Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 15:55, научная работа
В начале XX века в русской литературе появлялось разнообразные течения, поэтические школы. Самыми выдающимися в литературе течениями стали символизм (А. Белый), акмеизм (А. Ахматова), имажинизм (С.Есенин). Однако наряду с этими авторами в историю искусства того времени вошли и другие, не принадлежавшие к какой-либо определенной школе, поэты «чье творчество стоит особняком в пестром и многообразном мире поэзии начала века»[21;32] , и в первую очередь — Марина Цветаева.
Введение………………………………………………..……………………..3-4
Основная часть
1.1. Символика птицы в общекультурном значении…………..…..…........4-5
1.2. Орнитологические символы в поэзии М. Цветаевой…………..….5-17
Заключение…………………………………………………………...……18-19
Список использованной литературы………….…………………..………20
Приложение 1………………………………………………………….......22-29
Приложение 2………………………………………….…………………..….30
Приложение 3……………………………………………………..…….……31
Приложение 4…………………………………………………………...……32
Приложение 5………………………………………………………..….……33
Приложение 6………………………………….………………….……….….34
Приложение 7……………………………………………………...………….35
Приложение 8…………………………………………………………………36
Приложение 9………………………………………………..……………......36
Приложение 10………………………………………………………………..37
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КРАЕВАЯ ИТОГОВАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«БУДУЩЕЕ
АЛТАЯ – 2010»
Секция «Социология, психология, литература»
(направление
«Литература»)
Орнитологическая символика в лирике М.Цветаевой
Научно-исследовательская
работа
г.
Барнаул – 2010
Содержание
Введение………………………………………………..
Основная часть
1.1. Символика птицы в общекультурном значении…………..…..…........4-5
1.2. Орнитологические символы в поэзии М. Цветаевой…………..….5-17
Заключение………………………………………………
Список использованной литературы………….…………………..………20
Приложение
1………………………………………………………….......
Приложение
2………………………………………….…………………..….
Приложение 3……………………………………………………..…….……31
Приложение 4…………………………………………………………...……32
Приложение 5………………………………………………………..….……33
Приложение
6………………………………….………………….……….….
Приложение
7……………………………………………………...………….
Приложение 8…………………………………………………………………36
Приложение
9………………………………………………..……………....
Приложение
10………………………………………………………………..37
Введение
В начале XX века в русской литературе появлялось разнообразные течения, поэтические школы. Самыми выдающимися в литературе течениями стали символизм (А. Белый), акмеизм (А. Ахматова), имажинизм (С.Есенин). Однако наряду с этими авторами в историю искусства того времени вошли и другие, не принадлежавшие к какой-либо определенной школе, поэты «чье творчество стоит особняком в пестром и многообразном мире поэзии начала века»[21;32] , и в первую очередь — Марина Цветаева.
Цветаевскому творчеству посвящено большое количество критических статей, литературоведческих работ (А. Бахрах, А. Саакянц, М.Белкина, И. Кудрова и другие), но в них в основном изучались составляющие художественного мира (темы Родины, любви, семьи). В связи с этим, актуальность и новизна исследования заключается в том, что ранее в лирике М.И. Цветаевой орнитологическая символика не изучалась.
Объектом исследования в работе являются стихотворения М.Цветаевой.
Предмет - образы птиц в них.
Цель данной работы – исследовать символику птиц в стихотворениях М. Цветаевой.
Задачи:
- составить частотный словарь орнитологических образов в поэзии М.Цветаевой;
-систематизировать и классифицировать их;
- выявить семантику птиц в художественной системе поэта.
При написании работы были использованы биографический и структурно – семиотический методы.
Практическая значимость. Данная работа может быть использована на уроках литературы при изучении творчества М. Цветаевой.
При написании работы были использованы собрание сочинений поэта, переписка Цветаевой с А.Бахрахом, А.Белым, критические статьи творчества.
Основная часть
На рубеже XIX – ХХ вв. в русской поэзии среди символических образов, связанных с миром природы, особо выделяется образ птицы.
В словарях символика птицы трактуется как «воплощение человеческого, так и космического духа – символизм, определенный их легкостью и скоростью передвижения, свободным парением и предполагаемой способностью достичь небес»[1].
В близкой Цветаевой славянской мифологии считалось, что благодаря птице появился Мир, птицы помогают богам, помогают людям. В славянской космогонии Птица заняла одно из главных мест, славяне-язычники представляли Мир похожим на большое яйцо. Яйцо же это было снесено Великой «Космической» Птицей».
Птицы часто упоминались в мифах о создании Мира. Но, так или иначе, сюжет о мировом яйце исследователи восстанавливают на основе русских сказок.
