Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 20:28, курсовая работа
Поэзия Есенина, удивительно “земная”, близкая каждому, реальная до самых своих корней и вместе с тем “вселенская”, общечеловеческая, озарена немеркнущим светом истинной любви “ко всему живому в мире”.
Казалось бы, о творчестве Есенина уже всё сказано[1]. И всё - таки каждый человек, открывая томик его стихов, открывает своего Есенина.
Я Есенина люблю с детства. Когда я была совсем маленькой, мама читала мне по вечерам стихотворение “Берёза”. Хотя я и не знала, кому принадлежит это творение, но уже с детства меня завораживали эти чудные строки.
Введение……………………………………………………………….............2 - 3
Часть 1. Своеобразие поэтики С. Есенина.................................................... 4- 19
1.1 Красота и богатство лирики Есенина.......................................................4- 13
1.1.1. Особенности художественного стиля...................................................4 – 7
1.1.2. Особенности метафоры в поэзии Есенина...........................................7 - 8
1.1.3 Поэтическая лексика...............................................................................8- 10
1.1.4. Поэтическая техника С. Есенина…….................................................10-11
1.1.5. Луна в поэзии Есенина.........................................................................11-13
2.1 Ведущие темы поэзии..............................................................................15-19
2.1.1. Тема деревни.........................................................................................15-17
2.1.2 Тема родины в лирике Есенина............................................................17-19
2.1.3. Тема любви.................................................................................................19
Часть 2. Предшественники и последователи...............................................20-33
2.1. Фольклор как основа художественной картины мира в поэзии С. Есенина
2.2. Есенин и древнерусская литература
2.3. Параллели с Гоголем
2.4 Традиции Есенина в поэзии ХХ века
2.4.1Традиции Есенина в поэзии Н. Рубцова
2.4.2. Опыт анализа стихотворения Н. Рубцова с точки зрения есенинских традиций
Заключение
Курсовая работа: Своеобразие поэтики С. Есенина
Оглавление
Введение………………………………………………………
Часть 1. Своеобразие поэтики
С. Есенина....................
1.1 Красота и богатство лирики
Есенина.......................
1.1.1. Особенности художественного
стиля.........................
1.1.2. Особенности метафоры в
поэзии Есенина................
1.1.3 Поэтическая лексика...........
1.1.4. Поэтическая техника С.
1.1.5. Луна в поэзии Есенина.........
2.1 Ведущие темы поэзии...........
2.1.1. Тема деревни..................
2.1.2 Тема родины в
лирике Есенина................
2.1.3. Тема любви....................
Часть 2. Предшественники и последователи.................
2.1. Фольклор как основа художественной картины мира в поэзии С. Есенина
2.2. Есенин и древнерусская литература
2.3. Параллели с Гоголем
2.4 Традиции Есенина в поэзии ХХ века
2.4.1Традиции Есенина в поэзии Н. Рубцова
2.4.2. Опыт анализа стихотворения Н. Рубцова с точки зрения есенинских традиций
Заключение
Введение
В 1914 году в журнале
“Мирок” за подписью “Аристон”
было впервые напечатано
Милые берёзовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
И не в силах скрыть тоски.
Поэзия Есенина, удивительно “земная”, близкая каждому, реальная до самых своих корней и вместе с тем “вселенская”, общечеловеческая, озарена немеркнущим светом истинной любви “ко всему живому в мире”.
Казалось бы, о творчестве Есенина уже всё сказано[1]. И всё - таки каждый человек, открывая томик его стихов, открывает своего Есенина.
Я Есенина люблю с детства.
Когда я была совсем маленькой,
Вряд ли можно о Есенине, как о Пушкине, сказать “Это - наше всё”. Но в то же время нет в России такого человека, который не знает хотя бы немного строк из стихов Есенина. Чем же он своеобразен, оригинален?
В 11 классе, изучая литературу ХХ века, я познакомилась с творчеством многих поэтов-современников Есенина, поэтов, живущих и творивших после него. Тогда-то мы и задумались, где истоки творчества всенародно любимого поэта, есть ли у него последователи.
Итак, тема работы: Поэзия С. Есенина. Традиции и новаторство.
Цель работы: Выявить
своеобразие поэтики С.
Задачи:
Выявить особенности
художественного стиля и
Рассмотреть основные темы творчества поэта.
Определить роль
традиций древнерусской
Изучить гоголевские
традиции в творчестве С.
Обобщить, какие есенинские традиции наследуются в поэзии 2-й половины XX века (на примере творчества Н. Рубцова и Н. Тряпкина).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
аналитический;
сопоставительный;
сравнительный
Гипотеза: если С. Есенин черпал истоки своего творчества из древнерусской литературы, фольклора и литературы ХIХ века, то его открытия послужили основой поэзии поэтов ХХ века.
Работая над исследованием «Поэзия С. Есенина. Традиции и новаторство», мы обратились к литературоведческим материалам В. Ф. Ходасевича, П. Ф. Юшина, В. И. Эрлиха, В. И. Гусева. Основополагающей в нашей работе стала книга В. Ф. Ходасевича “Некрополь”. В этой книге собраны воспоминания о некоторых писателях недавнего прошлого, в том числе и о С. Есенине. Книга была составлена в годы эмиграции В. Ф. Ходасевича. Издание также посвящено творчеству Белого, Брюсова, Гумилёва и Блока, Гершензона и Сологуба. Книга была составлена в Брюсселе еще в 1939 году, но в своём полном виде эта книга впервые была издана в 90-е годы. Ф. Ходасевич в этой книге как будто приоткрывает тайный занавес творчества Есенина, исследуя его творчество с помощью личных биографий и переписок с современниками. Отсюда, простота, понятность этого издания.
Часть 1. Своеобразие поэтики С. Есенина.
1.1 Красота и богатство лирики Есенина.
1.1.1. Особенности художественного стиля.
Большое место в творчестве Есенина занимают эпитеты, сравнения, повторы, метафоры. Они используются как средство живописи, передают многообразие оттенков природы, богатство ее красок, внешние портретные черты героев ("черемуха душистая", "рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани", "во мгле сырой месяц, словно желтый ворон... вьется над землей"). Немаловажную роль в поэзии Есенина, как и в народных песнях, играют повторы. Они используются для передачи душевного состояния человека, для создания ритмического рисунка. Есенин употребляет повторы с перестановкой слов:
С моей душой стряслась беда,
С душой моей стряслась беда.
Поэзия Есенина
насыщена обращениями, часто
Милые березовые чащи!
Используя стилистические особенности народной лирики, Есенин как бы пропускает их через литературные традиции и через свое поэтическое мироощущение.[2]
В своей книге
“Некрополь” Ф. Ходасевич
Чаще всего он писал о деревенской природе, которая всегда выглядела у него простой и незамысловатой. Это происходило потому, что эпитеты, сравнения, метафоры Есенин находил в народной речи:
За ровной гладью вздрогнувшее небо
Выводит облако из стойла под уздцы.
Или:
Воробушки игривые,
Как детки сиротливые.
Так же как и
для народа, для Есенина характерно
одушевление природы,
Клен ты мой опавший,
клен заледенелый,
Что стоишь, нагнувшись,
под метелью белой?
Или что увидел?
Или что услышал?
Словно за деревню
погулять ты вышел.
Настроения и чувства Есенина,
Не нашлось мое колечко.
Я пошел с тоски на луг.
Мне вдогон смеялась речка:
«У милашки новый друг».
Е. С. Роговер высказывал
мнение, что есенинская поэзия
зрелых лет также обращена
к прекрасному. Поэт умеет
Сердцем я всё такой же,
Как васильки во ржи, цветут в лице глаза.
…………………………………………………………………..
… Башка моя, словно август,
Льётся бурливых волос вином.
……………………………………………………………………
… В сердце ландыши вспыхнувших сил.
…………………………………………………………………….
… Тот старый клён головой на меня похож.
Нередко нас поражает способность Есенина переживать очарование прекрасным, проявить себя, говоря словами лесковского Флягина, как “красоты любитель”. Есть у него стихотворение, которое можно образно назвать лесковским. Это стихотворение “Не жалею, не зову, не плачу…”.
Стихотворение строится как монолог человека, подводящего итог своей многотрудной, но яркой, полной событиями жизни. Лирический герой, как лесковский странник, исходил нескончаемые дороги Отчизны, влекомый “духом бродяжьим”, испытывающий особое очарование тишиной и грустно переживающий ныне своё увядание. С восторгом лирический герой говорит о “о стране берёзового ситца”; ощущает, как “тихо льётся с клёнов листьев медь”; кажется ему, будто он вновь
… весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Невольно вспоминается лесковский Ахилла Десницын, тоже впервые появляющийся на страницах романной хроники “Соборяне” на красном коне, облитом радужными лучами восходящего солнца. Прежняя игра недюженных сил, заразительная восторженность и беспредельная широта души ощущаются в неожиданном восклицании, вырвавшемся из груди есенинского лирического героя:
Дух бродяжий! Ты всё реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.
Но монолог-воспоминание этого скитальца произнесён и эстетически оформлен как элегия. И оттого в первой и последней строфах звучит родственный грустный мотив увяданья природы и человека:
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Чуткий к эстетическому богатству сущего, Есенин “расцвечивает” явления окружающего мира: “Покраснела рябина, / Посинела вода”; “Лебединое пенье / Нежит радугу глаз…”. Но эти краски он не придумывает, а подсматривает в родной природе. При этом он тяготеет к чистым, свежим, интенсивным, звенящим тонам. Самым распространённым цветом в лирике Есенина оказывается синий, далее голубой. Эти краски в своей совокупности передают цветовое богатство действительности.
1.1.2. Особенности метафоры в поэзии Есенина.
Метафора (от греч. metaphora - перенос) – это переносное значение слова, когда одно явление или предмет уподобляется другому, причём можно использовать и сходство, и контраст.
Метафора - наиболее
распространенное средство
Поэтику Есенина
отличает тяготение не к
Отсюда стремление к всеобщей гармонии, к единству всего сущего на земле. Поэтому один из основных законов мира Есенина - это всеобщий метафоризм. Люди, животные, растения, стихии и предметы - все это, по Есенину, дети одной матери - природы.
В программной статье
Есенина “Ключи Марии” сказано,
Строй сравнений,
образов, метафор, всех
Тянусь к теплу, вдыхаю мягкость хлеба
И с хруптом мысленно кусая огурцы,
За ровной гладью вздрогнувшее небо
Выводит облако из стойла под уздцы.
Здесь даже мельница - бревенчатая птица
С крылом единственным - стоит, глаза смежив.
(1916)
1.1.3 Поэтическая лексика.
Е. С. Роговер
в одной из своих статей
утверждал каждый поэт имеет
свою как бы “визитную
Конкретность и
отчётливость поэтического