Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 17:20, реферат
Середина 1860-х гг. была сложным временем в истории страны. Общественное движение, начавшиеся после смерти Николая I, пошло на спад, а после покушения Каракозова на Александра II и вовсе сменилось правительственной реакцией. Положение усугублялось тем, что общий кризис, возникший в результате крестьянской реформы, разрушившей вековой уклад жизни, охватил и духовную сферу. Освобожденная «личная инициатива», не сдерживаемая никакими моральными и культурными нормами и запретами, свойственными традиции, оказывались во власти «новейших идей», возродивших такую личную инициативу в культ. Это пагубно отражалось на моральном облике людей. Именно такое болезненное состояние общества и изобразил Достоевский в романе «Преступление и наказание». Это произведение принесло ему небывалое до сих пор признание среди русской читающей публики.
Вступление
Сюжетная линия романа
Заключение
Список литературы
В своем реферате я хотела бы проанализировать величайшее произведение Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Во вступлении к реферату мне бы хотелось рассказать историю создания этого романа.
Середина 1860-х гг. была сложным временем в истории страны. Общественное движение, начавшиеся после смерти Николая I, пошло на спад, а после покушения Каракозова на Александра II и вовсе сменилось правительственной реакцией. Положение усугублялось тем, что общий кризис, возникший в результате крестьянской реформы, разрушившей вековой уклад жизни, охватил и духовную сферу. Освобожденная «личная инициатива», не сдерживаемая никакими моральными и культурными нормами и запретами, свойственными традиции, оказывались во власти «новейших идей», возродивших такую личную инициативу в культ. Это пагубно отражалось на моральном облике людей. Именно такое болезненное состояние общества и изобразил Достоевский в романе «Преступление и наказание». Это произведение принесло ему небывалое до сих пор признание среди русской читающей публики.
«Как раз в этом романе впервые мысль Достоевского расправила крылья. Из толчеи униженных и оскорбленных, от слабых сердец и прохарчинских бунтов, от конурочной мечты и подпольной злобы писатель выходит в сферу - или, может быть, тоже толчею?- высших нравственных проблем. Именно к этому времени настолько перегорели в его душе впечатления тяжелого опыта, что он мог с художественным беспристрастием волновать читателей идеями правды, ответственности и искушения. Ни раньше, ни позже 1866 года Достоевский не был… чистым идеологом художественности…роман «Преступление и наказание» по своей художественной стройности остался у своего автора непревзойденным» - написал в своей «Книге отражений» известный поэт, педагог и критик конца XIX – начала XX века Иннокентий Анненский.
Тема «преступления» волновала Достоевского. Она связывалась в сознании писателя с эгоистическим самоутверждением личности, вопреки всем нравственным законам.
После очередного крупного проигрыша в Висбадене в сентябре 1865 года Федор Михайлович отправил письмо издателю «Русского вестника» М. Н. Каткову с изложением плана будущей своей повести: «Это психологический отчет одного преступления. Действие современное, в нынешнем году. Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным „недоконченным" идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна... зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. „Она никуда не годна", „для чего она живет?", „полезна ли она хоть кому-нибудь?" и т. д. — эти вопросы сбивают с толку молодого человека.
Он решает убить ее, обобрать с тем, чтобы сделать счастливою свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых притязаний главы этого помещичьего семейства, притязаний, грозящих ей гибелью, <...> и потом всю жизнь быть честным, твердым, неуклонным в исполнении „гуманного долга к человечеству" — чем уже, конечно, „загладится преступление", если только можно назвать преступлением этот поступок над старухой глухой, глупой, злой и больной, которая сама не знает, для чего живет на свете и которая через месяц, может быть, сама собой померла бы. <...> Почти месяц он проводит после того до окончательной катастрофы, никаких на него подозрений нет и не может быть. Тут-то и развертывается весь психологический процесс преступления. Неразрешенные вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берет свое, и он кончает тем, что принужден сам на се донести. Принужден, чтобы хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям; чувство разомкнутости разъединенности с человечеством, которое он ощутил тотчас же по совершении преступления, замучило его. Закон правды и человеческая природа взяли свое, убил убеждения, даже без сопротивления. Преступник сам решает принять муки, чтобы искупить свое дело».
Будущее произведение мыслилось как исповедь героя, в которой бы раскрывалась борьба двух начал — добра и зла — в сердце человеческом. Но рамки внутреннего монолога оказались слишком тесны для выявления художественной идеи произведения, и Достоевский сжег уже почти завершенную повесть и взялся за роман.
Он осознал, что внутренние метания героя, борьба совести и разума, находят свое живейшее подтверждение в конфликтах действительности и ею же порождаются.
«Рассказ от имени автора, как бы невидимого, но всеведущего существа»— таким видится Достоевскому новое произведение, где авторские оценки и суждения как бы отступают на второй план, а на первый выдвигается сама жизнь в ее крайне жестоких и противоречивых проявлениях.
