Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 21:28, контрольная работа
Деловой этикет – это важнейшая сторона морали профессионального поведения делового человека, предпринимателя. Знание его – необходимое профессиональное качество, которое надо приобретать и постоянно совершенствовать. Давая более развернутую характеристику этики деловых отношений, к ней следует отнести: правила и нормы делового мышления, определяющие деловое поведение и общение людей; разумное обеспечение функционирующих норм указанного мышления с точки зрения здравого смысла, потребностей профессии, общества; обоснование либо критическую оценку апробированных, известных норм делового общения с позиции гуманизма, экономической полезности, а также норм права
1. Этикет как важная сторона профессионального поведения.
2. Основные правила современного делового этикета.
3. Проанализировать, могут ли этикетные нормы противоречить нравственной позиции в деловом общении.
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра Философии и социологии
Факультет экономический
СпециальностьБакалавр менеджмента
Контрольная работа
по дисциплинекультура речи
и деловое общение
Тема Этикет и культура делового общения
СтудентКурс № группы
Личное дело №
Преподаватель
Барнаул 2011
План работы
1. Этикет как важная
сторона профессионального
2. Основные правила современного делового этикета.
3. Проанализировать, могут
ли этикетные нормы
1. Этикет как
важная сторона
Деловой этикет – это
важнейшая сторона морали профессионального
поведения делового человека, предпринимателя.
Знание его – необходимое
Правила этикета, облаченные в конкретные формы поведения, указывают на единство двух его сторон: этической и эстетической. Первая сторона – это выражение нравственной нормы: предупредительной заботы, уважения, защиты и т.д. Вторая сторона – эстетическая – свидетельствует о красоте, изяществе форм поведения.Например, для приветствия пользуйтесь не только вербальным (речевым) средством «Здравствуйте!», «Добрый день», но и невербальными жестами: поклоном, кивком, взмахом руки и т.п. Можно равнодушно сказать «Здравствуйте», кивнуть головой и пройти мимо. Но лучше поступить иначе – сказать, например, «Здравствуйте, Пётр Иванович!», тепло улыбнуться ему и остановиться на несколько секунд. Такое приветствие подчеркивает ваши добрые чувства к этому человеку, он поймет, что вы цените его, да и звучание собственного имени – приятная мелодия для любого человека.[5].
Обращение без имени – обращение формальное: будь то подчиненный или начальник, сосед или попутчик в общественном транспорте. Обращение по имени, а еще лучше – по имени и отчеству – это обращение к личности. Произнося имя, отчество, мы подчеркиваем уважение человеческого достоинства, демонстрируем душевное расположение. Такое приветствие говорит о культуре человека. Важно также соблюдать определенные правила в отношении одежды и внешнего вида. Сверхмодный костюм вовсе не обязателен. Но костюм должен быть к месту и ко времени. Если переговоры с партнером назначены на дневное время, подойдет светлый костюм. Но если переговоры идут вечером, костюм должен быть темным.[5].
Необходимо помнить, что в деловых отношениях мелочей нет. Для бизнеса этикет значит очень многое. Одежда, поведение предпринимателя – это его визитная карточка. О госте начинают составлять представление заранее, собирая о нем информацию. Источниками информации служит поведение бизнесмена в пути к месту деловой встречи, поведение в гостинице, во время самой встречи. Соблюдение важнейших правил поведения с незнакомыми людьми – признак респектабельности, воспитанности, уверенности в себе.
Еще одна важная часть делового этикета – служебная переписка. Подход к решению вопроса, каким должно быть деловое письмо, предполагает определенную долю творчества, но, тем не менее, существуют и общие правила деловой переписки. Толковая деловая переписка способствует увеличению оборота фирмы, предприятия, улучшению взаимосвязи различных служб, повышению квалификации, установлению прочных связей с потребителями. Одно из главных требований к письму – оно должно быть не длинным. Хорошее письмо, должно быть четким и ясным. В деловом письме необходимо стараться избегать многосложных, непонятных слов и выражений. Лаконичные письма, написанные односложными словами, характеризуют пишущих как хороших собеседников, владеющих искусством общения. Также в письмах не должно быть лишних прилагательных и наречий.[1].
Письмо должно отражать индивидуальность автора, отдела или компании, где он работает. При деловой переписке надо помнить, что впечатление, производимое письмом на адресата, зависит и от оформления – конверт, бланк фирмы, содержание письма. Следует стараться начинать письмо дружески, – это вызывает у получателя добрые чувства к автору.[3]
Так, успех фирмы, тесно связан с этикетом и культурой поведения. Для хорошего овладения деловым этикетом, культурой поведения требуются время, желание и настойчивость, постоянные тренировки поведения в различных условиях деятельности, чтобы занятия перешли в навыки и привычки.
2. Основные правила современного делового этикета.
Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.[4]
По мере изменений условий жизни человечества, роста образований и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становиться общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.
Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, но и дома. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обуславливается актом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства.
К сожалению, встречаются
люди с двойным стандартом поведения:
один - на людях, другой - дома. На работе,
со знакомыми и друзьями они вежливы,
предупредительны, а дома же с близкими
не церемонятся, грубы и не тактичны.
