Изучение лирики Некрасова в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 16:14, контрольная работа

Краткое описание

Цель, которую поставили перед собой авторы учебников – сформировать читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова. Вот почему теоретико-литературные знания должны быть, но должны быть функциональными, т.е. помогать постижению художественного произведения. Автор уходит от директивной формы подачи теоретического материала, базовые понятия вводятся опосредовано (через диалог автора с читателем или сквозных героев) и одновременно являются частью структуры учебника:

Содержание

УМК по Кутузову ………………………….стр.3


5 класс ………………………………………стр. 5-10


6 класс ………………………………………стр. 11-17


7 класс……………………………………….стр.18-22


8 класс……………………………………….стр.23-29


9 класс………………………………………стр.30-34

Вложенные файлы: 1 файл

некрасов.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Рязанский  государственный университет имени  С.А. Есенина»

Факультет русской  филологии и национальной культуры

Специальность «русский язык и литература»

 

 

 

Контрольная работа

 по теории  и методики преподавания литературы

 

«Изучение лирики Некрасова в школе»

 

 

 

 

 

 

                                                                       Выполнила студентка 4 курса

                                           Маркина Ю.Г.

                                 Проверил 

                                          Чапышкин В.А.

 

 

План

 

 

  1. УМК по Кутузову ………………………….стр.3

 

 

  1. 5 класс ………………………………………стр. 5-10

 

 

  1. 6 класс ………………………………………стр. 11-17

 

 

  1. 7 класс……………………………………….стр.18-22

 

 

  1. 8 класс……………………………………….стр.23-29

 

 

  1. 9 класс………………………………………стр.30-34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
УМК по Кутузову А.Г. 
 
УМК «Литература» под редакцией А. Г. Кутузова построен по оригинальной авторской программе и реализует концепцию литературного образования с опорой на творческую деятельность учащихся. Литературное образование рассматривается как единство трех компонентов: творчество – сотворчество – знания и умения. 
 
Система творческих работ представлена широко и разнообразно: рецензии, рефераты, презентации, эссе, сочинения и т. п. Все задания имеют исследовательский характер или ориентированы на творчество ученика. Методический аппарат учебников предлагает различные формы учебных занятий: ролевые игры, исследования, дискуссии, читательские конференции, сопоставительный анализ театральных и кинематографических интерпретаций текстов. Подобные задания позволяют осуществлять межпредметные связи (русский язык, музыка, МХК, изобразительное искусство, история) и связи с миром других искусств (музыкой, изобразительным искусством, театром). В учебниках творческие работы обозначены рубриками «Творческая мастерская», «Творческий практикум», «Проба пера». 
 
Последовательная, из урока в урок, работа по развитию творческого потенциала ребенка выгодно отличает эти учебники от других. 
 
Цель, которую поставили перед собой авторы учебников – сформировать читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова. Вот почему теоретико-литературные знания должны быть, но должны быть функциональными, т.е. помогать постижению художественного произведения. Автор уходит от директивной формы подачи теоретического материала, базовые понятия вводятся опосредовано (через диалог автора с читателем или сквозных героев) и одновременно являются частью структуры учебника: 
 
5 класс – жанры; 
 
6 класс – роды и жанры; 
 
7 класс - характер – герой – образ; 
 
8 класс – литература и традиция; 
 
9 класс – автор – образ – читатель. 
 
 
Курс по литературе А. Г. Кутузова обеспечивает полноценное литературное развитие школьника:

  •  
    рост эмоционально-эстетической культуры и творческих возможностей;
  •  
    накопление читательского опыта и обогащение понятийного аппарата;
  •  
    самореализацию в деятельной сфере (овладение умениями).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка (5 класс)

 

Основу рабочей программы  составляют:

- Государственный стандарт  общего образования

- Примерная программа  основного общего образования  по литературе

- Программа по литературе  для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) под редакцией А. Г. Кутузова  / М., Дрофа,  2006 г.

- «В мире литературы». 5 класс. Учебник- хрестоматия  для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Под общей редакцией  А. Г. Кутузова /М., Дрофа, 2007 г.  

 

Количество учебных  часов

В год – 70.

