Интонация и ее компоненты
Интонация
– это сложное и далеко еще
не установившееся в лингвистике
понятие. Обычно под интонацией
понимают совокупность средств
организации звучащей, устной речи.
К числу этих средств относятся:
- Ударение;
- Мелодика (движение основного тона);
- Паузы (перерывы в звучании);
- Сила звучания отдельных слов речи;
- Темп речи;
- Тембр речи.
Интонация
является обязательным признаком
устной, звучащей речи. Речь без
интонации невозможна. Богатство
и содержательность речи, ее выразительные
возможности обеспечиваются не
только богатством словаря, но
также ее интонационной гибкостью,
выразительностью и разнообразием.
Интонация
занимает важное место в структуре
языка и выполняет различные
функции:
- При помощи интонации производится членение речи на интонационно-смысловые отрезки (синтагмы);
- Интонация оформляет различные синтаксические конструкции и типы предложений;
- Интонация участвует в выражении мысли, чувства и волеизъявления человека.
В более
строгом понимании интонация
– это лингвистический термин,
применяемый в двух значениях.
В более точном смысле под
интонацией понимается система
изменений относительной высоты
тона в слоге, слове и целом
высказывании.
Одной из
важнейших функций интонации
целого словосочетания является
определение законченности или
незаконченности высказывания.
Другой не
менее важной функцией интонации
целого словосочетания является
определение модальности высказывания
– различение повествования, вопроса
и восклицания. Данные виды интонации
являются основными во всех языках мира.
- Повествовательная или изъявительная интонация характеризуется заметным понижением тона последнего слога, которому предшествует легкое повышение тона на одном из предыдущих слогов. Самый высокий тон называется интонационной вершиной, самый низкий – интонационным понижением. В простой несложной повествовательной фразе обычно бывает одна интонационная вершина и одно интонационное понижение. Там, где повествовательная интонация объединяет более сложный комплекс слов или словосочетаний, отдельные части последнего могут характеризоваться или повышением или частичным понижением интонации, но менее низким, чем конец фразы. В таких случаях повествовательная фраза может содержать либо несколько вершин и одно заключительное понижение, либо несколько понижений, менее низких, чем заключительное.
- Вопросительная интонация бывает двух основных типов: а) в тех случаях, где вопрос касается всего высказывания, наблюдается повышение тона на последнем слоге вопросительной фразы, более сильное, чем отмечавшееся выше повышение голоса в повествовательной фразе; б) вопросительная интонация характеризуется особо высоким произношением того слова, к которому преимущественно относится вопрос. От положения этого слова в начале, конце или середине фразы зависит, разумеется, остальной ее интонационный рисунок.
- В восклицательной интонации необходимо различать: а) интонацию собственно восклицательную, характеризуемую более высоким, чем при повествовании, но более низким, чем при вопросе, произнесением важнейшего слова; б) интонацию побудительную с многочисленными градациями, от просьбы и побуждения до решительного приказания; интонация последнего характеризуется понижением тона, близким к повествовательной интонации.
Эти виды интонации
иногда объединяются исследователями
в понятие интонаций логических, т.е. интонацией,
определяющих характер высказывания,
и противопоставляются интонациями эмоциональным,
т.е. интонациями аффективно деформированной
речи.
Наконец третьей,
не менее важной функцией интонации
является соединение и разъединение
синтагм – слов и словосочетаний
– членов сложного целого.
Еще один
момент: притом, что в разных ситуациях
мы говорим по-разному, интонация
каждого человека индивидуальна.
Благодаря этому, а не только
тембру, мы мгновенно узнаем в
телефонной трубке голос позвонившего
нам знакомого.
Ударение как
компонент интонации. Среди компонентов
интонации особое место занимает
ударение. Оно, как и сама интонация,
относится к суперсегментным
элементам языка. Однако словесное
ударение – это не единственный
вид ударения в русском языке.
Существуют еще синтагматическое
ударение, или ударение синтагмы
– наименьшего интонационно-смыслового
отрезка речи. Так же выделяют
логическое ударение, при помощи
которого выделяется наиболее
важное в смысловом отношении
слово. Также часто встречается
еще один тип ударения –
ударение эмфатическое. Это ударение
подчеркивает эмоционально-экспрессивные
и аффективные элементы высказывания.
Эти типы ударения в противоположность
словестному могут быть названы
типами несловесного ударения. Именно
несловесное ударение и выступает
как один из компонентов интонации.
