КДД творческих союзов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 20:07, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы работы заключается в том, что культурно – досуговая деятльность для современной молодежи является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности молодых людей. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется институциональное давление на личность молодого человека. Поэтому в современном российском обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема досуга молодежи приобретает особую остроту.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3 1. Теоретические аспекты и особенности культурно – досуговой деятельности творческих союзов и учреждений ……………………………….6
2. Анализ культурно – досуговой деятельности творческих коллективов……………………………………………………………………...26
3. Рекомендации по организации культурно – досуговой деятельности творческих коллективов ………………………………………………………...31
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………...35
Приложения……………………………………………………………………...36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая, КДД твор.союзов 2011.docx

— 86.50 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3                                                                                                                  1. Теоретические аспекты и особенности культурно – досуговой деятельности творческих союзов и учреждений ……………………………….6

2. Анализ культурно – досуговой деятельности творческих коллективов……………………………………………………………………...26

3. Рекомендации по организации культурно – досуговой деятельности творческих коллективов ………………………………………………………...31

Заключение……………………………………………………………………….34

Список использованной литературы…………………………………………...35

Приложения……………………………………………………………………...36

 

 

 

 

                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Социально-культурная деятельность как крупный блок родственных  профессий, учебный предмет и  отрасль научного знания основана на комплексном изучении исторического  опыта, теоретических основ, субъектов, ресурсной базы и современных  технологий организации различных  форм и видов жизнедеятельности  социальных общностей и отдельно взятой личности в тех или иных социокультурных региональных и  национальных условиях.

Досуг традиционно  является одной из важнейших сфер жизнедеятельности молодежи. Трансформации  всех сторон жизни российского общества привели к изменению социокультурной  ситуации в области досуга. Молодежь представляет собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к  социокультурным инновациям, которые  оказывают различное по своей  направленности влияние на становление  личности молодого человека.

Актуальность  темы работы заключается в том, что культурно – досуговая деятльность для современной молодежи является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности молодых людей. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется институциональное давление на личность молодого человека. Поэтому в современном российском обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема досуга молодежи приобретает особую остроту.

 

Степень разработанности проблемы. Проблематика, рассматриваемая в работе, имеет свою историю изучения. В зарубежной и отечественной науке она представлена именами таких ученых, как Ж. Дюмазедье, Т. Веблен, К. Маркс, С.Г. Струмилин, Б.Л. Грушин, Л.А. Гордон, Г.П. Орлов, А.В. Неценко и др., заложивших фундамент исследований данного направления и во многом определивших основные подходы к проблеме изучения пространства свободного времени и досуга.

В последнее время внимание ученых к досуговой деятельности возросло. Это подтверждается увеличением количества монографий и научных статей, посвященных рассмотрению данной проблемы. В числе исследователей этого направления необходимо назвать Е.М. Клюско, В.И. Болгова, В.Г. Гуцу, В.Д. Патрушева, А.Д. Жаркова, И.А. Бутенко. Представляют интерес и международные проекты изучения бюджетов времени (Б.В. Дубин, Т.З. Зурабишвили).

В научный  анализ теории и практики культурно-досуговой  деятельности значительный вклад внесли Ю.А. Стрельцов, А.Д. Жарков, В.М. Чижиков, В.А. Ковшаров, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников.

Исследования  названных авторов имеют важное значение для совершенствования  теории и методики культурно-досуговой  деятельности молодежи. Но еще ряд  вопросов и проблем по этой теме остаются на стадии изучения.

Объект  исследования – молодежный досуг.

Предмет исследования – деятельность культурно-досуговых  центров по организации молодежного  досуга.

Цель  работы – изучить особенности  организации молодежного досуга творческих союзов и коллективов и выработать практические рекомендации по его совершенствованию. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  1. Определить сущность и функции культурно - досуговой деятельности;
  2. Проанализировать деятельность культурно-досуговых союзов по организации досуга молодежи.
  3. Определить пути совершенствования деятельности культурно-досугового союзов по организации молодежного досуга.

Структура работы – обусловлена целями,  задачами, актуальностью  работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Примером учреждения культуры является клуб ОАО «Чебоксарский агрегатный завод».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические аспекты и особенности культурно – досуговой деятельности творческих союзов и учреждений

 

Термин  «социально-культурная деятельность»  в обыденной жизни употребляется  в трех значениях: как общественная практика, в которой задействовано  сегодня множество профессий, крайне необходимых для современной  социокультурной сферы; как учебный  предмет, обладающий определенной логикой  и структурой; как исторически  сложившаяся отрасль научных  знаний, теория, которая развивается  благодаря усилиям большого отряда ученых и практиков.

Возникновение и диалектика развития категории  «социально-культурная деятельность»  связаны с философским, культурологическим, педагогическим, социально-психологическим  обоснованием термина. Понятие социально-культурной деятельности пришло в отечественной  науке на смену понятию «культурно-просветительная  работа», общепринятому в советское  время для обозначения одного из массовых инструментов идеологической работы по коммунистическому воспитанию масс.

Суть  и смысл социально-культурной деятельности заключаются в направленности непосредственно  на активное функционирование личности в конкретной социальной среде, на формирование ее социально-культурного статуса, выбор и проведение адекватных форм ее участия в социально-культурных процессах.

Как самостоятельная, самодостаточная область человеческого  познания социально-культурная деятельность оформилась во второй половине XX века.