Есть и другой вариант легенды, где фигурирует птица. По преданию, когда не было ничего, лишь гладь морская, на воде появилась уточка. Она подняла комок земли со дна, и он, оказавшись на поверхности, дал начало Миру. Многие сказочные и мифические птицы, так или иначе, являются воплощением какого-либо высшего бога славянского пантеона или посвящены ему. В царстве пернатых самой сильной птицей считался орел. Царем зверей по полному праву считался лев. Чтобы иметь сильного покровителя сразу в обоих пространствах, земном и воздушном, древний человек придумал грифона, соединив в нем орла и льва — двух всесильных божеств неба и земли.
У поэтов Серебряного века (современников Цветаевой) символика птицы превозносится и изменяется, приобретая новое значение и трактовку.
Так, например, в творчестве А.Блока выделяются такие символические значения птиц как счастье, родина и т.д. А В. Хлебников создает оригинальные виды птиц.
Позже, под влиянием творчества А.Блока, в произведениях М.Цветаевой семантика птицы не только принимает значение блоковских образов, но и развивается, трансформируется по-своему. Этим можно объяснить столь частое упоминание птиц в стихотворениях М.Цветаевой (ПРИЛОЖЕНИЕ 1,2).
- Ворон/горлица – 7 раз
-Петух/
перепел /ястреб/чайка/снегирь/фазан/
-Журавль/пух/ласточка – 3раза
-Жаворонок/филин – 2раза
-Соловей/сокол – 8раз
-Сова – 5раз - Перо – 6раз
-Орел – 18раз - Птица – 13раз
-Крыло – 27раз - Лебедь/голубь – 15раз
1.2. Орнитологические символы в поэзии М.Цветаевой
Голубь
В стихотворениях Цветаевой символика голубя неоднозначна: он может быть предвестником несчастья, хранителем, а иногда не нести особого символического смысла:
Молодость моя! Моя голубка!
Молодость моя! Иди к другим![23;171]
В контексте голубь несет семантическое значение молодости. В словаре символов голубь - «птица не только мира, но и юности, так как, мир на свете непостоянен и, то и дело начинается вновь»[8;89].
Проведем
параллель с творчеством
Так же голубь может олицетворять спокойствие:
По церковке – все сорок сороков
И реющих над ними голубков…[23;59]
Церковь символизирует «глубокую внутреннюю потребность в духовной поддержке или отступлении грехов, умиротворении души»[21;89], а сам голубь несет общепринятую символику «птицы Мира». Стихотворение было написано в 1916 году, в предреволюционные годы, когда Цветаева боялась потерять своего мужа С.Эфрона на войне: «В широкие закатные ворота, / Венерины, летите, голубки!»[23;169]
Венера в греческой мифологии – Богиня любви. Закат символизирует «окончание светлого времени [суток], приход темного»[21;87]. То есть, здесь голубь, являясь символом влюбленности, исчезает, как любовь при закате, что вновь навивает тоску.
Таким образом, в контексте этих стихотворений голубь несет семантическое значение тоски.
Так же голубь предстает в образе хранителя, талисмана: «Храни, Голубица, / От града – посевы…»[23;160]
Стихотворение было написано 30 августа 1921г. В этом же году, 7 августа умер Александр Блок, а 25 августа был расстрелян Николай Гумилев. И являясь «наследницей творчества Блока», Цветаева не могла не отреагировать на его кончину и на смерть старого знакомого Гумилева, на что и пишет несколько стихотворений (В число которых входит стихотворение с приведенной цитатой) и собирается ехать к мужу, опасаясь за него:
Прениже ног твоих, прениже трав.
То голуби воркуют утром рано…[23;122]
Дата создания стихотворения – с 20 по 23 июня 1923 года (Цветаева находится в Чехии). В это время в ней все более растет и укрепляется интерес к тому, что происходит на покинутой Родине. «Родина не есть условность территории, а принадлежность памяти и крови. Hе быть в России, забыть Россию - может бояться только тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри - тот теряет ее лишь вместе с жизнью»[19;200] – писала сама Цветаева.
Со времени понятие «Родина» для нее наполняется новым содержанием. Поэт начинает понимать размах русской революции («лавина из лавин»), она прислушивается к «новому звучанию воздуха». Тоска по России, сказывается в стихотворениях «Рассвет на рельсах», «Лучина», «Русской ржи от меня поклон», «О неподатливый язык ...», сплетается с думой о новой Родине, которую поэт еще не видел и не знает, - о Советском Союзе, о его жизни, культуре и поэзии. Вокруг Цветаевой все теснее смыкалась глухая стена одиночества. «Ей некому прочесть, некого спросить, не с кем порадоваться. В таких лишениях, в такой изоляции она героически работала как поэт, работала не покладая рук»[11;126]. Не поняв и не приняв революции, убежав от нее, именно там, за рубежом Цветаева «впервые обрела трезвое знание о социальном неравенстве, увидела мир без каких бы то ни было романтических покровов»[12;14].
Информация о работе Орнитологическая символика в лирике М.Цветаевой