Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 14:49, контрольная работа
В контрольной работе дается детальный анализ произведений детской литературы 20 века. Основной вопрос - проблемы подростков и отражение их в литературе.
I. Введение_______________________________________________2
II. Глава 1 Отражение сложного мира подростков в русской литературе 20 века
1.1. «Школьные» повести Алексина_______________________________3-6
1.2. Повесть В.Железникова «Чучело»____________________________7-9
1.3. Проблемы подростков в рассказе В. Распутина
«Женский разговор»______________________________________9-10
1.4. Сложный мир детства в повестях В.Тендрякова_______________10-11
1.6. Рассказ Е. Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро»_____________11-12
III. Глава 2 Исследовательская работа по выявлению проблем среди подростков_______________________________________________12-14
IV. Заключение______________________________________________14
V. Литература________________________________________________15
VI.Приложение_____________________________________________16-20
Содержание
«Женский разговор»_____________________
Жизнь так устроена, что человек очень часто оказывается в ситуации выбора. Ему необходимо решить какие-то вопросы, которые для него кажутся сложными, а окружающие его не понимают. И тогда возникает проблема. Особенно много таких проблем в подростковом возрасте. Казалось бы, еще совсем недавно ребенок был ласковым и послушным, а теперь стал просто невыносимым: грубит на каждом шагу, огрызается, на замечания отвечает резкостью, а то и дверью хлопнет так, что стекла дрожат. Что с ним происходит? Ничего особенного, просто он взрослеет.
Эмоциональная возбудимость
в юношеском возрасте повышена.
Психическая
Для развития человека важен каждый возраст. И все же подростковый возраст занимает особое место в психологии, это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности
Русская литература не могла не обратить внимания на проблемы подросткового возраста.
В творческом
поиске А.Алексина найден герой-подросток,
в облике которого угадывается чудак,
фантазер, мнимо-отрицательный герой («Тридцать
один день», «Отряд шагает в ногу», «Необычайные
похождения Севы Котлова»). В этих произведениях
просматривается стремление автора раскрыть
психологию героя-рассказчика, что привело
к усилению психологического анализа
и своеобразному равновесию юмора и психологизма
в повестях «Саша и Шура», «Мой брат играет
на кларнете», «Звоните и приезжайте!»,
«Поздний ребенок», «Безумная Евдокия».
Девятиклассница
Оля, талантливая, своенравная, с усмешкой
относится ко многим коллективным мероприятиям
классного руководителя «безумной Евдокии»,
к её вулканическому характеру, ко всякого
рода встречам нынешних учеников Евдокии
Савельевны с её бывшими: «Их отрывает
от дела. Нас отрывает». Родители Оли не
поддерживали авторитет учительницы,
а внушали дочери, что она должна быть
снисходительна к «безумной Евдокии»
(так, кстати, прозвала учительницу именно
Оля). И девочка продолжала по каждому
поводу смеяться над классной руководительницей.
В своей работе «безумная Евдокия», как
рассказывает Олин отец, старательно вытравляла
в учениках всё неповторимое, своеобразное,
она стремилась к тому, чтобы каждый был
«как все» – в кино и на выставке, на экскурсии
и в походе… Ей важно было пробудить в
каждом ученике чувство причастности
к классу, к коллективу… У Оли это вызывало
внутреннее противодействие. Когда завуч
школы предложила организовать выставку
Олиных рисунков и скульптур, «безумная
Евдокия» предпочла устроить выставку
произведений всех, кто умел держать в
руке кисточку или карандаш, а у Оли взяла
только два рисунка, «чтобы было не больше,
чем у других». В спектакле по шекспировской
пьесе «Двенадцатая ночь», которую школьники
играли на английском языке, Евдокия Савельевна
поручила Оле третьестепенную роль, хотя
всем было известно, что Оля владела английским
лучше других. «Главные роли исполняли
любимые Евдокией посредственности»,
- рассказывала Оля родителям.
«Безумная Евдокия» пыталась приобщить
Олю ко всем остальным за счёт и вопреки
её индивидуальности. Послушные ученики
вслед за своей учительницей «не желали
замечать того, что было для них непривычным.
Яркое не радовало, а ослепляло их». Именно
это Олин отец считает причиной «частых
страданий и слёз» его дочери. Учительница
говорит, что главное в людях всё-таки
– талант человечности. Писатель не склонен
выдавать Олю за пассивный объект двух
педагогических воздействий: родительского
и учительского. Оля старается выделиться
из всех. Когда они всем классом идут в
поход, то она незаметно уходит и тем самым
пугает не только учителя, но и родителей.
