Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 03:41, контрольная работа
Речевая культура – это искусство речевого общения с соблюдением определенных требований и условностей, предписываемых современными нормами языкового общения. Под речевой культурой подразумевается искусство владения всем арсеналом речевых средств, используемых в процессе общения. Речевая культура накладывает и определенные ограничения на наши речевые возможности, обязывая в соответствующих условиях неукоснительно их соблюдать.
Введение………………………………………………………………………3
1. Культура деловой речи – общая характеристика официально-делового стиля………………………………………………………………………..5
2. Деловой стиль письменной речи…………………………………………9
2.1. Служебная переписка………………………………………………9
2.2. Деловые бумаги……………………………………………………14
3. Устные жанры официально-делового общения………………………..17
3.1. Деловая беседа……………………………………………………..17
3.2. Деловое совещание………………………………………………..18
3.3. Деловой телефонный разговор……………………………….......19
Заключение…………………………………………………………………...22
Литература……………………………………………………………………24
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Речевая культура – это искусство речевого общения с соблюдением определенных требований и условностей, предписываемых современными нормами языкового общения. Под речевой культурой подразумевается искусство владения всем арсеналом речевых средств, используемых в процессе общения. Речевая культура накладывает и определенные ограничения на наши речевые возможности, обязывая в соответствующих условиях неукоснительно их соблюдать. Успех деловых контактов, деловых переговоров во многом зависит от того, насколько вы владеете своим языком, умеете разговаривать, подчиняя свою речь поставленной задаче. А заключается она в том, чтобы, во-первых, донести до своих партнеров с помощью средств речевого общения ваши деловые предложения, заинтересовывать своих собеседников, убедить в их реальности, во-вторых, правильно воспринять отношение ваших партнеров к высказанным предложениям и, в-третьих, в результате взаимных договоренностей выработать совместные решения. Деловое общение занимает значительное место в жизни многих людей. Ведь постоянно приходится обсуждать вопросы, связанные с организацией производства, с жизнью трудового коллектива, выполнением должностных и служебных обязанностей, с предпринимательской деятельностью, заключением различно города сделок, договоров, принятием решений, оформлением документов и т. д. Умелое деловое общение во многом определяет успех деятельности. Практически, все дела начинаются, осуществляются и завершаются при помощи речевых взаимодействий между людьми. В жизни любой организации или предприятия эти виды делового общения занимают важное место. Обмен информацией, выдвижение и разработка рабочих идей, контроль и координация деятельности сотрудников, подведение итогов и оценка достигнутого - некоторые стороны деятельности организации, которые связаны с проведением совещаний и деловых бесед разного рода. Вместе с тем, деловые беседы, деловые совещания можно рассматривать как самостоятельные виды деловой коммуникации. Они отличаются друг от друга не только целями, ради которых проводятся, формой контакта, но и числом участников, что предопределяет социально-психологические особенности их организации и проведения.
Официально-деловой стиль – это стиль, который обслуживает правовую и административно-общественную сферы деятельности. Он используется при написании документов, деловых бумаг и писем в государственных учреждениях, суде, а также в разных видах делового устного общения.[3]
Среди книжных стилей официально-деловой стиль выделяется относительной устойчивостью и замкнутостью. С течением времени он, естественно, подвергается некоторым изменениям, но многие его черты: исторически сложившиеся жанры, специфическая лексика, морфология, синтаксические обороты – придают ему в целом консервативный характер.
Для официально-делового стиля характерны сухость, отсутствие эмоционально окрашенных слов, сжатость, компактность изложения.
В официальных бумагах набор используемых языковых средств заранее задан. Самая яркая черта официально-делового стиля – это языковые штампы, или так называемые клише. От документа не ждут, чтобы в нем проявилась индивидуальность его автора, наоборот, чем более клиширован документ, тем удобнее им пользоваться.
Официально-деловой стиль – это стиль документов разных жанров: международных договоров, государственных актов, юридических законов, постановлений, уставов, инструкций, служебной переписки, деловых бумаг и т.д. Но, несмотря на различия в содержании и разнообразие жанров, официально-деловой стиль в целом характеризуется общими и самыми важными чертами. К ним относятся:
1) точность, исключающая возможность инотолкований;
2) языковой стандарт.
