Культура древних цивилизаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 09:45, контрольная работа

Краткое описание

Типы цивилизаций древности.
Основные достижения культуры Древнего Египта.
Культурное наследие Древнего Китая.
Особенности древней культуры Индии и Японии.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

                       Культура древних цивилизаций 
 
                               1. Типы цивилизаций древности 
 
        Тип цивилизации — методологическое понятие, используемое для наиболее крупного членения культурно-исторического развития человечества, позволяющего обозначить специфические особенности, характерные для многих обществ. В основу типологизации положены четыре основных критерия:  
1) общие фундаментальные черты духовной жизни;  
2) общность и взаимозависимость историке-политической судьбы и экономического развития;  
3) взаимопереплетение культур;  
4) наличие общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития.  
 
          На основе этих критериев вычленяются четыре основных типа цивилизации:  
1) природные сообщества (непрогрессивные формы существования);  
2) восточный тип цивилизации;  
3) западный тип цивилизации;  
4) современный тип цивилизации.  
 
          Природные сообщества. Это тип непрогрессивной формы существования, к которому относится исторические сообщества, живущие в рамках природного годового цикла, в единстве и гармонии с природой. Народы, относящиеся к данному типу цивилизации, существуют вне исторического времени. В общественном сознании этих народов отсутствует понятие прошлого и будущего. Для них существует лишь время текущее и время мифическое, в котором живут боги и души умерших предков. Эти народы адаптировались к окружающей среде до такой степени, которая необходима для поддержания и воспроизводства жизни. Цель и смысл своего существования они видят в сохранении хрупкого равновесия между человеком и природой, в сохранении сложившихся обычаев, традиций, приемов труда, не нарушающих их единства с природой.  
 
           Вся жизнь сообщества подчинена природному циклу. Оно ведет кочевой или полукочевой образ жизни. Духовная культура, верования связаны с обожествлением сил природы, Воды, Земли, Огня, Солнца и т. д. Функции связи между обожествленными силами природы и сообществами выполняют предводители общин — родов, племен, а также жрецы (шаманы, колдуны). Средством интеллектуального и эмоционального освоения мира выступает мифология. Восприятие мифа осуществляется через образ — целостную наглядную структуру.  
 
       Для этих сообществ характерен крайний традиционализм. Изменения происходят по замкнутому кругу, нет восходящего развития. Неизменность однажды установленных порядков поддерживается системой запретов — табу. Самое страшно табу — запрет на всякие изменения. В социальной организации господствует коллективизм: община, род, клан, племя. Властные отношения осуществляются на основе авторитета. Власть опирается либо на традицию (выборные предводители), либо на генеалогическое родство (наследование)  
 
         Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) — исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к 3-му тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Вавилоне, Древнем Египте. Характерными чертами восточной цивилизации являются:  
1. Традиционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур.  
2. Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности.  
3. В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков, независящими от него силами природы, социума, богов и т. д.  
4. Нравственно волевая установка не на познание и преобразование мира, а созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни.  
5. Личностное начало не развито. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма.  
6. Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом.  
7. Экономической основой жизни в восточных цивилизациях является корпоративная и государственная форма собственности, а основным методом управления выступает принуждение.  
 
          Западный тип цивилизации (западная цивилизация) — систематическая характеристика особого типа цивилизационного развития, включающая в себя определенные этапы историко-культурного развития Европы и Северной Америки. Основными ценностями западного типа цивилизации, по М. Веберу, являются следующие:  
1) динамизм, ориентация на новизну;  
2) утверждение достоинства и уважения к человеческой личности;  
3) индивидуализм, установка на автономию личности;  
4) рациональность;  
5) идеалы свободы, равенства, терпимости;  
6) уважение к частной собственности;  
7) предпочтение демократии всем другим формам государственного управления. Западная цивилизация на определенном этапе развития приобретает характер техногенной цивилизации.  
 
        Техногенная цивилизация — исторический этап в развитии западной цивилизации, особый тип цивилизационного развития, сформировавшийся в Европе в XV—XVII вв. и распространившийся по всему земному шару, вплоть до конца XX столетия.  
 
      Главную роль в культуре данного типа цивилизации занимает научная рациональность, подчеркивается особая ценность разума и основанный на нем прогресс науки и техники.  
 