Мелодика как компонент
интонации. Мелодика речи – движение
голоса (вверх и вниз) по звукам разной
высоты. В речевой практике мелодика
многих синтаксических структур предложений
закрепилась как нормативная. Это
относится к нормам произнесения
вопросительных, восклицательных, повествовательных
предложений, а также к мелодике
перечисления, причины, цели, противопоставления,
разделения, предупреждения, водности
и других.
Термин «мелодика»
употребляется в разных науках
и имеет оттенки в своем
значении.
Темп речи как компонент
интонации. Темп речи – скорость произнесения
речевых единиц разного размера.
Темп речи может быть вычислен двумя
способами: числом слогов, или звуков,
или слов, произносимых в единицу
времени, или средней длительностью
звучания речевой единицы. Длительность
звуков вообще измеряется в тысячных
долях секунды – миллисекундах.
Темп речи каждого отдельного индивидуума
может меняться в широких пределах
– от 60 – 70 мс при беглой речи до
150-200 мс при медленной. Существует также
и зависимость темпа от индивидуальных
особенностей говорящего.
Тембр как компонент интонации.
Тембр, иначе тембральная окраска
речи – специфическая, воспринимаемая
человеком характеристика звучащей
речи, которая зависит частично от
физических параметров речевого аппарата
(низкий, хриплый тембр, высокий пронзительный
голос и т.п.), частично регулируется
говорящим за счет особых изменений
состояния органов речи.
Часто тембр
голоса определяют как дополнительную
артикуляционно-акустическую окраску
голоса, ее колорит. По тембру
голоса может быть общим, но
у каждого человека свой тембр,
как и отпечатки пальцев. Тембр
голоса может изменяться, что зависит
от эмоционального состояния человека.
Поэтому тембром называют также специфическую
окраску речи, которая придает ей те или
другие экспрессивно-эмоциональные свойства.
Такое значение приобретает иногда и термин
тон. В таком случае тембр и тон становятся
терминами-дуплетами.
Существует
еще один компонент интонации,
тесно связанный с тембром.
Это сила звучания, или громкость
голоса.
Сила звучания и ее место
в структуре интонации. В речеведении
понятия «сила» и «громкость»
голоса не являются тождественными. Сила
звука – это величина объективная,
это реальная энергия звука. Сила звучания
зависит от амплитуды колебания голосовых
связок, степени их напряженности, а так
же от деятельности резонаторов.
Как компонент
интонации сила звучания речи
имеет важное значение с точки
зрения коммуникативной ситуации
общения и, особенно, его культурно-эстетических
аспектов.
На слух
различают уровень интенсивности.
Он бывает низким, средним и
высоким. Уровень силы звучания
может не изменяться, но чаще всего
направление и характер интенсивности
меняется.
Громкость
голоса зависит от его силы.
Но если сила голоса – величина
объективная, то громкость –
понятие субъективное, связанное
с нашим восприятием звука.
Громкость – это управляемое
качество голоса. Выбор степени
громкости зависит также от
цели, с которой люди выступают
в обществе.
Пауза как важный
компонент интонации. Считается, что пауза
особой роли не играет, что ее никто не
замечает, что она нужна исключительно
для вдыхания воздуха. Пауза – временная
остановка звучания, в течении которой
речевые органы не артикулируют, и которая
разрывает поток речи. Пауза – это молчание.
Но и молчание может быть выразительным
и значимым. Различают паузы логические,
межсловесные, психологические, физиологические,
инверсивные, ритмические.
Интонация
представляет собой достаточно
сложное, многоплановое и чрезвычайно
важное явление в общем контексте
речевой деятельности человека.
Именно интонация фактически
организует устную речь в целом,
в том числе и чтение. С помощью
интонации предложениям придается
значение вопроса, пробуждения,
просьбы, сообщения. Интонация
позволяет передать эмоционально-смысловые
оттенки текста, выражая состояние,
настроение автора, его отношение
к описываемому.
Не уходя
в глубь лингвистических дефиниций,
можно образно сказать, что
интонация – становой хребет
устной речи, ее подтекст, если
угодно иначе, интонация – душа языка.
Вот почему сохранение национальных ее
особенностей имеет большое общекультурное,
общественное, а следовательно. Государственное
значение.
Список литературы
- Аванесов Р.И., Русское литературное произношение. М., 1972
- Буланин Л.Л. «Фонетика современного русского языка» М., Высшая школа, 1972
- Муханов И. «Интонация в практике русской диалогической речи» М., 1988.