Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 21:39, лекция
Как уже говорилось, в эпоху архаики радикальные преобразования произошли буквально во всех сферах жизни греческого общества. Их совокупность в науке получила название «архаической революции». Она «привела к расколу между теми народами, которые традиционно шли по единому пути, определенному восточными цивилизациями и восточным типом государственности, и народом Греции, который избрал античный путь эволюции».
Тема Вторая. Культура античного мира.
Часть 1. Культура Древней Греции.
Лекция 5. Культура архаической Греции.
Вопросы лекции:
1. Своеобразия греческой культуры.
2. Древнегреческая поэзия.
3. Философия, архитектура и искусство эпохи архаики.
I. Своеобразие греческой культуры
Изменения в духовной сфере
Как уже говорилось, в эпоху архаики радикальные преобразования произошли буквально во всех сферах жизни греческого общества. Их совокупность в науке получила название «архаической революции». Она «привела к расколу между теми народами, которые традиционно шли по единому пути, определенному восточными цивилизациями и восточным типом государственности, и народом Греции, который избрал античный путь эволюции».
Особенно разительными были изменения в духовной сфере. Они привели к возникновению принципиально новой культуры. Практически одновременно с формированием полисного общества возникают наука и философия, театр, художественная литература, происходят изменения в изобразительном искусстве и архитектуре. Все это способствовало формированию новой системы ценностей, выражавшей духовный мир гражданина античного общества.
Среди предпосылок радикальных изменений в духовной сфере выделяют:
1. Разрушение микенского мира с его жестко регламентированной системой социально-культурных связей. При этом многие культурные достижения, созданные древними греками за тысячелетнюю историю цивилизации бронзового века, не исчезли бесследно. Они стали основой для развития культуры античной Греции.
2. Расположение Эллады в непосредственной близости к центрам древневосточных цивилизаций. Это позволило заимствовать многие достижения духовной культуры Востока.
3. Создание социально-экономических условий для активной творческой деятельности каждого человека. Этому способствовало быстрее накопление общественного богатства в результате перехода от эпохи бронзы к железному веку.
4. «Полисная революция». Ее считают главным событием этого исторического периода. Из небольшого поселения полис превратился в самодостаточный политический и экономический центр. Сформировалось понятие гражданина как свободной личности, располагающего совокупностью неотъемлемых политических прав. Гарантией личной свободы было право частной собственности на средства производства, прежде всего - на землю с возможностью продажи ее или передачи по наследству, право свободного распоряжения произведенными товарами, право непосредственно влиять на формирование внутренней и внешней политики государства.
Невиданная до сих пор в истории человечества свобода обеспечивала каждому человеку условия для многогранного творческого проявления личности. Лучше всего известно, как были освобождены от обременительного регулирования жизни извне граждане афинского общества. По словам Фукидида, в Афинах «люди наслаждаются свободой и каждому дана возможность устроить свою жизнь независимо».
Сложился типологически однородный полисный мира на огромных просторах Средиземноморья. Это давало возможность жителям любого полиса, оказавшимся в другом конце греческого мира, оставаться активными участниками культурного процесса.
По словам Платона, самые благоприятные условия для коренного общественного переустройства и разрыва с традиционными формами уклада жизни и мышления сложились в колониях. Не случайно философия возникла в Ионии, а Великая Греция и Сицилия сыграли значительную роль в развитии науки и культуры. Кроме того, именно в колониях были особенно интенсивные культурные контакты с носителями других культур.
Особенности древнегреческой культуры
Среди особенностей древнегреческой культуры выделим три:
1. Агонизм – состязательность, соревнование, соперничество. Этот принцип пронизывает все сферы жизни древних греков. Соревновательное начало предопределило своеобразие как духовной и материальной культуры, так и всей древнегреческой цивилизации. Им были пронизаны все аспекты жизни и поведения греков.
Агонизм зарождается в среде знати как демонстрация специфически аристократического, «лучшего», образа жизни. При отсутствии в греческом мире возможности утверждать свое положение через накопленные богатства или близость к персоне царя в небогатом греческом обществе главную ценность приобретает время.
Знать тратит его на спортивные и военные упражнения и состязания, в то время как рядовой общинник отдает все свое время созидательному труду. Итогом демонстративного потребления времени становится первенствование, утверждение своего превосходства в силе, ловкости, военном мастерстве.
