Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 15:53, реферат
Православие появилось в Новом Свете вместе с иммигрантами из Восточной Европы. Однако в отношении Аляски и островов Карибского моря это не так. О том как крестили исконное население Аляски рассказано много, в то время как невероятная история появления на Ямайке Эфиопской православной церкви до сих пор не рассказана.
Министерство здравоохранения и социального развития
Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Российский
Государственный Медицинский
Кафедра
истории, экономики
и права.
Культурология.
Реферат
на тему: «Растафарианство».
Подготовила студентка
Группы 1401
Стоматологического факультета
Черепко Екатерина
Проверил к.и.н., доцент
Запариванный Роман
Иванович
Москва.
2010.
Православие появилось в Новом Свете вместе с иммигрантами из Восточной Европы. Однако в отношении Аляски и островов Карибского моря это не так. О том как крестили исконное население Аляски рассказано много, в то время как невероятная история появления на Ямайке Эфиопской православной церкви до сих пор не рассказана.
Родившийся на Ямайке Маркус Гарви (Marcus Garvey) был лидером основанной им Всемирной ассоциации негритянского развития (Universal Negro Improvement Association - UNIA), которая в 20-х годах нашего столетия стала самой влиятельной в США негритянской организацией . Хотя сам он был католиком, Гарви настаивал на том, чтобы его последователи представляли себе Христа негром и основали свою церковь. Эта новая церковь не была ни католической, ни протестантской, что и было подчеркнуто в ее названии - 'православная' (orthodox), а в службе была опущена filioque (фраза, которая в раннем средневековье была добавлена к латинской версии символа веры и впоследствии отвергнута теми, кто с тех пор стал именоваться православными христианами).
Комментарий растафарианца:
Гарви активно распространял идею Христа-негра. Когда Его Величество Хайле Селассие I взошел на престол Эфиопии, именно эта идея, а также указание Гарви на Восток, откуда следовало ожидать пришествия Великого Царя, убедило многих из тех, кто в глубине души сомневался в африканской идее в том, что время освобождения уже пришло. Нельзя забывать, что в то время Ямайка по-прежнему оставалась британской колонией, и свобода для чернокожих существовала лишь на бумаге, несмотря на "официальную" отмену рабства за сто лет до описываемых событий.
Африканская православная церковь вступила в переговоры с русской метрополией о своем формальном признании, однако они не увенчались успехом в связи с тем, что метрополия потребовала неприемлемую степень административного контроля, а гарвииты желали провозглашать все, что им вздумается. Гарвиитам по-прежнему был необходим статус действующей христианской церкви, и они продолжили свой поиск. В итоге, африканский "православный" епископ принял посвящение в сан у "американских католиков" - церкви отвергшей авторитет римского папы, но в остальном схожей с Римской католической церковью. Это означало появление у Церкви гарвиитов официального статуса.
Церковь гарвиитов насчитывала тысячи прихожан на трех континентах и в свое время являлась символом борьбы против колониализма в Кении и Уганде. В этих странах Африканская православная церковь вскоре порвала отношения со своим центром в Нью-Йорке и напрямую примкнула к Александрийской патриархии, став таким образом православной по праву. Та же история повторилась совсем недавно в Гане, где брат Квами Лабе , выпускник Семинарии Св. Владимира в Нью Йорке, построил сплоченную православную общину на заложенных гарвиитами основах. Многие из них, к сожалению, сейчас стыдятся своего "еретического" прошлого и всячески отмежевываются от него.
В настоящее время Африканская православная церковь как таковая не существует, хотя приход Св. Джона Колтрэйна в Сан-Франциско процветает. [John Coltrane - недавно умерший саксофонист, канонизированный гарвиитами]
Чернокожие рабы всегда ощущали очевидную близость с порабощенными иудеями. Некоторые из них развили эту симпатию до своего логического завершения, заявив о том, что они на самом деле и есть евреи, упомянутый в Библии народ. Приверженцы этой идеи жили в США еще во времена рабовладения, по крайней мере известно об одном чернокожем, принявшим иудаизм и жившем в синагоге Антебел (Чарлестон). Весть о том, что в Эфиопии существует иудейское меньшинство Фалаша, безусловно, повлияло на рост Черного Иудаизма в конце XIX века, и в северных штатах бок о бок с мусульманскими сектами в гетто появлялись еврейские. Многие из них активны и поныне наряду с другими схожими им по духу сектами, появившимися позже.
Комментарий растафарианца:
Некоторые (среди них есть и антисемиты) придерживаются того мнения, что евреи и библейские израильтяне - разные народы. Некоторые исторические факты наводят на мысль о том, что существует более тесное родство между евреями-сефардами и африканцами, чем та связь, которая существует между ашкенази (европейскими) и сефардами (средиземноморскими) евреями. Есть свидетельства и тому, что многие библейские патриархи в действительности были чернокожими. Однако более всего евреев и растафарианцев роднит - общая для тех и других судьба народа-изгнанника, ведь описываемая в Библии горькая доля израильтян - наша реальность.
Секты, исповедующие эту идею (некоторые из них в своих претензиях на то, что они являются "настоящими евреями", дошли до рьяного антисемитизма) зачастую являются "христианскими", хотя и с упором на Ветхий Завет. Нередко они утверждают, что белые исказили текст Библии и хорошо известны их попытки "восстановить" текст Святого Писания.
Одной из таких попыток, непосредственно относящейся к нашему рассказу, является так называемая Holy Piby - оккультная библия, якобы переведенная с амхарского, в которой делается упор на разрушение белого Вавилона и возвращение израильтян в Африку - истинный Сион. Holy Piby была принята растафарианцами в качестве источника литургических текстов.
