Культура средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 11:21, реферат

Краткое описание

Дисциплина «Культурология» или теория культуры – это новая социально-гуманитарная отрасль знания, возникшая на «пересечении» ряда наук, таких как история, философия, социология, этнография, социальная психология. Предметом ее изучения служит культура как общественное явление и способ жизни человека, выражающий его родовую специфику, т.е. разумность, социальность, творческие устремления, личностность бытия. В культурологии рассматриваются вопросы, связанные с возникновением, развитием, функционированием культуры, ролью культурных установлений – институтов, ценностей, норм – в жизни и развитии общества, процессы взаимодействия культур (Соколов Э.В. «Понятие, сущность и основные функции культуры»).

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции по культурологии.doc

— 236.50 Кб (Скачать файл)

           Введение 

         Дисциплина «Культурология»  или теория культуры – это новая  социально-гуманитарная отрасль знания, возникшая на «пересечении» ряда наук, таких как история, философия, социология, этнография, социальная психология. Предметом ее изучения служит культура как общественное явление и способ жизни человека, выражающий его родовую специфику, т.е. разумность, социальность, творческие устремления, личностность бытия. В культурологии рассматриваются вопросы, связанные с возникновением, развитием, функционированием культуры, ролью культурных установлений – институтов, ценностей, норм – в жизни и развитии общества, процессы взаимодействия культур (Соколов Э.В. «Понятие, сущность и основные функции культуры»).

         В культурологии  раскрывается процесс развития теоретической мысли о культуре в процессе исторического развития. Освещаются проблемы типологии и составных частей (морфологии) культуры, выясняется соотношение понятий «культура» и  «цивилизация», описываются типы цивилизаций.

         Культурология призвана сыграть важную роль в гуманитарной подготовке студентов, целью которой является – готовить не просто специалистов в какой-то узкой сфере производства и управления, а личность, способную к различным сферам  деятельности, осознанно принимающую решения по политическим, мировоззренческим, нравственным, эстетическим и другим вопросам (Радугин А.А. «Культурология»). 

 

         Тема 1. Предмет  культурологии.

             Понятие и сущность  культуры 

1 Культурология  как наука: становление, цели  и задачи. Структура культурологического знания. Место культурологии в системе гуманитарных наук.

2 Понятие  «культура», его формирование и  философское осмысление.

3 Структура  культуры, ее основные компоненты. Взаимосвязь и взаимодополнение материальной и духовной культуры.

4 Основные  элементы культуры как системы (обычаи, нормы, ценности, знания, значения). Ценностная природа культуры.

Список  литература

Основная

1 Введение  в культурологию: Учеб. пособие  для вузов/ Под ред. В. Е. Попова – М.: Владос, 1996. -  С.3-6, 75-79.

2 Гуревич  П.С. Культурология: Учебник. -  3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2001. -  С. 24-29, 31-45, 150-159.

3 Культурология:  Курс лекций / Под. ред. А. А. Радугина – М.: Центр, 1997. -  С.12-21, 50-65.

4 Культурология:  Учеб. пособие для студ. высш. уч. завед. – Ростов н/ Д: Феникс, 2003. -  С.6-16, 63-94, 95-106,111-131.

5 Культурология  в вопросах и ответах / Под ред. Г. В. Драча– М.: Гардарики, 2002. -  С.5-10, 61-75, 91-96.

6  Левяш  И. Я. Культурология. -  Учеб. пособие  для студ. вузов. -  4-е изд., стер. -  Минск: Тетра Системс, 2001. -  С.9-12, 24-33, 38-52.

7 Малюга  Ю. Я. Культурология: Учеб. пособие. - 2-е изд.,  доп. и испр. – М., 1998. -  С.9-33.

8 Полищук  В. И. Культурология: Учеб. пособие.  – М.: Гардарики, 1999. - С.7-85.

9 Скворцова  Е. М. Теория и история культуры: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999. -  С.8-36. 

Дополнительная 

1 Кравченко  А. И. Культурология: Учеб. пособие  для вузов. - 2-е изд., доп. и испр. – М., 2001. -  С.7-27, 50-79.