В неделю – 2.

Итоговых творческих работ – 6.

 

 

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение  учебных часов по разделам курса.

Предлагаемая программа учитывает современные требования к деятельности учителя. Кроме традиционного распределения программного материала по количеству часов, определяются  дидактическая модель обучения, педагогические средства, вид деятельности учащихся и планируемый результат.

 

Основное общее образование  в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность  и социальную адаптацию обучающихся  на основе приобретения ими компетентностного  опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

 

 

Это определило цели обучения литературе:

– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

– формирование эстетического  вкуса как ориентира самостоятельной  читательской деятельности;

– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий  как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического  планирования предполагается реализовать  актуальные в настоящее время  компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

· приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

· овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

· устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

· научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

· отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

· освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная  ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный  подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

 

 

 

 

   

 

Требования  к уровню подготовки учащихся 5 класса

 

    Методической  особенностью преподавания литературы  в 5-ом классе по программе  А.Г. Кутузова является переход  от литературного чтения с  элементами эстетического анализа  к целенаправленному обучению эстетическому анализу на основе жанрово-родового структурного принципа программы и ведущей эстетической проблемы «Фольклор и литература».

В результате изучения литературы в 5 классе учащиеся должны знать/понимать:

- содержание изученных литературных произведений;

- такие теоретико-литературные  понятия, как: писатель и автор,  автор и рассказчик,  основные  жанры фольклора, виды сказок, сказка народная и литературная,  сюжет, духовная литература, жанр  жития, эпос, лирика и драма  как роды литературы, жанр рассказа, повести, лирическое стихотворение как жанр, рифма, фигуры поэтической речи – эпитет, метафора, олицетворение, аллегория, драма как род и жанр литературы;

уметь:

  1. Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).
  2. Определять род и жанр произведений на основе изученных теоретических понятий.
  3. Сопоставлять авторские и фольклорные произведения, рассказ и сказку, рассказ и повесть.
  4. Создавать собственный текст с указанными жанровыми признаками.
  5. Создавать отзыв на рассказ и повесть.
  6. Давать сравнительную характеристику героев.
  7. Грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть навыками диалога.
  8. Выполнять элементарные исследовательские работы и презентовать их результаты.

 

 

Содержание  программы по литературе в 5 классе.

 

Введение ( 1час ).

Литература как искусство  слова. Вымысел и художественное творчество. Понятия писатель и автор. Литературные жанры как исторически  сложившиеся формы существования литературы.

 

Фольклор ( 10 часов).

Начальное понятие о  фольклоре. Вымысел в фольклорном  произведении. Основные жанры фольклора. Нравственный идеал русского фольклора.

Детский фольклор. Игровые  основы детского фольклора. Игра и считалка. Небылицы как игровой жанр фольклора.

Загадка как жанр фольклора. Возникновение и бытование загадок.

Пословицы и поговорки  как малые жанры фольклора.

       Народная сказка. Виды народных сказок.

«Два Ивана-солдатских сына». Художественные особенности  волшебной сказки.

«Жена-доказчица». Особенности  бытовой сказки.

«Мужик, медведь и лиса». Животные как герои сказок.

 

Духовная литература (6 часов).

 Библия.

Библия как Вечная книга и памятник человеческой цивилизации.

Священное Предание и  Священное Писание.

Новый Завет. Зачем сошел на землю Господь наш Иисус Христос. Избрание двенадцати апостолов. Нагорная проповедь. Притчи Иисуса Христа. Притча о сеятеле. Притча о семенах и плевелах.

Житийная литература. «Житие Бориса и Глеба».

 

Литература.

Эпос и эпические  жанры (40 часов).

 

Литературная  сказка (10 часов).

Литературная сказка как авторское произведение. Сказка литературная и фольклорная.

П. П. Ершов. «Конек-горбунок». Понятие о стихотворной сказке.

В. И. Даль. «У тебя у самого свой ум». Мораль в сказке.

Х. К. Андерсен. «Соловей». Истинные и мнимые ценности.

Саша Черный. «Мирная  война». Герой в литературной и  фольклорной сказках.

Информация о работе Изучение лирики Некрасова в школе