Признанием победы в этих состязаниях становится оливковая или лавровая ветвь - приз, не имеющий никакой материальной ценности, но подчеркивающий принципиальное отличие образа жизни аристократа от бытия простого общинника. Эта ветвь давала славу, почет, уважение и подчеркивала высокий социальный статус участника состязания.
Уже у Гомера в центре внимания состязающихся не выгода, а доблесть и слава. Они должны быть по достоинству оценены окружающими, и прежде всего равными соревнующимся по общественному положению. Так в греческой культуре закладывается ориентация гражданина античного общества на одобрение или порицание, на стремление соответствовать системе ценностей полисного коллектива в условиях состязательного (агонального) образа жизни.
При этом в системе ценностей одно из главенствующих мест занимает стремление «к доброй славе». Связанные с ней духовные ценности ставятся выше богатства. Эта положительная оценка славы и агонального духа останется доминирующей тенденцией в духовной жизни греков до конца античной эпохи. Она явилась важнейшим фактором того культурного расцвета, который пережило греческое общество.
Дух состязательности проник во все области греческой жизни: политику, военное дело, экономику, культуру. Наибольшее распространение агон получил в спортивных соревнованиях. Закономерным итогом этого стала организация Олимпийских игр. Они заняли одно из центральных мест в культуре эллинов. Историк эпохи эллинизма Тимей даже предложил вести счет лет в истории Греции по Олимпиадам.
Первые Игры состоялись в 776 г. до н. э. Впоследствии они проводились раз в четыре года в местечке Олимпия (в пелопонесской Элиде), где находилось святилище Зевса. Участвовать в Играх и быть зрителями могли только полноправные граждане полисов, не запятнанные пролитием крови. На время Игр (они проходили в течение пяти дней) устанавливался священный мир, охранявший участников и гостей соревнований.
В программу состязаний входило пятнадцать видов спорта. Главными из них считались: атлетическое пятиборье (борьба, бег, метание диска и копья, прыжки), кулачный бой, бег на длинные дистанции, гоплитодром (бег в полном вооружении), панкратион (соединение кулачного боя и борьбы, где разрешались все виды ударов и болевые приемы), а также скачки и состязание колесниц.
Наградой олимпионику (победителю Олимпиады) был лавровый венок. Он рассматривался не только как приз за победу над другими из лучших атлетов, но и символизировал, что победитель стал любимцем богов. Олимпионик получал всемирную славу, почет и уважение. В родном полисе его осыпали почестями, поэты прославляли его в гимнах, в Олимпии и на родине ему воздвигали памятники.
Согласно Павсанию, в Олимпии было две статуи Агона – божества, олицетворявшего состязательность. Первая, в Герайоне, представляла собой символическую пару с богом войны Аресом; вторая, в Алтисе (рядом со статуями Зевса, Диониса и Орфея), была создана Дионисием из Аргоса ок. 460 г. до н. э.
Вслед за Олимпийскими играми общегреческие состязания стали проводиться также и в других местах Эллады: Пифийские игры - в Дельфах (с 586 года), Истмийские - в Коринфе (с 582 года), Немейские - в Немейской долине в Арголиде (с 573 года), Делосские, проводимые раз в пять лет рядом с храмом Аполлона и другие.
Агон формировал весь мир мыслей, чувств и мотиваций поступков греков. Именно дух состязательности определял основополагающие духовные ценности греческой культуры: отношение к богатству, понимание счастья, стремление к славе, представление о бессмертии и т. д.
2. Калокагатия от др.-греч. καλὸς καὶ ἀγαθός («прекрасный и хороший» или «красивый и добрый») как идеал человека. Подразумевает гармоническое сочетание физических (внешних) и нравственных (душевных, внутренних) достоинств, совершенство человеческой личности.
3. Приверженность «звучащему слову». После гибели микенского общества слоговая письменность ахейцев была забыта. На рубеже IX-VIII вв. до н. э. в Греции было создано алфавитное письмо, состоявшее из 24 букв. По одному из преданий, письменность в Грецию принес брат Европы Кадм, переселившийся из Финикии в Беотию. Хотя знаки заимствовались из финикийского алфавита, но передавались уже не только согласные, но и гласные звуки. Простая и удобная письменность получила широкое распространение. Это привело к практически поголовной грамотности греческого общества.