В начале 90-х годов XX столетия социально-культурная деятельность как самостоятельная учебно-образовательная дисциплина и научная специальность впервые получила научное обоснование и была внедрена в учебный процесс Московского государственного университета культуры и искусств авторами данного учебника.

По мнению авторов, термин «культурно-досуговая  деятельность» правомерно рассматривать  как обозначение «досуговой»  части общей «социально-культурной деятельности».

Современная социально-культурная практика не только включает в себя любительские занятия  в сфере досуга, но и, что особенно важно, представляет собой огромный педагогический в своей основе профессиональный труд, распространяющийся далеко за рамки  традиционного досуга на такие трудоемкие социальные сферы, как профессиональная система образования и последующая карьера специалистов, профессиональное искусство и народное творчество, массовая физическая культура и профессиональный спорт, профессиональная социальная работа и социально-культурная реабилитация, межкультурный, также и профессиональный, обмен и сотрудничество.

В широком  смысле социально-культурную деятельность следует рассматривать как исторически  обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс  преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества

В категории  «социально-культурная деятельность»  особо выделим термин «социальное», под которым прежде всего подразумевается  человек, но не только как конкретный носитель культурных свойств этой деятельности, но и как субъект активного  взаимодействия с окружающей средой. Отметим множество участников такого взаимодействия в лице отдельно взятой личности, нескольких людей, социального института, этнической группы, нации по созданию, сохранению, распространению, освоению и развитию культурных ценностей, норм и традиций, значимых для государства или субъектов гражданского общества.

Взаимодействие  людей служит главным признаком  любого социального явления. Под  социально-культурным взаимодействием  подразумевается процесс взаимного  влияния людей и групп на сознание и поведение друг друга, в ходе которого происходит взаимное согласование того или иного действия. Именно благодаря взаимодействию становится возможной совместная социально-культурная деятельность отдельных индивидов, групп, учреждений и организаций. Поэтому определение «культурная» деятельность предполагает значимое взаимодействие, обмен в сфере культуры.

Взаимодействие  является исходным моментом для понимания  сущности социально-культурной деятельности. Имеется в виду взаимодействие индивидов  или групп, образующих социально-культурную общность для удовлетворения образовательных, развлекательных, оздоровительных  и иных потребностей. Взаимодействие нередко называют принятым в социологии термином «интеракция», но чаще всего  оно трактуется обычно как любое  поведение индивида или группы, имеющее  значение для других индивидов и  групп социальной общности или общества в целом. Причем взаимодействие выражает характер и содержание отношений  между людьми и социальными группами. Являясь постоянными носителями качественно различных видов  социально-культурной деятельности, эти  группы различаются по социальным позициям (статусам) и ролям.

Основу  содержания социально-культурной деятельности составляют общечеловеческие ценности. По мнению целого ряда педагогов-исследователей (В.А. Караковский и др.), в социально-культурной деятельности необходимо базироваться на фундаментальных ценностях, благодаря  которым у человека формируются  добрые черты, рождаются высоконравственные потребности и поступки. Это Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир. Каждая из этих ценностей  обладает огромной значимостью для  содержания и организации социально-культурных процессов.

Систематизация  социально-культурных ценностей производится по самым различным типологическим признакам. Наиболее распространены классификации: 1) по происхождению ценностей: искусственные (созданные руками человека) и естественные (созданные природой); 2) по их сущностной характеристике: материальные (овеществленные) и духовные (неовеществленные); 3) по их создателям и пользователям: социальные ценности (создатель и пользователь - социум) и индивидуальные ценности (создатель и пользователь - индивид, личность).

Многие  культурные ценности и организации  культуры входят в состав культурного  достояния народов Российской Федерации  и имеют эталонное, уникальное значение в истории, культуре и искусстве  Российской Федерации. Они отнесены к числу особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, пользующихся особыми формами  государственной поддержки. Порядок  отнесения к особо ценным объектам культурного наследия, особые формы  государственной поддержки, особенности  владения, использования и распоряжения особо ценными объектами культурного  наследия определяются законодательством  Российской Федерации.

К важнейшим  сферам культурной деятельности относятся: выявление, изучение, охрана, реставрация  и использование памятников истории  и культуры; художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура  и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства; художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы; самодеятельное (любительское) художественное творчество; музейное дело и коллекционирование; книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело; телевидение, радио и  другие аудиовизуальные средства в  части создания и распространения культурных ценностей; эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области; научные исследования культуры; международные культурные обмены; производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей; иная деятельность, в результате которой создаются, сохраняются, распространяются и осваиваются культурные ценности.

Социально-культурная деятельность отличается глубокой личностной направленностью, поскольку несет  в себе черты индивидуальности, определяемые ее биологическими особенностями и  социально-психологической структурой. Эта деятельность может протекать  как индивидуально, так и коллективно. Ей присуща целенаправленность. Именно сознательно поставленная цель приводит в движение деятельность: предварительная  продуманность действий после ее постановки, анализ ситуации, в которой  человеку предстоит действовать, выбор  способов и средств достижения цели определяют последовательность действий личности в социально-культурной сфере.

Рассматривая  ведущие черты социально-культурной деятельности, особо выделим ее гуманистический, культурологический, развивающий характер, поскольку в основе она имеет  культурные цели.

Информация о работе КДД творческих союзов