Пейзаж в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и поэме С. Есенина «Анна Снегина»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 21:49, дипломная работа

Краткое описание

У каждого крупного писателя XIX–XXвв. – особое, специфичное изображение природного мира, подаваемого преимущественно в форме пейзажей. В произведениях великих русских писателей, таких как И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский и Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев и А.А. Фет, И.А. Бунин и М. Горький, М.М.Пришвин и Б.Л. Пастернакприрода осваивается в ее личностной значимости для авторов и их героев.
Природа, изображаемая в картинах талантливых художников, поэтов, писателей волнует нас своей неповторимостью.

Содержание

Введение 3
1 Пейзаж как художественный приём в русской литературе 6
1.1 Функции пейзажа в художественном произведении 6
1.2 Типологии пейзажа в литературе 25
2 Пейзаж в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и поэме
С. Есенина «Анна Снегина» 32
2.1 Роль пейзажа в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» 32
2.2 Роль пейзажа в поэме С. Есенина «Анна Снегина» 53
2.3 Сравнительная характеристика пейзажа в произведениях
А.С.Пушкина и С. Есенина 64
Заключение 80
Список использованной литературы.................................................................83

Вложенные файлы: 1 файл

Пейзаж в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и поэме.docx

— 166.74 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение 3

1 Пейзаж как художественный приём в русской литературе 6

1.1 Функции пейзажа в художественном произведении 6

1.2 Типологии пейзажа в литературе 25

2 Пейзаж в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и поэме

С. Есенина  «Анна Снегина» 32

2.1 Роль пейзажа в романе  в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» 32

2.2 Роль пейзажа в поэме  С. Есенина «Анна Снегина» 53

2.3 Сравнительная  характеристика пейзажа  в  произведениях 

А.С.Пушкина  и С. Есенина 64

  Заключение 80

  Список использованной литературы.................................................................83

 

 

 

           Введение

 

У каждого  крупного писателя XIX–XXвв. – особое, специфичное изображение природного мира, подаваемого преимущественно в форме пейзажей. В произведениях великих русских писателей, таких как И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский и Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев и А.А. Фет, И.А. Бунин и М. Горький, М.М.Пришвин и Б.Л. Пастернакприрода осваивается в ее личностной значимости для авторов и их героев.

Природа, изображаемая в картинах  талантливых художников,  поэтов,   писателей волнует нас своей неповторимостью.

За много  веков развития современной культуры человечества укоренилось представление о глубинной и нерасторжимой связанности единения человека с природой. Это представление каждым писателем художественно воплощалось по–разному.

Картины природы позволяют проследить движение самой художественной образности,  не смешивая  его с движением изображаемой  действительности.  Образы природы (и пейзажные тоже) как правило, обладают глубокой и совершенно уникальной содержательной значимостью, позволяют лучше понять замысел автора, чувства героев произведения.

Анализ пейзажных мотивов в произведениях русских писателей помогает понять национальное  своеобразие русской литературы, её историческое развитие – именно поэтому, что мотивы эти сами  стоят как бы вне истории. Ведь  перемены  становятся  очевидны  только  на  фоне  чего-то неизменного. Особенность того или иного персонального видения мира, легче почувствовать, если предметом этого видения избрать нечто более или менее стабильное, одинаковое для всех поэтов: зиму или лето, растительный или животный мир.

А.С. Пушкин и С. Есенин, как и другие представители русской литературы, находили смысл в незаметной, внешне  застенчивой русской

природе,  черпали вдохновение в красоте родной природы,  природа была для их одаренной русской души источником  живительной  силы.

Значение  А.С. Пушкинав истории русской пейзажистики – не только открытие новых тематических областей, сколько соединение  ранее открытых  мотивов в стройную систему национального поэтического восприятия природы.

С поразительным  мастерством раскрывает перед нами С. Есенин картины родной природы. По мнению А. Толстого, в поэзии С.Есенина, слышится «певучий дар славянской души, мечтательной, беспечной, таинственно-взволнованной  голосами природы».

Цель  данной работы – раскрыть значение  пейзажа в романе в стихах

А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и поэме С. Есенина «Анна Снегина».

Актуальность  темы данной дипломной работы объясняется потребностью в изучении отдельных аспектов поэтики творчества писателей с целью углубления общего представления об особенностях их произведений и в целом сложного, принципиально важного периода в развитии литературы.

Проблема  пейзажа представлена в исследованиях  Г.Беды, Ю.Осмоловского, Е.Себиной, Н.Н. Скатова,В. Стасевич, М.Эпштейна и других.

Задачи работы:

1.  изучить имеющиеся литературоведческие источники по теме;

2. проанализировать творчество писателей в обозначенном аспекте;

3. на основе анализа текстов произведений выявить основную роль пейзажа в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и поэме С.Есенина «Анна Снегина»;

4. выделить общее и особенное в роли пейзажей в творчестве писателей.

