Содержание:
- Введение…………………………………………………………………………
- Культура
эпохи Возрождения и Реформации…………………………………
- Раннее
Возрождение и гуманизм в Италии 14-15вв…………………………
- Ботичелли
– выдающийся представитель раннего итальянского
Возрождения
- Высокое
Возрождение. Рафаэль…………………………………………………
- Заключение………………………………………………………………………
- Список
использованной литературы………………………………………….
Введение
Возрождение, или
Ренессанс (франц. renaissance - возрождение)
- это культура, которая зародилась
во второй половине ХIVв. И
продолжала развиваться на протяжении
ХV и ХVI вв., постепенно охватывая
одну за другой все страны
Европы. Возникновение культуры
Возрождения было подготовлено
рядом общеевропейских и локальных
исторических условий.
В XIV - XV вв. зарождались
раннекапиталистические, товарно -
денежные отношения. Одной из
первых вступила на этот путь
Италия , чему в немалой степени
способствовали : высокий уровень
урбанизации , подчинение деревни
городу , широкий размах ремесленного
производства , финансового дела ,
ориентированных не только на
внутренний , но и на внешний
рынок .
Складывание новой
культуры было подготовлено и
общественным сознанием, изменениями
в настроениях различных социальных
слоев ранней буржуазии . Аскетизм
церковной морали в эпоху активного
торгово-промышленного и финансового
предпринимательства серьезно расходился
с реальной жизненной практикой
этих социальных слоев с их
стремлением к мирским благам
, накопительству , тягой богатству
. В психологии купечества, ремесленной
верхушки отчетливо проступали
черты рационализма , расчетливости
, смелости в деловых начинаниях
, осознания личных способностей
и широких возможностей. Складывалась
мораль, оправдывающая “честное
обогащение”, радости мирской
жизни , венцом успеха которой
считались престиж семьи , уважение
сограждан , слава в памяти
потомков .
Культура
эпохи Возрождения и Реформации
1. Культура Возрождения.
XIII - XVI столетия были
временем больших перемен в
экономике, политической и культурной
жизни европейских стран. Бурный
рост городов и развитие ремесел,
а позднее и зарождение мануфактурного
производства, подъем мировой торговли,
вовлекавший в свою орбиту
все более отдаленные районы
постепенное размещение главных
торговых путей из Средиземноморья
к северу, завершившееся после
падения Византии и великих
географических открытий конца
XV и начала XVI века, преобразили
облик средневековой Европы. Почти
повсеместно теперь выдвигаются
на первый план города. Некогда
могущественнейшие силы средневекового
мира - империя и папство - переживал
глубокий кризис. В XVI столетии
распадавшаяся Священная Римская
империя германской нации
стала ареной двух первых антифеодальных
революций - Великой крестьянской
войны в Германии и Нидерландского
восстания. Переходный характер
эпохи, происходящий во всех
областях жизни процесс освобождения
от средневековых пут и вместе
с тем еще неразвитость становящихся
капиталистических отношений не
могли не сказаться на особенностях
художественной культуры и
эстетической мысли того времени.
Все перемены
в жизни общества сопровождались
широким обновлением культуры
- расцветом естественных и точных
наук, литературы на национальных
языках и, в особенности, изобразительного
искусства. Зародившись в городах
Италии это обновление захватило
затем и другие европейские
страны. Появление книгопечатания
открыло невиданные возможности
для распространения литературных
и научных произведений, а
более регулярное и тесное
общение между странами способствовало
повсеместному проникновению новых
художественных течений.
Это не означает, что
средневековье отступило перед
новыми веяниями: в массовом сознании
традиционные представления сохранялись.
Противостояла новым идеям церковь,
используя средневековое средство
- инквизицию. Идея свободы человеческой
личности продолжала существовать
в обществе, разделенном на сословия.
