Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 23:43, контрольная работа
В предисловии к роману «Портрет Дориана Грея» Уальд излагает основные положения эстетической теории: «Художник — тот, кто создает прекрасное... Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги хорошо написанные или написанные плохо... Художник не моралист... В сущности, искусство - вовсе не жизнь... Всякое искусство совершенно бесполезно».
С точки зрения эстетической теории Оскара Уайльда “Искусство совершенно бесполезно”: понять произведение искусства может лишь человек, тонко чувствующий прекрасное, а для него моральный урок не нужен, ибо он сам живёт по законам красоты (например, лорд Генри). Для других же такое искусство будет недоступным: “Искусство — это зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь”.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Нижегородский государственный университет им. Лобачевского»
Филологический факультет
Специальность журналистика
Художественная концепция и система образов в романе О.Уайльда «Портрет Дориана Грея»
(контрольная работа)
Работу выполнила:
Лисина Вероника
студентка V курса
заочного отделения
Нижний Новгород
2014
Введение
В предисловии к роману «Портрет Дориана Грея» Уальд излагает основные положения эстетической теории: «Художник — тот, кто создает прекрасное... Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги хорошо написанные или написанные плохо... Художник не моралист... В сущности, искусство - вовсе не жизнь... Всякое искусство совершенно бесполезно».
С точки зрения эстетической теории Оскара Уайльда “Искусство совершенно бесполезно”: понять произведение искусства может лишь человек, тонко чувствующий прекрасное, а для него моральный урок не нужен, ибо он сам живёт по законам красоты (например, лорд Генри). Для других же такое искусство будет недоступным: “Искусство — это зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь”.
В романе «Портрет Дориана Грея» органически объединены основные эстетические положения теории искусства Оскара Уайльда (предисловие к роману) и их художественная реализация (сам роман).
Образы Уайльда символичны: Дориан Грей олицетворяет вечную молодость, лорд Генри – проповедник идей гедонизма (философии беспредельного наслаждения), Бэзил Холлуорд представлен как служитель Искусства, Сибила Вэйн - воплощение театральности жизни и т.д.
В романе воссоздана неповторимая атмосфера прекрасного: красивые люди, блестящие высказывания, совершенные произведения искусства, хотя временами салонная красота оборачивается пустым украшательством.
Привлекательность уайльдовской прозы для читателей во многом определяется её блестящим языком, нескончаемым потоком эффектных, хотя и поверхностных парадоксов.
Важной художественной особенностью произведения О. Уайльда является тесная связь истории Дориана Грея с известнейшими шедеврами мировой литературы. Так, известный мотив таинственной зависимости судьбы человека от его портрета или другой вещи, которая дает ему мистическую власть над миром и, в свою очередь, делает своим рабом (О. де Бальзак «Шагреневая кожа» и др.); мотив двойного существования героя, который имеет одно (моральное) лицо для людей и совсем другое (отвратительное) для себя ( проза Э. Т. А. Гофмана, Г. К. Андерсена и др.); мотив «учитель» (точнее, «лжеучитель») - ученик (произведения Аристофана, Бальзака и др.). Именно поэтому «Портрет Дориана Грея» нередко называют «литературным романом».
Но писатель идет к созданию особого типа прозы - «интеллектуального романа». Его признаками является сосредоточенность персонажей на решении религиозных, философских, эстетичных проблем, а также «цитирование», что состоит в мировом заимствовании художниками разнообразных элементов текстов других авторов, тем не менее, в отличие от обычного цитирования, они делают в них изменения, необходимые для реализации собственной художественной задачи. Это переосмысление «чужих текстов» напоминает игру. «Интеллектуальный роман» О. Уайльда весь пронизан сложной морально-этической проблематикой, а также вопросами, которые касаются культуры в широчайшем понимании этого слова: кроме литературы, здесь речь идет о музыке (Шуберт, Вагнер), живописи, ювелирном искусстве, истории костюма, садоводстве и др.
О. Уайльд является новатором и в этом: он объединяет «интеллектуальный роман» с элементами массовой литературы (детективом, «сенсационным романом», фантастикой).
Своеобразным является и стиль романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея». Прежде всего, это замечательный язык с безупречным синтаксисом и эквилибристикой слов. В произведении много описаний замечательных вещей, экзотика ценностей, блестящая языковая игра. Произведение поглощает читателя фейерверком мыслей, красотой афоризмов, резкими контрастами.
Художественная концепция и система образов в романе
Образ лорда Генри Уоттона в романе.
«Когда эстет берется за роман, то его эстетизм проявляется вовсе не. в формальном построении романа, - а в том, что в романе изображается говорящий человек - идеолог эстетизма, раскрывающий свое исповедание, подвергаемое в романе испытанию»
[6, с. 101-102].
Бахтин М. М.
