Библиотека в системе социокультурного проектирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 18:09, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить теоретические основы социокультурного проектирования, рассмотреть их принципы, проанализировать состояние социокультурной среды, выделив конкретные проблемы и обозначив варианты их решения.
Задачи исследования:
1) Изучить сущность понятия социокультурного проектирования.
2) Ознакомится с принципами социокультурного проектирования.
3) Проанализировать тенденции развития социокультурной среды
4) Обобщить содержание социокультурных проблем и варианты их проектных решений.

Содержание

Введение.
Глава 1. Теоретические основы социокультурного проектирования.
1.1. Сущность понятия социокультурного проектирования.
1.2. Задачи и принципы социокультурного проектирования.
Глава 2. Проектная инновация деятельности библиотек.
2.2. Социокультурный менеджмент и маркетинг.
2.3. Социокультурная деятельность библиотек.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение (1).docx

— 69.51 Кб (Скачать файл)

                      Белорусский государственный университет культуры и искусств

Факультет информационно  – документных коммуникаций

              Кафедра менеджмента информационно  – документной сферы

 

 

 

 

Библиотека  в системе социокультурного

проектирования

   курсовая работа

 

 

                                                 Выполнила студентка 2 курса ФЗО  гр.231а                                                              

                                                      Сутормина Татьяна Зигмундовна

                                                      Научный руководитель:

                                                      Павлова С.А.

 

 

 

 

 

 

 

                    Минск, 2011

        

     1

                 План:

 

Введение.

      Глава 1. Теоретические основы социокультурного проектирования.

  1.1. Сущность понятия социокультурного проектирования.

  1.2.   Задачи и принципы  социокультурного проектирования.

   Глава 2. Проектная инновация  деятельности библиотек.

  2.2. Социокультурный менеджмент  и маркетинг.          

  2.3.  Социокультурная деятельность  библиотек.

     Заключение.

     Список литературы.

 

Введение.                                              2

Актуальность исследования. В современных социально-экономических  условиях библиотечная деятельность приобретает  значение фундаментальной категории  социума. Это, прежде всего, связано  с тем, что библиотека - уникальный социальный институт, отличительными чертами которого являются востребованные сегодня в высокой степени  адаптационный характер библиотечной деятельности, стабильность и общедоступность  библиотек, создаваемые бесплатностью  использования информационно-библиотечных ресурсов.  
Библиотекам отводится особая роль в формировании нового человека — человека XXI века. Сегодняшняя библиотека — это один из самых доступных для широких масс центров культуры, общения с книгой. Библиотеки могут влиять на общественное сознание, культуру, представление людей о жизни, о самих себе, оказывая существенное влияние на формирование и развитие культурно-информационной среды.  
Библиотеки занимают ведущие позиции в решении глобальной задачи построения информационного общества. Участие и активное влияние библиотек и библиотечно-информационных технологий отчетливо проявляется в базовых требованиях, определяющих движение Республики Беларусь к информационному обществу. К ним относятся: формирование единого информационно-коммуникационного пространства как части мировой информационной инфраструктуры; интенсивное развитие новых и высоких технологий; создание системы обеспечения прав граждан на свободное получение, распространение и использование информации; удовлетворение потребностей общества в информации; повышение уровня образования, научно-технического и культурного обмена за счет расширения регионального, национального и международного информационного взаимодействия.  
Совокупность этих факторов определяет, что библиотека вступает в стадию усложнения как собственно информационно-библиотечного обслуживания, так и функциональной направленности библиотечной деятельности, которая становится многоаспектной, динамичной, разнообразной. Рождаются новые направления и формы библиотечной деятельности, способствующие удовлетворению потребностей пользователей библиотек, усложняющихся под влиянием интеллектуализации социально-экономической жизни Белоруссии. 

СТЕПЕНЬ ИЗУЧЕННОСТИ ПРОБЛЕМЫ.

                                                            3

Библиотека как культурный феномен, как социальное явление  рассматривается в трудах Х.Л. Борхеса, П. Клоделя, У. Эко. Значительный вклад в развитие философии библиотеки внесли Н.Ф. Федоров, А.Н. Ванеев, А.В. Соколов, Т.Б. Маркова, М.Ю. Опенков.

