 120].
Комбинация различных
способов проектирования в соотношении
с теми или иными составляющими
объектной области дает нам множество
вариантов проектной
Особое место в системе
«Социокультурное проектирование — это технология решения проблем в условиях максимальной неопределенности задач и вариативности их возможных решений».[17; c.9].
Преимущества технологии
проектирования по сравнению с другими
методами целенаправленных социокультурных
изменений заключается в том,
что она сочетает в себе нормативный
и диагностический подходы, характерные
для программирования и планирования.
При разработке программы акцентируется
нормативная сторона изменений,
т.е. образ “должного” доминирует над
диагнозом ситуации и реальной оценкой
имеющихся ресурсов, поэтому общая
стратегия программы
обоснованные управленческие мероприятия, способствующие разрешение конкретной ситуации. Органично сочетая нормативный и диагностический аспекты, проектирование, во-первых, разрабатывает модель “должного” в соответствии с наличными ресурсами; во-вторых, соотносит проблему с общим образом ее решения, допуская альтернативные пути и средства достижения цели; в-третьих, задает более обоснованные временные рамки решения проблемы, обусловленные характеристиками проблемной ситуации1.
Таким образом, социокультурное проектирование — это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей.
В качестве объекта социокультурного проектирования выступает сложное образование, включающее в себя накладывающиеся друг на друга две подсистемы: социум и культуру. Расхождение, противоречие между реальной картиной и идеальными представлениями проектировщика о норме (задаваемой, в свою очередь, конкретной культурой и социумом) составляет проблемное поле формирования и реализации социокультурных проектов. Проект в таком случае является средством сохранения или воссоздания социальных явлений и культурных феноменов, соответствующих (как количественно, так и качественно, содержательно) сложившимся нормам. При этом следует отметить потенциальное многообразие проектных решений одной и той же проблемной ситуации, что обусловлено как различными представлениями об идеальном состоянии культуры и социума (или их отдельных проявлений), зависящими от ценностной позиции проектировщика, его понимания сущности данных феноменов, так и вариативностью способов воссоздания (возрождения, реконструкции, сохранения) социальной и культурной целостности.
В этой связи ведущими целевыми ориентациями проблемно-целевого
проектирования являются:
— создание условий для развития социокультурного субъекта (личности, общности, общества в целом), самореализации человека в основных сферах его жизнедеятельности путем оптимизации его связей с социокультурной средой, разрешения или минимизации проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства его жизнедеятельности, активизации совместной деятельности людей по поддержанию культурной среды в пригодном для жизни состоянии, ее конструктивному изменению собственными усилиями;
— обеспечения благоприятных
условий для саморазвития культурной
жизни посредством
Задачи проектной деятельности:
— анализ ситуации, т.е. всесторонняя диагностика проблем и четкое определением их источника и характера;
— поиск и разработка
вариантов решений
Информация о работе Библиотека в системе социокультурного проектирования