«Закон правды» осуществляется в столкновении героев, их нравственных позиций, и даже «всеведущий» автор не является истиной в последней инстанции. Читатель сам, по мысли Достоевского, должен вместе с его героями сделать свой нравственный выбор: он становится свидетелем той драмы человеческих судеб и идей, что изображает художник. Он, а не писатель выступает в роли «присяжного заседателя» в суде над Родионом Романовичем Раскольниковым.
Справедливость же приговора определяется не столько фактом самого убийства старухи-процентщицы, сколько выявлением истинных причин и мотивов, побудивших героя преступить юридический и нравственный закон. Выявление этих причин важно, прежде всего, не для осуждения или оправдания Раскольникова, а для уяснения того, что происходит в нравственном мире человека и каким искажениям и соблазнам подвержена мораль современного общества.
Потому выстрел Каракозова в Александра II, прозвучавший 4 апреля 1866 г., когда уже вышли в свет первые главы романа, Федор Михайлович воспринял как жизненное подтверждение тому, что мучило его при создании «Преступления и наказания».
В этом произведении широкий круг философских и нравственных проблем поставлен на современном, жизненном материале. Центральная тема романа — жизнь и духовный облик русской молодёжи в 1860-х гг. Главная проблема произведения — религиозно-философский смысл нигилизма, распространившегося в это время.
В центре романа фигура молодого разночинца Родиона Раскольникова, который поддался новым идеям, новым теориям, носящимся в обществе. Раскольников — человек мыслящий, критически относящийся к жизни и морали «большинства». Отрицая традиционные нравственные законы, он испытывает потребность в вере, новой морали. Поэтому он и создаёт теорию, в которой пытается не только объяснить мир, но и выработать собственную мораль. Истоки теории Раскольникова — в его особом взгляде на мир, историю, человека. Он убеждён, что человечество делится на две категории: одни — «право имеют», а другие — «твари дрожащие», которые служат «материалом» для истории. К этой теории Раскольников пришёл в результате наблюдений современной ему жизни, в которой меньшинству позволено всё, а большинству — ничего. Разделение людей на две категории неизбежно вызывает у Раскольникова вопрос о том, к кому типу относится он сам. И для выяснения этого он решается на страшный эксперимент, намечая себе в жертву старуху-процентщицу, приносящую, по его мнению, один лишь вред, а потому заслуживающую гибели.
Достоевский показывает, что идея Раскольникова неразрывно связана с условиями его жизни, с миром петербургских углов, один из которых и занимает герой. Рисуя ужасающую картину человеческой скученности, грязи, духоты, Достоевский в то же время показывает страшное одиночество человека в этой толпе, одиночество прежде всего духовное, жизненную неприкаянность героя. Но Раскольников убил не «из-за куска хлеба», а чтобы себя проверить.
Действие романа выстроено как опровержение теории Раскольникова и последующее его духовное выздоровление. Прежде всего в противоречие с теорией героя вступает живая и гуманная натура героя. Достоевский показывает, как каждый раз при встрече с человеческим страданием Раскольников испытывает почти инстинктивное желание прийти на помощь. Но сила идеи не менее велика, чем сила страсти, и она может точно так же порабощать душу человека, как и самая сильная и губительная страсть. Неподконтрольными сознанию, порабощенному идеей, являются и сны Раскольникова. Однажды во сне героя всплывает картина, виденная в детстве и глубоко запавшая в душу ребёнка. Он видит, как пьяные мужики истязают лошадь и забивают её насмерть. Увиденное во сне потрясает не меньше, чем пережитое наяву, и Раскольников решает отказаться от страшного замысла. Но Достоевский мог бы повторить вслед за М.Ю. Лермонтовым, что «идеи — создания органические... их рождение даёт уже им форму, и эта форма есть действие...». Действия Раскольникова, совершённые под властью идеи, приводят к неожиданным результатам, не предусмотренным теорией. Так, его жертвой оказывается ни в чём не повинная Лизавета. Убив старуху, Раскольников поставил себя вне общества, включая даже горячо любимых мать и сестру. Но натура героя не может выдержать этого отчуждения. Чувство отрезанности, одиночества становится страшным наказанием для преступника. Философский смысл преступления в том, что Раскольников убеждается в ошибочности своей гипотезы. Он не относится к разряду «избранных», он испытывает муки и сомнения «обычного» преступника. Пользу людям за счёт украденного у старухи он тоже не принёс, даже не воспользовался взятыми вещами и деньгами.
