Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 16:30, курсовая работа
Цель исследования Историкокультурологический анализ художественного образования России.
Достижение поставленной цели исследования предполагает решение следующих задач:
1. Выявить сущность понятия «художественное образование»
2. Рассмотреть содержание и формы художественного образования
3.Изучить специфику развития художественного образования в истории России
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы развития изучения художественного
образования ……………………………………………………………………….6
1.1. Художественное образование: категориально-понятийный аппарат …….6
1.2. Содержание и формы художественного образования……………………10
Глава 2. Художественное образование в России: генезис, становление и
развитие…………………………………………………………………………..17
2.1.Исторические этапы развития художественного образования
в России…………………………………………………………………………..17
2.2. Художественное образование в современной России…………………...21
Заключение…………………………………………………………………….....26
Список использованной литературы…………………………………………..28
ФГБОУ ВПО ВОСТОЧНО - СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
ГУМАНИТАРНО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ:
ИСТОРИКО – КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ВЫПОЛНИЛА: СТУДЕНТКА IV КУРСА 641ГР.
ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
ИВАНОВА ИРИНА ВАЛЕНТИНОВНА
ПРОВЕРИЛ (А): НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ.ДОЦ.
КАНДИДАТ КУЛЬТУРОЛОГИИ
доцент
МАНЗЫРЕВА ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА
УЛАН – УДЭ
2013
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы развития изучения художественного
образования ……………………………………………………………………….6
1.1. Художественное образование:
категориально-понятийный
1.2. Содержание и формы
Глава 2. Художественное
развитие…………………………………………………………
2.1.Исторические этапы
в России…………………………………………………………
2.2. Художественное
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..28
Актуальность. Художественное образование как сложное, многосоставное социокультурное явление, сегодня занимает весьма заметное место, как в истории российского образования, так и в истории отечественной художественной культуры.
В процессе развития российского художественного образования в течение нескольких веков в нем аккумулировались многообразные знания, стратегии решения проблемы подготовки кадров для сферы художественной культуры, отрабатывались соответствующие технические решения и апробировались на практике прикладные технологии. Художественное образование было тем примером, где изучались и сохранялись традиции – и в тоже время шли постоянные поиски нового, ставились эксперименты, ломались привычные стандарты.
Стремительные темпы перемен во всех сферах жизни, резко возрастающий поток новых знаний, исчезновение переходного периода между получением знаний и их использованием, наконец, отчуждение процесса производства духовных ценностей от процесса их усвоения и передачи требуют новые ценностные ориентиры образования, новую динамику. Эти тенденции наметились и в системе профессионального художественного образования, они требуют научного осмысления, разработки инновационных идей. Поэтому весьма актуальным представляется рассмотрение истории развития художественного образования в России с целью определения путей решения возникших сегодня проблем и задач.
Степень разработанности
В отечественной литературе имеется значительное число работ, посвященных анализу истории русской культуры, как в целом, так и в ее различных проявлениях, рассматривающих историю образования в широких социальных сферах.В этом отношении велика ценность работ отечественных авторов XIX–начала XX века, таких какН.А.Бердяев,В.В. Зеньковский, В.О.Ключевский, П.Н. Милюков,А.А. Мусин- Пушкин,С.В.Рождественский, П.А.Сорокин и др. Изучению истории русской культуры посвящены работы И.В. Кондакова, Ю.М. Лотмана, Д.С.Лихачева, и др.Теория художественной культуры рассматривалась в работах Б.М. Берштейна, М.С. Кагана, В.А.Конева, Ю.А. Лукина, К.Б. Соколова, Л.Н. Столовича и др.История художественной культуры в Росси изучалась М.В. Алпатовым, И.А. Бартеневой, И.Э. Грабарь, Н. А. Дмитриевой, Ю.А. Дмитриевым, Н.П. Черепниным, С.П. Яровым и др. Непосредственно же исследование художественного образования России проводилось в трудах Е.Я.Александровой, А.С. Борисова, Е.Б. Миловзоровой, О.В. Сабелевой,В.Л. Яконюкаи др.
Объект исследования Художественное образование в России.
Предмет исследования: Процесс исторического развития художественного образования в России.
Цель исследования Историкокул
Достижение поставленной цели исследования предполагает решение следующих задач:
1. Выявить сущность понятия «художественное образование»
2. Рассмотреть содержание и формы художественного образования
3.Изучить специфику развития художественного образования в истории России
4. Описать состояние художественного образования в современной России.
Методы исследования Методологическая основа исследования данной работы строятся на трудах отечественных историков и культурологов: Е.Я.Александровой, А.С. Борисова, В.Ф. Зива, Д.Л.Зрелых, Е.Б. Миловзоровой, О.В Сабелевой, В.Л. Яконюка и др.
Специфика предмета исследования, а также поставленная цель потребовали применения в качестве основного историко – культурологического метода, благодаря которому были обобщены накопленные знания о художественной культуре и художественном образовании в истории России. В работе использованы также общенаучные методы, описания, анализа, обобщения.
Структура работы Курсовая работа состоит из ведения, двух глав, включающих в себя четыре параграфа, заключения, библиографического списка использованной литературы.
Глава 1. Теоритические основы развития изучения художественного образования
1.1. Художественное
образование: категориально-понятийный
Культура это регулятивная
сфера любой социокультурной практики,
содержащая систему нормативов, идеалов,
иерархию ценностей, через которую транслируются
устоявшиеся, одобренные социальной системой
модели и образцы. Культура как система принципов,
норм, ценностей находит в образовании
важнейший канал для трансляции этих ориентиров.
