Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 19:58, реферат
Актуальной в наше время является тема экологии культуры подростка. Сохранение культурной среды необходимо человеку для духовной и нравственной жизни. Если человек любит смотреть на старые фотографии своих родителей, читает произведения классиков, он учится уважению к предкам, чувству долга перед потомками.
Общаясь со сверстниками, я знаю, что они почти не читают произведения классиков, считая их неинтересными, скучными, несовременными. Я с этим не согласна. Правда, когда я училась в младших классах, то сильно сомневалась в правдивости слов «Пушкин - наше всё».
Часть 1. Творческая история повести
Часть 2. Образный мир повести
Часть 3. Судьба героев и смысл эпиграфа
Часть 4. Любовь сильнее смерти
Часть 5. Проблема человеческой свободы
Часть 6. Тема подарка в повести
Часть 8. «Капитанская дочка» и Интернет
Заключение
Список литературы
Реферат
«Значимость повести А.С. Пушкина
«Капитанская дочка» для формирования
личности современного подростка»
Содержание.
Часть 1. Творческая история повести
Часть 2. Образный мир повести
Часть 3. Судьба героев и смысл эпиграфа
Часть 4. Любовь сильнее смерти
Часть 5. Проблема человеческой свободы
Часть 6. Тема подарка в повести
Часть 8. «Капитанская дочка» и Интернет
Заключение
Список литературы
Введение.
Актуальной в наше время является тема экологии культуры подростка. Сохранение культурной среды необходимо человеку для духовной и нравственной жизни. Если человек любит смотреть на старые фотографии своих родителей, читает произведения классиков, он учится уважению к предкам, чувству долга перед потомками.
Общаясь со сверстниками, я знаю, что они почти не читают произведения классиков, считая их неинтересными, скучными, несовременными. Я с этим не согласна. Правда, когда я училась в младших классах, то сильно сомневалась в правдивости слов «Пушкин - наше всё». Шли годы, я много читала и поняла, что наступает период в жизни подростка, когда все современные детективы, романы о любви и глянцевые журналы приедаются. И тогда на помощь приходит классика. Спасибо учительнице, которая с великим терпением прививает любовь к ней.
Всё, что создано Пушкиным (поэзия, проза), всё законченно, совершенно. Любая тема раскрыта им во всей полноте. Я хочу рассказать об одном произведении, в котором любой подросток сможет найти темы, интересующие его в жизни сейчас. Мне интересно проанализировать повесть Пушкина «Капитанская дочка», так как я сама нашла в ней много интересного и полезного для себя.
Цель моей работы: показать значимость повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» для формирования личности современного подростка.
Задачи: 1. Изучить критическую литературу для выделения и обоснования нескольких ключевых тем повести.
2. Проанализировать ресурсы
3. Сделать вывод о значимости данного произведения.
4. Оформить материал.
5. Подготовить презентацию.
6. Провести презентацию реферата.
1. Творческая история повести.
2. Образный мир повести.
3. Судьба героев и смысл эпиграфа.
4. Любовь сильнее смерти.
5. Проблема человеческой свободы.
6. Тема подарка в повести.
7. «Капитанская дочка» и Интернет.
Часть1. Творческая история повести.
«Чудом совершенства» назвал критик В.Г.Белинский «Капитанскую дочку» - повесть о Пугачёвском бунте. Обращаясь к истории, Пушкин не только осмыслял минувшее и день нынешний, но и личную сопричастность к воссоздаваемым явлениям.
Мысли об историческом труде, в центре которого будут Пугачёв и пугачёвщина, вызревали у Пушкина долго. Ещё в 1826 году он говорил М.Н. Волконской перед её отъездом в Сибирь к сосланному на каторгу мужу: «Я хочу написать сочинение о Пугачёве. Я отправлюсь на места, перееду через Урал, проеду дальше и приду просить у вас убежища в Нерчинских рудниках».
Замысел «Капитанской дочки», или, точнее, сюжет, ещё не до конца сложившейся повести о дворянине - пугачёвце, родился в процессе работы Пушкина над «Дубровским». «Разбойничий» роман не позволял глубоко и точно осмыслить проблему крестьянского бунта и отношение к нему дворянства.
Пушкин-историк понимал значение подлинных документов и фактов, для чего много работал в архивах. Помимо этого, он хотел побывать на местах событий. 11 августа 1833 года он подаёт прошение «на увольнение в отпуск на четыре месяца в губернии Казанскую и Оренбургскую». Разрешение было получено, и 5 сентября 1833 года Пушкин приехал в Казань – первый пункт на его пути, где жива была память о Пугачёве.