«Говорящий человек-идеолог» в романе - лорд Генри Уотгон, разворачивающий перед Дорианом и читателем целую программу эстетизированного гуманизма. Это, пожалуй, самая яркая и завершенная фигура в романе. Он действует в облике светского человека из высшего общества. Его речи способны одурманить воображение кого бы то ни было. Общеизвестно суждение писателя о том, что свой гений он вложил в искусство разговора, а в произведения - только свой талант. Речи его героя также захватывают и увлекают. Лорд Генри - замечательный собеседник. Он может поддержать и развить любую мысль: «А лорд Генри стал своенравно играть этой мыслью, давая волю фантазии: он жонглировал ею, преображал ее, то отбрасывал, то подхватывал снова; заставлял ее искриться, украшая радужными блестками своего воображения, окрылял парадоксами» [2, с. 60]. Речь лорда Генри - вереница блестящих парадоксов. Следует отметить, что парадокс является специфической формой изложения и обоснования его позиций.
«Принц Парадокс» - так предлагает Дориан окрестить лорда Генри. Эго определение соответствует не только речевой манере лорда Генри, но и его сущности. «Удивительный ты человек! Никогда не говоришь ничего нравственного - и никогда не делаешь ничего безнравственного» [2, с.12], - говорит о нем Бэзил Холлуорд. В самом деле, если не считать папирос с примесью опиума, которые курит лорд Генри, то он, действительно, ничего безнравственного в рамках романной фабулы не совершает. Разве что замечание о дендизме лорда Генри находит свое подтверждение в его внешнем облике и образе жизни [6, с.104]: «Лорд Генри погладил каштановую бородку, похлопал своей черной тростью с кисточкой по носку лакированного ботинка» [2, с.18].
Философия лорда Генри внешне привлекательна, она последовательна, убедительна и обладает внутренней логичностью [3, с.135]. Он пропагандирует восхищение красотой: «Красота - один из видов Гения, она еще выше Гения, ибо не требует понимания. Она - одно из великих явлений окружающего нас мира, как солнечный свет, или весна, или отражение в темных водах серебряного щита луны. Красота неоспорима. Она имеет высшее право на власть и делает царями тех. кто ею обладает» [3, с.34]. С помощью эстетизма он оправдывает свою теорию гедонизма: «Проявить во всей полноте свою сущность - вот для чего мы живем» [2, с. 2 8]. Утверждая, что цель жизни - самовыражение и наслаждение, он сожалеет о том, что люди забыли о долге перед собой. Лорду Генри не знакомы муки совести. Для него не существует такого понятия, как совесть, которую он называет трусостью: «Совесть и трусость, в сущности, одно и то же, Бэзил. «Совесть» - официальное название трусости, вот и все» [2, с.14]. Он дает понять, что надо жить, ни с чем не считаясь.
Такой подход оправдывает грех. По мнению лорда Генри, грех спасает от застоя и ведет к прогрессу. Он считает, что это единственный способ избавиться от страданий: «Единственный способ отделаться от искушения - уступить ему. А если вздумаешь бороться с ним, душу будет томить влечение к запретному, и тебя измучают желания, которые чудовищный закон, тобой же созданный, признал порочными и преступными» [2, с.29].
Лорд Генри предлагает превратить искушение в произведение искусства, облеченное в очаровательную форму. Только тогда оно сможет доставить удовольствие и стать истинным наслаждением, в котором и заключается смысл жизни: «Мне думается, что если бы каждый человек мог жить полной жизнью, давая волю каждому чувству и выражение каждой мысли, осуществляя каждую свою мечту, - мир ощутил бы вновь такой мощный порыв к радости, что забыты были бы все болезни средневековья, и мы вернулись бы к идеалам эллинизма, а может быть, и к чему-либо еще более ценному и прекрасному» [2, с.29].
Но философия гедонизма в поступках самого лорда Генри Уоттона не реализуется. Он остается лишь теоретиком, ограничиваясь проповедью наслаждения.
Всю силу своего влияния лорд Генри решает испытать на Дориане Грее. Делает он это только ради удовлетворения своего любопытства: «А как это увлекательно – проверять силу своего влияния на другого человека! Ничто не может с этим сравниться. Перелить свою душу в другого, дать ей побыть в нем; слышать отзвуки собственных мыслей, усиленные музыкой юности и страсти; передавать другому свой темперамент, как тончайший флюид или своеобразный аромат, - это истинное наслаждение, самая большая радость, быть может, какая дана человеку в наш ограниченный и пошлый век с его грубочувственными утехами и грубопримитпвными стремлениями» [2, с.52]. Он превращает Дориана в искушенного гедониста. Он объявляет, что Дориану все подвластно и все дозволено. А сам лишь со стороны наблюдает за ходом своего эксперимента: «Наблюдать его - истинное удовольствие! Этот мальчик с прекрасным лицом и прекрасной душой вызывает к себе живой интерес. Не все ли равно, чем все кончится, какая судьба ему уготована? Он подобен тем славным героям пьес или мистерий, чьи радости нам чужды, но чьи страдания будят в нас любовь к прекрасному. Их раны - красные розы» [2, c. 82].