2 Культурология  XX век. Словарь. – СПб., 1997.

3 Культурология  XX век. Энциклопедия: В 2 т. – СПб., 1998.

4 Рождественский  Ю. В. Введение в культурологию.  – М.: ЧеРо, 1996. - С.6-25.

5 Рузнев  В. П. Словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты. –  М., 1999.

6 Культура, культурология и образование.  Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. -  1997. -  №2. 
 
 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 

  1. Приступая к изучению первого вопроса, следует  выяснить, что культурология – это наука, предметом изучения которой является культура, наиболее общие закономерности ее возникновения и развития, принципы функционирования культуры, взаимосвязь и взаимозависимость разных культур.

      Культурология включает в себя два больших раздела: теорию культуры (ее часто отождествляют  с культурологией в целом) и историю  культуры, где рассматриваются различные типы культур, которые существовали и прошли свое историческое развитие. Есть еще прикладная культурология, изучающая принципы и технологии целенаправленного управления культурными процессами (теми, которыми можно и нужно управлять).

      Предметом изучения данного учебного курса  является теория культуры. Сам  термин «культурология» активно вошел в научный оборот в первой половине XX века. Понимание культурологии как особой науки о культуре связывается с именем американского культурантрополога Лесли Уайта (1900-1975). Одним из первых в работе «Наука о культуре» (1949) Л. Уайт охарактеризовал культурологию как особую область научного знания.

      Следует выяснить исторические и социальные причины возросшего интереса мировой  науки к проблемам культуры в XX веке (становление

постиндустриальной  цивилизации, поиском средств «культурной  адаптации» человека в условиях техногенного мира и информационной цивилизации; появлением и распространением массовой культуры и т.д.)

      Можно проследить историю формирования новой науки в нашей стране с 1960-1980 годов и введения ее в начале 1990-х годов в качестве обязательного общеобразовательного курса высшего образования, выяснить цели и задачи культурологии.

      Выясняя сущность предмета культурологии, следует  учесть, что существуют различные подходы к пониманию культурологии как науки. Это связано как с молодостью самой науки культурологии, так и с тем, что изучением культуры занимаются многие науки (история, философия, археология, этнография, социология, антропология, искусствоведение и т.д.)

      Отсюда  выясните: какова структура культурологического  знания? Cуществует множество представлений о культурологии, однако можно выделить три основных подхода:

  1. Культурология не является отдельной наукой, а представляет собой комплекс наук, изучающих культуру с разных сторон, понимаемая как система, метанаука (например, метатеория, метаязык).
  2. Культурология как раздел дисциплин, изучающих культуру (философия культуры, история культуры и т.д.)
  3. Культурология как самостоятельная наука.

     Имеющиеся разночтения в понимании культурологии  дают основание использовать понятие  культурологии в двух смыслах  – в широком и узком. Культурология  в широком смысле слова представляет собой собирательное понятие, обозначающее комплекс отдельных наук, различных концепций культур. Выясните для себя виды культурологии:

  • философия культуры;
  • история культуры;
  • социология культуры;
  • культурная антропология;
  • психология культуры;
  • экология культуры;
  • богословие культуры;
  • история культурологии;
  • культуроведение («прикладная культурология») и т.д.

    Культурология (в узком смысле слова) представляет собой теорию культуры, которая рассматривает: генезис культуры (причины появления культуры, основные закономерности становления человека как творца и носителя культуры); морфологию культуры (т.е. ее структуру, формы культуры); динамику культуры (процесс становления, изменения культуры, стадии ее жизни). Выясните суть  основных типов социокультурной динамики (циклично-круговой, линейный, инверсионный).

      В заключение по первому вопросу рассмотрите место культурологии среди других гуманитарных наук, что включает в себя гуманитарное образование, что включает в себя «модель нового образования» в России, какими чертами сознания характеризуется «модель культурного человека».

