Принципы и приёмы изучения стихотворной сказки на уроках литературного чтения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 21:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей курсовой – определить эффективные приемы изучения стихотворной сказки на уроках литературного чтения, способствующие развитию читательской самостоятельности младших школьников.
Для достижения поставленной нами цели нужно решить некоторые задачи:
Изучить категорию жанра в рамках литературоведения;
Определить признаки, характеризующие стихотворную сказку как жанр;
Рассмотреть подходящие принципы для изучения стихотворной сказки на уроках литературного чтения

Содержание

Введение………………………....................................................................…3-4
Глава 1. Стихотворная сказка как литературный жанр
1.1. Жанр как литературоведческая категория……………………………5-10
1.2. Жанрообразующие признаки стихотворной сказки………...……...11-19
1.3. Эволюция жанра стихотворной сказки в России……………...........20-25
Глава 2. Принципы и приёмы изучения стихотворной сказки на уроках литературного чтения
Принципы анализа стихотворной сказки…………………………...26-38
Приёмы изучения стихотворной сказки………………………..........39-48
Заключение…………………………………………………………………….49
Список использованной литературы……………………………………..50-51

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ЛИТЕРАТУРА.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление:

Введение………………………....................................................................…3-4

Глава 1. Стихотворная сказка как литературный жанр

1.1. Жанр как литературоведческая категория……………………………5-10

1.2. Жанрообразующие признаки стихотворной сказки………...……...11-19

1.3. Эволюция жанра стихотворной сказки в России……………...........20-25

Глава 2. Принципы и приёмы изучения стихотворной сказки на уроках литературного чтения

    1. Принципы анализа  стихотворной сказки…………………………...26-38
    2. Приёмы изучения стихотворной сказки………………………..........39-48

Заключение…………………………………………………………………….49

Список использованной литературы……………………………………..50-51

Приложение…………………………………………………………..........52-53

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность изучения стихотворной сказки на уроках литературного чтения.

Чтение в жизни каждого человека занимает важное место. Одной из основных проблем литературного образования в начальной школе является несформированность читательской самостоятельности школьников. Поэтому, главная задача литературного образования в начальной школе, а также литературного чтения, – формирование читательской компетентности младшего школьника, которая определяется техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности к книге как средству познания мира и самопознания. Таким образом, стандарт ориентирует нас на подготовку квалифицированного читателя и формирование духовно полноценной личности.

Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком.

Основной целью изучения курса является воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.

Достижение этой цели предполагает решение следующей задачи: введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса.

Чтение художественных произведений развивает речь детей, обогащает, уточняет и активизирует словарь учащихся на основе формирования у них конкретных представлений и понятий, развивает умение выражать мысли в устной и письменной форме.[10, с. 36].

Таким образом, чтение способствует формированию нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций у младших школьников. У ребят расширяются конкретные представления об отношении к товарищам, внимательное отношение к окружающим, проявление честности и доброжелательности. Учащиеся получают представление о чувстве справедливости, скромности, а также и об отрицательных чертах характера: несправедливости, грубости, жадности.

Объектом данной курсовой работы является жанр литературного произведения.

Предмет работы – изучение жанра стихотворной сказки в начальной школе.

Цель нашей курсовой – определить эффективные приемы изучения стихотворной сказки на уроках литературного чтения, способствующие развитию читательской самостоятельности младших школьников.

Для достижения поставленной нами цели нужно решить некоторые задачи:

  • Изучить категорию жанра в рамках литературоведения;
  • Определить признаки, характеризующие стихотворную сказку как жанр;
  • Рассмотреть подходящие принципы для изучения стихотворной сказки на уроках литературного чтения;
  • Подобрать эффективные приёмы изучения стихотворной сказки на уроках литературного чтения.

Глава 1. Стихотворная сказка как литературный жанр

1.1. Жанр как литературоведческая категория

Одна из проблем литературы составляет внутренние ее границы, разделяющие литературу на «роды и жанры». Они по-разному прочерчивались теоретиками разных эпох.

В конце XVIII – начале XIX века в европейской теории (братья Шлегели, Шеллинг, Гегель) утвердилась схема классификации литературы, включающая три члена – эпос, лирику и драму. Эти три члена входят не в две оппозиции, а в одну – тройственную оппозицию, сменяя друг друга в процессе диалектического развития; кроме того, критерий различения носит не чистый, а смешанный или синтетический характер – три рода литературы различаются как формой, так и темой («содержанием»), которые взаимно определяют друг друга. Теперь теоретикам удалось построить классификацию литературных жанров не в виде таблицы, а в виде графа, древовидной схемы, где низшие члены соподчинены высшим членам, представляют собой их видовую конкретизацию.[6, с. 29] В соответствии с тематикой нашей курсовой работы, учитывая созданную теоретиками классификацию литературных жанров, мы представляем построенную ниже схему классификации детских литературных жанров.