Несомненно, герой-идеолог находится на значительно меньшей дистанции от автора, чем герой-протагонист. О. Уайльд действительно передал ему многие свои заветные мысли, выраженные в теоретических трактатах. Однако считать лорда Генри прямым выразителем авторских взглядов было бы преувеличением, так как эстетизм в уайльдовской версии был сознательным. В отличие от своего героя, автор понимал всю его ограниченность. Теория гедонизма лорда Генри изначально обречена на гибель, потому что невозможно прожить жизнь, будучи имморалистом.
Позднее, защищая свою книгу от нападок, О. Уайльд объяснял: «Лорд Генри Уоттон хочет быть в жизни всего лишь зрителем. Но выясняется, что те, кто уклоняется от битвы, получают более тяжелые раны, чем те, кто в ней участвует» [9, с.365].
Считалось, что образ лорда Генри Уоттона автобиографичен, но мы убедились, что он является носителем специфической для писателя речевой манеры, отмеченной нестандартностью эпитетов и сравнений, склонностью к афористичности и обилием вербальных парадоксов, но никак не авторской идеологической системы [6, с.103].
Образ Бэзила Холлуорда в романе
Бэзил Холлуорд изображен в романе как антипод лорда Генри. Он постоянно оспаривает то, что провозглашает лорд Генри. Антагонисты по своим взглядам на мир, Генри Уоттон и Бэзил Холлуорд по-разному воздействуют на Дориана. О. Уайльд делает их символами двух противоборствующих начал, сосуществующих в душе человека [3, 0.115].
В отличие от лорда Генри и от самого О. Уайльда, Бэзил Холлуорд ведет уединенный образ жизни: «И знаешь - я стал скрытен, мне нравится иметь от людей тайны. Это, пожалуй, единственное, что может сделать для нас современную жизнь увлекательной и загадочной. Самая обыкновенная безделица приобретает удивительный интерес, как только начинаешь скрывать ее от людей» [2, с.11].
Художник очарован красотой Дориана. Эго вдохновляет его на новое искусство, новый стиль в живописи, он ощущает в себе новый прилив сил: «Встреча с Дорианом словно дала мне ключ к чему-то совсем новому в живописи, открыла мне новую манеру письма. Теперь я вижу вещи в ином свете и все воспринимаю по-иному. Я могу в своем искусстве воссоздавать жизнь средствами, которые прежде были мне неведомы»12 [2, с.19]. Однако Бэзил не хочет выставлять портрет на всеобщее обозрение, чтобы никто не увидел секрет его собственной души, таящийся в портрете Дориана Грея: «В это полотно я вложил слишком много души, слишком много самого себя» [2, С.20].
Художник борется за душу Дориана Грея, пытаясь сохранить ее в гармонии, чистоте и первозданной юности. Он хочет защитить Дориана от несчастий. «Он постоянно дает мне добрые советы» [2, C..79], - говорит Дориан.
Бэзил настаивает на том, что Дориан должен стремиться к добру, которое сделает его лучше:
«Да, я намерен отчитать вас. Я хочу, чтобы вы вали такую жизнь, за которую люди уважали бы вас. Хочу, чтобы у вас была не только незапятнанная, но и хорошая репутация» [2, с.204].
Не принимая теорию лорда Генри, художник несколько раз пытается повлиять на нравственность Дориана Грея.
Первая попытка была связана с гибелью Сибиллы Вейн. Но лорд Генри опередил его в своем влиянии и сумел восстановить душевное равновесие юноши. Дориан усвоил его урок о бессмысленности эмоций и сожалений и запрещает Бэзилу говорить о смерти Сибиллы.
Вторая попытка Бэзила повлиять на Дориана состоялась восемнадцать лет спустя после написания портрета. Бэзил ужаснулся изменениям своего творения. Изменившийся портрет стал уроком для них обоих. Ведь портрет говорит не только Дориану, что ему надо покаяться, но и художнику, что ему тоже необходимо совершенствоваться. Он, как и Дориан, тоже увидел в нем отражение собственных ошибок. Разница лишь в том, что Бэзил принял ужасное послание и понял, что только раскаяние может спасти от неминуемой гибели [3, с.116]: «Молитесь, Дориан, молитесь!» [2, с.211] «Я слишком боготворил вас - и за это наказан. Вы тоже слишком любили себя. Оба мы наказаны» [2, с.211].
Эта попытка Бэзила повлиять на нравственность Дориана оказалась роковой для обоих: она привела художника к насильственной смерти от руки Дориана. Художник, боготворивший физическую красоту Дориана Грея, погибает от руки того, в чьей душе он зародил нелепое, чудовищное тщеславие [3, с.118].