Не исчезала до конца феодальная
форма зависимости крестьян, а
в некоторых странах (Германии,
в Центральной Европе) произошел
возврат к крепостничеству. Феодальная
система проявляла достаточно
большую жизнестойкость. Каждая
европейская страна изживала
ее по-своему и в своих хронологических
рамках. Капитализм долгое время
существовал как уклад, охватывая
лишь часть производства и
в городе, и в деревне . Тем
не менее патриархальная средневековая
медлительность стала отступать
в прошлое.
Например, изменилось
представление о форме земли:
кругосветное путешествие португальца
Ф. Магеллана (1519-1522) подтвердило
догадку о том, что она имеет
форму шара.
Происходит отход от
многих важнейших принципов феодального
мировоззрения. Средневековый аскетизм
и презрение ко всему земному
сменяются теперь жадным интересом
к реальному миру, к человеку,
к сознанию красоты и величия
природы. Непререкаемое в средние
века первенство богословия над
наукой поколеблено верой в
неограниченные возможности человеческого
разума, который становится высшим
мерилом истины. Подчеркивая
интерес к человеческому в
противовес божественному, представители
новой светской интеллигенции
называли себя гуманистами, производя
это слово от восходящего к
Цицерону понятия "studia humanitanis",
означавшее изучение всего, что
связано с природой человека
и его духовным миром. При
всей сложности и неоднозначности
эстетики возрождения в качестве
ее одного из основных принципов
можно выделить абсолютизации
человеческой личности в ее
целостности. Для эстетических
трактатов и произведений искусства
Возрождения характерно идеализированное
представление о человеке
как о единстве разумного и
чувственного, как о свободном
существе с беспредельными творческими
возможностями. С антропоцентризмом
связано в эстетике Возрождения
и понимания прекрасного, возвышенного,
героического. Принцип прекрасной
артистически - творческой человеческой
личности сочетался у теоретиков
Возрождения с попыткой математического
исчисления всякого рода пропорций
симметрии перспективы. Эстетическое
и художественное мышление этой
эпохи впервые опирается на
человеческое восприятие как
таковое и на чувственно реальную
картину мира. Здесь бросается
в глаза также субъективистски
-индивидуалистическая жажда жизненных
ощущений, независимо от их
религиозного и морального истолкования,
хотя последнее, в принципе, не
отрицается. Эстетика Возрождения
ориентирует искусство на подражание
природе. Однако на первом месте
здесь не столько природа,
сколько художник, который в
своей творческой деятельности
уподобляется Богу. В постепенно
освобождающемся от церковной
идеологии создателе произведения
искусства больше всего ценится
острый художественный взгляд
на вещи, профессиональная самостоятельность,
специальные навыки, а его создания
приобретают уже самодовлеющий,
а не священный характер. Одним
из важнейших принципов восприятия
произведений искусства становится
наслаждение, что свидетельствует
о значительной демократической
тенденции в противовес морализаторству
и схоластической "учености" предшествующих
эстетических теорий. Эстетическая
мысль Возрождения содержит не
только идею абсолютизации человеческого
индивида в противовес надмировой
божественной личности в средние
века, но и определенное осознание
ограниченности такого индивидуализма,
основанного на абсолютном самоутверждении
личности. Отсюда мотивы трагизма,
обнаруживающиеся в творчестве
У.Шекспира, М.Сервантеса, Микеланджело
и др. В этом противоречивость
культуры, отшедшей от антично
- средневековых абсолютов, но
в силу исторических обстоятельств
еще не нашедших новых надежных
устоев.
Связь искусства
и науки составляет одну из
характернейших особенностей культуры
Возрождения.
2. Реформация.
Родиной Реформации
стала Германия. Ее началом считают
события 1517г., когда доктор богословия
Мартин Лютер (1483-1546) выступил
со своими 95 тезисами против продажи
индульгенций. С этого момента
начался его длительный поединок
с католической церковью. Реформация
быстро распространилась в Швейцарии,
Нидерландах, Франции, Англии, Италии.
В Германии Реформация сопровождалась
Крестьянской войной, которая шла
с таким размахом, что с ней
не может сравниться ни одно
социальное движение средневековья.
