Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 18:07, лекция
Эпос и трагедия, а также комедия, дифирамбическая поэзия и большая часть
авлетики и кифаристики - все они являются подражанием. А отличаются они
друг от друга тремя чертами: тем, что воспроизводят различными средствами
или различные предметы, или различным, не одним и тем же, способом.
Отличать произведения стоит не по форме, а по содержанию.
Санкт-Петербургский
государственный университет
факультет
журналистики
Конспекты работ по теории литературы
(для
экзамена по курсу)
1. Аристотель "Поэтика"
1) Эпос и трагедия, а также комедия, дифирамбическая поэзия и большая часть
авлетики и кифаристики - все они являются подражанием. А отличаются они
друг от друга тремя чертами: тем, что воспроизводят различными средствами
или различные предметы, или различным, не одним и тем же, способом.
Отличать произведения стоит не по форме, а по содержанию.
2) Поэты изображают лиц действующих непременно или хорошими. Они представляют
людей или лучшими, или худшими, или такими же, как мы.
3) Различие трагедии и комедии состоит в том, что одна предпочитает изображать
худших, другая лучших, чем наши современники.
4) Есть еще третье различие в этой области - способ воспроизведения каждого
явления (от своего лица, от постороннего, изображая всех героев
действующими и проявляющими свою энергию).
5) Тремя чертами - средствами подражания, предметом его и способом
подражания - различаются виды творчества.
6) Как кажется, поэзию создали вообще две причины, притом естественные.
Во-первых, подражать присуще людям с детства; они отличаются от других
живых существ тем, что в высшей степени склонны к подражанию, и первые
познания человек
приобретает посредством
всем доставляет удовольствие.
7) Комедия - это воспроизведение худших людей, по не по всей их
порочности, а в смешном виде. Смешное - частица безобразного, но без страданий
8) Эпическая поэзия сходна с трагедией (кроме величественного метра) по
изображению серьезных характеров, а отличается от нее тем, что имеет
простой метр и представляет собою рассказ. Кроме того, они различаются
длительностью.
9) Трагедия есть воспроизведение действия серьезного и законченного, имеющего
определенный объем, речью украшенной, различными ее видами отдельно в
различных частях, - воспроизведение действием, а не рассказом, совершающее
посредством сострадания и страха очищение подобных чувств.
В каждой трагедии непременно должно быть шесть составных частей: фабула,
характеры, мысли, сценическая обстановка, текст и музыкальная композиция.
принято положение, что трагедия есть воспроизведение действия законченного
и целого, имеющего определенный объем. Целое - то, что имеет начало,
середину и конец. Части должны идти в строгом и стройном порядке. Важна
также и длина произведения.
10) Предел величины драмы достаточен, в границах которого при последовательном
развитии событий могут происходить по вероятности или по необходимости
переходы от несчастья к счастью или от счастья к несчастью.
11) Должно соблюдаться единство действия, но единство действия не есть единство
героя. Каждая часть должна быть такова, чтобы ее нельзя было выкинуть, не
нарушив тем
самым целостности
12) Задача поэта - говорить не о происшедшем, а о том, что могло бы случиться,
о возможном по вероятности или необходимости (в этом и состоит отличие
поэта от историка).
13) Поэт - творец фабул. Из фабул одни бывают простые, другие - запутанные, так как именно такими
бывают и действия, воспроизведением которых являются фабулы (запутанные те,
в которых есть узнавания и/или перипетии, страдания).
По объему и месту части трагедии таковы: пролог, эпизодий, эксод, песнь
хора, а в ней парод и стасим.
14) Относительно характеров следует иметь в виду четыре цели. Первое и
важнейшее - чтобы они были благородны. Второе условие - соответствие
(характеров действующим лицам). Третье условие - правдоподобие. Четвертое
условие - последовательность.
15) Видов трагедии четыре. Лучше всего стараться соединять все эти виды.
16) Во всяком словесном изложении есть следующие части: основной звук, слог,
союз, имя, глагол, член, флексия и предложение.
17) Достоинство слога - быть ясным и не низким. Глоссы, метафоры, украшения и другие виды слов сделают слог благородным и возвышенным, а общеупотребительные выражения придадут ему ясность.
Мера - общее условие для всех видов слова.
Сложные слова более всего подходят к дифирамбам, глоссы - к героическим
стихам, метафоры - к ямбам. В героических стихах пригодны все вышеуказанные
виды слова, а
в ямбах, так как они ближе
всего воспроизводят
речь, пригодны те слова, которыми можно пользоваться в разговоре. Таковы
общеупотребительные слова, метафоры и украшения.