Правда, ещё прежде, в Васильсурске, он записал со слов нищенки местное предание о Пугачёве, которое использовал в VII главе «Истории Пугачёва». Вблизи Чебоксар рассказали ему про двух барышень, спрятавшихся в копне сена, обнаруженных и казнённых пугачёвцами, под Казанью писатель осмотрел Арское поле – лагерь Пугачёва в нескольких верстах от города, потолковал с участниками событий. В бумагах Пушкина сохранился листок, который принято называть «казанские записи». В них, например, имеется свидетельство некого Бабина, мальчиком бывшего под Казанью во времена Пугачёва: «Народ, пригнанный в лагерь Пугачёва, поставлен был на карачки перед пушками, бабы и дети подняли вой. Им объявили прощение государево. Все закричали ура!- и кинулись к его ставке. Потом спрашивали: кто хочет в службу к государю Петру Фёдоровичу? Охотников нашлось множество». Другой казанский старожил, купец Крупеников, которого Пушкин расспрашивал полтора часа, рассказал, как довелось ему быть в плену у Пугачёва. «Народ, - записал Пушкин, - возвратясь из плена, нашёл всё вверх дном. Кто был богат, очутился нищим, кто был скуден, разбогател». Все эти заметки на листках и в дорожной записной книжке, равно как и «зарубки в памяти», пригодились при написании «Капитанской дочки».
В мемуарах сохранились некоторые дополнительные сведения об оренбургских днях и посещении Берды. Например, такой рассказ местной жительницы: «В каком году приезжал Пушкин, я не помню, знаю только, что день выдался тёплый и ясный. Двое каких-то господ, одетых в штатское платье, шли по улице, а у дома сидела наша бердская казачка Бунтова. Я была тут же около старушки Бунтовой, которой было лет за шестьдесят и которая оставалась по дому нянчить детей. Штатские подошли к старушке и, вероятно, увидав, что она очень древняя, один из них, курчавый, спросил Бунтову, не знает ли она что-нибудь про Пугачёва. Старушка ответила, что всё знает и даже песню, что про него сложена. Господа попросили её спеть. Бунтова спела им одну песню». В старинном казачьем селении Бердская слобода, которую Пушкин назвал «мятежной», он был 19 сентября. Сохранился в записи и рассказ самой Бунтовой об этом событии: «А бабы как было меня напугали. Много их набежало, когда тот барин меня расспрашивал, и песни я ему пела про Пугача. Показал он патрет: красавица такая написана, «вот, - говорит, - она станет твои песни петь». Только он со двора, бабы все так на меня и накинулись. Кто говорит, что его подослали, что меня в тюрьму засадят за мою болтовню; кто говорит: «Антихриста видела, когти-то у него какие. Да и в Писании сказано, что Антихрист будет любить старух, заставлять их песни петь и деньгами станет дарить». Слегла я со страху, велела телегу заложить, везти меня в Оренбург к начальству. Там и говорю: «Смилуйтесь, защитите, коли я чего наплела на свою голову; захворала я с думы». Те смеются: «Не бойся, - говорят, - это ему сам государь позволил о Пугачёве везде расспрашивать».
В самом факте, что были «под Пугачёвым», люди ощущали некую вину. Недаром Бунтова, когда спросил её Пушкин: « Знала ли Пугачёва?» - ответила в испуге: «Знала, батюшка, бес попутал!» Боялись даже имя его произнести, а тут рассказывай заезжему барину! В конце IV главы «Истории Пугачёва» автор сам подчеркнул эту ситуацию: «Доныне престарелые свидетели тогдашнего смятения неохотно отвечают на вопросы любопытных». И всё же говорили, не чурались Пушкина. Значит, он умел завоёвывать доверие.
Из Оренбурга Пушкин съездил ещё за 300 вёрст «большой Уральской дорогой» в Уральск, где продолжал свои расспросы, порой с удивлением убеждаясь, что не только память о Пугачёве сохранилась, но и любовь к народному вождю. «В Уральске жива ещё старая казачка, носившая черевики его работы», - пишет Пушкин. На вопрос приезжего: «Каков был Пугачёв?» - она ответила: «Грех сказать… на него мы не жалуемся; он нам зла не сделал».