Своих новых теоретиков Реформация
обрела в Швейцарии, где возник
второй после Германии крупнейший
ее центр. Там окончательно
оформил реформационную мысль
Жан Кальвин (1509-1564), которого прозвали
“женевским папой”.
В конечном итоге
Реформация породила новое направление
в христианстве, которое стало
духовной основой западной цивилизации
- протестантизм. От католичества
отошла часть населения Европы:
Англия, Шотландия, Дания, Швеция,
Норвегия, Голландия, Финляндия,
Швейцария, часть Германии, Чехии
и т. д. Да и в самом
католичестве происходили существенные
изменения.
Протестантизм освободил
людей от давления религии
в практической жизни. Религия
стала личным делом человека.
Религиозное сознание сменилось
светским мировоззрением. Религиозная
обрядность упростилась. Но главное
достижение Реформации было в
той особой роли, которая придавалась
личности в ее индивидуальном
общении с Богом. Лишенный посредничества
церкви человек теперь сам
должен был отвечать за свои
поступки, т. е. на него возлагалась
гораздо большая ответственность.
Реформация возвышала значение
мирской жизни и деятельности,
проповедуя возможность общения
с Богом через устроенное соответствующим
образом общество.
И Реформация
и Ренессанс поставили в центр
человеческую личность, энергичную,
устремленную на преобразование
мира, с ярко выраженным волевым
началом. Но Реформация при
этом имела более дисциплинирующее
воздействие: она поощряла индивидуализм,
но вводила его в строгие
рамки морали, основанной на религиозных
ценностях.
Раннее
Возрождение и гуманизм в Италии
14-15вв
В эпохе итальянского
Возрождения принято выделять несколько
периодов: Проторенессанс (вторая половина
XIII—XIV вв.), Раннее Возрождение (XV в.), Высокое
Возрождение (конец XV — первая треть XVI
в.) и Позднее Возрождение (последние две
трети XVI в.).
Раннее Возрождение
В
XV в. искусство Италии заняло
господствующее положение в художественной
жизни Европы. Основы гуманистической
светской (т.е. не церковной) культуры
были заложены во Флоренции,
оттеснившей на второй план
Сиену и Пизу. Флоренцию того
времени называли «цветком Италии,
соперницей славного города Рима,
от которого она произошла
и величию которого подражает».
Политическая власть принадлежала
здесь купцам и ремесленникам, сильнейшее
влияние на городские дела оказывали несколько
богатых семейств, постоянно соперничавших
друг с другом. Эта борьба закончилась
в конце XIV в. победой банкирского дома
Медичи. Его глава, Козимо Медичи, стал
негласным правителем Флоренции. Ко двору
Козимо Медичи (а затем и его внука Лоренцо,
прозванного Великолепным) стекались
писатели, поэты, ученые, архитекторы,
художники. В архитектуре того времени
произошел подлинный переворот — во Флоренции
развернулось широкое строительство,
значительно изменившее облик города.
Архитектура
Родоначальником
ренессансной архитектуры Италии
стал Филиппо Брунеллески (1377—1446)
— архитектор, скульптор и ученый,
один из создателей научной
теории перспективы. Величайшим
инженерным достижением Брунеллески
стало возведение купола собора
Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции.
Благодаря своему математическому
и техническому гению Брунеллески
удалось решить сложнейшую для
своего времени задачу. Главная
трудность, которая встала перед
мастером, была вызвана гигантским
размером пролета средокрестья (42
м), что потребовало специальных
усилий для облегчения распора.
Брунеллески разрешил проблему
путем применения остроумной
конструкции: легкий пустотелый
купол, состоящий из двух оболочек,
каркасная система из восьми
несущих ребер, связанных опоясывающими
их кольцами, световой фонарь, замыкающий
и нагружающий свод. Купол собора
Санта-Мария дель Фьоре стал
предшественником многочисленных
купольных храмов в Италии
и других странах Европы. Брунеллески
одним из первых в зодчестве
Италии творчески осмыслил и
оригинально истолковал античную
ордерную систему (Оспедале дельи
Инноченти, 1421—44). Брунеллески положил
начало созданию купольного храма
на основе античного ордера (Старая
сакристия церкви Сан-Лоренцо). Подлинной
жемчужиной Раннего Возрождения
стала созданная Брунеллески
по заказу богатого флорентийского
семейства капелла Пацци (начата
в 1429). Гуманизм и поэтичность
творчества Брунеллески, гармоничная
соразмерность, легкость и изящество
его построек, сохраняющих связь
с традициями готики, творческая
свобода и научная обоснованность
его замыслов определили большое
влияние Брунеллески на последующее
развитие архитектуры Возрождения.