        Характерные черты:  
1) быстрое изменение техники и технологии благодаря систематическому применению в производстве научных знаний;  
2) как результатом слияния науки и производства произошла и научно-техническая революция, существенным образом измениршие взаимоотношения человека и природы, место человека в системе производства;  
3) ускоряющееся обновление той искусственно созданной человеком предметной среды, в которой непосредственно протекает его жизнедеятельность. Это сопровождается возрастающей динамикой социальных связей, их относительно быстрой трансформацией. Иногда на протяжении одного-двух поколений происходит изменение образа жизни и формирование нового типа личности. На базе техногенной цивилизации сформировалось два типа общества— индустриальное общество и постиндустриальное общество.  
 
        Для обозначения исторических особенностей того или иного типа цивилизации используется разделение всех типов цивилизаций на два основных типа: первичные цивилизации и вторичные цивилизации. Первичными цивилизациями называют древние цивилизации, выросшие непосредственно из первобытности и не опиравшиеся на предшествующую цивилизационную традицию. Вторичные возникли относительно позже и осваивали культурно-исторический опыт древних обществ.  
 
           Современное состояние цивилизационного развития привело к формированию глобальной цивилизации.  
           Глобальная цивилизация — современный этап цивилизационного развития, характеризующийся возрастающей целостностью мирового сообщества, становлением единой общепланетарной цивилизации. Глобализация связана прежде всего с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-экономических, политических, культурных и иных связей и отношений.  
 
         Возрастающая интенсивность глобальных взаимосвязей способствует распространению по всей планете тех форм социальной, экономической и культурной жизни, знаний и ценностей, которые воспринимаются как оптимальные и наиболее эффективные для удовлетворения личных и общественных потребностей. Иными словами, происходит все возрастающаяунификация социокультурной жизни различных стран и регионов земного шара. Основой этои унификации является создание общепланетарной системы общественного разделения труда, политических институтов, информации, связи, транспорта и т. д. Конкретным инструментом социокультурного взаимодействия является межцивилизационный диалог.  
 
          В культурологии зафиксированы некоторые наиболее общие принципы межцивилизационного диалога:  
1) усвоение прогрессивного опыта, как правило, происходит при сохранении межцивилизационных особенностей каждого сообщества, культуры и менталитета народа;  
2) каждое сообщество берет из опыта иных цивилизаций только те формы, которые оно в состоянии освоить в рамках своих культурных возможностей;  
3) элементы иной цивилизации, перенесенные на другую почву, приобретают новый облик, новое качество;  
4) в результате диалога современная глобальная цивилизация приобретает не только форму целостной системы, но и внутренне многообразный, плюралистический характер. В этой цивилизации усиливающаяся однородность социальных, экономических и политических форм сочетается с культурным многообразием.  
 
          Исследователи также отмечают, что в этом диалоге на современном этапе преобладает западное влияние и, следовательно, основу диалога составляют ценности западной техногенной цивилизации. Однако в последние десятилетия все более заметным становится возрастание значения результатов социально-экономического и культурного развития восточных и традиционных обществ.

 

 

 

2. Основные достижения  культуры Древнего Египта

Египет был заселен земледельцами, пришедшими из Передней Азии. На этой территории рано сформировалось централизованное государство, что связано с географическим положением в долине Нила. В истории Египта выделяется несколько периодов: додинастиче- ский период, Древнее Царство, Среднее Царство, Новое Царство, Позднее Царство, занимающие в целом время с IV тысячелетия до н.э. до 30-х годов до н.э., когда Египет был захвачен Римом.

В Египте необходимость строгого регулирования сельскохозяйственного производства уже на самом раннем этапе существования государства привела к тому, что общинная структура почти полностью растворилась в централизованно-государственной, храмовой форме ведения хозяйства. Рано и бесследно исчезла община со всеми ее традициями коллективного землепользования. Государство поглотило ее еще в период Древнего Царства. Рабочие отряды по мере необходимости без церемоний перемещались с места на место (по типу казарменного коммунизма). В Египте были слабо развиты товарное производство и рынок. В Египте центральной фигурой управления были жрецы-чиновники, отсюда проистекало противопоставление интересов храма центральной власти и сакрализация сословия жрецов. Географическая изоляция страны затрудняла и замедляла развитие по сравнению с Двуречьем. В то же время это привело к созданию во многом уникальной цивилизации.

Вклад Египта в мировую культуру огромен. Было создано несколько систем письменности; в математике - пользовались десятичной системой, было известно умножение и деление, знали число «п», хорошо вычисляли площади и объемы; в астрономии создавались звездные карты, знали лунно-солнечный календарь, знали цикл в 1460 лет Сириуса, знали о фазах Марса и Венеры, солнечных пятнах и протуберанцах; в медицине можно отметить хорошее знание анатомии, проводились сложные операции (трепанация черепа, операции на глазах, ампутации), широко использовалась фитотерапия, физические упражнения; в исторической науке создавались летописи; имелись своды знаний энциклопедического характера: словники; имелись географические карты, египтяне знали путь вокруг Африки.