Это говорит о невысокой
Деловой этикет предписывает неукоснительное соблюдение на переговорах правил поведения страны – партнера по бизнесу. Правила общения людей связаны с образом и стилем жизни, национальными традициями и обычаями. Все это результат многовекового жизненного опыта, быта предшествующих поколений того или иного народа. Какие бы ни были традиции, правила поведения, - их приходится выполнять, если, конечно, вы хотите добиться успеха. Нередко надо соблюдать все правила даже в том случае, если они вам не по душе.
Деловой этикет требует особого
поведения в общении с
Элементарную основу этикета составляет этикет приветствий, обращений и знакомств.
Этикет приветствий. Этикет приветствий сводится к двум основным формам: а) невербальные формы приветствий (поклон, рукопожатие, приветственный поцелуй, «воздушный поцелуй, приветственная поза, приветственное положение головы); б) вербальные формы (разнообразные словесные выражения: «здравствуйте», «до свидания», «добрый вечер», «до встречи» и т.д.).
Этикет приветствий весьма
многообразен. Если демократические
манеры утвердились в Европе, то
на Востоке сложились более
Знание этикета приветствий позволяет довольно гибко использовать его таким образом, чтобы не только не вызывать обид и поддерживать отношения на эффективном уровне, но и испытывать при этом достаточно приятные эмоции.
Этикет обращения. Включает несколько уровней:
а) обращение «ты –
вы», где принято различать
б) обращение по имени-отчеству; на этом уровне этикетные нормы примерно те же, что и в случаях «ты – вы»; но здесь наиболее ярко может проявиться степень воспитания или традиции (примеры: супруги Горбачевы звали друг друга в официальных случаях только по имени и отчеству; американские семьи, где старших в семье могут звать только по имени и т.д.);
в) обращения–клички («лапуля», «кисуля», данная форма обращения используется в дружеских, семейных, (камерных условиях), но по этикетной норме такое обращение не рекомендуется в компании, где больше двух присутствующих.
г) слова-обращения к незнакомым людям; здесь речь идет о таких обращениях как «мисс», «миссис», «сэр», «мистер», «сеньор», «сеньора», «пан», «пани», «леди и джентльмены» (в одинаковой мере как в официальной,так и неофициальной обстановке).
Можно сделать вывод, что, несмотря на те или иные особенности культурных национальных традиций, этикет обращений является важнейшим средством общения не только знакомых, но и незнакомых людей, что укрепляет социальной солидарности людей.
Этикет знакомства. Знание и соблюдение норм и правил при знакомстве помогает (особенно молодым людям) вести себя достойно, избегать неловких ситуаций, преодолевать стеснительность. Если мысленно перебрать все ситуации, то возможностей познакомиться не так много: совместные занятия спортом, пребывание на отдыхе, а также совместная работа или учеба.
Во всех других случаях правила хорошего тона требуют, чтобы был посредник в лице общего хорошего знакомого, к которому может обратиться молодой человек или девушка с просьбой, чтобы они были представлены друг другу. Если обнаружится отсутствие подобного интереса, то не следует настаивать, преследовать и т.п.
Представление в гостях. Упорядочить собирающееся общество обязаны, прежде всего, хозяева или родственники хозяев, которые представляют гостей друг другу, если они не знакомы. Как правило, хозяйка знакомит между собой женщин, а хозяин мужчин и только после этого мужчин представляют женщинам.Естественно, многое зависит не только от культуры хозяев, но и от воспитания гостей (многим знакома ситуация «опоздавших гостей»).
Правила представления во многом зависят от состава гостей, от целей их приглашения, от возраста, от степени знакомства приглашенных, от места и времени, где произошла встреча.
В деловом разговоре надо уметь дать ответ на любой вопрос. Даже отвечая на простейшие, задаваемые ежедневно по несколько раз «Как дела?», всегда необходимо помнить о чувстве меры. Ничего не ответить – невежливо; буркнуть «нормально» и пройти мимо – тоже невежливо, если не грубо; пуститься в долгие рассуждения о своих делах – прослыть занудой. В таких случаях деловой этикет предписывает отвечать примерно следующее: «Спасибо, нормально», «Спасибо пока жаловаться не грех», и в свою очередь поинтересоваться: «Надеюсь, что и у вас все обстоит нормально?». Такие ответы нейтральны, они успокаивают всех.
В вербальном общении деловой этикет предполагает применение различных психологических приемов. Один из них – «формула поглаживания». Это словесные обороты типа: «Удачи вам!», «Желаю успеха», а также фразы: «Большому кораблю – большое плавание», «Ни пуха ни пера!». Но следует избегать явно язвительных пожеланий.
3. Могут ли этикетные
нормы противоречить
По моему мнению, нравственная
позиция - оценка, относящаяся к нормам
общественного поведения и их
соблюдению, которую человек должен
сам осознать, принять ее как ориентир
своих поступков. В нравственной
позиции заключается внутренняя
мотивировка поведения