Одним
из главных достижений итальянской
архитектуры XV в. стало создание
нового типа городских дворцов,
послужившего образцом для общественных
зданий более позднего времени.
Итальянские дворцы называются
палаццо (от лат. palatium; отсюда произошло
и русское слово «палаты»). Особенностями
палаццо XV в. являются четкое
разделение замкнутого объема
здания на три этажа, открытый
внутренний двор с летними
поэтажными аркадами, применение
руста, т.е. камня с грубо
околотой или выпуклой лицевой
поверхностью, для облицовки фасада,
а также сильно вынесенный
декоративный карниз. Ярким образцом
этого стиля является капитальная
постройка ученика Брунеллески
и его одаренного последователя
Микелоццо ди Бартоломмео (1396—1472),
придворного архитектора семьи
Медичи, — палаццо Медичи —
Риккарди (1444—60), послужившее образцом
при строительстве многих флорентийских
дворцов.
Творению
Микелоццо близок палаццо Строцци
(заложен в 1481), который связывают
с именем архитектора и скульптора
Бенедетто да Майано (1442—97). В
некоторых деталях мастер еще
следует традициям готики, однако
в целом здание, отмеченное тонкой
гармонией, создает впечатление
законченности и элегантности.
Среди
различных вариантов отделки
дворцов и вилл выделяется
отделка зданий граненым камнем.
Благодаря этому довольно редкому
приему, называемому алмазной рустовкой,
фасад здания выглядел более
нарядным. Такой граненый камень
был применен в конце XV в.
в палаццо ден Диаманти в
Ферраре; этого рода постройкам
подражали зодчие Испании и
Португалии. В России этим способом
отделана знаменитая Грановитая
палата в Московском Кремле, построенная
итальянскими мастерами в 1487—91
гг.
Особое
место в истории итальянского
зодчества занимает Леон Баттиста
Альберти (1404—72). Всесторонне одаренный
и широко образованный человек,
он был одним из самых блестящих
гуманистов своего времени. Круг
его интересов был необычайно
разнообразен. Он охватывал мораль
и право, математику, механику, экономику,
философию, поэзию, музыку, живопись,
скульптуру, архитектуру. Блестящий
стилист, Альберти оставил многочисленные
труды на латинском и итальянском
языках. По многогранности своей
деятельности эта идеальная «ренессансная
личность» сравнима лишь со
всемирно известным мыслителем
и художником Высокого Возрождения
Леонардо да Винчи. В Италии
и за ее пределами Альберти
снискал себе славу выдающегося
теоретика искусства. Его перу
принадлежат знаменитые трактаты
«Десять книг о зодчестве» (1449—52),
«О живописи», «О статуе» (1435—36).
Но главным призванием Альберти
была архитектура. В архитектурном
творчестве Альберти тяготел
к смелым, экспериментаторским решениям,
новаторски используя античное
художественное наследие. Альберти
создал новый тип городского
дворца (палаццо Ручеллаи). В культовом
зодчестве, стремясь к величию
и простоте, Альберти использовал
в оформлении фасадов мотивы
римских триумфальных арок и
аркад (церковь Сант-Андреа в
Мантуе, 1472—94). Имя Альберти по
праву считается одним из первых
среди великих творцов культуры
итальянского Возрождения. Его
теоретические сочинения, его
художественная практика, его идеи
и, наконец, сама его личность
гуманиста сыграли исключительно
важную роль в становлении
и развитии искусства Раннего
Возрождения.