Эти черты находят свое выражение а) в отборе языковых средств (лексических, морфологических и синтаксических); б) в оформлении деловых документов.[4]
Лексические признаки официально-делового стиля речи.
Лексическая (словарная) система официально-делового стиля, кроме общекнижных и нейтральных слов, включает:
1) языковые штампы (канцеляризмы, клише): ставить вопрос, на основании решения, входящие-исходящие документы, контроль за исполнением возложить, по истечении срока.
2) профессиональную терминологию: недоимка, алиби, черный нал, теневой бизнес;
3) архаизмы: оным удостоверяю, сей документ.
В официально-деловом стиле недопустимо употребление многозначных слов, а также слов в переносных значениях, а синонимы употребляются крайне редко и, как правило, принадлежат одному стилю: снабжение = поставка = обеспечение, платежеспособность = кредитоспособность, износ = амортизация, ассигнование = субсидирование и др.
Официально-деловая речь отражает не индивидуальный, а социальный опыт, вследствие чего ее лексика предельно обобщена. В официальном документе предпочтение отдается родовым понятиям, например: прибыть (вместо приехать, прилететь, прийти и т.д.), транспортное средство (вместо автобус, самолет, "Жигули" и т. д.), населенный пункт (вместо деревня, город, село и т.д.) и др.
Морфологические признаки официально-делового стиля речи.
К морфологическим признакам данного стиля относится многократное (частотное) использование определенных частей речи (и их типов). В их числе следующие:
1) существительные – названия людей по признаку, обусловленному действием (налогоплательщик, арендатор, свидетель);
2) существительные, обозначающие должности и звания в форме мужского рода (сержант Петрова, инспектор Иванова);
3) отглагольные существительные с частицей не- (лишение, несоблюдение, непризнание);
4) производные предлоги (в связи, за счет, в силу, по мере, в отношении, на основании);
5) инфинитивные конструкции: (провести осмотр, оказать помощь);
6) глаголы настоящего времени в значении обычно производимого действия (за неуплату взимается штраф…).
7) сложные слова, образованные от двух и более основ (квартиросъемщик, работодатель, материально-технический, ремонтно-эксплуатационный, вышеуказанный, нижепоименованный и т.п.).[2]
Использование указанных форм объясняется стремлением делового языка к точности передачи смысла и однозначности толкования.
Синтаксические признаки официально-делового стиля речи.
К синтаксическим признакам официально-делового стиля относятся:
1) употребление простых предложений с однородными членами, причем ряды этих однородных членов могут быть весьма распространенными (до 8–10), например: … штрафы в качестве меры административного взыскания могут устанавливаться в соответствии с законодательством России за нарушение правил техники безопасности и охраны труда в промышленности, строительстве, на транспорте и в сельском хозяйстве;
2) наличие пассивных конструкций (платежи вносятся в указанное время);
3) нанизывание родительного падежа, т.е. употребление цепочки имен существительных в родительном падеже: (результаты деятельности органов налоговой полиции…);
4) преобладание сложных
предложений, в особенности
2. Деловой стиль письменной речи.
2.1. Служебная переписка
С древнейших времен человек
ведет переписку. Глиняные таблички, берестяные
грамоты, письма на пергаменте. Неважно
на чем, но человек старался высказать свои мысли
посредством письма.
Наверняка уже тогда существовали служебные
письма, с помощью которых человек осуществлял
обмен информацией, делал предложения
и вел переговорное общение. Приступая
к составлению официального письма, мы
никогда не задумываемся о том, что эта
практика восходит еще к седой древности.
Языковые формулы, виды, разновидности
официальной корреспонденции, формуляры,
способы оформления и работы с ней создавались
и шлифовались веками. Многие виды писем
имеют тысячелетнюю историю. Служебная
переписка – неотъемлемое средство связи
и в наши дни. Связи предприятия с внешними
организациями, так как именно письма
соединяют организацию-автора с другими
учреждениями.