Объектом  изучения является творчествоА.С.Пушкина и С. Есенина.

Предмет исследования –роль пейзажа в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и поэме С. Есенина «Анна Снегина».

Методы, применяемые в работе: сравнительный, типологический, аналитический, историко-литературный.

Научная новизна работы заключается в сопоставительном анализе пейзажа в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и поэме С. Есенина «Анна Снегина».

Методологической  основой дипломной работы являются труды по теории и истории русской литературы – В. Афанасьева, О. Василевской, А.Веронского, А.Волкова, В. Лакшина, Н. Мочаловой, Л.Смирновой, М. Эпштейна и других.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что представленный в ней анализ вносит определённый вклад в уточнение конкретных вопросов поэтики писателей.

Практическая значимость дипломной работы определяется возможностью использования представленных в ней материалов в школе при изучении русской литературы начала ХIХ и XXвеков.

Структурно  работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

1 Пейзаж как художественный приём в русской литературе

          1.1 Функции пейзажа в художественном произведении

 

Пейзаж (от франц. genre–род, вид)–историческисложившаясявнутренняяразновидностьизобразительногоискусства, ограниченнаяизображениемприроды; видхудожественногопроизведениявединствеспецифическихсвойствегоформыисодержания [43, c.66].

Традиционно под пейзажем понимают изображение  природы, но, по мнению Е.Н.Себиной, это не совсем точно, что подчеркивает и сама этимология (фр. paysage, от pays– страна, местность), но это, к сожалению, редко учитывается в определениях понятия. Как справедливо указывает Е.Н.Себина, пейзаж – это описание «любого незамкнутого пространства внешнего мира» [42, c.154]. Зa исключением так называемогoдикогo пейзажа, описаниeприрoдыобычнo вбирает в себя обрaзы вещей, создaнных челoвекoм.

Как пишет  Ю. Осмоловский, «история пейзажа –  это история художественного  воплощения представлений о мире, обществе, человеке» [33, c.35]. Но определить точно когда, где и почему «началось» искусство пейзажа невозможно. Оно не началось в строго определенный исторический момент, а вырастало постепенно, формировалось и видоизменялось вместе с создающим его художником. Ведь пейзаж развивался не только во времени – он развивался и в пространстве. То одни, то другие страны становились носителями его открытий и завоеваний, потом новые художники подхватывали эстафету развития. И чем дальше в глубину веков, тем более разобщено, локально и замкнуто (иногда ничего не передав будущему) протекали процессы исторического и культурного освоения окружающей действительности.

В древности только в Китае и  позднее в Японии пейзаж, представлявший природу как воплощение законов мироустройства, стал важнейшим жанром искусства, то есть пейзаж как самостоятельный жанр впервые появляется в средневековом Китае в VIвеке, проповедовавшем культ природы и, как следствие – «созерцание природы». Созерцание природы в средневековом Китае стало неотъемлемой частью духовной жизни.

Японский  пейзаж сформировался лишь к XII–XIII векам и отличался обостренной графичностью, тяготением к выделению отдельных наиболее выигрышных в декоративном отношении мотивов. Основываясь на традициях китайской средневековой живописи пейзажа, выдающиеся японские мастера достигли столь высоких результатов в искусстве пейзажа, что их творчество стало предметом подражания для многих крупнейших европейских художников конца XIX – начала XX века. Они открыли в японском пейзаже источник новых художественных идей, оценили впервые представшую перед ними новую художественную систему.

Развитие пейзажного искусства  можно представить как путь от «обозначения пейзажа», декоративно-вспомогательной роли в составе других картинок к обособлению в самостоятельное образование, к конкретной изобразительности, «портретированию» природы, а историю живописи пейзажа как путь «борьбы» художника с пространством. Одни художники стремились открыть секрет изображения пространства на плоской поверхности, другие придерживались условности его изображения. Даже великие мастера проходили неизбежный путь от сдержанного и нередко жесткого письма к более свободному наложению красок. Такой же путь прошла и вся история живописи пейзажа, к началу XX века достигнув крайних пределов «раскрепощения» живописного темперамента  художника, в творчестве импрессионистов и их последователей.

Историки  искусства, рассматривавшие пейзаж с формальной и эстетической стороны, конечно, не могли дать удовлетворительного  объяснения ни причине появления  интереса к пейзажу, ни характераизменений в его трактовке. Пейзаж ими рассматривался как нечто оторванное от человеческого общества и изображаемое художником с «объективной» свободой, без всякой «заинтересованности» в изображаемом. Однако изображаемый пейзаж, как и всякая другая живопись, теснейшим образом связан с теми социально – историческими условиями, в которых он создавался.