В работах преобладает  анализ отдельных сторон, аспектов, явлений новой реальности. В целом  ряде исследований библиотека моделируется как социальный институт, однако при  этом используются различные методологические подходы. С гуманистических позиций  рассматривает современную библиотеку Е.Ю. Гениева, выстраивая библиотеку как центр межкультурных коммуникаций. Р.С. Мотульский и А.С. Чачко анализируют библиотеку как культурно-цивилизационный феномен, способный и в дальнейшем играть важную общественную роль

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ – библиотека как элемент социокультурной инфраструктуры современного общества.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – современная модель библиотеки, обеспечивающая перспективы ее развития как необходимого обществу социального института.

Цель исследования: изучить теоретические основы социокультурного проектирования, рассмотреть их принципы, проанализировать состояние социокультурной среды, выделив конкретные проблемы и обозначив варианты их решения.

Задачи исследования:

1) Изучить сущность понятия социокультурного  проектирования.

2) Ознакомится с принципами социокультурного  проектирования.

3) Проанализировать тенденции развития социокультурной среды

4) Обобщить содержание социокультурных проблем и варианты их проектных решений.

Методы исследования: при написании курсовой работы были использованы социокультурные принципы и исследовательские методы, которые базируются на требованиях объективного и всестороннего анализа

                                                          4

процессов и явлений общественного  развития. Также используются собственно-научный  метод познания для систематизации и анализа информации и метод  наблюдения.

Глава1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

1.1. Сущность  понятия социокультурного проектирования

Одной из основополагающих характеристик “человека 

культурного” является его  способность к проективной деятельности, т.е. продуктивному воображению, творческому  и свободному преобразованию реальности на основе “модели потребного будущего”. Эта способность задается самой  сущностью культуры, которая есть прежде всего совокупность “проектных” (т.е. идеальных, духовных) способов и  результатов освоения и преобразования мира — природы, общества, самого человека. Смысл культурной деятельности заключается  в ее “улучшающем” характере, в “культивировании” всех составляющих человеческого бытия, в способности выводить человека за свои пределы в форме целеполагания, конструирования идеального образа человека и мира. В процессе производства (и освоения, потребления) “предмета культуры” человек рефлектирует относительно его совершенных, идеальных форм — идеальной структуры художественного продукта, идеальных форм социального устройства, идеальных отношений между людьми и т.д.

Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду  инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей  технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.

По способу (методу) проектирования можно выделить философско-теоретическое  проектирование — конструирование  моделей мира и человека на основе рационального мышления; духовно-ценностное проектирование — создание в рамках религиозно-этических систем идеала, воплощающего представление конкретной культуры о человеческом совершенстве; художественное проектирование “второй  реальности” с помощью образа, знака, символа и др.

 

                                                             5

По объекту проектирование может быть социальным (создание моделей  общественных явлений, социальных институтов, новых форм социального устройства и общественной жизни, разработка систем управления, законов и т.д.); педагогическим (создание моделей и образов идеального человека в рамках этических и  педагогических систем, самопроектирование личностью своего развития); инженерным (проектирование “второй природы” из материала “первой”) и др.

задачи, предполагаемые средства их решения. Мероприятие, акция, программа  будут эффективными лишь в том  случае, если в их основу будет положен  идеальный замысел — предваряющий действие проект

Следовательно, успешность деятельности специалиста социально-культурной сферы во многом зависит от степени  овладения им технологией социально-культурного  проектирования, содержание которой  составляет компетентный анализ конкретной ситуации, разработка и реализация проектов и программ, оптимизирующих основные составляющие человеческой жизнедеятельности. 

По объекту проектирование может быть социальным (создание моделей  общественных явлений, социальных институтов, новых форм социального устройства и общественной жизни, разработка систем управления, законов и т.д.); педагогическим (создание моделей и образов идеального человека в рамках этических и  педагогических систем, самопроектирование личностью своего развития); инженерным (проектирование “второй природы” из материала “первой”) и др. « Социальное проектирование можно рассматривать как форму социального управления; научно обоснованное конструирование системы параметров будущего социального объекта или качественно нового состояния существующего объекта».[1; c. 120].

Комбинация различных  способов проектирования в соотношении  с теми или иными составляющими  объектной области дает нам множество  вариантов проектной деятельности — в виде специализированных технологий. Например, синтез художественного и  технического проектирования рождает  технологию дизайна; соединение различных  элементов социального, духовно-ценностного  и педагогического проектирования — идеологию и т.д.