Литературные жанры представляют собой исторически складывающиеся и развивающиеся группы литературные произведения, которые объединены общими формальными и содержательными формами.[15]

Для того чтобы понять, что такое жанр в литературе, нужно сначала познакомиться с понятиями «род» и «вид» в литературе.

Очень часто жанр в литературе отождествляют с родом литературы, но это различные понятия. Род художественной литературы – это понятие более широкое, каждый из родов литературы включает в себя несколько жанров. Всего в современной литературе выделяют три рода: эпос (рассказ о событиях), драма (изображение событий на сцене), лирика (переживание событий, изображение чувств). Получается, что каждый из родов литературы включает в себя определенные жанры. К эпосу, чаще всего (но не всегда), относятся прозаические жанры, например, роман, повесть, рассказ. К драме относятся жанры театра, например, комедия, трагедия. Драматические произведения чаще всего пишутся в виде пьес. К лирике относятся произведения поэзии, например, элегия, песня, ода.

Но есть и иное определение жанров в литературе. Некоторые ученые выделяют роды литературы, ее виды и жанры, то есть три понятия, а не два. Вид в таком случае занимает промежуточное положение между родом и жанром. Пример: драма (род) – комедия (вид) – комедия положений (жанр). В такой теории жанр приобретает более узкое и конкретное значение. Однако в школе придерживаются более простой теории, где выделяются только роды и жанры литературы. Чтобы было понятнее, перечислим жанры разных родов и их описание.[13]

Эпос – роман, повесть, новелла, рассказ, басня, баллада, миф, сказка, поэма, былина, дума, предание, легенда, баллада, притча, малые жанры (пословицы, поговорки, загадки и т. д.) и другое.

Эпические жанры обычно рассматривают исторически, выделяя фольклорные жанры эпоса, жанры древней литературы и современные жанры.

Жанры современного эпоса. Роман – один из самых популярных эпических жанров современности. Исторически роман складывался из циклов новелл, однако современный роман – совершенно особый жанр. Этот жанр предполагает достаточно объемное (как правило, в сотни страниц) произведение со многими героями и несколькими сюжетными линиями. Впрочем, последнее условие в современной литературе выполняется далеко не всегда, например, в детективном романе часто наблюдается только одна линия. Роман допускает огромное число жанровых модификаций: социальный роман, семейный роман, женский роман, детективный роман, научно-фантастический роман, роман-фэнтези и т. д. Вообще для современности характерны жанровые пересечения. Скажем, есть роман как жанр со своими признаками, есть фантастика как жанр литературы со своими признаками. Их пересечение и дает нам фантастический роман.

Повесть. Жанр повести известен в России давно, однако древняя повесть предполагала лишь указание на повествование, без определения объема и характера этого повествования. В современном значении жанр повести проявил себя только в XIX веке как нечто среднее между рассказом и романом. Повесть, как правило, избегает множества сюжетных линий, сосредотачиваясь на одном событии или одной судьбе. Жанр повести чрезвычайно популярен, повести писали и Гоголь, и Тургенев, и Достоевский, и Толстой, и многие другие авторы вплоть до сегодняшнего дня (В. Распутин, и В. Астафьев и др.).

Рассказ – один из молодых эпических жанров. Современному читателю может показаться, что рассказ в русской литературе существовал чуть ли не испокон веков, но это иллюзия, объясняемая популярностью жанра. На самом деле рассказ начал складываться только в 20-е годы XIX века, хотя истоки его, конечно, можно найти и в более ранние периоды. Своим происхождением рассказ обязан эпохе реализма, но сегодня связь жанра рассказа с реалистическим направлением обязательной не является. Рассказ понимается как небольшое эпическое произведение, как правило, в центре рассказа какой-то эпизод из жизни героя. Для классического русского рассказа характерен интерес к психологии, к внутреннему миру героя.

Литературная сказка – весьма популярный жанр, характерной особенностью которого является стилизация сказочного повествования. В то же время современная литературная сказка на фольклорную сказку похожа мало, она гораздо теснее связана с общелитературными тенденциями. Так, сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина коррелируют с радикально-демократическим крылом русской литературы XIX века; в сказке А. Н. Толстого «Буратино» узнаются не только социальные эмоции послереволюционной России, но и пародийные выпады в адрес декадентства и т. д.

Современный эпос очень разнообразен в жанровых проявлениях. Из наиболее распространенных можно отметить фельетоны, анекдоты, притчи, бытовые зарисовки и т. д. К эпическому роду часто и не без оснований относят популярный ныне жанр эссе.[13]

Драма – трагедия, комедия, драма, фарс, водевиль, трагифарс, обряд, игра, народная драма, вертеп, раек и другое.

Исторически наиболее значимы были два драматических жанра: трагедия и комедия.[13]

Лирика – элегия, ода, гимн, сонет, романс, послание, мадригал, эпиграмма, песня, рондо и другое.

Сложность классификации лирических жанров связана с тем, что в лирике очень часто решающими оказываются не общеродовые, а вторичные признаки: объем, адресат, событие, форма и т. д. Поскольку оснований очень много, строгая классификация вообще невозможна. По характеру эмоции (часто не совсем точно говорят «по характеру пафоса») можно выделить оду (торжественное, чаще всего утверждающее что-то или восхваляющее кого-то стихотворение), элегию (грустное лирическое размышление чаще всего о быстротечности бытия, о том, что все уходит) и сатиру (гневное, язвительное обличение чего-то или кого-то). Исторически ода, элегия и сатира были довольно жесткими жанрами, требовавшими соблюдения формальных условий (метра, строфы и т. д.), сегодня в чистом виде эти жанры встречаются редко, однако традиции жанров сохранились, и совершенно корректно говорить об элегических, сатирических или одических стихотворениях какого-то поэта. Исторически ода и сатира были характерны для классицизма (имеется в виду новое время, как жанры они были известны уже в античности), элегия «расцвела» в эпоху романтизма. Элегическая традиция размышлений о краткости жизни, восходящая к «Элегии на сельском кладбище» Томаса Грэя, породила множество шедевров. С этим жанром связаны гениальные стихи  П. Б. Шелли, А. С. Пушкина и других корифеев мировой поэзии.

За пределами оды, сатиры и элегии четкие основания для классификации теряются. Можно, конечно, как-то находить эти основания, однако, на наш взгляд, это мало что даст для понимания лирики. Проще просто перечислить некоторые характерные жанры, распространенные в русской лирике.

Послание –  традиционный, хорошо освоенный русской лирикой жанр. Послание – это стихотворение, написанное в форме письма, но предполагающее открытое прочтение. Общеизвестно послание А. С. Пушкина «В Сибирь», послание М. Ю. Лермонтова «Валерик» и т. д.

Из других распространенных в русской лирике жанров можно отметить песню (именно как жанр литературы, а не музыкальный жанр). В целом же границы лирических жанров подвижны, возможны и авторские жанры.

Таким образом, говорить о строгой классификации лирических жанров в современной ситуации бессмысленно. Сегодня о жанровой строгости в лирике говорить не приходится.[13]

Могут быть выделены в отдельные категории жанры устного народного творчества (сказка, песнь, былина) или малые жанры фольклора (загадка, пословица, частушка). К жанрам древнерусской литературы относят: житие (описание жизни светских и духовных лиц), поучение, хождение (описание путешествия, чаще всего к святым местам), воинская повесть, слово (художественное прозаическое произведение поучительного характера) и летопись.

Если родовое деление литературы, при всей своей абстрактности, сохраняет логическую стройность, то на уровне видов (жанров) наблюдается множество смешанных форм, а также чисто формальных образований (особенно стихотворных форм в лирике, вроде сонета), с которыми невозможно связать определенного содержания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Жанрообразующие признаки стихотворной сказки

Поскольку предметом работы является изучение жанра стихотворной сказки в начальной школе, необходимо рассмотреть более подробно само понятие «сказка».

Сказка – один из видов фольклорной прозы, встречающийся у различных народов и подразделяющийся, в свою очередь, на жанры. Поскольку единой научной классификации до сих пор не существует, жанры или группы сказок исследователи выделяют по-разному. Так, Э.В.Померанцева подразделяет их на сказки: 1) о животных, 2) волшебные, 3) авантюрно-новеллистические, 4) бытовые, в то время как В.Я. Пропп делит сказки на: 1) волшебные, 2) кумулятивные, 3) о животных, растениях, неживой природе и предметах, 4) бытовые или новеллистические, 5) небылицы, 6) докучные сказки.

Важнейшей характеристикой сказки является то, что в ней присутствует обязательная установка на вымысел, что определяет и поэтику сказки.

Информация о работе Принципы и приёмы изучения стихотворной сказки на уроках литературного чтения