Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 12:37, реферат
После распада в 395 г. Римской империи Восточная часть—Византия (Балканы, Малая Азия, Ближний Восток, Северная Африка) — избежала нашествия варваров и продолжала существовать в могуществе, славе и роскоши. Византия была не только самым богатым, но и наиболее культурным государством раннего средневековья. В Константинополе действовали юридическая, философская и высшая Патриаршая школы, работали историки и философы.
Введение...........................................................................................................................2
План
Глава I. СВОЕОБРАЗИЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ……………..……….......2
1.1. Социально-политическое устройство Византии……………………….2
1.2. Основные особенности византийской культуры…………………..… ..4
Глава II. ЭВОЛЮЦИЯ ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЭТАПЫ, ХАРАКТЕР,
ДОСТЯЖЕНИЯ……………………………………………………………...7
2.1. Этапы развития византийской культуры……………………………...7
2.2. Культура Византии IV- VII вв…………………………………….........8
2.3. Расцвет культуры в X-XII вв.…………………………………………..9
1.архитектура ………………………………………………………..9
2.искусство………………………………………………………….11
3.книжная миниатюра……………………………………………...14
4.декоративно-прикладное искусство…………………………….15
5.образование……………………………………………………….18
6.литература………………………………………………………...18
2.4.Последний взлет византийской культуры……………………………18
Заключение……………………………………………………………………………19
Источники информации……………………………………………………………..20
Содержание:
Введение......................
План:
Глава I. СВОЕОБРАЗИЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ……………..……….......2
1.1. Социально-политическое устройство Византии……………………….2
1.2. Основные особенности византийской культуры…………………..… ..4
Глава II. ЭВОЛЮЦИЯ ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЭТАПЫ, ХАРАКТЕР,
ДОСТЯЖЕНИЯ……………………………………………………
2.1. Этапы развития византийской культуры……………………………...7
2.2. Культура Византии IV- VII вв…………………………………….........8
2.3. Расцвет культуры в X-XII вв.…………………………………………..9
2.4.Последний взлет византийской культуры……………………………18
Заключение……………………………………………………
Источники информации……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
После распада в 395 г. Римской
империи Восточная часть—
В истории
европейской, да и всей
Актуальность
темы обусловлена тем фактом,
что Византия оказалась на
стыке двух фундаментальных
Византийская
культура, как культура других
средневековых государств, представляет
собой весьма сложную, но все
же, единую систему культурных
ценностей. Все сказанное
позволяет заметить, что культура
Византии является
I.СВОЕОБРАЗИЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Географическое
положение Византии, раскинувшей
свои владения на двух
Мало затронутая нашествиями варваров, она приняла от Рима форму централизованного государства с императором и церковью во главе.
Развитие культуры Византии в гораздо большей степени, чем в странах Западной Европы, контролировалось государством. Государственное устройство Византии характеризуется как централизованная военно-бюрократическая монархия. Во главе государства стояли императоры, имевшие разное происхождение, воспитание и нравственные принципы поведения. Власть императора, которую на протяжении многих веков можно было получить людям разного происхождения с помощью политических убийств и переворотов, со временем приобрела идеологическое обоснование в теории "божественного происхождения власти императора", который стал называться "помазанником божьим". Был разработан придворный этикет, правила поведения придворных. Рыцари-крестоносцы, воспитанные в духе равенства с королем, после посещения Византии, с возмущением вспоминали о том, что один человек смеет сидеть в присутствии столь большого числа благородных людей.
Сенат был совещательным органом.
Церковная власть
хотя и была подчинена
Население делилось на сословия. Высшим сословием, как и в Римской империи, было сенаторское.
С 5 в. в Византии
появляются партии (димы), в которые
могли объединяться все
Власть опиралась
на большой штат чиновников
в Константинополе и в
Византия широко
пользовалась приемом
Византия стала
преемницей правовых знаний
Византия на этапе становления лучше, чем западные территории Европы, сохранила и существенно видоизменила традиции античной культуры.