                                                            6

Особое место в системе специализированных технологий занимает социально-культурное проектирование, которое мы рассматриваем  как мировоззренческую и технологическую  основу целого ряда профессий социально-культурной, социально-педагогической и культурологической направленности. Каждая из этих профессий  имеет свой предмет, цели, задачи и  специфические средства их решения, но в свой сущности представляет собой  разновидность проектной деятельности — ее исходным результатом должен стать проект, предназначенный для  практической реализации. В основе любой профессии социально-культурной сферы лежит способность подготовить  и провести культурную акцию (или  систему мероприятий и акций), предварительно обосновав ее идею (замысел), определив цели и задачи, предполагаемые средства их решения. Мероприятие, акция, программа будут эффективными лишь в том случае, если в их основу будет положен идеальный замысел — предваряющий действие проект. «Социокультурное проектирование - продвинутая и формализованная разновидность работы по преобразованию культурных объектов. Реализация способностей человека создавать в идеальном плане, комбинировать символические конструкции».[19; с. 27].

«Социокультурное проектирование — это технология решения проблем в условиях максимальной неопределенности задач и вариативности их возможных решений».[17;  c.9].

Преимущества технологии проектирования по сравнению с другими  методами целенаправленных социокультурных  изменений заключается в том, что она сочетает в себе нормативный  и диагностический подходы, характерные  для программирования и планирования. При разработке программы акцентируется  нормативная сторона изменений, т.е. образ “должного” доминирует над  диагнозом ситуации и реальной оценкой  имеющихся ресурсов, поэтому общая  стратегия программы оказывается  слишком абстрактной. Планирование же, наоборот, слишком детально предписывает цели, результаты и способы деятельности. В отличие от них проектное  решение не имеет ярко выраженного  директивного или отчетного характера, т.е. не является нормативным документом в строгом смысле, который включает перечень намечаемых на перспективу  мероприятий и ожидаемых от них  результатов. Создавая образцы решения  конкретных социально значимых проблем, проектирование обеспечивает научно-

                                                             7

обоснованные управленческие мероприятия, способствующие разрешение конкретной ситуации. Органично сочетая  нормативный и диагностический  аспекты, проектирование, во-первых, разрабатывает  модель “должного” в соответствии с наличными ресурсами; во-вторых, соотносит проблему с общим образом  ее решения, допуская альтернативные пути и средства достижения цели; в-третьих, задает более обоснованные временные рамки решения проблемы, обусловленные характеристиками проблемной ситуации1.

Таким образом, социокультурное проектирование — это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей.

В качестве объекта социокультурного проектирования выступает сложное образование, включающее в себя накладывающиеся друг на друга две подсистемы: социум и культуру. Расхождение, противоречие между реальной картиной и идеальными представлениями проектировщика о норме (задаваемой, в свою очередь, конкретной  культурой и социумом) составляет проблемное поле формирования и реализации социокультурных проектов. Проект в таком случае является средством сохранения или воссоздания социальных явлений и культурных феноменов, соответствующих (как количественно, так и качественно, содержательно) сложившимся нормам. При этом следует отметить потенциальное многообразие проектных решений одной и той же проблемной ситуации, что обусловлено как различными представлениями об идеальном состоянии культуры и социума (или их отдельных проявлений), зависящими от ценностной позиции проектировщика, его понимания сущности данных феноменов, так и вариативностью способов воссоздания (возрождения, реконструкции, сохранения) социальной и культурной целостности.

В этой связи ведущими целевыми ориентациями проблемно-целевого

проектирования являются:

                                                             8

— создание условий для  развития социокультурного субъекта (личности, общности, общества в целом), самореализации человека в основных сферах его жизнедеятельности  путем оптимизации его связей с социокультурной средой, разрешения или минимизации проблем, характеризующих  неблагоприятные обстоятельства его  жизнедеятельности, активизации совместной деятельности людей по поддержанию культурной среды в пригодном для жизни состоянии, ее конструктивному изменению собственными усилиями;

— обеспечения благоприятных  условий для саморазвития культурной жизни посредством стимулирования механизмов самоорганизации, осмысленного сочетания и поддержки исторически  сформировавшихся и новых социокультурных  технологий, элементов, явлений.

Задачи проектной деятельности:

— анализ ситуации, т.е. всесторонняя диагностика проблем и четкое определением их источника и характера;

— поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой  проблемы (на индивидуальном и социальном уровнях) с учетом имеющихся ресурсов и оценка возможных последствий  реализации каждого из вариантов;

Информация о работе Библиотека в системе социокультурного проектирования