Гражданин греческого полиса активно участвовал в народном собрании, суде, многочисленных выборных органах. Он должен был уметь выступать при обсуждении законов или на судебном заседании, готовить проекты законов и постановлений, которые затем высекались на камне, и т. д. Знания нужны были и в хозяйственной жизни: например, при покупке товаров у себя на агоре или на заморских рынках. При этом в античной культуре звучащее слово всегда преобладало над письменным текстом.
Греческая культура развивалась в гражданских коллективах, насчитывавших 2000-3000 человек. Поэтому многие важнейшие ее компоненты были ориентированы на слуховое восприятие и устную передачу информации. Основное развитие получают в ней те области духовной и художественной культуры, которые через словесное выражение обращены к массовой аудитории. Хотя благодаря всеобщей грамотности рукописные тексты были широко распространены, но процесс чтения про себя грекам был незнаком. Греки предпочитали наслаждаться красотой звучащего слова.
Религия и мифология
В архаическую эпоху произошло окончательное оформление неразрывно связанных между собой греческой религии и мифологии.
Миф (др.-греч. μῦθος) - сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях. В греческом мире они стали художественно-образной формой осмысления человеком окружающего мира, прошлого и настоящего.
Трудно установить в точности, когда появились первые греческие мифы, являются ли они наследием критской или микенской культуры. Долгое время мифы передавались из поколения в поколение певцами-аэдами и не были зафиксированы письменно. Уже творчество Гомера, жившего около IX-VIII веков до нашей эры, содержит развернутую мифологическую картину отношений богов и людей.
Современная наука полагает, что великий эпос не может появиться неожиданно и случайно. Поэтому поэмы Гомера рассматриваются как завершение длительного развития догомеровских, давно исчезнувших героических сказаний. Вполне вероятно, что он использовал творчество еще более древних певцов. Самый ранний из них, известный нам по имени, Орфей, по ряду свидетельств, жил приблизительно во второй половине II тысячелетия до нашей эры. К этому времени относятся мифы о путешествии аргонавтов за золотым руном, среди которых находился и Орфей. Этой же эпохе относятся мифы о титане Прометее, о мастере Дедале и его сыне Икаре, о подвигах Геракла, Тесея, Персея и других героев.
Греческая мифология носит четко выраженное морально-этическое звучание, которое отличает ее от древневосточной. В ней содержится неистощимый запас примеров, как стоит и не стоит поступать в жизни. Греческая мифология содержала целостную картину происхождения мира, богов и человечества.
Согласно «Теогонии» Гесиода изначальную троицу божеств составляли вечный, безграничный, темный Хаос, Гея – Земля и «прекраснейший Эрос» - Любовь. В интерпретации Аристотеля («Метафизика»): Хаос - пространство, Гея - праматерия, Эрос - движущая сила. Безграничный Хаос породил Вечный Мрак - Эреб и темную Ночь - Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет - Эфир и радостный светлый День - Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день. Далеко под Землей родился мрачный Тартар - бездна, полная вечной тьмы.
Могучая, благодатная Земля породила также беспредельное голубое Небо - Урана, вечно шумящее Море, высокие Горы, не имевшие отца. Уран воцарился в мире. Он взял себе в жены Землю, которая родила ему шесть сыновей и шестерых дочерей. Среди них титаны Океан, Кей (Кой) - отец Лето и дед близнецов Аполлона и Артемиды, Криос (Крий). Гиперион, Иапет (Япет), Кронос (Крон) и титаниды Тейя, Тефида (Тефия), Рея, Фемида, Мнемозина, Феба.
Океан, властвовавший над безбрежной рекой, обтекающей всю землю, и Тефида породили три тысячи сыновей - речных потоков и три тысячи дочерей, морских богинь - океанид. Гипперион и Тейя дали миру Гелиоса - Солнце, Селену - Луну и Эос - Зарю. От Эос и Астрея, сына Криоса, произошли все звезды и все ветры: северный Борей, восточный Эвр, южный Нот и западный Зефир.
Кроме титанов, породила могучая Земля гигантов: циклопов с одним глазом во лбу и гекатонхейров – сторуких и пятидесятиголовых великанов. Уран заключил гигантов в недра Геи и не позволил им выходить на свет. Землю давило это бремя. Вызвала она детей своих, титанов, и убеждала их восстать против отца Урана. Но они боялись поднять руки на отца. Только младший из них, Крон, низверг Урана и отнял у него власть.