Служебное письмо – это обобщенное название
различных по содержанию документов, оформленных
в соответствии с ГОСТом, пересылаемых
по почте, по факсу или другим способом.
[5] Способы оформления официальных, деловых
и личных писем, выработанные в течение
длительной практики, являются общепринятыми
в практической работе. Их следует считать
обязательными.
Нарушение правил ведения служебной переписки
может привести к отрицательным последствиям
во взаимоотношениях сторон.
В письме обязательны общепринятое вступительное
обращение и заключительная формула вежливости.
В противном случае тональность письма
сразу изменяется, что недопустимо в служебной
переписке. Письмо делится на следующие
части: заголовок, дата, наименование учреждения,
имя и адрес получателя письма, вступительное
обращение, основной текст, заключительная
фраза вежливости, подпись, указания на
приложения. Заголовок печатается обычно
на специальном бланке типографским способом
и содержит наименование, адрес и средства
связи организации, отправляющей письмо.
Дата письма ставится в правом углу под
заголовком. Не допускается написания
даты в сокращенном виде, например, 13.10.2010
или 13.Х.10. Для ведения служебной переписки
необходимо уяснить для себя следующие
моменты: вид письма (сопроводительное,
письмо-заказ, выставление счета, ответ
на запрос партнера, извинение и т.д.);
предполагается ли ответ (существуют ситуации,
в которых ответ может не предполагаться,
например, в прямой рекламной рассылке);
будет ли содержание письма однозначно
понятно вашему адресату, не оставит ли
оно каких-либо неясностей касательно
вопроса переписки;
уверены ли вы, что письмо придет в срок
(если нет, воспользуйтесь телексом или
телефаксом).
Служебные письма
- письма, требующие письма-ответа (письмо-вопрос;
письмо-просьба; письмо-обращение; письмо-предложение
и др.). Письма-ответы должны всегда содержать
индекс того письма, которое явилось причиной
для переписки.
- письма, не требующие письма-ответа (письмо-предупреждение;
письмо- напоминание; письмо-приглашение
и др.). По структурным признакам
служебные письма делятся на регламентированные
(стандартные) и нерегламентированные.
Регламентированное письмо решает типичные
вопросы регулярных экономико-правовых
ситуаций и реализуется в виде стандартных
синтаксических конструкций. Нерегламентированное
письмо представляет собой авторский
текст, реализующийся в виде формально-
логического повествования или этикетного
текста. По признаку адресата
письма делятся на обычные и циркулярные.
Циркулярное письмо направляется из одного
источника в несколько адресов. По композиционным
особенностям деловые письма делятся
на одноаспектные и многоаспектные. Одноаспектное
письмо рассматривает одну проблему, вопрос,
а многоаспектное - несколько. Многоаспектным
считается письмо, содержащее однотипные
и разнотипные аспекты - просьбы, сообщения,
предложения. Разновидности служебных
писем по содержанию:
1.
Информационное письмо – деловое
письмо, в котором адресату сообщаются
сведения официального характера.
Информационные письма могут содержать
приложения. Объем информационного письма
колеблется от одного абзаца до нескольких
страниц. Такие письма подписываются руководителем
организации.
2. Письмо-сообщение
– деловое письмо, которым автор информирует
адресата о каких-либо событиях, фактах,
представляющих взаимный интерес.
Письмо-сообщение может быть инициативным
или являться ответом на письмо-просьбу
или письмо-запрос. Как правило, письма-сообщения
– письма небольшого объема, нередко состоящие
из одного–двух предложений.
3. Письмо-извещение
– деловое письмо, информирующее о публичных
мероприятиях (конкурсах, совещаниях,
семинарах, выставках, конференциях и
т.п.). Письма-извещения рассылаются широкому
кругу организаций, учреждений, предприятий
с целью их привлечения или приглашения
к участию в проводимых мероприятиях.
В зависимости от конкретной ситуации
письма-извещения могут только сообщать
о проводимом мероприятии, времени и месте
проведения, а также одновременно приглашать
к участию, сообщать об условиях участия
в мероприятии и содержать другую вспомогательную
информацию.
