Изображение Кавказа в творчестве М.Ю.Лермонтова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 17:15, реферат

Краткое описание

Цели моей работы изучить художественное своеобразие произведений Лермонтова и определить актуальность его творчества.
Задачи моей работы рассмотреть кавказские легенды которые послужили вдохновением для создания некоторых произведений поэта, понять южную линию в творчестве Лермонтова, сопоставив роль Кавказа в его жизни. Изучить некоторые интересные факты биографии этого величайшего человека, которые имели место произойти с ним именно на Кавказе.

Содержание

Введение

1. Детские впечатления Лермонтова о Кавказе

2. Ссылки Лермонтова на Кавказ

3. Тема кавказской природы в произведениях М .Ю. Лермонтова

4. Легенды Кавказа в творчестве Лермонтова

5. Восточные женские образы в произведениях Лермонтова

6. Живопись Лермонтова

7. Смерть поэта

Заключение

Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 41.76 Кб (Скачать файл)

Адыгейский  Государственный Университет

 

 

 

 

 

Реферат на тему

«Изображение  Кавказа в творчестве М.Ю.Лермонтова»

 

 

 

Студентка 2 курса з/о исторического факультета

Полякова  Екатерина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Майкоп 2014 г.

 

Тема: "Изображение  Кавказа в творчестве Михаила  Юрьевича Лермонтова"

 

Содержание

 

Введение

 

1. Детские  впечатления Лермонтова о Кавказе

 

2. Ссылки  Лермонтова на Кавказ

 

3. Тема кавказской  природы в произведениях М  .Ю. Лермонтова

 

4. Легенды  Кавказа в творчестве Лермонтова

 

5. Восточные  женские образы в произведениях  Лермонтова

 

6. Живопись  Лермонтова

 

7. Смерть  поэта

 

Заключение

 

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

Хотя я  судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:

Как сладкую  песню отчизны моей,

Люблю я Кавказ.

В младенческих летах я мать потерял.

Но мнилось, что в розовый вечера час

Та степь повторяла мне памятный глас.

За это люблю я вершины тех скал,

Люблю я Кавказ.

Я счастлив был с вами, ущелия гор,

Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас.

Там видел я пару божественных глаз;

И сердце лепечет, воспомня тот взор:

Люблю я Кавказ!..

 

Введение

 

Актуальность  темы обусловлена тем что именно на Кавказе произошло становление  Лермонтова творческой личностью. Там  были написаны наиболее знаменитые его  литературные произведения, и именно там Лермонтов попробовал себя не только в роли поэта, но и в роли художника.

Объектом  моего исследования является биография  периодов пребывания Лермонтова на Кавказе. А так же творчество великого русского поэта, написанное под впечатлением этого края.

Предмет исследования моей рефератной работы это – история  создания литературных произведений, написанных в периоды пребывания Лермонтова на Кавказе, а так же воплощение художественного таланта не только в литературе, но и в живописи.

Цели моей работы изучить художественное своеобразие  произведений Лермонтова и определить актуальность его творчества.

Задачи моей работы рассмотреть кавказские легенды  которые послужили вдохновением для создания некоторых произведений поэта, понять южную линию в творчестве Лермонтова, сопоставив роль Кавказа  в его жизни. Изучить некоторые  интересные факты биографии этого  величайшего человека, которые имели  место произойти с ним именно на Кавказе.

 

1. Детские  впечатления Лермонтова о Кавказе

 

Когда великий  поэт был еще маленьким Мишелем, его бабушка — Елизавета Арсеньевна — несколько раз из Тархан приезжала  в гости в имение к своей  сестре — Екатерине Арсеньевне Столыпиной. Для укрепления здоровья маленького Миши она брала его с собой.

 

Кавказ с  детства стал страстью Лермонтова. С этим местом связано очень многое в его жизни, оно постоянно  присутствовало в ней, вдохновляло  его.

 

Впервые Михаил Юрьевич Лермонтов побывал на Кавказе в малолетнем возрасте, когда  бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева  привозила его на воды, чтобы поправить  здоровье внука. Уже первая поездка  из далекого пензенского имения Тарханы, несомненно, оставила отпечаток в  детском сознании.

 

Но особенно большое значение в жизни Лермонтова имело посещение Кавказа в 1825 году, когда ему было около 11 лет. Из Тархан выехали большим обозом, так как с его бабушкой отправился на воды и её брат Александр Алексеевич Столыпин — он ехал с женой и  детьми. Ехали и другие родственники, также множество дворовых, гувернёры, лекарь, повара. Елизавета Алексеевна была небогата и бережлива. Но, зная, что Мишу скоро придется отдать в  учение в Москву или Петербург, решила сделать ему подарок, очень щедрый, — поездку на Горячие воды на целое лето. Здесь Михаил Юрьевич  впервые прочитал "Кавказского  пленника" Пушкина. Большая удача, большое счастье было прочитать  поэму здесь, в виду снежных гор, — именно там разыгрывается трагедия Пленника и Черкешенки... Здесь же он впервые перелистал альбом Марии  Акимовны Шан-Гпрей, в котором было много записей его матери —  Марии Михайловны Лермонтовой, —  не только французские записи, но и  стихи на русском языке. В этот альбом, по просьбе "тетеньки" (как  называл он Марию Акимовну), он нарисовал  акварелью кавказский вид. В это  необыкновенное для Лермонтова время зарождался в нем поэт.

Вышедший  из-под опеки бабушки, уже взрослый, он трижды приезжал на Кавказ, всегда не по своей воле — это было место его службы, а точнее ссылки.

Лермонтов пишет: "Синие горы Кавказа… вы взлелеяли  детство мое, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю об вас, да о небе...". В посвящении к поэме "Аул Бастунжи" поэт называет себя "сыном Кавказа":

От ранних лет кипит в моей крови

Твой жар и бурь твоих порыв мятежный;

На севере, в стране тебе чужой я сердцем твой,

Всегда и  всюду твой!

 

2. Ссылки  Лермонтова на Кавказ

 

Знакомство  с Кавказом не ограничилось детством Лермонтова. Уже молодым юношей ему  приходится вернуться туда во время  первой своей ссылки, в которую  он был сослан в 1837 году за стихотворение "Смерть поэта", посвященное трагической  гибели А.С. Пушкина на дуэли. Когда  стихотворение дошло до царя, он наложил на нем такую резолюцию: "Приятные стихи, нечего сказать... Я  велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина  и удостовериться, не помешан ли он; а затем мы поступим с ним  согласно закону".

 

Дорогой на Кавказ Лермонтов простудился, из ставропольского  военного госпиталя во второй половине мая его перевели в пятигорский  госпиталь, и все лето до начала сентября он лечился на Кавказских минеральных  водах в Пятигорске и Кисловодске.

 

При выходе из госпиталя Лермонтов встретился с товарищем по Университетскому пансиону Н. Сатиным, другом А.И. Герцена.

Во время  своей ссылки Лермонтов познакомился с другом сосланных на Кавказ декабристов, умным и смелым в своих суждениях  доктором Н.В. Майером, которого вскоре под именем доктора Вернера вывел  среди действующих лиц "Княжны Мери".

У М.Н. Сатина произошла встреча Лермонтова с  В.Г. Белинским. Они резко поспорили  и разошлись, но через 3 года в Петербурге поэт и великий критик встретились  снова, и на этот раз поняли и оценили друг друга.

Но это  было не единственное интересное знакомство, которое произошло с ним. Лермонтов  сдружился с двоюродным братом —  Акимом Акимовичем Хастатовым, поручиком  лейб-гвардии Семеновского полка. Аким Акимович часто брал поэта с собой  на веселые кумыкские пирушки, свадьбы. Лермонтов мог наблюдать искрометные  пляски, слышать чарующие песни, легенды, рассказы об абреках и казаках.

Любимый поэтом край возродил Лермонтова, дал ему  возможность успокоиться, на время  обрести равновесие в душе. Именно в этот период в сознании поэта  Кавказ ассоциируется с "жилищем  вольности простой", которое противопоставляется "стране рабов, стране господ", "голубых  мундиров" и "неволе душных городов".

Приветствую тебя, Кавказ седой!

Твоим горам я путник не чужой.

Они меня в младенчестве носили

И к небесам пустыни

Приучили…

В конце сентября Лермонтов получил предписание  отправиться в Закавказье, в свой Нижегородский драгунский полк, стоявший около Тифлиса. В этой поездке, особенно на Военно-грузинской дороге, Лермонтов  много рисовал. Поэт не был профессиональным художником, но талантливо рисовал, как  многие писатели-современники, с увлечением делал наброски карандашом и акварелью, писал маслом и пересылал друзьям  в Москву и Петербург. Многие из его  рисунков и картин сохранились и до наших дней.

Между 8 и 10 октября 1837 г. Лермонтов встретился в Ставрополе с поэтом-декабристом А.И. Одоевским, прибывшим вместе с декабристами Нарышкиным и Назимовым из Сибири. От Одоевского он узнал много нового о восстании 14 декабря 1825 г. на Сенатской  площади. Лермонтову были близки взгляды  и интересы Одоевского, и он привязался к своему новому старшему товарищу.

В связи с  пребыванием в Закавказье и на Кавказе Николая первого осенняя  экспедиция против горцев в 1837 г. была отменена. По собственному признанию, Лермонтов "слышал только 2-3 выстрела. "Он "странствовал одетый по-черкесски  с ружьем за плечами; ночевал в  чистом поле, засыпал под крик шакалов". Возникали планы поездки в  Персию, в Мекку; Лермонтов хотел  проситься в Хивинский поход. Но 10 октября Николай первый в  Дидубе под Тифлисом сделал смотр  войсковым частям кавказского корпуса, среди которых были 4 эскадрона  Нижегородского Драгунского полка. Царь нашел их в хорошем состоянии, это косвенно повлияло на судьбу Лермонтова, который был переведен в Гродненский  гусарский полк, стоявший недалеко от Новгорода. Лермонтов уже знал о своем прошении и о предстоящем  возвращении на север, но высочайший приказ должен был дойти до Петербурга и оттуда через военное министерство вернуться в Грузию. Вот почему Лермонтов задержался в Закавказье.

