Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 11:27, курсовая работа
Актуальность исследования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы. В психолого-педагогическом плане одной из основных тенденций совершенствования образовательного процесса является переход от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения, содержание которых направлено на развитие личности ученика и предполагает максимальную реализацию его активности, инициативности в процессе обучения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...….3
Глава I. Теоретические основы самостоятельной работы младших школьников по предмету «Окружающий мир»
1.1. Самостоятельная работа учащихся как психолого-педагогическая проблема……………………………………………………………………..…...7
1.2.Деятельностная теория учения как основа организации самостоятельной работы младших школьников ………………………………………..…….…16
1.3.Педагогические условия организации самостоятельной работы младших школьников по предмету «Окружающий мир»…………………..………….22
Выводы по I главе…………………………………………………………..….27
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по организации самостоятельной работы младших школьников по предмету «Окружающий мир»
2.1. Диагностика сформированности самостоятельности младших школьников на уроках «Окружающий мир»…………………………………
2.2. Разработка и содержание самостоятельных работ по предмету «Окружающий мир»…………………………………………………………..
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы…………………………..
Выводы по II главе……………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава I. Теоретические основы самостоятельной работы младших школьников по предмету «Окружающий мир»
1.1. Самостоятельная работа
учащихся как психолого-педагогическая
проблема…………………………………………………………
1.2.Деятельностная теория учения как основа организации самостоятельной работы младших школьников ………………………………………..…….…16
1.3.Педагогические условия организации самостоятельной работы младших школьников по предмету «Окружающий мир»…………………..………….22
Выводы по I главе…………………………………………………………..…
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по организации самостоятельной работы младших школьников по предмету «Окружающий мир»
2.1. Диагностика сформированности самостоятельности младших школьников на уроках «Окружающий мир»…………………………………
2.2. Разработка и содержание самостоятельных работ по предмету «Окружающий мир»…………………………………………………………..
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы…………………………..
Выводы по II главе……………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы. В психолого-педагогическом плане одной из основных тенденций совершенствования образовательного процесса является переход от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения, содержание которых направлено на развитие личности ученика и предполагает максимальную реализацию его активности, инициативности в процессе обучения. Процесс активизации познавательной деятельности является одной из важнейших проблем современной педагогики и психологии. Организация самостоятельно-познавательной работы, руководство ею это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности. Говоря о формировании у младших школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду три тесно связанные между собой задачи. Первая из них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, вторая – в том, чтобы научить учащихся самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности. Актуальность этой проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих понятий и умений. Главной функцией самостоятельно-познавательной работы является формирование высококультурной личности. Идея формирования самостоятельной деятельности учащегося начальной школы была заложена еще в глубокой древности и анализировалась Аристотелем, Сократом, Платоном и другими философами. Дальнейшее развитие она получила в работах Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци.
Одним из системообразующих качеств личности является самостоятельность. Развитие этого качества приводит к развитию личности ученика в целом. Необходимость формирования и развития самостоятельности диктуется нам потребностями общества в людях нестандартных, умеющих мыслить творчески. А решение этого вопроса находит свое отражение в процессе развития самостоятельности, который позволяет человеку ставить новые проблемы, находить новые решения. Понятие самостоятельности охватывает не только ту сторону непосредственной физической деятельности что-нибудь сделать или изменить, но и умственную, интеллектуальную деятельность, способствующую правильному достижению реальной цели.
Ж.Ж. Руссо утверждал, что «на интерес ребёнка к деятельности, к учению должен, прежде всего, опираться педагог, стимулируя самостоятельность учеников». А. Дистервег считал, что детская самостоятельность в процессе обучения является одним из важнейших средств развития умственных способностей: «Плохой учитель сообщает истину, хороший учит ее находить». В.П. Вахтеров указывал на то, чтобы дети сами принимали участие во всех опытах, а не только смотрели, как производит их учитель. Самостоятельность – способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность, способность ставить перед собой задачу; способность удерживать в памяти конечную цель действия и организовывать свои действия в русле ее достижения; способность совершать определенной степени сложности действия без посторонней помощи, соотносить полученным результат с исходным намерением.
Объект исследования. Процесс организации самостоятельных познавательных работ младших школьников на уроках окружающего мира
Предмет исследования. Дидактические и методические условия организации самостоятельной познавательной работы младших школьников на уроках окружающего мира.
Цель исследования. Изучить вопрос организации самостоятельной познавательной работы младших школьников на уроках окружающего мира в теории, на этой основе спланировать и провести эксперимент, доказывающий положительное влияние этого вида деятельности учащихся на их успеваемость и развитие.
Гипотеза исследования. Процесс обучения младших школьников будет эффективной, успешной, если на уроках окружающего мира будут проводиться самостоятельные познавательные работы.
В соответствии с поставленной целью вытекают следующие задачи исследования:
1. Изучить методологическую, педагогическую, психологическую и методическую литературу по данной проблеме.
2. Уточнить сущность и структуру процесса стимулирования самостоятельной познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.
3. Определить возможности организации самостоятельных познавательных работ учащихся на уроках окружающего мира.
Методологической базой исследования послужили работы Л.В. Занкова, Б.Г.Ананьева, А.А.Бодалева, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Н.Ф.Талызиной, Л.М.Фридмана и др.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Анализ методологической, педагогической, теоретической, психологической литературы.
2. Изучение передового педагогического опыта.
3. Наблюдение.
4. Беседа.
5. Анкетирование.
6. Сравнение результатов деятельности.
7. Тестирование.
8. Изучение документации.
9. Педагогический эксперимент.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что:
1. Уточнен понятийно-
2. Определены психолого-
3. Обоснована система
мер, обеспечивающих
Апробация введется в МБОУ «Далырская средняя общеобразовательная школа» Верхневилюйского улуса.
База исследования: МБОУ «Далырская средняя общеобразовательная школа» Верхневилюйского улуса. В эксперименте приняли участие учащиеся 2-го класса.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения
Глава 1. Теоретические основы самостоятельной познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира
Любая наука ставит своей
задачей не только описать и объяснить
тот или ной круг явлений или
предметов, но и в интересах человека
управлять этими явлениями и
предметами, и, если нужно, преобразовывать
их. Управлять и тем более
Самостоятельная работа – это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации [19, с. 89].
Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.
Специалистами в этой области
подчеркивалось, что учащимся важно
дать метод, путеводную нить для организации
приобретения знаний, а это значит
– вооружить их умениями и навыками
научной организации
Существует множество
различных направлений в
В педагогической работе ученые
теоретики в единстве с философами,
психологами, социологами и физиологами
исследуют и теоретически обосновывают
этот аспект проблемы в свете основных
качеств личности представителя
современной эпохи –
Изучая сущность самостоятельной
работы в теоретическом плане, выделяется
три направления деятельности, по
которым может развиваться
Второе направление берет
свое начало в трудах Я.А. Коменского.
Содержанием его является разработка
организационно-практических вопросов
вовлечения школьников в самостоятельную
деятельность. При этом предметом
теоретического обоснования основных
положений проблемы выступает здесь
преподавание, деятельность учителя
без достаточно глубокого исследования
и анализа природы деятельности
самого ученика. В рамках дидактического
направления анализируются
Третье направление
Существуют некоторые структурные принципы анализа значения, места и функции самостоятельной деятельности. Имеются два варианта, близких по сути, но имеющих собственно наполнение и специфику: они и определяют (при условии их единения) сущность самостоятельной окраски деятельности.
Первая группа:
1) содержательный компонент: знания, выраженные в понятиях, образах, восприятиях и представлениях;