Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2015 в 12:47, реферат
В последнее время внимание российских учёных всё больше привлекают проблемы, связанные с духовной сферой жизни общества. Это объясняется двумя основными причинами. Во-первых, отход от бывшей долгое время традиционной марксисткой научной парадигмы, обусловил признание относительной самостоятельности в качестве объекта исторического исследования вопросов, связанных с мировосприятием, интеллектуальной деятельностью и творчеством людей. Как результат работа в направлении данной проблематики получила особую перспективность и научную новизну.
Введение. С. 3
Глава 1. Религиозные традиции в погребальном культе.
§ 1. Роль языческих культов в погребальной обрядности. С. 9
§ 2. Влияние ислама на традиционную похоронную культуру тюркоязычных кочевников. С. 29
Глава 2. Материальная культура погребальных обрядов.
§ 1. Устройство могильной ямы и сопроводительный инвентарь погребального обряда. С. 41
§ 2. Надмогильные сооружения. С. 52
Заключение. С. 68
Библиография.
Культура и религия народов мира
«Погребальный культ. Формирование представлений о душе, духе и загробном мире»
Студентки 4 курса
заочного отделения ПГФА
46 группы
Костюниной
Людмилы Маратовны
173/2011
Содержание.
Введение.
Глава 1. Религиозные традиции в погребальном
культе.
§ 1. Роль языческих культов в погребальной обрядности. С. 9
§ 2. Влияние ислама на традиционную похоронную культуру тюркоязычных кочевников.
Глава 2. Материальная культура погребальных
обрядов.
§ 1. Устройство могильной ямы и сопроводительный
инвентарь погребального обряда.
§ 2. Надмогильные сооружения.
Заключение.
Библиография.
Приложения.
Введение.
В последнее время внимание российских учёных всё больше привлекают проблемы, связанные с духовной сферой жизни общества. Это объясняется двумя основными причинами. Во-первых, отход от бывшей долгое время традиционной марксисткой научной парадигмы, обусловил признание относительной самостоятельности в качестве объекта исторического исследования вопросов, связанных с мировосприятием, интеллектуальной деятельностью и творчеством людей. Как результат работа в направлении данной проблематики получила особую перспективность и научную новизну. Во-вторых, и эта причина связана с предыдущей, в обстановке устоявшегося теоретического разнообразия, множества параллельно существующих философских и исторических концепций, возникла настоятельная необходимость пересмотра ряда ранее затрагивавшихся тем под новым теоретическим углом зрения, а также изучения до сих малоизученных вопросов в связи с их повысившейся степенью актуальности. К числу последних можно отнести проблему отражения представлений тюркоязычных кочевников о загробном мире в их погребальной обрядности.
Тюркоязычные кочевники занимали важное место в этногенезе современных тюркских народов. Они стали историческими предками многих этносов, населяющих в данное время территорию бывшего СССР. Изучение мировосприятия тюркоязычных кочевников имеет большую важность в силу того, что многие его особенности сохранились и по сей день среди современных тюркоязычных народов, являясь мощным фактором в процессах их самоидентификации и взаимодействия.
Погребальная обрядность является одним из наиболее устойчивых компонентов духовной культуры. Она является непосредственным отражением представлений людей о так называемом загробном мире, напрямую связана с общей картиной мира. Особенности образа жизни кочевников, связанные с непрерывными перемещениями, отсутствием постоянных поселений, письменности делают погребальный культ особенно ценным для понимания их системы культурных ценностей. Кроме того, благодаря достижениям археологии и этнографии последних десятилетий, появилась реальная возможность всестороннего изучения системы погребальных обрядов тюркоязычных кочевников
Объектом исследования являются представления о загробном мире у тюркоязычных кочевников, рассматриваемые неотрывно от их общего образа жизни и в совокупности с другими культурными компонентами, как, например, религия.
Предметом исследования является погребальный обряд, в котором представления о загробном мире находили своё отражение в определённой системе действий по захоронению умершего и совершению над ним различных ритуалов, что, в свою очередь, дошло до нашего времени в остатках сооружений, вещах, положении скелета, так же как и в этнографических данных.
Хронологические рамки исследования XVII – начало XX вв. обусловлены двумя основными причинами. Прежде всего, данный период представляется мало изученным в исторической литературе. Кроме того, данный хронологический отрезок связан со временем вступления тюркоязычных кочевников в контакт с представителями Российской империи, расширявшими границы своего государства на восток. Это обстоятельство позволяет активно привлекать в работе не только археологические, но и этнографические данные, собиравшиеся колонизаторами и учёными по мере освоения новых территорий, что, без сомнения, позволит опереться на достаточную источниковую базу работы.
Территориальные рамки исследования В работе сделана попытка охватить широкий географический ареал расселения тюркоязычных кочевников: Средняя Азия, Казахстан, Алтай и Западная Сибирь. Несомненно, столь обширные территориальные рамки неизбежно потребуют уделять гораздо меньше внимания отдельным характеристикам того или иного этноса, но, вместе с тем, они могут позволить выйти на более широкие обобщения относительно всех тюркоязычных кочевников указанного периода.
Степень изученности проблемы. На сегодняшний день данная тема является относительно малоизученной. Условно, в отечественной науке можно выделить два основных этапа изучения погребального обряда у тюркских кочевников в указанный период. Первый этап относится к XVII – первой половине XX вв., то есть непосредственно ко времени освоения или проникновения российских учёных в области их проживания. В это время появляются первые попытки связать погребальный культ того или иного народа с его картиной мира. Для авторов характерно обращение внимания только на те особенности погребального культа, которые явились для них удивительными или из ряда вон выходящими.
Поскольку археология и этнография как науки в указанное время находились только в процессе своего становления, то работы данного периода могут относиться к рассматриваемой теме, скорее, как источники, дающие не столько анализ какой-либо исследовательской проблемы, сколько простое описание быта различных тюркоязычных народов без попыток его осмысления. Однако, и по сей день выводы и рассуждения некоторых путешественников и естествоиспытателей могут считаться весьма уместными. Среди таковых необходимо отметить П.С. Палласа, И.Г. Георина, Ф. Белявского, В. Иславина (Лукина Н.В., 1994. С. 333-334).
Основы отечественной тюркологии были заложены академиком В.В. Радионовым. Наряду с продолжавшимся сбором археологических и этнографических материалов началось их систематическое осмысление. Проблемами тюркского этногенеза занимались такие видные исследователи как Н.Ф. Катанов, К.Ф. Карьялайнен, В.В. Радлов, В.В. Бертольд и другие. Именно, они впервые обратились к изучению погребального обряда у тюркоязычных кочевников. Способы обращения с умершими стали рассматриваться как самостоятельный объект исследования.
В частности, Н.Ф. Катанов написал специальное исследование о погребальных обрядах тюрков, К.Ф. Карьялайнен исследовал связь представлений о потусторонних мирах и обрядов обращения с умершими. Важное значение этих работ заключалось в том, что в них впервые упор делался не только на выявление мусульманских корней в культурных традициях тюркоязычных народов и сравнение их с соответствующими христианскими традициями, но также и на вскрытие языческой основы современной им тюркской культуры, выявления мощных пластов языческого мировоззрения, до сих пор оказывавших значительное, если не преобладающее, влияние на все сферы жизни общества (Карьялайнен К.Ф., 1994. С. 102).
Во второй половине XIX – начале XX вв. вышло некоторое количество работ, посвящённых погребальной обрядности у тюркских кочевников Их характерной чертой оставался сугубо описательный характер, без отдельного анализа полученного материала. К таким работам относятся сочинения В.И. Вербицкого, А.В. Адриянова, Т.Н, Потанина, Н.М. Ядрецова, С.С. Шошкова (Лукина Н.В., 1994. С. 337.).
Второй этап изучения тюркоязычных народов приходится на период с середины XX в. по настоящее время. Он характеризуется возросшей ролью этнографии как гуманитарной науки, появлением широкого количества новых научных методов, а также комплексным подходом исследователей с одновременным использованием археологических, этнографических, фольклорных материалов, а также теоретических разработок из области лингвистики и естественных наук. Начинается процесс обобщения имеющихся материалов по погребальному обряду и погребальным комплексам (Корусенко М.А., 2001. С. 175).
Характерной чертой современных исследований является их всё более углубляющаяся специализация, ограниченность достаточно узкими территориальными или проблемными рамками, дающими богатство фактического материала, но не позволяющими делать широкие выводы. Всё более насущной представляется необходимость перехода на новый уровень исследовательских работ: от сбора материалов и их первичного анализа, к обобщающим работам, объединившим бы в себе усилия учёных за последние столетия.
Цель работы – исследовать особенности представлений о загробном мире у тюркоязычных кочевников посредством изучения бытовавшего у них погребального обряда.
Задачи исследования:
Поставленная цель и задачи определили структуру работу, состоящую из двух глав, каждая из двух параграфов, введения, заключения, библиографии и приложений.
Источниковая база исследования. Обращаясь к источникам, составляющим основу данной работы, необходимо выделить их комплексный характер. Преобладающими из них являются этнографические материалы, содержащиеся в различных монографиях и публикациях.
Археологические материалы в данной работе представляет собой, главным образом, результаты раскопок погребальных памятников. Материалы из археологических раскопок представляют ценные данные о ряде элементов погребального цикла, прежде всего, связанные непосредственно с формой и характером погребения умершего, устройством погребальных сооружений, особенностями погребального инвентаря.
Среди наиболее ценных исследований для данной работы можно назвать публикации Е.М. Данченко, М.А. Грачёва, базирующиеся на раскопках красноярского археологического комплекса, а также работы М.Н. Тихомирова по полевым материалам, собранным в 1999 г. в Усть-Ишимском районе Омской области. Кроме того, необходимо отметить труды А.И. Сенина и С.Г. Скобелева, которые базируются на материалах раскопок могильников Койбалы, Койбалы-1, Чегерек. Также использовались материалы раскопок в омской области, приведённые в работах Худякова Ю.С., в которых особое место заняло изучение могильных камер в погребениях местных тюркоязычных кочевников. В работах В.П. Дьяконовой также приводится важный для данного исследования источниковый археологический материал.
В целом же, источниковая база работы представляется достаточной для достижения поставленной цели.
Глава 1. Религиозные традиции в погребальном культе.
§ 1. Роль языческих культов в погребальной обрядности.
Рассматриваемый период времени XVII – начало XX вв. характеризуется сосуществованием и весьма сложным переплетением в общей картине мира тюркских кочевников древних языческих культов и исламской религиозной традиции. Несмотря на то, что процесс исламизации Средней Азии, Казахстана, Алтая и Западной Сибири начался задолго до XVII в., даже к началу XX в. среди проживавших там тюркоязычных кочевников сохранились многочисленные элементы доисламских верований, прежде всего, шаманизма.
Характерной особенностью шаманизма является вера в существование потустороннего мира духов, который способен влиять на повседневную жизнь людей. Именно в этот мир, согласно религиозной картине мира, отправляется дух умершего человека, чтобы навечно остаться там с духами природы и предками. Согласно шаманистским верованиям, для живых людей возможно общение с миром духов, как правило, посредством шамана – своеобразного медиума, наделённого сверхъестественными способностями. Но на похоронах обычно предполагается непосредственное, хотя и, разумеется, одностороннее общение живых с умершим.
Обратимся к конкретному историческому материалу. У казахов одним из признаков погребального комплекса казахов являлась коллективность. Так, соболезнование (конил айту) членам семьи покойного приходили выражать и казахи, не связанные с ними родством. В обязательном порядке все должны были оказать семье умершего помощь (бата): обычно небольшую сумму денег. Аналогичный обычай зафиксирован, и у других тюркоязычных кочевников, что явно связано с традициями взаимопомощи времён существования родовой общины (Ахметова Ш.К., 1992. С. 13.).
Соболезнование выражалось словами «иманды болсын». Смысл этих слов, по словам информаторов, заключен в пожелании «благополучия покойному». По-видимому, здесь мы имеем дело не столько с соболезнованием в буквальном смысле этого слова, сколько с отзвуком того, что ранее рассматривалось как «проводы» души или духа (жан, арвак) усопшего в потусторонний мир. О том, что погребальная обрядность казахов, как, впрочем, и других народов Средней Азии и Сибири, была подчинена проводам духа в мир иной, отчетливо прослеживается на этнографическом материале (Толеубаев А.Т., 1991. С. 118; Дьяконова В.П., 1975. С. 43.).
Одежду с покойного (маит) снимали мужчины, с умершей – женщины. Снятую одежду разрезали ножницами и сжигали. Пепел закапывается потом «в чистом месте» или возле могилы. Покойного затем перекладывали в специально отведенную комнату с правой стороны (он жак). Клали усопшего на спину, слегка поворачивая на правый бок. Под покойного (маита) стелили солому или сено. Накрывали усопшего белой простыней с головы до пят. Тело отгораживается занавеской (шымылдык), которая изолирует покойного от живых. Аналогичные меры изоляции предпринимались у многих этносов Средней Азии и Сибири, что отчётливо символизировало переход умершего в иной мир. Поскольку умерший теперь считался принадлежавшим другому миру, то его следовало всеми возможными способами отделить от мира живых. Загробный мир представлялся полным опасностей и злых духов, которые безвредны для умершего, но могут навредить живым (Коновалов А.В., 1980. С. 112; Толеубаев А Т., 1991. С. 92). В погребальном обряде башкир существовала традиция копать могилу умершему и хоронить его как можно быстрее, дабы свести время его пребывания в доме к минимуму, что тоже является свидетельством страха перед духом умершего.
Информация о работе Погребальный культ. Формирование представлений о душе, духе и загробном мире