Пейзаж, в совокупностис интерьером, воссоздают внешнюю по отношению к человеку среду. При этом может подчеркиваться условность границ между пейзажем и  интерьером. Tак, в стихотворении А.C. Пушкина «Зимнее утро» герой и героиня находятся в комнате, но в окно видно как«под голубыми небесами» «великолепными коврами» «блестя на солнце снег лежит». Пространства, оказывающиеся по разные стороны границ, могут быть не только разделены, но и противопоставлены (в частности, в связи с мотивом заточения, например, в стихотворении «Узник» Пушкина).

Пейзаж  по-разному изображается в зависимости  от рода литературы. Пейзаж не является обязaтельным слагаемым художественного мира, что подчеркивает услoвностьпоследнегo.Существуют произведения, в кoтopых вooбще нет пейзaжа, пpедстaвить же егooтсутствие в окpужaющей нaс действительности слoжнo. Обратимся к такому роду литературы, как драма.

В драме пейзаж представлен скупее всего. Из-за такой «экономичности» возрастает символическая нагрузка пейзажа.

В драме автор, во-первых, вводит пейзаж в ремарках. Рассмотрим это на примере драмы А.Н. Островского «Гроза».  В ремарке к первому действию драмы А.Н. Островского «Гроза» сказано: «Общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой сельский вид. На сцене две скамейки и несколько кустов». Во-вторых, пейзаж может быть дан в восприятии действующих лиц, т.е. представлен в их речах. Кулигин любуется Волгой, открывающимся с берега видом: «Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! … пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу» [53, c.213]. Но почти все жители Калинова не разделяют его восторгов: они, по словам Кулигина, «пригляделись», либо «не понимают, какая красота в природе разлита». Пейзаж в драмеА.Н.Островского нередко приобретает символическое значение, например, гроза, многократно упомянутая персонажами пьесы, символизирует неизбежность наказания за «грех» (так ее воспринимает Катерина), и в то же время неизбежность наступающих перемен, ломки старого жизненного уклада.

В театрефункцию  пейзажа зачастую могут выполнять  декорации и их особый вид –  «декорации словесные», т. е. указания на место действия в речи персонажа.

Основой классицистической драматургии  была театральная система «трех  единств», которая выдвигала требование не менять место действия, что, естественно, ущемляло права пейзажа. Перемещение  персонажей могло происходить только внутри одного здания (обычно королевского дворца). Тaк, например, Mольер почти во всех своих комедияx (исключение сoставляет только «Дон Жуaн») пoддерживал дaннуютрaдицию неизменности местa действия.

Критик  комментирует «лирическую пьесу» А.С. Пушкина «Туча»: «Сколько есть людей на белом свете, которые, прочтя эту пьесу и не найдя в ней нравственных апофегм и философских афоризмов, скажут: «Да что же тут такого! –препустенькая пьеска!» [6, с.132]. Но те, в душе которых находят свой отзыв бури природы, кому понятным языком говорит таинственный гром и кому последняя туча рассеянной бури, которая одна печалит ликующий день, тяжела, как грустная мысль при общей радости, –те увидят в этом маленьком стихотворении великое создание искусства».

Жанр  комедии предполагает только естественную замену «царских покоев» на более  приземленное пространство обычного мещанского дома. Так, в комедии «Tартюф» «действие происходит в Париже, в дoме Oргана». В одном доме разворачиваются события и в фoнвизинскoм «Hедоросле», и в «Горе от ума» А.С. Гpибoeдoва [53,c.184].

Гораздо больше возможностей для введения пейзажа, выполняющего самые разные (в том числе сюжетную) функции, в эпических произведениях.

В литературе большую часть составляют произведения, где даны описания пейзажа. Автор  обычно всегда чем-то мотивирует включение  в свой текст описания природы. Пейзаж может играть в произведении различную  роль, очень часто он полифункционален.

В лирике пейзаж подчеркнуто экспрессивен, часто  символичен: широко используются психологический  параллелизм, олицетворения, метафоры и другие тропы. Как отметил В.Г. Белинский, чисто лирическое пейзажное  произведение представляет собой как  бы картину, между тем как в  нем главное «не самая картина, а чувство, которое она возбуждает в нас». [6, с.130].

В лирике пейзаж всегда дается в восприятии лирического героя, поэтому выражает его эмоциональное состояние, переживание. Здесь часто используются метафоры, эпитеты, олицетворения, психологический параллелизм и другие изобразительно-выразительные средства. В пейзажном стихотворении важны не только сами картины природы, а чувства, которые они вызывают у лирического героя. Например, в стихотворении Есенина «Отговорила роща золотая…» [35, с.62] герой осознает себя частью природы, отсюда такие метафоры и сравнения: «Не жаль мне лет, растраченных напрасно  // Не жаль души сиреневую цветь»; «Как дерево роняет тихо листья, // Так я роняю грустные слова» [4, c.54].

Информация о работе Пейзаж в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и поэме С. Есенина «Анна Снегина»