Беседы с очевидцами, запись их рассказов помогли сделать Пушкину важнейший вывод: «Весь чёрный народ был за Пугачёва. Духовенство ему доброжелательствовало. Одно дворянство было открытым образом на стороне правительства. Пугачёв и его сообщники хотели сперва и дворян склонить на свою сторону, но выгоды их были слишком противоположны…»
Труд «История Пугачёва» и художественное произведение – повесть «Капитанская дочка» - создавались практически одновременно, и многие материалы, не вошедшие в Историю…», возникали на страницах повести.
В.И. Даль, сопровождавший Пушкина, рассказывает об осмотре «золотого дворца» Пугачёва. В главе ХI «Капитанской дочки» читаем: «Нас привели прямо к избе, стоявшей на углу перекрёстка. У ворот стояло несколько винных бочек и две пушки. Я вошёл в избу, или во дворец, как называли её мужики. Она освещена была двумя сальными свечами, а стены оклеены были золотою бумагою; впрочем, лавки, стол, рукомойник на верёвочке, полотенце на гвозде, ухват в углу и широкий шесток, уставленный горшками, - всё было как в обыкновенной избе». Это живое впечатление, равно как и многое другое в повести, включая название крепости Белогорской, которое придумано не «просто так», а восходит к меловым горам, виденным Пушкиным на берегу Урала.
Вводил Пушкин в текст и отдельные эпизоды, сведения, имеющиеся в «Истории Пугачёва». Так, в главе III «Истории Пугачёва» Пушкин сообщал: «Пугачёв не был самовластен. Яицкие казачки, зачинщики бунта, управляли действиями прошлеца, не имевшего других достоинств, кроме некоторых военных знаний и дерзости необыкновенной. Он ничего не предпринимал без их согласия; они же часто действовали без его ведома, а иногда и вопреки его воле. Они оказывали ему наружное почтение, при народе ходили за ним без шапок и били ему челом; но наедине обходились с ним, как с товарищем, и вместе пьянствовали, сидя при нём в шапках и одних рубахах и распевая бурлацкие песни. Пугачёв скучал их опекою. Улица моя тесна, говорил он Денису Пьянову, пируя на свадьбе младшего его сына».
Этот материал переосмыслен в «Капитанской дочке» и дан в восприятии Гринёва в главе VIII: «Необыкновенная картина мне представилась. За столом накрытым скатертью и уставленном штофами и стаканами, Пугачёв и человек десять казацких старшин сидели, в шапках и цветастых рубашках, разгорячённые вином, с красными рожами и блистающими глазами… Все обходились между собою как товарищи, не оказывали никакого особенного предпочтения своему предводителю… «Ну, братцы, - сказал Пугачёв, - затянем - ка на сон грядущий мою любимую песенку. Чумаков, начинай!» Сосед мой затянул тонким голоском заунывную бурлацкую песню, и все подхватили хором: «Не шуми, мати зелёная дубравушка…» и пр.
Из «Истории Пугачёва» в этой сцене «Капитанской дочки» не использован только заключительный эпизод: слова Пугачёва, сказанные на пиру Денису Пьянову: «Улица моя тесна». Но и они не исчезают в повести и появляются в разговоре Пугачёва с Гринёвым в ХI главе: «А ты полагаешь идти на Москву?» Самозванец несколько задумался и сказал вполголоса: «Бог весть. Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры».
Во время путешествия 1833 года была записана Пушкиным замечательная калмыцкая сказка об орле и вороне, замыкающая беседу Пугачёва с Гринёвым о походе на Москву, а по живым рассказам старухи Бунтовой восстановлены были Пушкиным красочные сцены присяги Пугачёву после взятия Белогорской крепости (глава VII), картина раздачи денег народу (глава IХ) и другие историко-бытовые сцены повести. Но самым существенным является то, что работа над «Историей Пугачёва» помогла Пушкину окончательно выработать художественный замысел Капитанской дочки».
Часть 2. Образный мир «Капитанской
дочки»
«Центральной фигурой произведения является
Пугачев. К нему сходятся все сюжеты линии
повести. Любовная интрига «Капитанской
дочки», отношения между Машей Мироновой
и Гриневым имеют существенное значение
лишь потому, что сюжетно мотивируют кульминационный
момент «страшных» отношений Гринева
Пугачева: фактически самовольную (под
покровом случайности) явку верного своему
воинскому долгу дворянина, офицера правительственных
войск, в стан Пугачева за помощью», - пишет
исследовательница повести Пушкина Е.Н.Куприянова.
