Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 13:48, курсовая работа
В последнее время, в связи с возрождением и развитием традиционной культуры бурят, большое значение приобретает исследование механизмов ее функционирования, выявление исторически сложившихся парадигм. Понимая необъятность всего ритуального поля бурятской культуры, мы остановились на комплексе обычаев и обрядов, связанных с рождением ребенка, который является одним из социально значимых обрядов жизненного цикла ("перехода"), принадлежащих к высшему уровню: определяющих ритм жизни социума и индивида.
Предлагаемая работа посвящена не теряющей никогда актуальности теме - заботе о рождении и сохранении подрастающего поколения. Любовь к детям, стремление сохранить их жизнь и здоровье присущи всем народам, независимо от их этнической и конфессиональной принадлежности и уровня социального развития.
Целью данной работы является наиболее полное описание структуры родильной обрядности и анализ функций единиц обряда.
Введение………………………………………………….………………….……3
Глава 1. Рождение ребенка и связанные с ним поверья………………………7
Глава 2. Вредоносные духи…………………………………………………….10
Глава 3. Родинные обряды…………………………………………………….16
Глава 4.Обычаи и обряды, связанные с сохранением жизни ребенка……...21
Глава 5. Уход за детьми и их воспитание………………………………23 Заключение…………………….………………..………………………….…….32
Приложение………………………………………………………………………33
Использованная литература……………………………………………………38
Федеральное агентство по образованию
государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Восточно – Сибирская государственная академия образования»
Факультет гуманитарный
Кафедра литературы
Перханова Алина Владимировна
РОДИННЫЙ ОБРЯД У БУРЯТ ОЛЬХОНСКОГО РАЙОНА
Курсовая работа
Иркутск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………….……
Глава 1. Рождение ребенка и связанные с ним поверья………………………7
Глава 2. Вредоносные духи……………………………………
Глава 3. Родинные обряды…………………………………………………….16
Глава 4.Обычаи и обряды, связанные с сохранением жизни ребенка……...21
Глава 5. Уход за детьми и
их воспитание………………………………23 Заключение…………………….………………..………
Приложение……………………………………………………
Использованная литература……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В последнее время, в связи с возрождением и развитием традиционной культуры бурят, большое значение приобретает исследование механизмов ее функционирования, выявление исторически сложившихся парадигм. Понимая необъятность всего ритуального поля бурятской культуры, мы остановились на комплексе обычаев и обрядов, связанных с рождением ребенка, который является одним из социально значимых обрядов жизненного цикла ("перехода"), принадлежащих к высшему уровню: определяющих ритм жизни социума и индивида.
Предлагаемая работа посвящена не теряющей никогда актуальности теме - заботе о рождении и сохранении подрастающего поколения. Любовь к детям, стремление сохранить их жизнь и здоровье присущи всем народам, независимо от их этнической и конфессиональной принадлежности и уровня социального развития.
Рождение ребенка, его социализация - события, теснейшим образом связанные с вопросом продолжения рода, преемственности поколений, -являются важнейшими моментами в жизни семьи, всего общества. Это определяет их непосредственную связь с различными сторонами семейного и общественного быта. Изучение родильной обрядности позволяет затронуть широкий круг проблем, анализ которых помогает выявить особенности многостороннего процесса социализации ребенка в обществе, делает более полным представление об особенностях традиционной картины мира. В разнообразных верованиях и представлениях, связанных с рождением детей отражаются древнейшие пласты народного мировоззрения и мировосприятия. В течение веков у каждого народа создавалась своеобразная практика родовспоможения, ухода за роженицей и ребенком, позволяющая оптимальным образом приспособиться к условиям проживания и обеспечить воспроизводство населения. Эта практика включала как рациональные, отобранные народным опытом реалии, так и различные обряды, обычаи и поверья, определяемые спецификой мировоззрения народа и свидетельствующие одновременно о социальной значимости, которое имело рождение ребенка не только для определенной семьи, но и для всего общества, в котором ему предстояло жить.
Состояние и степень изученности темы. Родильная обрядность всегда привлекала внимание бурятоведов, особенно с конца XIX в., когда появилось достаточно много работ по этнографии бурят, где встречаются материалы и по интересующей нас проблеме.
