Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 23:55, аттестационная работа
Русский драматург, театральный деятель. Родился 12 апреля (по старому стилю - 31 марта) 1823, в Москве. Отец Островского окончил курс в духовной академии, но служить стал в гражданской палате, а затем занимался частной адвокатурой. Потомственное дворянство было приобретено. Мать, которой он лишился еще в детстве, — родом из низшего духовенства.
Литература второй половины
девятнадцатого века
Александр Николаевич Островский
(1823-1886)
Русский драматург, театральный деятель. Родился 12 апреля (по старому стилю - 31 марта) 1823, в Москве. Отец Островского окончил курс в духовной академии, но служить стал в гражданской палате, а затем занимался частной адвокатурой. Потомственное дворянство было приобретено. Мать, которой он лишился еще в детстве, — родом из низшего духовенства. Систематического образования не получил. Детство и часть юности прошли в центре Замоскворечья. Благодаря большой библиотеке отца, Островский рано познакомился с русской литературой и почувствовал наклонность к писательству, но отец хотел сделать из него юриста. Окончив в 1840 гимназический курс в 1-й Московской гимназии (поступил в 1835), Островский поступил на юридический факультет Московского университета, но окончить курс ему не удалось (учился до 1843). С 1856 Островский становится постоянным сотрудником журнала "Современник". В 1859, в издании графа Г.А. Кушелева-Безбородко, были напечатаны два тома сочинений Островского. Это издание и послужило поводом для той блестящей оценки, которую дал Островскому, Добролюбов и которая закрепила за ним славу изобразителя "темного царства". В 1860 в печати появилась "Гроза", вызвавшая статью Добролюбова ("Луч света в темном царстве"). Со второй половины 60-х годов Островский занялся историей Смутного времени и вступил в переписку с Костомаровым. После смерти писателя, Московская дума устроила в Москве читальню имени А.Н. Островского. 27 мая 1929 перед зданием Малого театра был открыт памятник Островскому (скульптор Н.А. Андреев, архитектор И.П. Машков).
Трагическая острота конфликта в пьесе «Гроза»
В пьесе «Гроза» показана сила, которая противостоит страшному порядку, — это народная стихия, выраженная в народных характерах, прежде всего, в характере Катерины. «Грозу» Островский написал в 1860 году, когда в душной атмосфере русской жизни действительно надвигалась гроза. Гибель главной героини показана драматургом как следствие безвыходного положения в «темном царстве». Конфликт в пьесе построен на столкновении свободолюбивой Катерины с миром диких и кабановых, с законами, основанными на унижении и издевательстве. Романтическую мечтательность выработала в Катерине та обстановка, в которой она воспитывалась в детстве. Чувствительность и религиозность героини стали толчком к свершившейся трагедии. Это одновременно и любящая, и страдающая женщина. Катерина готова нарушить все устои и уклады «темного царства» ради любви и свободы, она целиком отдается естественному порыву. После мучительных колебаний рождается решение последовать велению сердца («ах, кабы ночь поскорее!»). В душе героини побеждает страсть, которая одновременно и приводит к трагедии, и раскрывает богатство внутреннего мира Катерины. Героиня как-то успокаивается, просветляется в момент, когда самозабвенно выкрикивает слова признания в грехе («в себе не вольна была…»). Это степень последнего отчаяния… Юная женщина, не имеющая ни в ком поддержки, очень одинокая в мире, где ее естественные потребности не могут быть удовлетворены, погибает. Катерина открыто протестует против религиозных догматов, осуждающих самоубийство, утверждающих нерушимость церковного брака. Трагедия Катерины Кабановой — в ее обостренной совести, в какой-то святости, которые так не подходят для мира, в котором она живет. Смерть ее — печальный выход, потому как жить по совести, быть счастливой и свободной, как птица, не представляется возможным.
Иван Александрович Гончаров
(1812-1891)
Русский писатель. Родился 18 июня (по старому стилю - 6 июня) 1812 в Симбирске, в зажиточной купеческой семье. Мать Гончарова, на руках которой, после смерти отца, остался трехлетний Иван, ничего не жалела для воспитания сына. На другой стороне Волги, в имении княгини Хованской, жил священник, воспитанник Казанской духовной академии, открывший с помощью жены-немки пансион, имевший заслуженный успех среди местного дворянства. Сюда был отдан и молодой Гончаров. В 12 лет прочитал Державина, Хераскова, Озерова, исторические сочинения. 1822 - 1830 - учился в Московском коммерческом училище. В 1831 поступил на словесный факультет Московского университета. От студенческих кружков остался в стороне. В 1835 Гончаров окончил курс в университете. После недолгой службы в Симбирске он переезжает в Петербург и поступает переводчиком в министерство финансов, где прослужил до отправления в кругосветное путешествие в 1852.С кружком Белинского познакомился только в 1846, благодаря "Обыкновенной истории", которая была прочитана критиком еще в рукописи и привела его в необычайный восторг. В 1848 был напечатан в "Современнике" маленький рассказ из чиновничьего быта: "Иван Савич Поджабрин", написанный еще в 1842. Возвратившись из путешествия, на половине прерванного наступившей Восточной войной, печатает в журналах отдельные главы "Фрегата Паллады", а затем усердно берется за "Обломова", который появился в свете в 1859. В 1858 Гончаров переходит в цензурное ведомство (сначала цензором, потом членом главного управления по делам печати). 1860 - член-корреспондент Петербургской АН. В 1869, на страницах "Вестника Европы", появился третий большой роман Гончарова, "Обрыв". В начале 70-х годов Гончаров вышел в отставку. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, в 1956 прах перенесен на Литераторские мостки. Гончаров не был женат и литературную собственность свою завещал семье своего старого слуги
Общая характеристика романа И. Гончарова “Обломов”.
Герой книги, сам автор, изображен как путешествующий Обломов. Во “Сне Обломова” есть характерная деталь — отношение господ к знаниям и обучению барчонка. Для них это неприятная необходимость, ибо и это труд, а им всякий труд неприятен. “Сну” предшествует эпизод с несостоявшимся переездом Обломова на другую квартиру, когда Захар произносит фразу “другие не хуже нас, да переезжают”, которая так обидела и возмутила Обломова. Ведь он претендует на исключительность: “кажется, подать, сделать — есть кому”, “ни голода, ни холода никогда не терпел... хлеба себе не зарабатывал и вообще черным делом не занимался”. Первая часть романа мало действенна. С одной стороны, Обломов просто лежит на диване и отказывает визитерам, зовущим в Петергоф. С другой — здесь “свернута” эволюция героя: детство с внушением идеи исключительности, обучение в пансионе, затем мы узнаем, что служить Илья Ильич не смог, а свою исключительность демонстрирует убогому и примитивному Захару.
В Обломове загублены живой ум, чистота, доброта, правдивость, кротость, гуманность к нижестоящим, склонность к самоанализу и самокритике, чувство справедливости. Ясно, что Обломов зависит от Захара больше, чем Захар и другие крепостные Захары от него. В то же время идеалы Обломова помогают ему видеть отрицательные стороны нового буржуазного уклада. Во второй части романа описывается русско-немецкое воспитание Штольца. У него русская мать и педантичный немец-отец. Происходит как бы борьба двух национальных начал, из которой возникла сильная и гармоничная личность. Во второй части встает вопрос о путях прогресса русского общества. Актуальный общественный смысл приобретает критика Обломовым отсутствия в прогрессе значимых целей, прочных побуждений, поддерживаемая его идеалом идиллической Обломовки. Итак, первая часть обрисовала обломовщину, вторая объяснила ее. Герой решил поехать путешествовать, но не поехал, а влюбился.. Вторая часть кончается летним объяснением в любви, а третью заключают осеннее затухание страсти, снегопад на Выборгской стороне, болезнь Обломова, и появляется вдова Пшеницына — вторая героиня обломовского “романа”. В начале романа Обломовку заменила квартира на Гороховой, теперь — дом на Выборгской. И опять вернемся к композиции романа: первая часть моногеройная, Обломов как таковой; во второй и третьей — сопоставление его со Штольцем (дворянин и разночинец) и с Ольгой (пассивная и активная натуры).
В четвертой части Обломов попадает в новую социальную среду и новую Обломовку — мир средних чиновников и городского мещанства. В четвертой части мы видим две семейные “идиллии” — Обломова и Штольца. Но Ольга не удовлетворена своим браком, а Обломов умирает, ибо этот опоэтизированный быт обречен.
Иван Сергеевич Тургенев
(1818-1883)
Иван Тургенев родился 28 октября 1818 года в Орле. Отец, Сергей Николаевич, был отставным полковником-кирасиром. Мать, Варвара Петровна (до замужества Лутовинова), происходила из богатой дворянской семьи. В смутное время Пётр Никитич Тургенев был казнён на Лобном месте за то, что обличал Лжедмитрия. До 9 лет Иван Тургенев прожил в наследственном имении Спасское - Лутовиново в 10 км от Мценска Орловской губернии. В 1827 году Тургеневы, чтобы дать детям образование, поселились в Москве, в купленном на Самотёке доме.
Иван Сергеевич сначала учился в пансионе Вейденгаммера, затем его отдали пансионером к директору Лазаревского института Крузе. В 1833 году 15-летний Тургенев поступил на словесный факультет Московского университета. Год спустя, после того, как старший брат Ивана поступил в гвардейскую артиллерию, семья переехала в Санкт-Петербург, и Иван Тургенев тогда же перешёл в Петербургский университет.
В 1836 году Тургенев окончил курс со степенью действительного студента. Мечтая о научной деятельности, он в следующем году снова держал выпускной экзамен, получил степень кандидата, а в 1838 году отправился в Германию. Поселившись в Берлине, Иван взялся за учебу. В 1841 году Тургенев вернулся на родину. В начале 1842 года он подал в Московский университет просьбу о допущении его к экзамену на степень магистра философии. В это же время он начал свою литературную деятельность. В дальнейшем Тургенев пишет четыре крупнейших произведения: «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860) и «Отцы и дети» (1862). Писатель скончался в Буживале под Парижем, 22 августа (3 сентября по новому стилю) 1883 года. Тело Тургенева было, согласно его желанию, привезено в Петербург и похоронено на Волковском кладбище при большом стечении народа.