Пугачев Пушкина – талантливый предводитель стихийного движения, первый полнокровный народный характер в творчестве Пушкина и в русской литературе в целом. Не идеализируя своего героя, показывая его и жестким, и жестоким, и в отдельные минуты страшным, Пушкин одновременно подчеркивает важнейшие его качества: целеустремленность и волю, умение помнить и ценить добро, готовность в трудную минуту прийти на помощь и, что может показаться странным на первый взгляд, - справедливость. Характерны в этом плане его поступки по отношению к Швабрину, Гриневу, Маше Мироновой. Фигур близко стоящих к этому характеру, в «Капитанской дочке»ни среди ближайших сподвижников Пугачева, ни среди его противников нет. В какой-то мере Пугачев в восприятии Пушкина – личность одинокая и трагическая: он осознает тщетность своего предприятия, понимает неизбежность своей гибели. Но отказываться от бунта не может. Понять мотивы его поведения, его отношение к происходящему призвана мораль калмыцкой сказки, которую он рассказывает Гриневу: «…чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст!»
Бесцветным и ординарным, по сравнению с Пугачевым, выглядит Петр Андреевич Гринев, но именно это восприятие вполне соответствует пушкинскому замыслу. Пугачев – историческая личность, значимая и исключительная. Фигура Гринева – вымышленная.
Имя Гринева (в черновой редакции он назывался Буланиным) выбрано было не случайно. 10 января 1755 года вышла правительственная информация об окончании процесса над Пугачевым и пугачевцами. Имя подпоручика Гринева значился в ряду тех, кто «находились под караулом, будучи сначала подозреваемы в сообщении с злодеями, но по следствию оказались невинны».
Гринев – представитель той части дворянского сословия, которую характеризует средний уровень самосознания родовитой, но обедневшей дворянской знати екатерининских времен, об «уничижении» общественного положения которой Пушкин сожалел и принадлежностью к которой гордился.
С первого взгляда некий «маменькин сынок», которого нельзя никуда отпускать без постоянного присмотра дядьки Савельича. Этакий несмышленыш и недоросль, Гринев уже в момент первых встреч предстает перед читателем человеком, способным на неординарные поступки (эпизод с шубой, подаренной «вожатому»). Именно это способность к поступкам, а не только сам факт дарения заячьего тулупчика, как оказалось, выделяют Гринева из многих. И выгодно отличают или, скорее, исключают из списка недорослей. Он способен не просто искренне влюбиться, но и идти до конца в борьбе за свое чувство, за честь и достоинство и свое, и любимой девушки. В этой борьбе он вновь проявит свое умение, никого не придавая, совершать неординарные поступки. Его приход к Пугачеву не выглядит предательством в сравнении с поступками Швабрина и по отношению к присяге и долгу перед Отечеством.
Есть еще и скрытая от первого взгляда грань характера Гринева. Повесть написана от его имени, его рукой. Это его записки для внука, и в них Петр Андреевич Гринев не выставляет себя лучше, чем он был на самом деле. Он правдив и порой беспощаден к самому себе: в оценках, в передаче поступков, в характеристики мыслей.
Через отношение к Петру Гриневу Пушкин имеет возможность непрямым текстом сказать о благородстве и широте души русского мужика, который умеет ценить добро: подарок «вожатому» спасает его от казни и вызывает расположение и доверие Пугачева. Беспощадные к жестоким начальникам и помещикам пугачевцы защищают Гринева, помня его хорошее к ним отношение.
Волею судеб втянутыми в водоворот событий оказываются милые к сердцу Пушкина старички: гувернер Савельич, капитан Миронов и бесконечно преданная ему жена.
Наверное, образ Савельича, к которому Гринев, несмотря ни на что, относится с нежной любовью и теплотой, не мог быть иным. Слишком теплые воспоминания должны были вызывать у Пушкина его «мамки и няньки»: и Арина Родионовна, и дядька Никита Козлов, хранивший ему искреннюю преданность всю жизнь. Дядька умел совершать поступки, которые Пушкин ценил. Когда-то в Петербурге сразу после Лицея, когда барин настроил против себя государя своими «возмутительными» стихами Никита Козлов в отсутствие Александра не пустил в квартиру жандармов с обыском: «Барина нет дома, а без него никак нельзя». Обижаясь иногда на строгого Савельича, ворча на его брюзжание, «лишние» хлопоты за Петрушу, Гринев, однако, платит дядьке своему искренней, почти сыновней любовью. Любовью за любовь.