В исторических пособиях Маркус Гарви является нам как политический лидер, ратовавший за экономическое равноправие черных и белых. Однако в устной традиции он предстает пророком и провозвестником Хайле Селассие I. Ему приписываются многие чудеса и сбывшиеся пророчества, главным из которых безусловно является предсказание о том, что в Африке взойдет на престол "могущественный царь", призванный принести освобождение от Вавилонского ига всем униженным и угнетенным. Когда эфиопский Принц Рас-Тафарай был с помпой коронован Императором, многие на Ямайке сочли это событие очевидно сбывшимся предсказанием Маркуса Гарви. Так родилось Растафарианское движение.
Комментарий растафарианца:
Здесь совершенно отсутствует сверхнимание всех тех обстоятельств, которые явились причиной развития растафарианства. Мосайа Гарви стал катализатором процесса, который развивался в течение полных 300 лет, а коронация Эфиопского Царя явилась для нас пришествием Мессии. Тем более, что взошедший на трон был прямым потомком Царя Давида по линии Царя Соломона и Царицы Савской. Многим было предельно ясно, что Иисус Христос никак не относился к африканцам, так как всегда рисовался белым, а якобы принадлежащие ему изречения даже послужили моральным оправданием порабощения африканцев.
"И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему" - это и стало обоснованием еретической по тому времени идеи чернокожего Христа. Многим и поныне не нравится эта мысль, скорее всего потому, что слово "черный" используется в Библии исключительно в негативном контексте; и наоборот - слово "белый" упоминается лишь в положительном смысле. Ратсафарианство никогда не было неким "ударом под-дых" в сфере политической демагогии, а было проявлением честного стремления африканцев обрести корни своего самосознания на Африканском континенте и в конечном итоге вернуться домой.
Гарви тогда еще был жив. Его движение к тому времени потерпело крах, а сам он попал в тюрьму по обвинению в мошенничестве (впоследствии выяснилось, что обвинение было ложным). Гарви не признал в Хайле Селассие I предсказанного им ранее Спасителя, отметив в частности то, что в Эфиопии до сих пор существовало рабство. Растафарианцев Гарви назвал безумными фанатиками и ни раз высказывался против них. Они, тем не менее продолжали относиться к нему с почтением, простив ему его слепоту, ссылаясь на Иоана Крестителя, который тоже сомневался в Христе!
Комментарий растафарианца:
Существовавшее
в Эфиопии рабство во многом отличалось
от того, которое было известно в
Новом Свете. Это была система
принудительного труда с
Гарви был несправедливо осужден за почтовое мошенничество, оправдали его лишь спустя 50 лет. Хотя Daily Gleaner (старейшая в Западном Полушарии ежедневная газета) возможно и цитировала Гарви, назвавшего раста фанатиками, нельзя забывать, что Geaner была рупором консерваторов и, если судить по редакторским выступлениям, не чествовала ни Гарви ни Раста. Gleaner с радостью использовала эту возможность дискредитировать Растафарианцев, ведь из двух бед, Гарви был меньшей. Гарви изображался преступником и мошейником, по их мнению, он был бы эффективно нейтрализован. В то время как Растафарианцы самим своим существованием досаждали властям, ведь они побуждали иначе "послушных" людей критически осмыслить привычную систему стереотипов. Таким стереотипом, например, является представление об африканцах как о расе, представители которой никогда не смогут добиться чего-либо значительного. Поэтому неудивительно то, что власти стремились "раздавить крокодильчика до того, как он вылупился". Что касается Daily Gleaner, то как показали дальнейшие события, газета была целиком на стороне консерваторов, громогласно поддержав политику правительства Александра Бустаманте, расправившегося с Растафарианцами методом грубой силы. Удивительно то, что эта необъявленная война против Раста разворачивалась на фоне молчаливого одобрения всех церковных авторитетов, это продолжалось до тех пор, пока дело не дошло до таких крайностей, о которых уже было трудно умалчивать. Не смотря на то, что память Маркуса Мосайя Гарви свято хранится и в Африке и в среде африканской диаспоры, и даже то, что он посмертно признан национальным героем Ямайки, тем не менее, ямайкский эстаблишмент отказывается поддерживать популяризацию его идей, которые, как известно, направлены на то, чтобы улучшить долю африканского большинства на острове.
С 1930 по середину 60-х годов, Растафарианство было местным ямайским религиозным движением с незначительным присутствием за пределами острова. Некоторые лидеры гарвиитов утверждали, что в лице Хайле Селассие I сбылось предсказание Маркуса Гарви. Растафарианское движение оставалось под руководством независимых Старейшин, придерживавшихся самых разнообразных убеждений. Всеямайская растафарианская церковь в то время не была еще сформирована, и даже не существовало согласия по поводу основной доктрины и общего для всех канонического писания; некоторые из Старейшин пользовались Holy Piby и вариантом Библии Джеймса I, ничтоже сумняшеся дополняя их и "исправляя".
Классические растафарианцы видели в такой "анархии" и в беспорядке положительную сторону своего учения. Растафарианство не было религией, организацией или философией, растафарианство было активной попыткой распознать волю Джа и действовать сообразно с ней. Раста того времени были в основном необразованными крестьянами нищего Третьего Мира, однако они обращались к Растафарианству в чуть ли не талмудическом духе, собираясь на свои "разумения" (отчасти теологические дебаты, отчасти коллективные моления), в ходе которых они пытались найти Истину.
Их подход отличался от того, как толковали Библию протестанты. Они были абсолютно уверены в том, что под божественным руководством придут к сверхниманию Истины, которую нельзя постичь лишь человеческими усилиями, Джа-Джа должен сойти на я-да-я и тогда люди становятся сопричастны Единому, который и есть Истина.
Ранний
растафарианский мистицизм
Комментарий растафарианца: