Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 21:43, контрольная работа
Актуальность исследования обусловлена важнейшей задачей воспитания современной функциональной культуры речи овладения умениями и навыками анализа сложных ситуаций общения. На этой базе соответствующие продуктивные умения и навыки могут приобретаться самовоспитанием в естественной речевой практике.
Развитие общения способствует более глубокому познанию окружающего мира, налаживанию коммуникативных контактов, развитию мышления. Чем шире круг общения, тем шире возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с людьми.
Введение …………………………………………………………………………………...2
1. Теоретический анализ проблемы культуры речи и общения
1.1 Становление культуры речи как науки ……………………………………………...3 - 4
1.2 Понятие общения, его структура, компоненты, функции…………………………..5 - 8
2.Культура общения и культура речи
2.1 Общение как социально - психологический механизм взаимодействия людей …..9 - 11
2.2 Этикет и культура речевого общения ………………………………………………..12 - 13
Заключение ………………………………………………………………………………...14
Список литературы ………………………………………………………………………..15
Содержание
Введение ………………………………………………………………………………
1. Теоретический анализ проблемы культуры речи и общения
1.1 Становление культуры речи как науки ……………………………………………...3 - 4
1.2 Понятие общения, его структура, компоненты, функции…………………………..5 - 8
2.Культура общения и культура речи
2.1 Общение как социально - психологический механизм взаимодействия людей …..9 - 11
2.2 Этикет и культура речевого общения ………………………………………………..12 - 13
Заключение ………………………………………………………………………………
Список литературы
………………………………………………………………………..
Введение
Актуальность исследования обусловлена важнейшей задачей воспитания современной функциональной культуры речи овладения умениями и навыками анализа сложных ситуаций общения. На этой базе соответствующие продуктивные умения и навыки могут приобретаться самовоспитанием в естественной речевой практике.
Развитие общения способствует более глубокому познанию окружающего мира, налаживанию коммуникативных контактов, развитию мышления. Чем шире круг общения, тем шире возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с людьми.
Все психические свойства и качества личность приобретает лишь в общении с окружающими. Овладение речью и общением - сложный и длительный процесс.
Жизнь человека и его развитие невозможно представить вне взаимодействия с другими людьми. Общение является одним из определяющих условий развития растущего человека в личность: ни отдельный человек, ни общество в целом не могут жить в изоляции.
В связи с этим, цель исследования: теоретически обосновать понятие культуры речи и средства эффективного общения.
Объект исследования – культура речи.
Предмет исследования: средства эффективного общения.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Выявить сущность и содержание понятия культура речи.
2. Выявить сущность, компоненты и функции общения.
3. Выявить средства эффективного общения.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1. Теоретический анализ
проблемы культуры речи и
1.1 Становление культуры речи как науки
Культура речи – сравнительно новая дисциплина в области обучения русскому языку как иностранному.
Учение о речевой культуре зародилось в Древней Греции и Древнем Риме – в теории и практике ораторского искусства. В России его оригинально осмыслил и развил на материале общественной словесности М.В. Ломоносов. «Риторика» Кошанского, одного из лицейских наставников А.С. Пушкина, была ограниченной, но не была бесполезной. Острые и болезненные критические удары В.Г. Белинского расшатывали теоретические устои риторик первой половины XIX столетия. Однако не угасал в обществе, в среде передовых литераторов, юристов и ученных, интерес к тому, что было принято называть красноречием. Место риторики заняла стилистика, включавшая и элементы постепенно вызревавшей в недрах филологии XX века культуры речи как научной дисциплины.
В XX веке В.И. Чернышов, Л.В. Щерба, Г.О. Винокур, Б.Д. Томашевский, В.В. Виноградов, С.И. Ожегов и их многочисленные ученики постепенно, все полнее и шире осмысливали совокупность явлений, обозначаемую термином «культура речи», или «речевая культура». Этот термин прочно вошёл в науку и жизнь. Наметилось и размежевание этого термина, говорящее о признании новой области знания, задачей которой оказывается изучение культуры речи как совокупности её реальных свойств и особенностей.
Признание новой лингвистической дисциплины нашло выражение не только в ряде статей и сборников, программе высшей и средней школы, но и в узаконивающих терминологию словарях. Так, в «Справочнике лингвистических терминов» Д.Э. Розенталя и М.А. Теленковой о термине «культура речи» читаем:
1. Раздел филологической науки, изучающий речевую жизнь общества в определенную эпоху (точка зрения объективно-историческая) и устанавливающий на научной основе правила пользования языком как основным средством общения людей, орудием формирования и выражения мысли (точка зрения нормативно-регулирующая)… 2. Нормативность речи, её соответствие требованиям, предъявляемым к языку в данном языковом коллективе в определенный исторический период, соблюдение норм произношения, ударения словоупотребления, формообразования, построение словосочетаний и предложений. Нормативность речи также включает в себя такие качества, как точность, ясность, чистота.
Правда, в современной науке заметна и другая, более осторожная позиция: «Контуры учения о культуре речи как особого раздела науки о языке, тесно взаимодействующего с психологией и социологией, а главное его возможности и методы действия только ещё вырисовываются… Главной задачей пока что можно признать поисковые работы: отыскание убедительных основ для культурно-регулятивной деятельности в области языка, разведку в различных областях языкознания и смежных дисциплин с целью обнаружения твердой почвы для фундамента такого учения – как серия теоретических изысканий, так и комплекса практических мероприятий».