Вплоть до VII в. здесь сохранялись модифицированные ценностные основания позднеантичной культуры и цивилизации. Правление Юстиниана (527–565) отмечено в истории как грандиозная попытка вернуть былое величие Рима, преемницей которого считала себя империя Ромеев – Византия.
В экономике ранней
Византии (IV–VII вв.) формировались уклады
раннего феодализма. Сокращалось
использование рабского труда
(рабы становились лично
Крупные города (Константинополь, Александрия, Антиохия, Эфес, Фивы, Коринф и др.) оставались ремесленно-торговыми и культурными центрами, в которых начали строить монастыри. Здесь сосредоточивались античные произведения искусства, в библиотеках монастырей и церквей хранились древние рукописи. Византийские города долгое время придерживались остаточных форм самоуправления, характерных для эллинистических полисов. Их обитатели разговаривали на греческом языке, обогащали традиции античного театра и литературы, проводили спортивные состязания.
В IV–VII вв. уже вполне проявилось своеобразие культуры Византии с ее отчетливо выраженным философски-созерцательным отношением к христианским канонам. Оформилась культура Византии (как и средневековая западно - европейская) как христианская: в важнейших областях культуры все наиболее существенные представления о мире, а зачастую всякая значит, мысль облекались в образы христианской мифологии, в традиционную фразеологию, почерпнутую из Священного писания и сочинений отцов церкви. Исходя из христианского вероучения, рассматривавшего земное существование человека как краткий эпизод на пороге вечной жизни, византийское общество определяло этические ценности: пренебрежение земными благами, оценка труда главным образом как средства дисциплины и самоуничижения, а не как процесса созидания и творчества (поскольку земные блага скоротечны и ничтожны).
Смирение и благочестие, ощущение собственной греховности и аскетизм рассматривались византийцами как высшие христианские ценности, они же во многом определяли и художественный идеал. Традиционализм, вообще свойственный христианскому мировоззрению, оказался особенно сильным в Византии. Источником знаний провозглашалась традиция, а не опыт, ибо традиция, согласно византийским представлениям, восходила к сущности, в то время, как опыт знакомил лишь с поверхностными явлениями земного мира.
Эксперимент
и научное наблюдение были крайне редкими
в Византии, критерий достоверности был
неразвит, и многие легендарные известия
воспринимались как подлинные. Новое,
неподкреплённое книжным авторитетом,
рассматривалось как бунтарское. Для византийской
культуры характерны тяга к систематизации
при отсутствии интереса к аналитическому
рассмотрению явлений. Это свойственно
христианскому мировоззрению вообще,
а в Византии усугублялось влиянием греческой
классической философии (особенно Аристотеля)
с её тенденцией к классификации, и стремление
к вскрытию "истинного" (мистического)
смысла явлений, возникшее на основе христианского
противопоставления божественного (скрытого)
земному, доступному непосредственному
восприятию. Византийцы, исходя из христианского
мировоззрения, признавали наличие божественной
(в их представлении объективной) истины.
Они чётко разделяли явления на благие
и дурные, отчего всё существующее на земле,
получало у них этическую оценку. Из обладания
(иллюзорного) истиной вытекала нетерпимость
ко всякому инакомыслию, которое трактовалось
как уклонение от благого пути, как ересь.
Византийская культура,
оказывавшая воздействие на многие соседние
страны, сама подвергалась культурному
влиянию со стороны как племен и народов,
населявших ее, так и сопредельных ей государств.
В течение своего тысячелетнего существования
Византия сталкивалась с мощными внешними
культурными влияниями, исходившими из
стран, находившихся на близкой ей стадии
развития, - из Ирана, Египта, Сирии, Закавказья,
а позднее латинского Запада и Древней
Руси.
Процесс развития Византии был не прямолинейным. В нем были эпохи подъема и упадка, периоды торжества прогрессивных идей и мрачные годы господства реакционных сил. Но ростки нового, живого, передового прорастали рано или поздно во всех сферах жизни, во все времена. Неиссякаемым источником культуры было народное творчество. Под покровом традиций и стереотипов жило, действовало и пробивало себе дорогу новое, творческое начало.
Таким образом, особенности византийской культуры состоят в следующем: