Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 14:59, курсовая работа
Цель работы заключается в раскрытии соотношений понятий «природы» и «культуры» в трудах Ж.-Ж. Руссо. Тема «природы и культуры» приобрела свою актуальность еще с древних времен. Но более глубокое осмысление она приобрела в эпоху Просвещения.
Задачами данной курсовой работы является:
- раскрытие соотношения понятий «природного и культурного» в философии Просвещения XVIII века
- анализ концепции Ж.-Ж. Руссо в контексте философско – культурологических идей философии XVIII века
- рассмотрение идей Ж.-Ж. Руссо о противоречиях прогресса
- раскрытие сути исследований Ж.-Ж. Руссо о соотношении «природного и культурного»
Введение…………………………………………………………………………..2
I. Природа и культура в философии XVIII века
1.1 Философия культуры XVIII века о соотношении природного и культурного……………………………………………………………………….9
1.2 Концепции Ж.-Ж Руссо в контексте философско – культурологических идей философии XVIII века……………………………..12
II. Философско – культурологическая концепция Ж.-Ж. Руссо
2.1 Ж.-Ж. Руссо о противоречиях прогресса…………………………..13
2.2 Ж.-Ж. Руссо о соотношении природного и культурного…………16
Заключение………………………………………………………………………19
Список источников и литературы……...............................................................21
Введение…………………………………………………………
I. Природа и культура в философии XVIII века
1.1 Философия культуры XVIII века о
соотношении природного и культурного…………………………………………………
1.2 Концепции Ж.-Ж Руссо в контексте философско – культурологических идей философии XVIII века……………………………..12
II. Философско – культурологическая концепция Ж.-Ж. Руссо
2.1 Ж.-Ж. Руссо о противоречиях прогресса…………………………..13
2.2 Ж.-Ж. Руссо о соотношении природного и культурного…………16
Заключение……………………………………………………
Список источников и литературы……..................
Культура активно преображает окружающую среду, общество, быт людей. Однако современное состояние культуры вызывает обоснованное беспокойство. Одной из глобальных проблем развития общества является эрозия духовной культуры, возникшей в результате тотального распространения однообразной информации, изолирующей ее потребителей от работы по развитию представлений о смысле существования в социо – культурном процессе.
В современное время не теряют актуальность соотношения значения терминов «природа - человек – культура». Природа в наше время проявляется в четырех формах. «Природа: 1) все существующее, весь мир в многообразии его форм, 2) объект естественности, 3) совокупность естественных условий существования человека в обществе, 4) сущность»[8, стр.548].
Определение «человек» носит многогранный характер в философских, культурологических и других областях науки. «Человек – особый род сущего, творец истории развития, культуры, субъект социального творчества»[10, стр. 347]. Человек на ранних ступенях развития не отделял себя от остальной природы. История человечества – прежде всего, время постоянного развития человека и одновременного растущего отчуждения. «В процессе отчуждения, человек лишается своего тела и окружающей его природы, а так же своего «я», себя самого, как человеческого существа»[10, стр.347].
На сегодняшний день существует множество определений «культура», наиболее распространенным является то, что культура – (от лат.- возделывание, воспитание, образование, развитие) – «совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученных форм человеческого поведения и деятельности обретенных знаний. Образов самопознания и символических обозначений окружающего мира»[10, стр.336].
Современный философский словарь дает такое определение «культуры» – это «форма деятельности людей по воспроизведению и обновлению социального бытия, а так же связываемые этой формой продукты и результаты деятельности»[9, стр.343]. Культура- сокровищница созданных человеком объектов. Культура надприродна, искусственна, культура – радикальный поворот в органическом развитии мира.
По мнению французского культуролога Жана Мари Бенуа: «Культура- это специфика человеческой деятельности, то, что характеризует человека как вид. Напрасны поиски человека до культуры, появление его на арене истории надлежит рассматривать как феномен культуры. Она глубочайшим образом сопряжена с сущностью человека, является частью определения человека как такового»[20, стр.125]. Человек и культура, как отмечает Ж.М. Бенуа, неразрывны, подобно растению и почве, на которой оно произрастает.
Шаг к разрыву с природой человек сделал только в том смысле, что стал возводить на ней свой человеческий мир, мир культуры как дальнейшую ступень мировой эволюции. С тех пор развитие продолжается через культуру. Вместе с тем человек продолжает служить соединительным звеном между природой и культурой.
Таким образом, культура – это природа, которую «пересоздает» человек, утверждая посредством этого себя в качестве человека. Опосредующее связующее звено между культурой как творением человека и природой – деятельность, т. е разносторонняя, свободная активность человека, имеющая определенный результат.
По выражению русского философа П.А. Флоренского (1882 - 1937), природа и культура существуют лишь друг с другом. В основе всякого явления культуры лежит некое природное явление, «возделываемое» культурой. Человек как носитель культуры не творит ничего из пустоты. Он лишь образует и преобразует природное, стихийное. Но природа не входит в наш разум, не становится достоянием человека, если она не преображена предварительно культурной формой.
Культура возникла и развивается во взаимодействии с природой. Природа и культура – антонимы, противоположные, но и в тоже время взаимодействуют, являются составляющими человеческого бытия. В таком случае, человек в определенной мере и является природой. Но не существует чисто природного человека. От истоков и до заката своей истории был, есть и будет только «человек культурный», т.е «человек творящий». «Культура не редко определяется как совокупность элементов природы, переработанных людьми в своих интересах»[10, стр.137]. Но овладение внешней природой еще не является культурой. Освоить природу означает овладеть не только внешней, но и внутренней, человеческой природой. Важный аспект соотнесения «природа - культура» - культура природопользования людей. По мере развития технических средств и роста эффективности технологий, переработки материалов природы в человеческих нуждах все острее становится вопрос о нарушении баланса производства природных экосистем, вмешательство в естественный отбор, поддерживающий «биологическое качество» человеческих популяций. Таким образом, противостояние культурности и природности не исчезло и сегодня.
Источники и литературу, используемую нами в курсовой работе, можно разделить на следующие группы:
Работа «Антология мировой философии» содержит тексты европейских философов XV-XVIII вв., они распределены по двум разделам: философия эпохи Возрождения и философия эпохи Просвещения. Наибольшее место уделено выдержкам из произведений самых значимых представителей философии этих веков, в данном контексте, раскрывается главное значение «наук и искусств» в работе Руссо «Трактаты».
В монографии Длугача Т.Б «Подвиг здравого смысла», рассматривается формирования французской просветительности такой человеческой способности, как здравый смысл. С точки зрения «здравого смысла» изучаются произведения Гольбаха, Гельвеция и Руссо.
В работе Павленкова Ф.Ф. «Мольер. Вольтер. Руссо. Дидро.» собрано переиздание книг о жизни и деятельности французских философов XVII-XIX вв.. В главе, посвященной творчеству Ж.-Ж. Руссо, содержится информация об основных культурологических идеях мыслителя.
Монография Дворцова А.Т «Ж.-Ж. Руссо» предоставляет информацию о жизни и деятельности Руссо. Рассматриваются его философские, общественно- политические, педагогические воззрения. В особенности, наш интерес представляла глава о «рассуждении о науках и искусствах», влиянии наук и искусств на общественную жизнь.
Работа «Французское Просвещение и революция» рассмотрена в ее воздействии на социально – политический кризис общества накануне буржуазной революции 1789 – 1794 и на ход самой революции. Одна из глав посвящена идеям Руссо, которые повлияли на революционную мысль эпохи Просвещения.
Книга «Ж.-Ж. Руссо: pro et contra» включает наиболее значимые тексты и рефлексии мыслителей России, посвященные Ж.-Ж. Руссо, деятелю и критику французского Просвещения. Онтология охватывает период с 1752 – 1917 год.
В монографии Кузнецова В.Н. «Европейская философия XVIII века» представлено обобщающее освещение философского процесса XVIII века в трех его главных регионах: английском, французском, немецком. Ж.-Ж. Руссо раскрывает проблемы противоречия культурно – социального прогресса.
Исследование Ж.-Ж. Руссо «Исповедь; Прогулки одинокого мечтателя» является своеобразным отчетом о жизни автора за полвека и одновременно и одновременно очерки критики всего строя тогдашних общественных отношений. В «Диалогах» и «Прогулках» раскрывается верная оценка личности Руссо.
Монография выдающегося советского историка Манфреда А.З. «Три портрета эпохи Великой французской революции» посвящена историческим судьбам трех крупных деятелей эпохи Великой французской революции: Руссо, Мирабо, Робеспьера. Деятельность этих ярких представителей французского общества XVIII века наиболее отчетливо отражает самые существенные особенности общественно – политического развития Франции той переломной эпохи.
Работа Карпейля Т. «Герои и героическое в истории» содержатся статьи посвященные проблемам человеческого существования (смысл жизни и ценность личности), а так же проблемам, имеющие актуальность и в наши дни (безудержное обогащение и обнищание, демократия и подлинная свобода).
Нами была использована так же справочная литература, представленная культурологическими словарями, философскими словарями, энциклопедиями. Среди указанных изданий важно выделить словарь культуры Руднева В.П. «Словарь» составляют статьи из областей современной культуры: философии, литературы, психоанализа, семиотики, лингвистики. В особенности раскрывается сущность таких определений как культура, природа, человек.
Энциклопедия «Культурология XX век» представляет собой попытку очертить границу культурологии, как интегративной области знания. Основное внимание сосредотачивается на проблемах формирования культурологии XX века. В издание включены статьи, дающие представление об основных направлениях, школах, познавательных категориях и понятиях культурологии, а так же о наиболее крупных мыслителях, заложивших основу этой науки. В проблемных статьях представлен спектр различных точек зрения, отражена творческая концепция, выявлены трудности, связанные со становлением культурологии.
Справочная литература «Энциклопедия. Культурология» включает статьи по всему спектру наук, на стыке которой сформировалась культурология, что позволяет проследить эволюцию различных идей и концепций. В Энциклопедии представлены все культурные эпохи. Она сосредотачивает статьи об основных школах и направлениях, о наиболее крупных мыслителях, а так же на их концепциях. Философско- культурологическая идея Руссо, представленные в одной из статей, как одного из выдающихся мыслителей Посвящения, сопоставляется с идеями других «просветителей».
Философский энциклопедический словарь включает более 3500 статей, раскрывающих содержание основных важнейших понятий всех областей философии: гнесеологии, метафизики, психологии, этики, эстетики, философии права, истории и культуры, религиозной философии и т.д. Словарь включает, как философские термины, так и большое количество персоналий, дающие объемную информацию и широком круге вопросов, относящихся к философской проблематике.
Цель работы заключается в раскрытии соотношений понятий «природы» и «культуры» в трудах Ж.-Ж. Руссо. Тема «природы и культуры» приобрела свою актуальность еще с древних времен. Но более глубокое осмысление она приобрела в эпоху Просвещения.
Задачами данной курсовой работы является:
- раскрытие соотношения понятий «природного и культурного» в философии Просвещения XVIII века
- анализ концепции Ж.-Ж. Руссо в контексте философско – культурологических идей философии XVIII века
- рассмотрение идей Ж.-Ж. Руссо о противоречиях прогресса
- раскрытие сути исследований
Ж.-Ж. Руссо о соотношении «
Объектом данного исследования является «природа и культура» в философии XVIII вв.
Предметом является философско - культурологическая концепция Ж.-Ж. Руссо.
Источником данной курсовой работы является
Ж.-Ж. Руссо «Трактаты»// «Рассуждение.
Способствовало ли науки и искусств улучшение
нравов?». Особое внимание было уделено
соблюдению единого подхода. В этом рассуждении
речь идет об одной из тех истин, от которых
зависит «счастье человеческого рода».
Раскрываются главные идеи о влиянии наук
и искусств на нравы, о противоречивости
прогресса, а так же о соотношении природного
и культурного.
Природа и культура в философии XVIII вв.
природного и культурного
Французское просвещение XVIII вв. является важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии человечества, весомой победой науки, разума над антинаучным, религиозно – мистическим мировоззрением. Отважные деятели века Просвещения подвергли острой критике ущербные социально экономические и политические отношения феодализма, деспотичной монархии, господство феодальных сословий над народом. Просвещение явилось политической идеологией философской и культурной эпохи крушения феодализма и утверждения капитализма.
В научный оборот термин «культура» был введен в эпоху Просвещения, когда он приобретает самостоятельное научное знание. В этот период человек творит новые усилия своего существования, активно воздействует на природную среду, впервые осознавая себя силой, способной не только противостоять природе, но и преобразовывать ее. Многие мыслители новой эпохи задаются вопросом о сущности этой созданной в противовес «натуре» среды человеческого существования, «второй природы», подчас вкладывая соответствующий смысл в термин «культура». «Культура» стала обозначать меру совершенства общественного человека, уровень его социализации, степень воспитанности, образованности»[6, стр.57].
Информация о работе Природа и культура в философии XVIII века