Высокого уровня достигли искусство и архитектура, которые были связаны с культом и использовались как эффективное идеологическое средство. Главная идея - демонстрация могущества богов, фараонов. Для искусства характерна монументальность, бесстрастие, величие (храмы, пирамиды, дворцы, статуи). В искусстве позднего периода было больше реализма, психологичности.

Своеобразной была религия египтян. Для нее характерны такие черты: 1) стремление сочетать несочетаемое: зооморфные и антропоморфные черты; 2) элементы матриархата: обилие женских богов в высшем пантеоне; 3) сочетание политеизма и солярного монотеизма (реформы Эхнатона); 4) веротерпимость.

Особая роль отводилась почитанию царствующего фараона, считавшегося воплощением божества в человеческом облике, богочеловеком.

Культ очень сложен, особую роль играл заупокойный культ. Египтяне считали, что при определенных условиях можно достичь бессмертия, если обеспечить существование трех субстанций, из которых состоит человек. Жизнь в потустороннем мире описывается в египетской «Книге мертвых». Заупокойный культ требовал огромных материальных затрат и предполагал наличие многочисленного жречества.

Древнеегипетская литература представлена различными жанрами: сказками, дидактическими поучениями, биографиями вельмож, религиозными текстами. Вершинами литературы являются: «Рассказ Синухета», «Песнь арфиста», «Беседа разочарованного со своей душой».

Таким образом, основными чертами древнеегипетской культуры являются: 1) традиционализм; 2) дуализм (сочетание черт первобытности и высокой цивилизации); 3) ювенальность (египтяне стремились сохранить молодость, боролись со временем, им свойственно неприятие смерти); 4) стремление к рациональному познанию мира; 5) иерархичность культуры; 6) нравственно-нормативная догматиза- ция культуры (основныенравственные ценности: законность, порядок, гармония, примат добра, олицетворением которого была богиня Маат, над всеми достоинствами); 7) каноничность искусства; 8) унификация. Символом египетской культуры является сфинкс: получе- ловек-полулев, как пробуждение человека в звере.

Оригинальная, с обилием достижений, древнеегипетская культура вошла в сокровищницу мировой цивилизации.

3. Культурное наследие  Древнего Китая

Древний Китай развивался в стороне от основных центров цивилизации. Условия для возникновения цивилизации здесь были менее благоприятными, чем в субтропиках, государство сложилось позже, зато на более высоком уровне производительных сил. До второй половины I тысячелетия до н.э. Китай развивался в отрыве от других цивилизаций. Отличием Китая является и более поздний переход к орошаемому земледелию. Сначала использовались естественные осадки, в отличие от сегодняшнего, климат был теплее и влажнее, росло много лесов.

В истории древнего Китая можно выделить несколько периодов: разложение первобытного общества и возникновение первых государств относится ко II тысячелетию до н.э.; VIII - III века до н.э. - существование государства «Восточное Чжоу»; 221 - 207 годы до н.э. -

существование первого централизованного государства в Китае - империи Цинь; затем формируется раннее Средневековье: империя Хань.

На культуру Древнего Китая было оказано некоторое влияние извне, с севера Евразии. От индоевропейцев пришли пшеница, ячмень, породы домашнего скота (корова, овца, коза), лошади и колесницы, гончарный круг, хотя массового притока населения с северо- запада не было. О влиянии извне говорит наличие индоевропейских слов, обозначающих эти приобретения, которых не было в древнекитайском языке.

Китай - страна социально ориентированная. Каждый человек был кузнецом своего счастья в земной жизни. Социальная активность являлась основой стремления к улучшению жизни и личной доли каждого. С древности китайская жизнь насыщена массовыми народными движениями, социальной мобильностью.

Особенностью Китая были скромные позиции, которые занимала в жизни общества религия, преобладало рациональное осмысление жизни, на первый план выдвигались этические нормы: этика решительно превалировала над религией. В Китае существовал примат чиновника над жрецом, ритуально-религиозные функции были оттеснены на задний план в пользу усиления чиновничье-бюрократической администрации. В Китае сильное государство противостояло ослабленному частному собственнику. Важнейшее место заняла имперская идея, определившая будущее страны на два тысячелетия. В Китае раньше сложился и расцвел феодализм, чем в Европе. Китай - страна истории. Имеется обилие письменных источников. Тексты Древнего Китая сыграли огромную роль в последующей ориентации страны и народа, китайской цивилизации (например, идеи Конфуция).