Только 25 ноября Лермонтов был выключен из списков  Нижегородского Драгунского полка. Но "прощение" не радовало его, на Кавказе дышалось вольнее.

По дороге Лермонтов задержался в Ставрополе. Лермонтова не могли удовлетворить  ограниченные николаевской цензурой высказывания даже передовых журналистов. Его  глубокий и могучий дух, как говорил  о нем Белинский, не мог примириться  с русской крепостнической деятельностью, и не от самодержавия ждал он разрешения важнейших социальных вопросов. Ссылка не смирила Лермонтова. Он был готов  к дальнейшей борьбе. Поэта-борца  он сравнивал с булатным кинжалом в стихотворении "Кинжал":

...Ты дан мне в спутники, любви залог немой,

И страннику в тебе пример не бесполезный:

Да, я не изменюсь и буду тверд душой.

Как ты, как ты, мой друг железный.

 

Хотелось  бы рассказать о Кавказе, который  изображен как в поэзии, так  в прозе и живописи великого поэта. После возвращения из первой ссылки Лермонтов, наполненный удивительными  творческими замыслами, начинает их воплощать в таких произведениях  как "Герой нашего времени", кавказская редакция "Демона", "Мцыри", "Беглец", "Ашик-Кериб", "Дары Терека", "Казачья колыбельная песня", "Тамара", "Свиданье", "Кинжал", "Прощание", "Хаджи Абрек". Все это стало результатом его скитаний по Северному Кавказу и Закавказью в 1837 году. Известный грузинский поэт Илья Чавчавадзе пишет, что "в своих мощных стихах, преисполненных поэзии, Лермонтов изобразил весь Кавказ и, в частности Грузию".

 

Во время  второй ссылки (1840 г.) Лермонтов попадает в Малую Чечню после дуэли  с сыном французского посла Эрнестом де Барантом. Наказанием был перевод  тем же чином (поручик) в Тенгинский пехотный полк, воевавший на Кавказе. Это соответствовало желанию  и самого поэта. "Если, говорит, переведут  в армию, будет проситься на Кавказ", — так передавал тогдашнее  настроение Михаила Юрьевича Белинский. Именно тогда поэт участвовал в боевых действиях и не раз рисковал жизнью в боях с чеченцами.

 

Находясь  на военной службе на Кавказе, М.Ю. Лермонтов  не расставался с записными книжками, заносил в них услышанные из уст, повидавших на своем веку кавказцев  отдельные сюжеты будущих своих  произведений.

 

14 апреля 1841 года, не получив отсрочки после  двухмесячного отпуска в Петербурге, Лермонтов возвращается на Кавказ. В мае того же года он  прибывает в Пятигорск и получает  разрешение задержаться для лечения  на минеральных водах. Здесь  он пишет целый ряд стихотворений: "Сон", "Утес", "Они любили  друг друга...", "Тамара", "Свиданье", "Листок", "Выхожу один я  на дорогу...", "Морская царевна", "Пророк".

 

3. Тема кавказской  природы в произведениях М.Ю.  Лермонтова

 

И.Ф. Анненский  в своей статье "Об эстетическом отношении Лермонтова к природе" рассказывает о причинах, способствовавших развитию в Лермонтове чувства природы. С природой Кавказа он познакомился в годы самого раннего детства, когда  личность его только формировалась. Свои главные кавказские впечатления  Михаил Юрьевич получил именно в  этот период, а более поздние поездки  лишь углубили его детские воспоминания.

 

И.Ф. Анненский  также говорит о необыкновенно  точном изображении кавказской природы  в произведениях Лермонтова. Он рассказывает об одном художнике, изображавшем Кавказ, который называл поэзию Лермонтова его "ключом к кавказской природе".

 

По мнению Анненского, в природе Лермонтову особенно близко движение, динамика. Достаточно вспомнить чудных лошадей у Измаил-Бея, у Казбича и Печорина или горные реки, ревущие и стремительные, подобные живым существам.

 

Терек воет, дик и злобен, Меж утесистых  громад, Буре плач его подобен, Слезы  брызгами летят. Но, по степи разбегаясь, Он лукавый принял вид И, приветливо ласкаясь, Морю Каспию журчит…

 

В описаниях  Лермонтова нет мелких натуралистических  деталей, как у Гете (у него нет  этой детальности описаний), нет  ни терпеливого выжидания, ни долгого  выслеживания, как у Тургенева  и Аксакова. В них скорее восторг, восхищение и детская радость, открытая и безграничная, от встречи с горячо любимым существом.

Информация о работе Изображение Кавказа в творчестве М.Ю.Лермонтова