В тоже время образовательный процесс
во все времена в значительной мере определялся
характером, содержанием, смыслом достижений
в самых различных областях культурной
деятельности. Очевидно, что художественное
образование мы, прежде всего, определяем
как составную часть образования, связанную
с трансляцией ценностей художественной
культуры, передачей знаний, умений,
навыков деятельности в области художественной
культуры, где оно всегда было тесно
связано с общекультурным или, в широком
смысле, культурологическим образованием
и просвещением, имеющими богатейшие традиции
в российской истории, что сделало
необходимым и неизбежным, наряду с
рассмотрением вопросов, связанных
с отдельными видами художественного
образования, обратиться к рассмотрению
вопросов о взаимодействия образованияя
культуры в конкретных социально-исторических
обстоятельствах. Таким образом, несмотря
на различные интерпретации и подходы,
все авторы рассматривают художественное
образование в качестве примера синтеза
образования и культуры и считают,
что через художественное образование,
потребление, можно достичь высокого общественного уклада материальной и духовной культуры в социуме. Художественное образование есть исторически сложившаяся система различных конкретных способов художественного освоения мира, каждый из которых обладает чертами, общими для всех и индивидуально-своеобразными [3.C.43].
В работах Ю.М. Лотмана, Д.С.Лихачева художественное образование рассматривается на разных этапах развития истории культуры, конкретными фактами культурной жизни. По мнению ученых, история художественного образования его развитие протекало под влиянием самых глубоких и действенных российских традиций - выдвижения на первый план проблемы человека, формирование человеческой личности, научение, воспитание, где такое взаимодействие элементов считалось важным для подготовки будущих музыкантов, актеров, художников. Единство этих элементов не исключает и их различия. Образование есть передача знаний, научение – передача умений, воспитание – приобщение к совокупности культурных ценностей[2.C.16].
М.С. Каган определяет художественное образование, прежде всего как составную часть художественной культуры. Согласно ему, художественная культура есть совокупный способ, продукт и принцип организации художественной деятельности. В этом определении ключевым является слово «совокупный», которым автор подчеркивает, что художественная культура охватывает и органически соединяет в себе все отрасли художественной деятельности (словесную, музыкальную, театральную и т.п.), включает в себя все процессы, протекающие «вокруг» искусства (создание, хранение, восприятие и т.д.), а также процессы, обеспечивающие его успешное функционирование (воспитание художников, публики, критиков). Как считает М.С. Каган, именно художественная деятельность человека образует специфическую духовно-материальную целостность, так как материальное и духовное в ней не просто соединяются, а органически сливаются, взаимовлияют, порождая некое качественно своеобразное явление, именуемое «художественность»[11.C.35]. Художественное образование определяется ученым как культурный механизм целенаправленного развития и формирования человеческого качества (образа) на основе систематизированного в содержательном и процессуальном отношении воспитания и обучения, где художественное образование включает:
- когнитивный аспект - отношение к народной традиции как духовно-ценностной;
- эмоционально-ценностный аспект, направленный на заполнение духовного мира воспитанника образами, впечатлениями, переживаниями, мыслями, идеями, идеалами, благодаря чему формируется культура чувств;
- деятельностный аспект - раскрытие творческих возможностей личности в процессе познания разнообразных видов художественной деятельности.
В работе Е.Я. Александровой пониманием художественного образования является важным осознанием примера синтеза образования и культуры.Е.Я. Александрова считает, что система образования, несомненно, является, прежде всего, инструментом распространения традиционных, сложившихся в конкретной социокультурной системе ориентаций, моделей образцов, которые даются индивиду в процессе его социализации. Главная цель любого образования, как считает автор, развить способности человека в определенной области знаний, получение им профессиональных теоритических и практических навыков, в избранной сфере деятельности. По мнению автора, в художественном образовании важным является подготовка обучающегося к занятию профессиональным художественным творчеством[1.C.6].
Более актуальным, дает определение Зрелых. Д.Л. Она считает, что художественное образование является важнейшим элементом в формировании и развитии гармонически развитой творческой личности, где процесс художественного образования длителен, непрерывен и, по существу, не завершаем. Он включает в себя целый ряд социокультурных институтов и подразделений, являющихся в совокупности также составными элементами художественной культуры, а именно систему художественного образования, воспитания и обучения, направленную на подготовку профессиональных специалистов и на непрофессиональную деятельность в сфере искусства. Формы художественного образования разнообразны. Можно говорить о таких его уровнях, как например, общехудожественное и специальное образование, о взаимодействии и специфике видов художественного образования, о взаимообусловленности просвещения, воспитания и обучения, о разделении по признаку профессионализма или любительства, о существовании начальной, средней и высшей ступеней. Говоря же о художественном образовании как системе организации художественного обучения, можно выделить такие подсистемы:
- сеть учебных заведений; структура учебных заведений; органы управления системой художественного образования;
- разделение на государственные и негосударственные учебно-воспитательные учреждения;
- профессиональные и любительские, специализированные и общекультурные институционные формы образования.
Главную роль в подсистеме играют учебные заведения:
-специализированные художественные и музыкальные училища, театральные вузы, консерватории и др.;
- общеобразовательные школы, музыкальные, художественные и вузы, главным образом гуманитарного профиля;
Информация о работе Художественное образование в современной России