В описаниях путешественников,
в общих работах по этнографии
бурят дореволюционного периода
встречаются ценные, но, к сожалению,
очень краткие сведения по данной
теме (в виде фрагментов и отдельных
заметок). В послереволюционный период
более подробное освещение
Наиболее серьезным
Как видно из исторического
обзора публикаций, связанных с родильной
обрядностью, она нашла свое место
в этнографических
Эти проблемы и основные подходы к их изучению в отечественной этнологии нашли отражение в публикациях, появившихся в последние годы. Прежде всего, исследователи реконструировали архетипическую синтагматическую структуру родильной обрядности.
Цель и задачи исследования. Целью данной работы является наиболее полное описание структуры родильной обрядности и анализ функций единиц обряда.
Задачи работы, диктуемые этой целью, заключаются в следующем: -реконструкция наиболее полной синтагматической структуры обрядности, связанной с рождением ребенка у бурят; -описание ведущих элементов структуры; -выделение общебурятских черт и локальных особенностей; -интерпретация сходства и различий обрядовой практики, связанной с рождением ребенка;
Предмет исследования - семантика родильной обрядности. Методологическая и теоретическая основа работы
В работе используются методы, широко применяющиеся в историко-этнографических исследованиях: описательный, типологический, сравнительно-исторический, принцип системности, семантический и морфологический анализ, семиотическое рассмотрение отдельных элементов обряда и их интерпретации.
Научная новизна исследования. Впервые обобщен и систематизирован накопленный этнографической наукой материал по родильной обрядности. На базе собранного этнографами материала, ориентированного на реконструкцию исторических форм бытования традиционной, а также архивных и полевых материалов, сделан семантический анализ родильной обрядности, с выделением и уточнением парадигматических единиц в рамках одного обряда и общих для всех ритуалов жизненного цикла.
Практическая значимость работы. Мы исходим из насущных проблем возрождения национальной культуры, приобретшими особое значение в последнее десятилетие на фоне возрастающей роли национального самосознания. В связи с чем, работа может иметь значение при изучении традиционной культуры в учебно-образовательных учреждениях (ибо основным полем деятельности по национально-культурному возрождению становится образовательное пространство), материалы курсовой работы могут быть использованы в обобщающих историко-этнографических работах, в разработке спецкурсов в ВУЗах, а также возможно дальнейшее понимание традиционной культуры на конкретном обряде.
ГЛАВА 1. РОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА И СВЯЗАННЫЕ С НИМ ПОВЕРЬЯ
Одним из важнейших составных, входящих у Ольхонских бурят в понятие «счастье», были дети, потомство. Самыми распространенными и добрыми благопожеланиями были: «Халуунда hууха хyбуутэй болоорой, хадамда ошохо басагатай болоорой» (имей сыновей, чтобы продолжить отцовский род, имей дочерей, чтобы замуж выдать) или «Олон хубуутэй, хорёогоор дуурэн малтай болоорой» (вырасти много детей, наживи хорошие загоны /для скота/), «Хоймороор дуурэн хубуутэй, хорёогоор дуурэн малтай болоорой» (имей полный хоймор детей, полный загон скота) и т.д [Прил.1].
Свидетельство
о том, что в представлениях
ольхонских бурят мужчина
Исследователи
единодушно отмечали, что «все
помыслы ольхонских бурят
Поскольку
многодетность всегда
Если бурят умирал бездетным, говорили: «галл гуламтань унтараа!» (очаг не потух!). Именно поэтому самая страшная клятва ольхонского бурята заключалась в словах: «Пусть потухнет мой очаг!».[Прил.6]
У жителей ольхонского района бездетность рассматривалась не только как беда супругов, но и беда всей семьи, всего родственного коллектива, поэтому у ольхонских бурят существовали различные поверья, магические обряды и приемы, к которым прибегали для избавленья от несчастья.
Одним из наиболее распространенных способов «выпрашивания» ребенка считался специальный обряд поклонения хозяину очага, связанный с чадородием. Божество огня, по представления ольхонских бурят, помимо всего другого, способствовало и деторождению. Назывался этот обряд «галл гуламтын тайлган». Совершали его, когда в молодой семье не рождались дети. В жертву божеству огня приносили одного барана и тарасун. Исполнял обряд не шаман, а знающий обычаи улусный старик – хаялгаша. Этот специальный обряд жертвоприношения огню, на котором женщина вымаливала себе счастье чадородия, был широко распространен у многих бурят.
Средством
избавления от бездетности
В силу
существования таких
Желание
иметь детей, создание