Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 12:45, контрольная работа
Культура России 17 века отличается большим разнообразием артефактов оставленных в истории. По сравнению со всеми предыдущими эпохами, упоминаемыми в источниках дошедших до наших дней, этот век очень богат на исторические памятники культуры. Русская культура 17 века стала смешением культур многих центров Киевской земли, дополненная влияниями и заимствованиями из иностранных культур, что определило равномерное развитие многих сфер науки, быта, народного хозяйства и общественных отношений данного периода. Быстрый рост научного самосознания и бурное развитие искусства послужили прекрасной основой для строительства новой структуры общества, смещения акцента интересов многих слоев населения, выделения многих ремесел церковного искусства в отдельные светские виды деятельности, развитием духовного отражения и освоения действительности, т.е. искусства, появлением в нем стремления к описательности и декоративности.
Введение
«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.»
Ф. Тютчев
«Русская культура, по словам Д.С. Лихачева, - это громадное разнообразие возможностей, идущее от множества истоков-учителей».1
Культура России 17 века отличается большим разнообразием артефактов оставленных в истории. По сравнению со всеми предыдущими эпохами, упоминаемыми в источниках дошедших до наших дней, этот век очень богат на исторические памятники культуры. Русская культура 17 века стала смешением культур многих центров Киевской земли, дополненная влияниями и заимствованиями из иностранных культур, что определило равномерное развитие многих сфер науки, быта, народного хозяйства и общественных отношений данного периода. Быстрый рост научного самосознания и бурное развитие искусства послужили прекрасной основой для строительства новой структуры общества, смещения акцента интересов многих слоев населения, выделения многих ремесел церковного искусства в отдельные светские виды деятельности, развитием духовного отражения и освоения действительности, т.е. искусства, появлением в нем стремления к описательности и декоративности.
«Век перелома» - так часто
называют данный период. Меняется не только
светское, происходит смещение всей духовной
сферы жизни российского
Глава 1
Материальная культура
Семнадцатый век занимает особое место в истории России феодального периода. Господствовавший веками феодально-крепостнический строй еще более укрепился в XVII столетии. Примерно XVII в. Датируется начальная стадия зарождения буржуазных связей в недрах феодально-крепостнического строя. Развитие городских пасадов, прогресс общественного разделения труда, рост товарного производства и обращения были условиями и проявлениями начинающихся изменений в общественно-экономической жизни России. Новые явления в области культуры затронули прежде всего города. Сосредоточение больших масс населения в крупных по тому времени городах, развитие торговли общение с другими странами подрывали вековую замкнутость, вели к расширению кругозора людей.2
Активная роль человека проявлялась в занятии торговлей. Начало промышленного производства, поиски полезных ископаемых, далекие походы в Сибирь и в другие районы значительно расширили кругозор русских людей в XVII веке. Светские элементы в культуре XVII века становятся заметными, они проникают и в церковное зодчество и живопись, и в прикладное искусство.
События первого десятилетия XVII в. Привели к разорению значительной территории Российского государства и подрыву его материальной культуры. Военные действия того времени тяжело отразились на положении многих городов и сел. Главной отраслью народного хозяйства оставалось земледелие. Орудиями земледельческого труда также были прежними – сохи, бороны, косы, серпы, плуги.3
В области ремесленного производства произошли значительные сдвиги. Как прежде, существовала домашняя промышленность в крестьянском хозяйстве, производившая холсты, канаты, сермячные сукна, обувь, одежду, посуду, рогожи, деготь и другие предметы. Но в городах, особенно наиболее крупных, отчетливо определяется процесс массового превращения ремесла в мелко товарное производство. Более того, в XVII в. Возникли первые русские мануфактуры, что привело к значительному обогащению материальной культуры.4
Широкое распространение получила обработка металлов - в Москве, Устюжне Железопольской, Тихвине. Кузнецы и другие мастера обработки железа производили в массовом количестве топоры и дверные петли, подковы и сабли, ножи и шашки и другие изделия. С большим мастерством выделывались сложные и хитроумные замки. Было налажено производство многих видов огнестрельного оружия, а также холодного. Русские мастера-крестьяне, вызванные из Устюжского уезда, Ждан, его сын Шумило Жданов и Алексей Шулилов в 20-х годах XVII в. Сделали башенные часы для новой Спасской башни Кремля (по проекту англичанина Христофора Галовея). Все более применялись разные воздействующие механизмы. В 1615 г. Была сделана первая пушка с винтовой нарезкой.
Высокого технического уровня достигла обработка благородных металлов – золота и серебра, особенно в специальных мастерских – золотой и серебряной палатах Оружейного приказа. В этих мастерских изготовлялись различные предметы царского обихода и другие драгоценные вещи – серебряные ковши, братины, кольца, серьги, крестики и другое. Важное значение имела чеканка монет. В середине XVII в. По царскому заказу в течение одного года был отлит колокол весом 12500 пудов. Замечательные колокола были отлиты в конце XVII в. Мастерами Фролом Терентьевичем и Филипом Андреевым с сыном для митрополитного двора в Ростове.
Многовековую традицию имела к XVII веку обработка дерева. Особенно большого искусства достигли в этом мастера в северных, богатых лесом районах. Там возводились замечательные постройки. Поморские плотники умели строить прочные и удобные суда – не только речные, но и морские.
Большого развития достиг в XVII в. Смоляной промысел, а также производство поташа. Возникли центры массового производства изделий из льна и пеньки, холстов, канатов в Пскове и Новгороде, Ярославле и Ржеве, Вологде и Нижнем Новгороде. Во многих городах работали скорняки, изготовляя разные меховые вещи. Развивалось также производство по переработке шерсти, например, изготовление вяленой обуви, крупным центром которого стал Углич.5
В 30-х годах XVII века появился первый стекольный завод в России. Материальная культура в XVII столетии получила большое развитие. Ее творцами и создателями были многие тысячи народных мастеров-умельцев, воплотивших в своих творениях творческую силу народа. В этот период сложились устойчивые группы высококвалифицированных мастеров на различных предприятиях. Хотя в ряде случаев производство на этих предприятиях начиналось с приглашения иностранных мастеров, русские люди быстро овладевали необходимым мастерством и выполняли сложные технические работы с большим искусством.6
Значительно большее по сравнению с предшествующими временами развитие получило каменное строительство. В XVII в. В России изготовлялся высококачественный кирпич, делались обеспечивающие большую прочность растворы извести. Техника возведения крупных сооружений достигла высокого уровня.
Зодчество
Как и в истории всей русской культуры, XVII в. Занимает особое место в развитии русского зодчества. И в этой области с большой силой проявилась стремление к отказу от вековых канонов.
По-прежнему подавляющее большинство построек не только в деревнях, но и в городах возводилось из дерева. Каменные храмы и отдельные светские здания были в городах окружены морем деревянных строений. Частые пожары, среди которых были также громадные, как пожар 1626 года, уничтоживший значительную часть Москвы, опустошили города и села.
Но взамен погибших деревянных
строений быстро возводились новые.
Веками сложившиеся искусство
В деревянном зодчестве с большой силой проявилась народная художественная культура.
Светские элементы проникали все более и в каменное зодчество.
Важнейшим фактором, определившим подъем каменного зодчества, было развитие производительных сил. Ремесленное производство поднялось на более высокий уровень.
Каменные постройки появились теперь не только в городах, но иногда и в селах.
Выдающимся светским сооружением первой половины XVII века является Теремной дворец в Московском кремле, построенный в 1635-1636гг. Баженом Огурцовым и Трефилом Шарутиным.
Теремной дворец воплотил в себе замечательные черты яркого русского народного творчества и искусства. Этот дворец представляет собой трехэтажное на высоких подклетях здание, увенчанное высоким «теремком».
Золотая кровля и два пояса лазурных изразцовых карнизов придали дворцу нарядный, сказочный вид. Здание богато украшено резьбой. Многие формы отделки непосредственно идут от приемов деревянного зодчества. Богатством декоративного убранства отличается Золотое крыльцо, вызвавшее ряд подражаний.8
Значительной перестройке
подвергся Московский Кремль. В 1624-1625
гг. Англичанин Фристофор Галовей
вместе с Баженом Огурцовым возвели
Спасскую башню в ее теперешнем виде.
Новая башня создала парадный
въезд в Кремль и связала своей
вертикалью кремлевские соборы с
Храмом Василия Блаженного на Красной
площади в единый ансамбль. Перестройка
кремлевских башен придала
Замечательные постройки появились в Ярославле, Толчкове – церковь Иоанна Предтечи, Воскресенские церкви в Костроме и Романове и другие.
Строгая церковная регламентация оказалась, в конечном счете, бессильна воспрепятствовать развитию народного, светского начала в зодчестве. Как и в других сферах культуры, влияние религии и церкви в зодчестве оказалось в XVII в. Заметно подорванным. Последние два столетия XVII в. Ознаменовались новым, высоким подъемом зодчества.
Глава 2
Устное народное творчество
В XVII в. Появились первые записи фольклора, дошедшие до нас, благодаря чему мы имеем более конкретное представление о народном творчестве того времени. Семнадцатый век с его острыми социальными конфликтами и длительной борьбой России против внешних врагов был временем значительного подъема народного творчества. Характерно широкое распространение исторических песен, пронизанных чувством глубокого патриотизма. Были популярны различные былины, песни, сказки, сложенные еще в предыдущее время.10
Весьма интересны пословицы, записанные в особых сборниках конца XVII века. В пословицах явно прослеживалась народная оценка человеческих качеств и общественных отношений. Недаром многие из них дожили до наших дней, как, например: «баснями соловья не кормят», «взялся за гуж не говори, что не дюж». Народные пословицы отразили критические отношения простых людей к церковникам и церковным обрядам: «из одного дерева икона и лопата». Для XVII века характерна насмешка над людьми, не желающими учиться грамоте: «Аз, буки, веди страшат, что медведи». В пословицах отражалось недоверие крестьян к феодалам: «в боярский двор ворота широки, а со двора узки», «обещать – по-дворянски, а слово держать по-крестьянски»; протест против притеснений властей: «наказал бог народ – послал воевод», лошадь любит овес, земля – навоз, а воевода – привоз»; возникающее в народе сознание своей силы: «холопье слово, что рогатка».11
Одним из любимых героев произведений народного творчества стал вождь крестьянской войны Степан Тимофеевич Разин. Вокруг его имени уже в XVII веке стали складываться многочисленные легенды, песни сказания. Степан Разин наделялся богатырскими чертами, оказывался «заговоренным от смерти». Древние былины перерабатывались, и Степан Разин оказывался в одном кругу былинных героев, вместе с Ильей Муромцем. Народные песни рисуют восстание как праздник:
На матушке Волге праздник –
Сходись, голытьба, на праздник.
Готовьтесь, бояре на праздник.12
Очевидно, народное творчество
в XVII веке приобрело определенные и
антицерковные тенденции. Оно стало
сильнее оказывать влияние на
письменную литературу. Народное творчество
явилось настоящей основой
Усиление влияния народного творчества на литературу имело одной из важных своих предпосылок значительное расширение количества грамотных людей в семнадцатом веке. Хотя масса населения крепостной страны продолжало оставаться неграмотной, тем не менее, количество грамотных людей в XVII в. Значительно возросло, особенно в среде посадских людей. Развитие городской жизни, а также системы государственного управления вызвало большую потребность в грамотных людях. Помимо того, что грамотность была необходима для торговых и других занятий, грамотные люди могли вступить на службу в государственные учреждения, приказы и тем самым освободиться от тягла. К концу семнадцатого века в московских приказах работало 178 дьяконов и 1450 подьячих. Кроме того, в городах были еще так называемые «площадные подьячие», которые за плату составляли всякие челобитные и другие документы. Грамотными были земские и церковные дьячки, ведшие текущее делопроизводство.13
Помимо значительно
Не только феодальная знать
и духовенство, но и многие посадские
люди хранили книги. Большое распространение
получали рукописные сборники, в которых
содержались различные