4. Сопроводительное
письмо – деловое письмо, используемое
для отправки документов (проектов нормативных
правовых актов, договоров, каталогов,
протоколов, актов и др.), не имеющих адресной
части. Текст сопроводительного письма
может содержать просьбы, пояснения, связанные
с теми материалами, которые составляют
приложение к сопроводительному письму.
В этом случае сначала говорится о направлении
документов, затем излагаются просьбы,
предложения и пояснения.
5. Гарантийное
письмо – деловое письмо, содержащее
обязательство или подтверждение. Гарантийные
письма адресуются организациям и лицам.
Гарантироваться могут оплата работы,
продукции, услуг, аренды, качество и сроки
выполнения работы или сроки поставки,
возврат кредита, предоставление жилплощади
и др.
6. Письмо-предложение
– деловое письмо, направляемое потенциальному
партнеру с предложением товаров, услуг,
сотрудничества и т.п. Предложение может
быть направлено по инициативе организации-автора
(продавца) или в ответ на письмо-запрос.
Если письмо-предложение направляется
адресату впервые, оно содержит не только
собственно предложение, но и информацию
об организации-авторе. Письмо-предложение
может быть направлено одному корреспонденту
или сразу нескольким. Предложение партнеру
может содержать конкретную детальную
информацию или общую информацию, являющуюся
фактически предложением к началу переговоров.
7. Письмо-просьба
– деловое письмо, цель которого является
получение информации, услуг, товаров,
инициирование определенных действий,
необходимых организации-автору. Огромное
количество управленческих ситуаций дают
повод для составления писем-просьб.
8. Письмо-заявка
– деловое письмо, составляемое в случаях,
если организация желает принять участие
в мероприятиях или получить услуги, предоставляемые
другой организацией. В деятельности,
связанной с получением товаров и услуг,
такое письмо может использоваться и как
первичный документ, на основании которого
предварительно рассматривается вопрос,
оформляется заказ или составляется договор.
9. Письмо-подтверждение
– деловое письмо, в котором адресат подтверждает
получение сведений, документов или других
материалов, ранее достигнутые договоренности,
намерения и т.п. Если подтверждается предварительная
договоренность, в тексте письма следует
коротко изложить ее суть, если подтверждается
получение документов – необходимо назвать
их. В отдельных случаях в письме-подтверждении
кратко излагается суть полученных документов.
10. Письмо-напоминание
– деловое письмо, используемое в случаях,
когда организация-корреспондент не осуществляет
действия, вытекающие из ее функциональных
обязанностей или принятых договоренностей.
11. Письмо-требование
– деловое письмо, цель которого – заставить
адресата выполнить взятые на себя обязательства
в условиях, когда имеются серьезные нарушения
ранее принятых договоренностей.
12. Претензионное
(рекламационное) письмо – деловое
письмо, содержащее заявление об обнаружении
несоответствия товара или услуг требованиям,
заявленным в договоре. Цель претензии
(рекламации) – возместить убытки, полученные
в результате нарушения условий договора.
13. Письмо-запрос
– деловое письмо, направляемое с целью
получения каких-либо официальных сведений
или документов.
Текст письма-запроса содержит обоснование
необходимости предоставления сведений
или материалов и собственно изложение
запроса (просьбы). В обосновании могут
содержаться ссылки на законодательные
и иные нормативные акты, организационно-правовые
документы, так как организация не имеет
права запрашивать сведения, не обусловленные
ее функциональной деятельностью.
14. Письмо-ответ
– деловое письмо, составляемое как ответ
на письмо-просьбу, письмо-запрос или предложение.
Ответ может быть положительным или отрицательным
(письмо-отказ).[3] Служебное письмо должно
быть безукоризненным во всех отношениях:
даже мелкое несоблюдение правил может
сделать его дефектным с юридической точки
зрения. В ряде случаев существенное значение
имеют такие факторы в работе с документами,
как статус отправителя и получателя,
срочность подготовки и исполнения, категория
доступа к информации, отнесение к определенным
почтовым категориям и разрядам. Важным
моментом при организации работы по подготовке
и оформлению писем является наличие официально
утвержденной формы письма или требований
к его составу и содержанию.