Нигилистические убеждения Базарова в романе «Отцы и дети»
Образ Евгения Базарова — главного героя романа — потряс воображение всей читающий публики. В русской литературе был впервые изображен разночинец-демократ — человек огромной силы воли и твердых убеждений. Основной конфликт между героем-демократом и либералами сформулирован в словах Базарова, обращенных к Аркадию Кирсанову: “В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор; для нашего дела это не годится. Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь — и уж воображаете себя молодцами, — а мы драться хотим”. Базаров — нигилист, отрицатель, разрушитель. В своем отрицании он не останавливается ни перед чем. Надо отметить, что базаровский нигилизм не носит абсолютного характера. Базаров не отрицает того, что проверено опытом и жизненной практикой. Так, он твердо убежден, что труд — основа жизни и призвание человека, что химия — полезная наука, что главное в мировоззрении человека — естественнонаучный подход ко всему. Если в отношениях демократов и либералов в конце 1840-х годов преобладали неприязнь, ирония, полемические стычки, то к концу 1850-х годов эти отношения стали непримиримо враждебными. Базаров и его единомышленники (в действительности, а не в романе, поскольку в романе у него их нет) отрицали искусство потому, что оно в 1850-1860-х годах было поставлено некоторыми поэтами и критиками выше тех насущных гражданских, политических задач, которые, с их точки зрения, следовало разрешить в первую очередь. Видимо, проблема нигилизма не просто интересовала писателя, она была им выстрадана, поскольку приверженцы данного направления отрицали очень многое из того, что было ему дорого. Писатель показал всю несостоятельность нигилистических воззрений, заставив главного героя то и дело вступать в спор с самим собой.
Фёдор Иванович Тютчев
(1803-1873)
Фёдор Иванович Тютчев родился в старинной дворянской семье, в имении Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Юные годы провел в Москве. В 1821 году блестяще закончил словесный факультет Московского университета. Вскоре поступил на службу в министерство иностранных дел, в 1822 году уехал за границу, получив назначение на скромную должность в русское посольство в Мюнхене - столице тогдашнего Баварского королевства. Служил также в Турине (Сардиния). Стихи Тютчев начал писать еще подростком, но выступал в печати редко и не был замечен ни критикой, ни читателями. Настоящий дебют поэта состоялся в 1836 году; когда тетрадь стихотворений Тютчева, переправленная из Германии, попала в руки Пушкина, и тот, приняв тютчевские стихи с изумлением и восторгом, опубликовал их в своем журнале "Современник". Несмотря на талант и всеобщее признание, Тютчев не становится профессиональным литератором, до конца жизни оставаясь на государственной службе. Тютчев - гениальный лирик, поэт романтического склада. Он своеобразно развивал философскую линию в русской поэзии. В поэзии Тютчева нет непроходимой грани между человеком и природой, они почти тождественны в стихотворениях Тютчева много изящества, пластики, в них есть, по выражению Добролюбова, и "знойная страстность" и "суровая энергия". Несмотря на скептические ноты в поэзии Тютчева, подчас утверждавшего, что вся деятельность человека - "подвиг бесполезный", от большинства его произведений веет молодостью, неистребимым жизнелюбием.
Своеобразие поэзии Ф.И.Тютчева
«Ещё земли печален вид»
Ещё земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мёртвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Ещё природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась…
Федор Иванович Тютчев является поэтом–философом. Прежде всего, глубокие мысли о взаимоотношении мира и человеческой души отражаются в его пейзажной лирике. Изображение природы и переживание о ней здесь едины. Пейзажи Тютчева символические. Так, в стихотворении «Еще земли печален вид…» перед нами возникает следующая картина: природа в ожидании весны. Но это кажется лишь на первый взгляд. Композиция тютчевских стихотворений, как правило, двухчастна. Это произведение не стало исключением. Природа отвечает приподнятому настроению лирического героя. Пусть все вокруг пока не столь красиво, но тяжелый зимний сон кончается, это уже радует. Противопоставление и отрицание в конце первой строфы выражают борьбу весны с зимой, такую незаметную в начале, но такую благодатную, важную для всего живого мира. Мы становимся мечтательными, романтичными. Лирический герой стихотворения задумчив, об этом свидетельствуют многоточия во всем тексте. Мысли этого человека раскрываются во второй части произведения. Здесь происходит осмысление образа весны. Человеческая душа чутко отзывается на это время года. Мы пробуждаемся, ждем чего-то нового, светлого. Я думаю, Тютчев показывает, что человек как часть природы весной обновляется, возрождается вместе со всем живым миром. Однако он порой не понимает, что творится в его душе.
Информация о работе Литература второй половины девятнадцатого века