Культура речи - это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в той или иной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.
Словосочетание «культура речи» (синоним – «речевая культура») применяется в настоящее время в русскоязычной литературе в трех значениях:
Культура речи – это прежде всего какие-то её признаки и свойства, совокупность и система которых говорят о её коммуникативном совершенстве;
Культура речи – это, во-вторых, совокупность навыков и знаний человека, обеспечивающих целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения;
Культура речи – это, в-третьих, область лингвистических знаний о культуре речи, как совокупности и системе её коммуникативных качеств.
Наука, занимающаяся проблемами нормализации речи, разрабатывающая рекомендации по умелому пользованию языком, также называется культура речи. Она содержит в себе три составляющих компонента: нормативный, коммуникативный, этический. Качественная оценка высказывания с точки зрения культуры речи предполагает ответы на вопросы:
1. Является ли речь правильной, построена ли по литературным нормам?
2. Является ли речь «хорошей»,
уместной в определенной
3. Соответствует ли речь правилам этики общения (речевому этикету)?
Культура речи - часть более широкого понятия - речевой культуры, которая, в свою очередь, входит в культуру речевой деятельности, общения, в общую гуманитарную культуру.
По мнению В. Е. Гольдина и О. Б. Сиротининой, речевая культура «включает в себя язык, формы воплощения речи, совокупность общезначимых речевых произведений на данном языке, обычаи и правила общения, соотношение словесных и несловесных компонентов коммуникации, закрепление в языке картины мира, способы передачи, сохранения и обновления языковых традиций, языковое сознание народа в бытовых и профессиональных формах, науку о языке».
Существует 4 типа речевой культуры носителей литературного языка.
Элитарная - эталонная речевая культура, означающая свободное владение всеми возможностями языка, включая его творческое использование. Ей присуще строгое соблюдение всех норм, безусловный запрет грубых выражений.
Среднелитературная
Литературно - разговорный и фамильярно - разговорный тип объединяет тех коммуникантов, которые владеют только разговорным стилем. Фамильярно - разговорный отличается общей стилистической сниженностью и огрубленностью речи, что сближает его с просторечием. Используется «ты - обращение» вне зависимости от возраста собеседника и степени знакомства с ним. Риторика в своих ценностных рекомендациях всегда опиралась на элитарную культуру. К овладению ей должны стремиться участники современного общения.
1.2 Понятие общения, его структура, компоненты, функции
К настоящему времени выработано понимание природы общения, его способов и содержания, разделяемое многими исследователями. Оно представлено в следующем определении:
Общение:
1) сложный, многоплановый
2) осуществляемое знаковыми
Ввиду сложности и емкости феномена общения толкование его как понятия зависит от исходных теоретических и критериальных оснований. В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности. Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта.
Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности.
Как видим, в общении выделены такие составляющие, как:
активность человека (субъекта общения),
потребность субъекта в другом,
процессуальный характер,
специфичные цели и средства,
коммуникация (информационный обмен),
направленность.
Истоки духовно-практического
Общение как особый вид деятельности имеет следующую структуру:
1. Предмет общения - другой человек (взаимодействующий субъект, партнер по общению, личность). Для ребенка, входящего в социальный мир, первым «другим» становится его мать. Благодаря предвосхищающему отношению матери к ребенку как к личности (а взрослый, как известно, имеет это отношение задолго до самого факта появления ребенка, активно продолжает его в первые часы, дни, недели жизни младенца - человека, который еще только начинает строить свои первые человеческие потребности), он узнает, познает другого человека и самого себя, открывая тем самым такой мир человека, каким является личность.
Ведущая потребность - познание и оценка других людей, выступающие условием самопознания, самооценки субъекта общения. Потребность в общении имеет свой, особый вектор развития и обогащения - нравственное (духовное) отношение к другому человеку как к родственному и равному себе. В этом - специфика потребности общения, которое определяется совместным запросом взаимодействующих субъектов.
Ведущий мотив - коммуникативный. Его содержанием являются качества, стороны, свойства самого субъекта как личности и других, общающихся с ним людей. Таким образом, общение (коммуникативная деятельность) выступает как целенаправленная связь, в которой развертывается процесс взаимоперехода «человек-человек». Согласно М.И Лисиной, целью субъект - субъектного взаимодействия является познание (освоение) следующих качеств человека:
1) познавательных
2) деловых
3) личностных.
Этим группам качеств
По мнению Бодалева А.А., познание и взаимное воздействие людей друг на друга, - обязательный элемент любой совместной деятельности, даже если прямое решение задач воспитания и она всецело направлена к достижению какого-то материального результата.
Продукт общения (результаты) - психический образ «Я» и образ взаимодействующего другого; отношения субъект - субъектного и субъект -объектного уровней (взаимоотношения). Качество и психологический «знак» образа самого себя и образа другого определяются соотношением эмоционально переживаемых самооценки, самоотношения, самочувствия (аффективная сфера личности) и представлениями, знаниями о себе и партнере (взрослом). Взаимоотношения и их динамика определяются характером общения.
Информация о работе Культура речи и средства эффективного общения