В XIV - XI века до н.э. существовало государство Шан-Инь. В это время появились три важнейших достижения: а) употребление бронзы; б) возникновение городов; в) появление письменности.

В середине I тысячелетия до н.э., несмотря на политическую нестабильность, войны, наблюдается расцвет культуры Древнего Китая. Эпоха «Воюющих царств» (V - III века до н.э.) - классический период в истории духовной культуры Китая: неповторимая эпоха широкой и открытой борьбы идей, фактически не стесняемой никакой официальной идеологической догмой. Ни до, ни после на протяжении древности и средневековья общество Китая не знало такой напряженности интеллектуальной жизни, такой распространенности гуманитарных учений.

В эту эпоху «соперничества ста школ», как ее называют, складывались основные направления философской мысли Древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм, создавались авторские художественные произведения. Именно тогда, как результат длительного процесса преодоления архаических форм общественного сознания и трансформации мифологического мышления, в древнекитайском обществе сформировался новый социально-психологический тип личности, вырвавшийся из оков традиционного мировосприятия. Вместе с ней возникает критическая философия и теоретическая научная мысль.

Конфуцианство оказало огромное влияние на всю последующую историю Китая. Родоначальником этой философии был Кун-Фу- цзы (551 - 479 годы до н.э.). Он происходил из знатной, но обедневшей семьи и в детстве работал пастухом и сторожем, в зрелом возрасте стал крупным чиновником, затем в пятидесятилетнем возрасте основал свою школу.

Главное философское сочинение «Лунь-юй» («Беседы и высказывания») представляет собой запись учениками Конфуция мыслей учителя, восновном, - это нравственные поучения. Эту книгу всякий образованный китаец учил наизусть еще в детстве и ею руководствовался всю жизнь.

В центре внимания конфуцианства находятся взаимоотношения между людьми, проблемы воспитания, этики. Недовольство настоящим побуждает искать выход не в будущем, а в прошлом. Конфуцианство идеализирует прошлое, для него характерен культ прошлого. Главное место в этико-политической доктрине Конфуция занимает учение о благородном человеке и управлении на основе правил поведения. Благородный человек - это человек морали, долга, гуманист, уважающий старших, соблюдающий нормы взаимоотношений между людьми, чуждый низменной жажде корысти. «Не делай людям того, чего не пожелаешь себе» («Лунь-юй», гл. 15). Большое внимание уделяется приобретению знаний, учебе.

В то же время, Конфуций видит пороки человека: корысть, невежество, осуждает тех, кто нарушает установленные правила жизни.

К государству он подходит как к большой патриархальной семье и стремится сохранить в незыблемости установленные порядки, в то же время считая, что правители и народ имеют взаимные обязательства. «Путь золотой середины» - одно из основных звеньев методологии реформизма Конфуция. Главное - путь примера, а не насилия.

Вопросам, связанным с изучением природы, уделялось второстепенное внимание. При изучении чего-либо особо указывалось на возможность практического применения узнанного.

Таким образом, при всей исторической ограниченности, в учении Конфуция содержатся важнейшие идеи гуманизма.

Даосизм складывается примерно в период возникновения конфуцианства. Создателем был Лао-Цзы, его основная книга «Да- одэцзин» («Книга о дао и дэ»). В отличие от конфуцианства с приматом этико-политических учений, даосизм особое внимание уделял вопросам объективной картины мира.

В основе мировоззрения лежит категория «дао» - всеобъемлющее мировоззренческое понятие. Дао - это первооснова мира, его первоначало и всеобъемлющий закон мироздания. Все происходит из дао, к нему возвращается в соответствии с законами дао. В даосизме имеются идеи диалектики, указывается на противоречивость мира.

В сфере этического идеала у даосов находится «совершенномудрый» (шэнжень), противостоящий конфуцианскому идеалу. В основе его поведения лежит принцип недеяния, как высшей формы поведения. Лучшим правителем является тот, кто предоставляет всему идти своим естественным путем. «Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует», - считал Лао-Цзы. Его социальный идеал - небольшая патриархальная община. Он выступал против войн, считая, что «хорошее войско - средство, порождающее несчастье», а «прославлять себя победой - это, значит, радоваться убийству людей», напротив, «победу следует отмечать похоронной процессией» («Даодэцзин»). Согласно даосизму, человек следует законам земли, земля следует законам неба, небо следует законам дао, а дао следует самому себе. Даосы проповедовали «деяние без борьбы», сострадание, бережливость, смирение, учили воздавать добром за зло.

Информация о работе Культура древних цивилизаций