18) Упреки поэтическим произведениям бывают пяти видов: в том, что изображено
невозможное, или невероятное, или нравственно вредное, или противоречивое,
или несогласное с правилами поэтики. А опровержения - их двенадцать -
должны рассматриваться с определенных точек зрения.
19) Трагедия отличается от эпоса многими преимуществами и еще действием своего
искусства, - ведь она должна вызывать не случайное удовольствие, а
указанное нами, - то ясно, что трагедия выше эпопеи, так как более
достигает своей
цели.
Аристотель "Риторика"
1) Риторика - учение, способствующее находить возможные способы убеждения
относительно каждого данного предмета. Всеобщий характер риторики, как искусства убеждения, по своей природе сходен с диалектикой, которая также имеет дело со всеми науками, а не с
каким–либо одним определенным родом.
2) Риторика отличается от аналитики и диалектики прежде всего своим прикладным характером, так как она предназначена для того, чтобы убеждать людей в ходе полемики, в публичной речи или судебном
споре. Но поскольку
наилучшей силой убеждения
которое изучается в аналитике, последняя - теоретическая основа риторики.
Но в устной речи было трудно пользоваться развернутыми силлогизмами,
поэтому вместо них там обращаются к сокращенным силлогизмам или энтимемам.
3) Что касается самого процесса убеждения, то различаются, с одной стороны,
способы или приемы убеждения, которые не нами изобретены и называются
“нетехническими”, а с другой — технические” методы, которые могут быть
созданы нами с помощью метода и наших собственных средств. К первому роду
относятся всевозможные факты, данные, свидетельства и т.п. посылки, на
которые опираются в доказательных и правдоподобных рассуждениях
(свидетельства
очевидцев, письменные
данные под пыткой). К техническим средствам убеждения относятся как раз эти
способы вывода, посредством которых аргументы, т.е. нетехнические способы
убеждения связываются с выводимыми из них заключениями (силлогистические
умозаключения или силлогизмы).
4) Рекомендуется использовать более гибкие и ослабленные варианты, а именно
вместо силлогизмов — энтимемы (сокращенный силлогизм с пропущенной посылкой), а индукции — примеры.
5) Энтимемы должны играть решающую роль в риторике, поскольку они убеждают
сильнее, чем примеры. Примерами следует пользоваться в том случае, когда не
имеешь доказательства, ибо для того, чтобы убедить, требуется какое–нибудь
доказательство; когда же энтимемы есть, то примерами следует пользоваться
как свидетельствами, помещая их вслед за энтимемами в виде эпилога
6) Особое внимание обращается на различие между энтимемами двух видов:
диалектическими и риторическими, в которых посылки имеют общий,
универсальный характер, с одной стороны, и с другой, энтимемами частного
характера.
7) Софистическая риторика почти исключительно ограничивается эмоциональной и
стилистической сторонами риторики, игнорирует логические основания
убеждения, а в ряде случаев сознательно прибегает к софизмам для победы в
публичном споре. Но есть три причины, возбуждающие доверие к говорящему,
потому что есть именно столько вещей, в силу которых мы верим без
доказательства, — это разум, добродетель и благорасположение.
8) Убедительность речей в огромной степени зависит от людских страстей. Под
влиянием страстей возникает или исчезает доверие людей, с ними же связано
изменение их решений по различным вопросам, чувство удовольствия и
неудовольствия, выражающееся в гневе, сострадании, страхе и т.п. Страсти
часто оказывают решающее влияние на поведение людей, и оратор должен
воспользоваться ими для достижения своей цели.
9) С эмоциональной стороной речей тесно связан их стиль. Чтобы речь произвела
должное впечатление, стиль должен быть полон чувства, отражать характер и
соответствовать истинному положению вещей. Истинное
положение вещей
диктует соответствующий стиль
речи.
2. Никола Буало «Поэтическое искусство»
1. "Желанье рифмовать" не является талантом.
2. Смысл должен
находиться в согласии с
3. Главное в стихотворении - яркая острая мысль.
4. Избегайте
излишнего, пустого
5. Количество не равняется качеству.
6. Низкое всегда уродливо, даже в низком стиле "должно быть благородство".
7. Изящный стиль,
его строгость, чистота и
8. Мысль в
стихотворении должна быть
9. Поэт должен хорошо владеть языком, стилистические ошибки недопустимы.
10. Писать следует медленно и вдумчиво, а затем тщательно "шлифовать" свое
произведение.
11. Идиллия проста и наивна, она не терпит тяжеловесных выражений.
12. Элегия уныла и печальна, тон - высокий.
13. Ода бурна и "смята".
14. Сонет строг
по форме (два катрена в