  1. Содержание второго вопроса хорошо освещено в рекомендованной к теме литературе. Сутью предмета является культура. Нужно выяснить понятие «культура», его происхождение, наполнение новым содержанием в процессе общественного развития. Самостоятельное значение слово «культура» приобрело лишь в конце XVII века в трудах немецкого юриста и историографа С. Пуфендорфа (1632-1694). Культуру он определял как общественно-значимый результат деятельности человека и как противостояние человеческой деятельности дикой стихии природы. Культура возможна только с человеком. Без него нет культуры. То,  что не природа – культура. В связи с этим выясните такое понятие,  как артефакт. В отличие от объектов природы, артефактами называются материальные и духовные реальности, созданные творческим трудом человека, т.е. искусственно созданные. Артефакты играют большую роль в становлении и развитии культуры. Человек и сам относится к классу артефактов.

      Существенной  особенностью человека является то, что  окружение, в котором он живет, создано  им самим в процессе его материальной  и духовной деятельности. След, оставляемый этим искусственным окружением в сознании отдельной личности, и есть то, что мы называем «культурой».

      Далее выясните полисемантический характер понятия «культура» (полисемия – многозначность слова, т.е. наличие у одного слова нескольких значений). Дайте обыденное, повседневное представление о культуре и научное. Если исходить из наиболее употребляемого в современной науке определения культуры, то оно может звучать так: культура – это мир искусственных объектов и порядков, созданных людьми (материальных, идеальных, социальных, технологических) и наследуемых человеком не биологически (с генами), а только методом заучивания или подражания (в процессах воспитания, образования и практическо - социального взаимодействия с другими людьми).

  1. Изучая структуру культуры, следует иметь в виду, что существует множество концепций, делящих культуру по разным основаниям. Делят прежде всего на материальную и духовную (традиция, идущая еще от археологов и отчасти философов). Хотя с точки зрения культурологии подобное деление не является убедительным, ибо даже самые утилитарные предметы (стол, стул) являются в известном смысле производством духовным, несущим в своих формах и чертах, смыслах и содержаниях определенную символическую информацию. Но и любое культурное явление, будучи опредмеченным, является материальным (даже музыка).

      Материальная  культура охватывает всю сферу материальной деятельности человека и ее результаты. Духовная культура охватывает  сферу сознания, духовного производства.

      Делят культуру на обыденную (т.е. это повседневная практика, привычный образ жизни и которой не нужно учиться; основные ее знания усваиваются на уровне общего воспитания и обыденных социальных контактов) и специализированную, освоение которой требует специального профессионального образования.

      Можно выделить четыре основных блока осуществления  человеческой деятельности:

      а) культура социальной организации и  регуляции (хозяйственная, правовая, политическая культура);

      б) культура познания и отражения мира (философская культура, научная, религиозная, художественная культура);

      в) культура социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации (культура массовой информации, информационно- кумулятивная культура, т.е. система музеев, библиотек, архивов и прочее, культура межпоколенной трансляции социального опыта, культурной компетентности знаний);

      г) культура физической и психической  репродукции (воспроизводства), реабилитации и рекреации (восстановления сил) человека (культура физического развития, культура поддержания и восстановления здоровья, культура питания, отдыха и т.д.)

      Такова  далеко не полная классификация морфологической  структуры культуры. При подготовке этого вопроса студент может  использовать другие методологические принципы в определении морфологических форм культуры.

  1. Культура имеет много форм своего проявления. Но при этом она выступает как некое целое, как система. Культура – это всеобщий (интегративный) способ человеческого существования, в ходе исторического развития которого постоянно соединяются все более дифференцируемые сферы жизнедеятельности людей на основе целостности самого человека. Какими элементами обладает культура как система? Это обычаи, нормы, ценности, знания, значения, задающие смысл.

      Обычаи – это одно из самых древних явлений в духовной истории человечества. Обычаи включают в себя традиции, которые поддерживаются обрядами, ритуалами. Это образцы поведения, которые закрепляются в общественной памяти и передаются из поколения в поколение как формы поведения.

Информация о работе Культура средневековья