Культура речи и средства эффективного общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 21:43, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность исследования обусловлена важнейшей задачей воспитания современной функциональной культуры речи овладения умениями и навыками анализа сложных ситуаций общения. На этой базе соответствующие продуктивные умения и навыки могут приобретаться самовоспитанием в естественной речевой практике.
Развитие общения способствует более глубокому познанию окружающего мира, налаживанию коммуникативных контактов, развитию мышления. Чем шире круг общения, тем шире возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с людьми.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………...2
1. Теоретический анализ проблемы культуры речи и общения
1.1 Становление культуры речи как науки ……………………………………………...3 - 4
1.2 Понятие общения, его структура, компоненты, функции…………………………..5 - 8
2.Культура общения и культура речи
2.1 Общение как социально - психологический механизм взаимодействия людей …..9 - 11
2.2 Этикет и культура речевого общения ………………………………………………..12 - 13
Заключение ………………………………………………………………………………...14
Список литературы ………………………………………………………………………..15

Вложенные файлы: 1 файл

моя конт. русский.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)


Культура речи и средства эффективного общения

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………………………...2                                                                                                                 

1. Теоретический анализ проблемы культуры речи и общения

1.1 Становление культуры речи как науки ……………………………………………...3 - 4

1.2 Понятие общения, его структура, компоненты, функции…………………………..5 -  8

2.Культура общения и культура  речи

2.1 Общение как социально - психологический  механизм взаимодействия людей …..9 - 11

2.2 Этикет и культура речевого общения ………………………………………………..12 - 13

Заключение ………………………………………………………………………………...14

Список литературы ………………………………………………………………………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследования обусловлена  важнейшей задачей воспитания современной  функциональной культуры речи овладения  умениями и навыками анализа сложных  ситуаций общения. На этой базе соответствующие продуктивные умения и навыки могут приобретаться самовоспитанием в естественной речевой практике.

Развитие общения способствует более глубокому познанию окружающего  мира, налаживанию коммуникативных  контактов, развитию мышления. Чем шире круг общения, тем шире возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с людьми.

Все психические свойства и качества личность приобретает лишь в общении  с окружающими. Овладение речью  и общением - сложный и длительный процесс.

Жизнь человека и его развитие невозможно представить вне взаимодействия с другими людьми. Общение является одним из определяющих условий развития растущего человека в личность: ни отдельный человек, ни общество в  целом не могут жить в изоляции.

В связи с этим, цель исследования: теоретически обосновать понятие культуры речи и средства эффективного общения.

Объект исследования – культура речи.

Предмет исследования: средства эффективного общения.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

1. Выявить сущность и содержание  понятия культура речи.

2. Выявить сущность, компоненты  и функции общения.

3. Выявить средства эффективного  общения.

Структура исследования: работа состоит  из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

 

 

 

 

 

1. Теоретический анализ  проблемы культуры речи и общения

1.1 Становление культуры речи  как науки

Культура речи – сравнительно новая  дисциплина в области обучения русскому языку как иностранному.

Учение о речевой культуре зародилось в Древней Греции и Древнем Риме – в теории и практике ораторского искусства. В России его оригинально осмыслил и развил на материале общественной словесности М.В. Ломоносов. «Риторика» Кошанского, одного из лицейских наставников А.С. Пушкина, была ограниченной, но не была бесполезной. Острые и болезненные критические удары В.Г. Белинского расшатывали теоретические устои риторик первой половины XIX столетия. Однако не угасал в обществе, в среде передовых литераторов, юристов и ученных, интерес к тому, что было принято называть красноречием. Место риторики заняла стилистика, включавшая и элементы постепенно вызревавшей в недрах филологии XX века культуры речи как научной дисциплины.

В XX веке В.И. Чернышов, Л.В. Щерба, Г.О. Винокур, Б.Д. Томашевский, В.В. Виноградов, С.И. Ожегов и их многочисленные ученики постепенно, все полнее и шире осмысливали совокупность явлений, обозначаемую термином «культура речи», или «речевая культура». Этот термин прочно вошёл в науку и жизнь. Наметилось и размежевание этого термина, говорящее о признании новой области знания, задачей которой оказывается изучение культуры речи как совокупности её реальных свойств и особенностей.

Признание новой лингвистической  дисциплины нашло выражение не только в ряде статей и сборников, программе высшей и средней школы, но и в узаконивающих терминологию словарях. Так, в «Справочнике лингвистических терминов» Д.Э. Розенталя и М.А. Теленковой о термине «культура речи» читаем:

1. Раздел филологической науки,  изучающий речевую жизнь общества в определенную эпоху (точка зрения объективно-историческая) и устанавливающий на научной основе правила пользования языком как основным средством общения людей, орудием формирования и выражения мысли (точка зрения нормативно-регулирующая)… 2. Нормативность речи, её соответствие требованиям, предъявляемым к языку в данном языковом коллективе в определенный исторический период, соблюдение норм произношения, ударения словоупотребления, формообразования, построение словосочетаний и предложений. Нормативность речи также включает в себя такие качества, как точность, ясность, чистота.

Правда, в современной науке  заметна и другая, более осторожная позиция: «Контуры учения о культуре речи как особого раздела науки  о языке, тесно взаимодействующего с психологией и социологией, а главное его возможности и методы действия только ещё вырисовываются… Главной задачей пока что можно признать поисковые работы: отыскание убедительных основ для культурно-регулятивной деятельности в области языка, разведку в различных областях языкознания и смежных дисциплин с целью обнаружения твердой почвы для фундамента такого учения – как серия теоретических изысканий, так и комплекса практических мероприятий».