Мама попадает в больницу в тяжелом состоянии.
Оля пытается оправдать свой поступок, ссылаясь на то, что хотела пройти путём Мити Калягина, бывшего ученика Евдокии Савельевны, спасавшего раненых бойцов в годы войны, доставлявшего им лекарство тайком от врага. Отец резко говорит дочери: «Он (Митя Калягин) прошёл этот путь, чтобы спасти людей. А ты, чтобы погубить… самого близкого тебе человека».
Вроде бы незначительные ошибки родителей в воспитании дочери привели к формированию эгоистического характера девушки. В одном случае она забыла о своей подруге, пригласив её на встречу с неизвестным художником. И та стояла внизу, слышала сквозь окно, как Оля говорила, проявляя на глазах у знаменитости свою эрудицию. В другом случае она не заметила любви своего одноклассника Бори Антохина и бестактно насмехалась над ним, неуважительно относилась ко взрослым.
Учительница же хотела вернуть Олю в коллектив, а точнее сказать, к людям, от которых она в упоении своими успехами оторвалась. Одиночество было ей наказанием… «Тот, кто любой ценой хочет быть первым, обречён на одиночество», - говорит Евдокия Савельевна. И мы с ней соглашаемся.
Так проблемы подростков переплетаются со школой, с одноклассниками и родителями. ...И вдруг ярко высвечивается самая суть повести, да, пожалуй, и всего творчества Анатолия Алексина: главный в человеке талант – это талант человечности. И «безумная Евдокия» в своем максимализме куда более права, чем безумно любящие родители Оленьки. «Мои ученики не стали знаменитостями, – задумчиво, как бы замедлив нашу дуэль, сказала Евдокия Савельевна. – Но и злодеев среди них нет. Ни одного... Они не предавали меня и моих надежд. А насчет дарований? У них есть талант человечности. Разве вы не заметили?» Прав А. Алексин, говоря, что дети “должны уметь плакать… не только когда разбивают коленки, но и когда коленка болит у кого-то другого”.
Произведения А.Алексина дают возможность подросткам взглянуть на мир взрослыми глазами. Но такое взросление, как для самих читателей, так и для героев книг Алексина, никогда не проходит безболезненно. На меня огромное впечатление произвела повесть «Раздел имущества». В ней девочка-подросток вынуждена разбираться в поступках близких ей людей.
Она любит бабушку, вырастившую и воспитавшую ее, героически выходившую Веру от тяжелой болезни; любит маму — самого дорогого и близкого человека. Казалось бы, чего еще желать? Веру окружают любящие и заботливые люди. Но конфликт повести в том, что мама не терпит бабушки, страшно ревнует к ней. Нет, мама Веры с уважением относится к ней, от нее не услышишь ни одного грубого слова в адрес бабушки. Но в то же время бабушка становится лишней в семье после того, как справилась со своей задачей: вырастила и выходила Веру.
Конфликт, описанный в повести, не является исключительным. Самое трудное в подобных ситуациях понять, что, нарушая любовь к ближнему, предаешь себя. Мама Веры всячески старается отодвинуть бабушку на задний план, не понимая того, что в первую очередь она в глазах дочери оскорбляет саму себя. Сама того не замечая, она превратилась в потребителя. В мире, где господствуют открытия науки, человек начинает терять свои человеческие качества: умение любить близких и быть любимым.
Таким образом, Алексин поднимает актуальную, на мой взгляд, проблему: проблему бездуховности, растаптывающую совесть и чувство долга. В современном мире нужнее лишь те люди, которые могут пригодиться. Предавая своих близких, мы перестаем быть настоящими людьми, перестаем любить, бескорыстно делать добро другим людям.
Сейчас очень мало таких людей, как бабушка Веры. В основном все становятся похожими на Верину маму, внутренне пустыми, бездуховными людьми.
Недаром лейтмотивом в повести проходит тема суда молодого человека со своей матерью. «Судиться со своей матерью — самое лишнее на земле дело», — произносит бесстрастным голосом судья мужчине, «выдавленному из тюбика». Это предательство.
Мама Веры не умеет ждать. Она постоянно идет против своей совести, обижая близкого человека. Например, однажды напоминает, что это именно бабушка отвезла ее в тот родильный дом. Обижая, она не забывает выглядеть красиво. Мама приглашает профессоров на ужин в честь бабушки, при этом в разговоре с папой напоминает, что нужно приглашать только полезных людей. Бабушку на этом ужине хвалят, называют «добрым гением», пьют за ее здоровье, а она в это время на кухне моет посуду. От этого Вера стала еще больше любить свою бабушку. А вот маму?