Душевные муки Раскольникова разделяет другой персонаж — Сонечка Мармеладова. Раскольников открывается ей, видя в ней такую же преступницу, как и он сам, потому что, по его мнению, Соня тоже преступила «вечный» нравственный закон и загубила душу, свою душу. Но этим различием Раскольников пренебрегает. Он жаждет найти в Соне союзника, но встречает сурового судью, который в то же время становится и сострадающим человеком, понимающим, какую муку принял Раскольников, разрешив себе «кровь по совести». Раскольников встретил в Соне Мармеладовой не «тварь дрожащую», как вообразил он вначале, приняв её самоотверженность за смирение, а горячего защитника обездоленных, «униженных и оскорблённых», помогающего им ценой собственного вечного спасения. Встреча с Сонечкой Мармеладовой становится поворотным пунктом в душевной истории Раскольникова, началом его исцеления, которое завершится только на каторге, после тяжёлой и мучительной физической болезни, олицетворяющей болезнь духовную. Новая жизнь, по Достоевскому, состоит в возвращении к вечным ценностям. В конце романа Раскольников берёт в руки Евангелие — это символизирует духовный перелом героя.
Роман Достоевского «Преступление и наказание» не похож на другие произведения художественной литературы. Он, как писал Страхов, «написан объективною манерою, при которой, автор не говорит в отвлеченных выражениях об уме, характере своих героев, а прямо заставляет их действовать, мыслить и чувствовать».
Главный герой романа совершает двойное убийство, но за это автор не делает его сумасшедшим, а наоборот Раскольников везде является с задатками ясного ума и благородного сердца. Таков он во всех других поступках, кроме своего преступления.
Так почему же Раскольников совершает это преступление? Ответ на этот вопрос можно найти в романе. Вот как характеризует поступок Раскольникова следователь Порфирий: "Тут дело фантастическое, мрачное, дело современное, нашего времени случай-с, когда помутилось сердце человеческое: когда цитируется фраза, что кровь "освежает"; когда вся жизнь проповедуется в комфорте. Тут книжные мечты-с, тут теоретически раздраженное сердце; тут видна решимость на первый шаг, но решимость особого рода — решился, да как с горы упал или с колокольни слетел, да и на преступление-то словно не своими ногами пришел. Дверь за собой забыл притворить, а убил, двух убил, по теории. Убил, да и денег взять не сумел, а что успел захватить, то под камень снес". "Убил, да за честного человека себя почитает, людей презирает, бледным ангелом ходит"
Теперь становится ясно, почему Раскольников совершил свое преступление. Виной всему его теория о «тварях дрожащих» и о «право имеющих». Раскольников хотел понять к кому он относится и поэтому он решается на этот страшный эксперимент.
Действия Раскольникова, совершённые под властью идеи, приводят к неожиданным результатам, не предусмотренным теорией. Так, его жертвой оказывается ни в чём не повинная Лизавета. Убив старуху, Раскольников поставил себя вне общества, включая даже горячо любимых мать и сестру. Но натура героя не может выдержать этого отчуждения. Чувство отрезанности, одиночества становится страшным наказанием для преступника. Философский смысл преступления в том, что Раскольников убеждается в ошибочности своей гипотезы. Он не относится к разряду «избранных», он испытывает муки и сомнения «обычного» преступника. Пользу людям за счёт украденного у старухи он тоже не принёс, даже не воспользовался взятыми вещами и деньгами.
Раскольников открывается ей, видя в ней такую же преступницу, как и он сам, потому что, по его мнению, Соня тоже преступила «вечный» нравственный закон и загубила душу, свою душу. Но этим различием Раскольников пренебрегает. Он жаждет найти в Соне союзника, но встречает сурового судью, который в то же время становится и сострадающим человеком, понимающим, какую муку принял Раскольников, разрешив себе «кровь по совести». Раскольников встретил в Соне Мармеладовой не «тварь дрожащую», как вообразил он вначале, приняв её самоотверженность за смирение, а горячего защитника обездоленных, «униженных и оскорблённых», помогающего им ценой собственного вечного спасения. Встреча с Сонечкой Мармеладовой становится поворотным пунктом в душевной истории Раскольникова, началом его исцеления, которое завершится только на каторге, после тяжёлой и мучительной физической болезни, олицетворяющей болезнь духовную. Новая жизнь, по Достоевскому, состоит в возвращении к вечным ценностям. В конце романа Раскольников берёт в руки Евангелие — это символизирует духовный перелом героя. Таким образом, можно утверждать, что роман «Преступление и наказание» построен на опровержении теории Раскольникова и последующее его духовное выздоровление.
«Вот самая суть преступления. Это убийство принципа. Глубочайшее извращение нравственного понимания и затем возвращение души к истинно человеческим чувствам и понятиям – вот общая тема, на которую написан роман г. Достоевского» - писал Страхов в своей первой статье, посвященной роману «Преступление и наказание».
Список литературы:
Информация о работе Анализ романа Достоевского "Преступление и наказание"