Культура речи - это такой выбор  и такая организация языковых средств, которые в той или иной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

Словосочетание «культура речи» (синоним – «речевая культура») применяется в настоящее время в русскоязычной литературе в трех значениях:

Культура речи – это прежде всего  какие-то её признаки и свойства, совокупность и система которых говорят  о её коммуникативном совершенстве;

Культура речи – это, во-вторых, совокупность навыков и знаний человека, обеспечивающих целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения;

Культура речи – это, в-третьих, область лингвистических знаний о культуре речи, как совокупности и системе её коммуникативных  качеств.

Наука, занимающаяся проблемами нормализации речи, разрабатывающая рекомендации по умелому пользованию языком, также называется культура речи. Она содержит в себе три составляющих компонента: нормативный, коммуникативный, этический. Качественная оценка высказывания с точки зрения культуры речи предполагает ответы на вопросы:

1. Является ли речь правильной, построена ли по литературным  нормам?

2. Является ли речь «хорошей»,  уместной в определенной ситуации, действенной, искусной?

3. Соответствует ли речь правилам этики общения (речевому этикету)?

Культура речи - часть более широкого понятия - речевой культуры, которая, в свою очередь, входит в культуру речевой деятельности, общения, в  общую гуманитарную культуру.

По мнению В. Е. Гольдина и О. Б. Сиротининой, речевая культура «включает в себя язык, формы воплощения речи, совокупность общезначимых речевых произведений на данном языке, обычаи и правила общения, соотношение словесных и несловесных компонентов коммуникации, закрепление в языке картины мира, способы передачи, сохранения и обновления языковых традиций, языковое сознание народа в бытовых и профессиональных формах, науку о языке».

Существует 4 типа речевой культуры носителей литературного языка.

Элитарная - эталонная речевая культура, означающая свободное владение всеми возможностями языка, включая его творческое использование. Ей присуще строгое соблюдение всех норм, безусловный запрет грубых выражений.

Среднелитературная характеризуется  неполным соблюдением норм, чрезмерным насыщением речи книжными либо разговорными словами. Носителями этой речевой культуры является большинство образованных горожан; проникновение ее в некоторые современные средства массовой информации, художественные произведения способствует широкому распространению.

Литературно - разговорный и фамильярно - разговорный тип объединяет тех коммуникантов, которые владеют только разговорным стилем. Фамильярно - разговорный отличается общей стилистической сниженностью и огрубленностью речи, что сближает его с просторечием. Используется «ты - обращение» вне зависимости от возраста собеседника и степени знакомства с ним. Риторика в своих ценностных рекомендациях всегда опиралась на элитарную культуру. К овладению ей должны стремиться участники современного общения.

 

1.2 Понятие общения,  его структура, компоненты, функции

К настоящему времени выработано понимание  природы общения, его способов и  содержания, разделяемое многими  исследователями. Оно представлено в следующем определении:

Общение:

1) сложный, многоплановый процесс  установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека;

2) осуществляемое знаковыми средствами  взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.

Ввиду сложности и емкости феномена общения толкование его как понятия  зависит от исходных теоретических и критериальных оснований. В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности. Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта.

Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности.

Как видим, в общении выделены такие  составляющие, как:

активность человека (субъекта общения),

потребность субъекта в другом,

процессуальный характер,

специфичные цели и средства,

коммуникация (информационный обмен),

направленность.

Истоки духовно-практического общения  становятся понятны, если признать, что  его формы являются специфичным способом передачи человеческого опыта, т.е. общение в этом случае является «проводником», связывающим человека с практикой.

Общение как особый вид деятельности имеет следующую структуру:

1. Предмет общения - другой человек  (взаимодействующий субъект, партнер по общению, личность). Для ребенка, входящего в социальный мир, первым «другим» становится его мать. Благодаря предвосхищающему отношению матери к ребенку как к личности (а взрослый, как известно, имеет это отношение задолго до самого факта появления ребенка, активно продолжает его в первые часы, дни, недели жизни младенца - человека, который еще только начинает строить свои первые человеческие потребности), он узнает, познает другого человека и самого себя, открывая тем самым такой мир человека, каким является личность.

Ведущая потребность - познание и оценка других людей, выступающие условием самопознания, самооценки субъекта общения. Потребность в общении имеет  свой, особый вектор развития и обогащения - нравственное (духовное) отношение  к другому человеку как к родственному и равному себе. В этом - специфика потребности общения, которое определяется совместным запросом взаимодействующих субъектов.

Ведущий мотив - коммуникативный. Его  содержанием являются качества, стороны, свойства самого субъекта как личности и других, общающихся с ним людей. Таким образом, общение (коммуникативная деятельность) выступает как целенаправленная связь, в которой развертывается процесс взаимоперехода «человек-человек». Согласно М.И Лисиной, целью субъект - субъектного взаимодействия является познание (освоение) следующих качеств человека:

1) познавательных

2) деловых 

3) личностных.

Этим группам качеств соответствуют  мотивы общения: познавательные, деловые, личностные.

По мнению Бодалева А.А., познание и  взаимное воздействие людей друг на друга, - обязательный элемент любой совместной деятельности, даже если прямое решение задач воспитания и она всецело направлена к достижению какого-то материального результата.

Продукт общения (результаты) - психический  образ «Я» и образ взаимодействующего другого; отношения субъект - субъектного и субъект -объектного уровней (взаимоотношения). Качество и психологический «знак» образа самого себя и образа другого определяются соотношением эмоционально переживаемых самооценки, самоотношения, самочувствия (аффективная сфера личности) и представлениями, знаниями о себе и партнере (взрослом). Взаимоотношения и их динамика определяются характером общения.

Информация о работе Культура речи и средства эффективного общения