Бабушка для Веры — надежный друг, помогающий в трудную минуту. Она отдает себя всю без остатка, ничего не требуя взамен. Добрые дела не совершаются по расписанию. Бабушка Веры руководствуется только лишь одним всепоглощающим стремлением — помогать людям, становится и быть человеком. А мама пытается заслужить любовь своей дочери, но совершенно не теми методами. Причиняя боль людям, ты не становишься с ними ближе.
Как хорошо, что Вера не похожа на свою маму. Если бы она была похожа на нее, неизвестно, как бы дочь поступила с матерью в будущем. Может быть, тоже, как и мужчина, «выдавленный из тюбика», предала бы ее. Страшно, когда в семье такие отношения. Обижая близких, мы сами роем себе яму.
А вот героине следующей повести Анатолия Алексина «Мой брат играет на кларнете», Женьке, ее брат Лева, студент консерватории, видится средством для того, чтобы войти в историю «с черного хода». Женька решила посвятить всю свою жизнь будущему знаменитому музыканту. Зато как приятно будет, мечтает она, увидеть в грядущей книге о нем и свой портрет со скромной надписью « Сестра музыканта». Женька и дневник-то свой заводит из того расчета, что его когда-нибудь используют историки. И вообще только великие люди должны вести дневники, считает она. Впрочем, Женька не намерена терпеливо дожидаться славы. Она уже сейчас хочет купаться в ее лучах, вызывая завистливые взгляды этих высокомерных, разодетых десятиклассниц (сама она лишь в седьмом).
Воистину самый большой деспот тот, кто во имя тебя чем-либо «жертвует»! Бесцеремонно вторгается такой деспот в тонкий, интимный мир человека, грубо разрушая его, если не встретит сопротивления. С этой темой не раз встречаешься в рассказах и повестях Алексина.
Постоянным источником беспокойства для юного героя повести «Звоните и приезжайте!..» стал некий Сергей Потапов, «лауреат Всероссийского конкурса». Именно этим старым школьным другом попрекала бабушка отца, поскольку мама могла выйти замуж и за этого Сережу Потапова и теперь была бы женой лауреата. Бабушка вообще считала отца неудачником, а он хирург с золотыми руками и золотым сердцем, готовый сразу и бескорыстно откликнуться на зов каждого попавшего в беду: «Звоните и приезжайте!..» И чего только не делает сын, чтоб скинуть «моральный гнет» потаповского примера, чтобы мама с бабушкой поняли, какой замечательный человек отец!
От лица бабушки ведется рассказ и в повести «Третий в пятом ряду», появившейся в тот же год. Время словно бы остановилось для старой учительницы Веры Матвеевны Кудрявцевой: ведь в руках хирурга Ивана Белова жизнь самого для нее дорогого существа, последней цели ее собственной жизни – внучки Лизы. А Ваня Белов был для Кудрявцевой в свое время и вечным беспокойством и живым укором ее педагогической совести. Он был беспощадно справедлив. Но беспощаден лишь по отношению к себе, заслоняя других собой даже в том случае, если испытывал к ним неприязнь.
Хирург спас Елизавету. Впрочем, он оказался не тем Ваней Беловым. И все-таки в чем-то тем, поскольку и он «был рожден приходить к людям в такие именно часы и минуты», то есть в момент смертельной опасности.
Концовка повести неожиданна и естественна, логична. Вера Матвеевна попыталась хоть теперь разыскать того Ваню Белова. Нашла его родителей и от них узнала: 27 апреля 1945 года их сын. Иван Андреевич Белов, пал смертью храбрых в боях за город Пенцлау...
Ну, конечно же, такой Ваня Белов непременно должен был быть там, на передовой, там, где он всего нужнее людям. Родине...
Своими повестями писатель
1.2 В.Железников «Чучело»
Творческие поиски современных писателей, создающих книги для детей и юношества, часто идут в углубленно-психологическом плане, потому что мастеров слова интересует человек нового поколения, его облик, его запросы, его будущее. В их произведениях происходит открытие характеров мальчишек и девчонок. В русле этого поиска находится творчество В. К. Железникова. Он принадлежит к тем, кто вошел в детскую литературу в 60-е годы. Основное писательское качество В. Железникова - умение разыскивать по-настоящему добрых людей для своих книг. Каждое новое его произведение не похоже на предыдущее. Но все они связаны общей темой: писатель как бы исследует саму природу «формальной» и подлинной доброты, утверждая последнюю как важнейшую созидательную силу нового мира.